Взаимодейавие природы и общеава 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимодейавие природы и общеава



На протяжении всей истории люди неуклонно развивали и совершенствовали свои способности воздействовать на ок­ружающую среду. Тем самым изменялся и характер взаимо­отношений общества с природой. Все имеющиеся сегодня научные данные в области истории, археологии, геофафии, этнографии и других дисциплин подтверждают, что антро­погенное воздействие на природу неизменно нарастало про­порционально количественному и качественному росту че­ловечества и отражало в конечном счете основные этапы общественного развития. Каждому из этих этапов были при­сущи свои специфические формы отношений человека с ок­ружающей средой, сопровождавшиеся и различным отраже­нием природы в его сознании.

Предфилософский Первые более или менее правильные
период представления о земной поверхности,

расположении океанов, материков и на­родах, их населяющих, люди получили всего лишь 300—400 лет назад, когда завершилась эпоха великих геофафических открытий. До этого в течение многих и многих тысячелетий, люди обитали на сравнительно небольших, ограниченных территориях. И прежде чем между разрозненными сообще­ствами (пока еще в рамках одного континента) установились какие-то связи, обусловленные торговлей или военными столкновениями, огромные пространства нашей планеты оставались за пределами влияния человеческой деятельно­сти, которая и без того была практически безвредной для ок­ружающей среды.

Так, первобытный человек, занимаясь собирательством, охотой, рыболовством, удовлетворял свои элементарные по­требности присвоением готовых продуктов, т. е. довольство­вался тем, что давала ему природа. Это было то, что вокруг него росло, бегало, ползало, летало, плавало и годилось в пищу. Тогда человек был полностью как бы растворен в при­роде и находился в полной зависимости от нее. Он не выде

лялся из нее и не противопоставлял себя ей. По этой при­чине, а также в силу свой малочисленности, которая в то время определялась исключительно наличием продоволь­ствия и естественными условиями, обеспечивающими вы­живание, первобытный человек объективно не мог нанести ощутимого ущерба окружающей среде.

По мере перехода от собирательства к производству того, что необходимо человеку в его повседневной жизни, он все в большей степени стал вовлекать природу и ее ресурсы в хо­зяйственный оборот, существенно изменяя среду своего оби­тания. Так, с развитием скотоводства возросла нафузка на пастбища, с которых вытеснялись традиционно пасшиеся на них дикие животные. Лишившись коренных мест обитания, они численно сокращались, а то и вовсе исчезали.

Еще большие изменения в природу были внесены чело­веком при переходе к земледелию, когда активно стали вы­жигаться и выкорчевываться леса, освобождаться места под пашни. Характер ландшафтов в местах обитания людей сильно преображался, деградируя в сторону уменьшения ле­сов, эрозии почв и т.п.

Нагрузка на природу возросла, когда несколько позже ста­ли строиться каналы и оросительные системы, целенаправлен­но добываться полезные ископаемые.

Наводнения, пожары, засухи, похолодания, ураганы и землетрясения испытывали его на выживаемость, заставляли искать способы противостоять неумолимой стихии. Далеко не всегда ему удавалось избежать опасности и защитить себя, что порождало страх и неуверенность, чувство абсолютной за­висимости от всесильной природы.

Стихийные же природные явления: гром, молния, ураган и т.п. — истолко­вывались как враждебные силы, адресованные человеку за его непочтительное отношение к природе или как наказание за непослушание богам.

Античная Такое отношение к природе сформирова-

философия лось в основном к середине первого тыся-

челетия до н.э. и претерпело изменения с появлением теоретического мышления, т. е. с выделением философии из мифологии. Уже первые античные философы, в особенности представители натурфилософских школ, ви­дели главную задачу философии в исследовании природы с целью выяснения вопроса о том, из чего состоит мир, кото­рый они понимали как некое сооружение, космос. В пери­од античности природа, хотя и продолжала оставаться гроз­ной силой, превосходяшей человека практически во всем, но осмысленная теоретически, она обрела определенную ценность и воспринималась уже как идеал гармонии и со­вершенства. Многие трактаты античных философов прони­заны идеей благоговения перед природой и призывают жить в согласии с ней и по ее законам, считая именно такую жизнь самой достойной и желанной.

Средневековье Позже, в христианском мировоззрении, эта
и эпоха позиция слияния с природой уступила ме-

Возрождения сто другому отношению к ней, когда оду-

хотворенный человек и бездуховная природа оказались на разных ступенях мироздания. Христианские догматы тракту­ют природу как нечто сотворенное и потому преходящее, из­менчивое, в противоположность вечному, духовному нача­лу — Богу. Отсюда ориентация на возвышение человека, наделенного бессмертной душой, над тленной природой. И хотя реальная зависимость людей от стихии природных сил при таком (духовном) возвышении не уменьшается, отношение материи и духа все в большей мере решается в пользу пос­леднего. Наиболее сильно это проявилось в средневековой философии, когда теологические догматы доминировали над ней и составляли основу мировоззрения абсолютного боль­шинства людей.

Эпоха Возрождения, восстановившая многие ценности и идеалы античности, характеризуется повышенным интересом к искусству, эстетике, прекрасному. На этой волне она при­внесла и обновленное отношение к природе как к источнику красоты и вдохновения, возродив тем самым глубоко уважи­тельное отношение античных мыслителей ко всему есте­ственному, природному. Такая установка, разумеется, наце­ливала на активное исследование и более глубокое познание реальной действительности.

Космологические и натурфилософские идеи, развивае­мые в это время Коперником, Г.Галилеем, Н.Кузанским, Дж.Бруно и др., напрямую связаны с изменившимся отно­шением к природе и в немалой степени из этого же отноше­ния и проистекают.

Новое время Еще в большей степени природа стано-

и становление вится объектом познания (прежде всего

капитализма научного) в Новое время. С этих пор она

начинает рассматриваться уже не только как источник те­оретического или эстетического вдохновения, но и как по­прище активной практической деятельности, результатом которой становится выявление и познание естественных законов, дающих человеку возможность укротить, поко­рить стихийные силы природы. Считалось, что инертные природные процессы могут и потому должны быть подчи­нены абсолютному господству человеческого разума.

Для этого нужно только познать их, подвергнуть испы­танию. Подобные взгляды хорошо передают слова знамени­того английского философа того времени Ф.Бэкона (1561 — 1626), который писал: «Пусть никто не надеется, что он сможет управлять природой или изменять ее, пока должным образом ее не узнает». (Бэкон Ф. Соч. М., 1978. С. 85).

Тенденция к овладению природой, покорению ее стихии на основе познания естественных законов с того времени неизменно набирала силу вплоть до середины XX столетия. Этому в значительной мере способствовали и серьезные ус­пехи в развитии науки, и технические достижения, все боль­ше вселявшие в человека уверенность в своих силах. Знание естественных законов и умение их использовать действи­тельно помогали человеку противостоять могучим силам природы, на что обратил внимание Гегель: «Какие бы силы ни развивала и ни пускала в ход природа против человека — холод, хищных зверей, огонь, воду, — он всегда находит средства против них и при этом черпает эти средства из са­мой же природы, пользуется ею против нее же самой». {Ге­гель. Соч. Т.2. М.-Л., 1934. С. 8). Уверенность человека в сво­ем неофаниченном превосходстве над природой крепла по мере развития научно-технического прогресса.

Буржуазные революции в Европе дали мощный толчок эк­стенсивному освоению природы, что выразилось, в частности, в тенденции к постоянному увеличению объема и разновид­ностей природных ресурсов; вовлекаемых в хозяйственный оборот. Этому способствовало и то, что масштабы экономи­ческой деятельности практически не ограничивались в то время сырьевой базой, т. е. наличием строительного матери­ала и полезных ископаемых, не было Офаничений и со сто­роны энергетических ресурсов. Их вполне хватало для нужд растущего производства любой страны, и если они истоща­лись или заканчивались в одном месте, то достаточно было обратиться к другим регионам. Дело заключалось только в экономической целесообразности использования тех или иных месторождений. Таким образом, темпы и масштабы экономической деятельности людей в тех условиях опреде­лялись практически лишь уровнем развития производитель­ных сил и относительной доступностью природных богатств.

ного сознания людей воспринимались как символы прогрес­са и свидетельствовали об экономических успехах и могуще­стве человека. И лишь отдельные ученые, наиболее проница­тельные мыслители высказывали озабоченность возрастающей экспансией человека, опасностью, которую таит в себе некон­тролируемый технический прогресс для окружающей человека среды, а следовательно, и для него самого.

Так, Руссо, автор концепции естественного права, пола­гал, что законодательство должно проистекать из естествен­ных, данных самой природой законов человеческого общежи­тия. Он активно критиковал науку и цивилизацию за то, что они не способствуют совершенствованию нравов и призывал вернуться «назад к природе». На это его не менее известный соотечественник и сторонник технического прогресса Воль­тер язвительно замечал: «Когда я слушаю Руссо, мне хочется встать на четвереньки и бежать в лес». Эта полемика между сторонниками и противниками научно-технического про­гресса, начатая еще в XVI11 в. Вольтером и Руссо, не утихает и по сей день, подпитываясь, с одной стороны, реальными достижениями человека в области науки и техники, которые, несомненно, улучшили его жизненные условия и увеличили возможности противостоять стихийным силам природы, а с другой — все новыми и новыми проблемами, порождаемыми научно-техническим прогрессом и подрывающими, как те­перь выяснилось, хрупкие основы жизни людей.

Анализируя экономические успехи наиболее развитых стран своего времени, когда побочные негативные явления от производственной деятельности людей еще не были столь очевидны, Ф.Энгельс в XIX столетии обратил внимание на то, что человек, добиваясь значительных результатов в ов­ладении природой, не всегда осознает значение своих побед. В результате ему приходится расплачиваться более дорогой ценой за достигнутое, чем это можно было бы предположить заранее. И если бы такая перспектива была доступна чело­веческому пониманию наперед, люди, несомненно, неред­ко отказывались бы от многих своих затей.

За последнее столетие во взаимоотношени-

Экологический ях людей с природой произошли разитель-
кризис ные перемены. С одной стороны, сработал

закон взаимозависимости количественных и качественных из­менений, когда исподволь накапливавшиеся столетиями нега­тивные последствия человеческой деятельности обрели в своей совокупности новое качество. Проявилось это в опустынивании многих прежде жизнеспособных территорий, катастрофичес­ком зафязнении атмосферы, водных бассейнов и т.п. Достаточ­но сказать, что пустыни в настоящее время занимают более 40% всей поверхности суши, а озоновые дыры в стратосфере, про­блема Байкала или малые и большие реки, превратившиеся в сточные канавы, также появились не в одночасье.

С другой стороны, планета стала слишком мала для все увеличивающегося числа людей. Сегодня практически не осталось ни одной части суши, водного или воздушного оке­ана, которые были бы свободны от воздействия на них че­ловека. При этом негативное антропогенное влияние на при­роду нередко достигает той границы, за которой деградация естественной среды принимает необратимый характер. Такое положение характеризуется как экологический кризис, суть которого состоит в том, что в результате чрезмерных пере

грузок на природные системы, многократного превышения предельно допустимых норм загрязнения окружающей сре­ды (воды, воздуха, почв) происходит нарушение равновесия в естественных природных процессах. В результате наступает глубокое расстройство взаимосвязей внутри экологических систем и многих параметров системы «общество—природа».

Только в последнее время люди стали осознавать, что при­рода в состоянии лишь в определенных пределах справляться с антропогенными нагрузками, пока сохраняется мера, в рам­ках которой отходы экономической деятельности утилизиру­ются естественным путем. Нарушение же этой меры ведет к качественным изменениям биосферы, зачастую необратимым. Причем с тем зафязнением, которое возникает естественным путем в виде пыли, поднимаемой ветром или выбрасываемой вулканами, дыма от лесных пожаров или естественным выхо­дом нефти на поверхность Земли, природа сама достаточно легко справляется. Но человек создал дополнительные нафуз-ки на окружающую среду, значительно превышающие ее ес­тественные возможности противостоять такому воздействию. Все возрастающими темпами он выбрасывает на поверхность Земли, в атмосферу и водоемы гораздо больше химических элементов, особенно тяжелых, чем их содержится в есте­ственных загрязнителях; при этом добавил к ним еще много­численные искусственные материалы, такие, как пластмассы, керамика, стекло и т.п., которые природа оказалась уже не в состоянии абсорбировать (утилизовать) без помощи челове­ка. Отсюда отравленные химией поля и водоемы, а как след­ствие, и наши продукты, смоги над городами, рукотворные горы мусора, отходов производства и т.п. стали постоянны­ми спутниками человеческого бытия.

История, таким образом, подтвердила справедливость слов, сказанных еще более ста лет тому назад: «Не будем, од­нако, слишком обольщаться нашими победами над приро­дой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь те последствия, на ко­торые мы рассчитывали, но во вторую и третью очередь со­всем другие, непредвиденные последствия, которые очень

46. ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМНОЕ ЦЕЛОЕ. ВАЖНЕЙШИЕ ПОДСИСТЕМЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬ­НОСТИ ОБЩЕСТВА.

Таким образом, общество складывалось как система совместной деятельности и взаимоотношений между людьми, обусловленных потребностями производства и воспроизводства их жизни и регулируемых обычаями, нормами и ценностями. Нормы распространяются на все области жизнедеятельнос­ти человека и создают предпосылки возникновения культу­ры и цивилизации. Какую бы трансформацию ни пережива­ло обшество, оно сохраняет эти важнейшие структурные элементы, возникшие вместе с человеческим родом.

Общественное В современном виде общество представ-
производство ляет<;обой исторически конкретное, цело-

стное и устойчивое образование, имеющее внутренние механизмы воспроизводства, самоуправления и самоорганизации. Общество — такое объединение людей, целостность которого обеспечивается общественным про­изводством, т.е. совместной деятельностью, направлен­ной на производство, поддержание и воспроизводство их жизни. Общественное производство — длящийся во време­ни и циклически повторяющийся процесс (воспроизвод­ство). В то же время оно включает в себя изменчивость, определенную социальную динамику (т.е. собственно производство). Единство названных моментов базирует­ся на традиции, социальном наследовании, с одной сто­роны, и росте и накоплении практического и духовного опыта — с другой. Социальная динамика, развитие обще­ства обеспечиваются сохранением и совершенствованием способов передачи последующим поколениям накоплен­ного опыта как в производстве, так и в управлении пове­дением людей. Важнейшие средства трансляции опыта

язык, показ, пример, и главное — общественное богатство и культурное достояние народа, наследником которого он является.

В широком смысле общественное производство — мно­гогранный процесс, включающий в себя все необходимые слагаемые общественной жизни. В него входят: воспроиз­водство самих людей; материальное производство, т.е. со­здание материальных условий сохранения и поддержания их жизни; духовное производство, т.е. производство зна­ний, опыта, ценностей; управление людьми, обеспечиваю­щее согласованность их деятельности, целостность и орга­низованность общества. Общественное производство — коллективный процесс и потому с необходимостью вклю­чает в себя систему отношений, специфичных для каждо­го элемента общественной жизни. Основные из них — се-мейно-бытовые, производственные, социальные, духовные (идеологические), политические. Усложнение обществен­ной жизни сопровождается усилением дифференциации общества и разделения труда. В результате складываются важнейшие относительно самостоятельные специфические подсистемы общества, каждая из которых выполняет необ­ходимые для всего социального организма функции. Важ­нейшие подсистемы общества: экономическая, социальная, политическая, духовная.

Экономическая Экономическая подсистема представляет
подсистема собой совокупность форм производствен-

ной деятельности и отношений людей в этом процессе. Каждое общество располагает необходимы­ми для его существования и развития природными благами. Однако общественное богатство создается трудом человека. Сохранение и использование созданного предшествующи­ми поколениями достояния и развитие производительных сил общества приводит к росту общественного богатства, в результате чего возникает институт собственности как важнейший инструмент и стимул общественного производ­ства. Отношения собственности, первоначально опираю

щиеся на право силы, авторитет и обычай, в дальнейшем приобретают юридическую форму. В развитом виде соб­ственность означает право владения, распоряжения и ис­пользования некоторой доли общественного богатства. Она существовала и существует в различных формах, что реша­ющим образом определяет и саму форму общественного производства.

Экономическая система включает в себя материальное и духовное производство и производство материальных и духовных услуг. Марксизм абсолютизировал роль матери­ального производства как основы общественного развития. При таком подходе искажается представление о сущности самого материального производства и недооценивается роль духовного производства и производства материальных и ду­ховных услуг.

Производительные силы и социально-экономические отно­шения. Важнейшими факторами производства являются ра­ботники, их труд и средства производства — предметы и средства труда. Совокупность материально-технических средств производства и людей, способных приводить их в действие, составляет производительные силы общества. В процессе производства складываются многообразные от­ношения между людьми: организационно-экономичес­кие, производственно-технологические и социально-эко­номические. Если производственно-технологические отношения в значительной мере зависят от характера и уровня развития техники и производственной технологии, то организационно-экономические и особенно социально-экономические — от форм собственности на средства про­изводства.

Социально-экономические отношения включают в себя отношения, возникающие в процессе производства, обме­на, распределения и потребления благ и услуг, создаваемых в процессе производства. Вся система названных отноше­ний регулируется социальными нормами и нормами права и зависит от характера собственности на средства обще­ственного производства.

Собственность Собственностьинститут, возникающий в

хозяйственной, экономической сфере. Она распространяется не только на средства производства, но и на предметы потребления и произведенный продукт. Собственностью могут быть все элементы обществен­ного богатства — рабочая сила, средства производства, земля и ее недра, продукты материального производства, духовной, творческой и иной интеллектуальной деятельности и т.д. Соб­ственность определяет, кто обладает экономической властью, кому достаются доходы от хозяйственной деятельности. Фор­мы собственности зависят от степени реального обобществле­ния производства, на которое в свою очередь влияет общий технологический прогресс.

Духовное Необходимое условие бытия общества — ду-

производство ховная деятельность людей. Люди — созна-

тельные существа, и сознание пронизывает все проявления социального, будучи одним из способов их жизнедеятельности. Важнейшим элементом ду­ховной жизни общества является специализированная профес­сиональная духовная деятельность, относительно обособленная от остальных сфер общественной жизни и обслуживающая их. Это и есть духовное производство, в котором специфически проявляются закономерности экономической подсистемы, т.е. повторяющиеся существенно-необходимые зависимости меж­ду хозяйственными процессами общества в целом. К их числу можно отнести закон возвышения потребностей, законы обще­ственного воспроизводства, закон стоимости и др.

Духовная Эта подсистема включает органически свя-

подсистема занные между собой элементы, направлен-

ные на удовлетворение общественных и личных духовных потребностей. Важнейшие из них — позна­вательные, нравственные, эстетические, религиозные, а также потребности в общении. В обществе постепенно возникают осо­бые отрасли духовного производства и институты, которые со­ответствуют многообразным духовным потребностям

Информация Существуют области духовного произ-

и коммуникация водства, направленные на удовлетворе-

ние потребности в обмене информаци­ей, духовном общении. Это прежде всего средства прямого информирования населения. В старину это были глашатаи, чи­тавшие указы государей на площадях, проповедники, поэты и сказители, скоморохи, театр, а также писаная литература. По­зднее, с развитием технических средств информации, потреб­ности в духовном общении удовлетворялись печатными изда­ниями (книги, газеты, журналы), затем появились радио, кино, телевидение, т.е. средства массовой информации (СМИ) в со­временном виде. Характерные признаки массовой информа­ции — публичность, быстрота передачи информации и ее пре­ходящий характер. Формы массовой информации зачастую подвергаются справедливой критике, поскольку в них может преобладать пропаганда и агитация с присущими им шаблон­ностью, односторонностью, навязчивостью. Средства массо­вой информации в современных условиях— особый вид ин­дустрии, производящей свой товар, который более или менее выгодно продается на рынке. Продается и творческий потен­циал интеллигенции (журналистов, телеведущих, шоуменов и т.п.). Кто платит деньги, тот и заказывает «музыку». Иными словами, СМИ — тот вид производства, в который финансо­вые олигархи наиболее охотно вкладывают свои капиталы.

Наряду с организованными существуют стихийные сред­ства передачи информации, к числу которых относят, в ча­стности, слухи. Слухи возникают по причине недостаточно­сти информации или недоверия к имеющимся источникам

информации. (Их классифицируют на абсолютно недосто­верные, недостоверные, недостоверные слухи с элементами правдоподобия, правдоподобные слухи и достоверные слу­хи с элементами неправдоподобия.) Следует отметить, что слухи могут распространяться вполне сознательно в качестве средства манипулирования общественным мнением.

Развитие средств массовой информации не устраняет по­требность в непосредственном межличностном и коллектив­ном духовном общении людей, которая удовлетворяется прин­ципиально иными средствами и в иной обстановке (дома или в театре, в учебной аудитории или переписке и т.п.). Тем не менее средства массовой информации — необходимый эле­мент духовного общения в современном обществе.

В научной литературе и в обиходной речи понятия «-инфор­мация» и «-коммуникация» зачастую употребляются как синони­мы. Однако смысл этих явлений духовного общения различен. Под информацией понимается сообщение, несущее новое зна­ние и меняющее поведение лица или фуппы, воспринимаю­щих данную информацию. Коммуникация — вид духовного об­щения, предполагающий обмен идеями, взглядами, оценками. Она обусловлена наличием взимопонимания между людьми.

Духовное производство и духовное общение невозможны без определенных предпосылок, т.е. наличия регулирующих его норм, а также некоторого исходного мыслительного ма­териала, созданного предшествующими поколениями людей и зафиксированного в языке, предметах материальной и ду­ховной культуры. Поэтому неотъемлемым компонентом ду­ховного производства является кодирование, тиражирование, хранение и распространение духовного богатства. Оно предпо­лагает также формирование личности, способной к освоению культурных ценностей.

Воспитание Особая область духовного производства —

и образование воспитание и образование человека. В об­ществе создается разветвленная система учреждений обучения и воспитания: высшие учебные заведе­ния, разнообразные формы школьного обучения (домашнее

монастыри, колледжи, пансионаты, интернаты и т.п.), дет­ские дошкольные учреждения. Воспитательную функцию вы­полняют семья, круг друзей и знакомых, государственные уч­реждения, органы правопорядка, а также средства массовой информации. Нравственное и эстетическое воспитание, фор­мирование мировоззрения осуществляются искусством и учебными религиозными учреждениями.

Центральное звено духовной подсистемы — сознание обще­ства, проявляющееся во всем многообразии знаний, идей, взглядов, мнений, мировоззренческих установок, ценностных ориентации и т.д. Важнейшими элементами сознания обще­ства являются индивидуальное и общественное сознание.

Индивидуальное сознание — образ мира, формирующийся у отдельного человека под влиянием условий его жизни и пси­хических особенностей. Оно имеет внутриличностное бытие, зачастую представляя собой никому не ведомый поток созна­ния. Общественное сознание является идеальным образом мира, формирующимся социальными общностями и группами под воздействием надличностных факторов — материальных усло­вий жизни общества и его духовной культуры.

Общественная В понятии общественной психологии мыс-

психология лятся проявления психики человека, со-

циальной по своей сущности. Однако как структурный элемент общественного сознания социальная психология характеризует особенности массового поведения людей, определенный тип отношений социальных общнос­тей и групп к явлениям общественной жизни. Они выража­ются в форме верований, убеждений, социальных установок и чувств, привычек и стереотипов и т.д.

Существенное место в социальной психологии занима­ют социальные чувства, типичные для той или иной группы или общества в целом в определенный момент его истории. Социальные чувства массовидны, динамичны и чрезвычай­но заразительны. Они отличаются по характеру и способам закрепления и распространения. Таковы взаимная психи­ческая индукция, подражание, взаимоусиление, социальный контроль, внушение, эмоциональное заражение и пр.

Социальные чувства личности могут резко отличаться от ее индивидуальных пристрастий. Известно, что поведение индивида в толпе характеризуется сознанием анонимности и снижением самокритичности и самоконтроля, усилением эмоциональности восприятия информации, подавлением чувства индивидуальной ответственности за свое поведение и повышением внушаемости. Индивид, включенный в соци­альное целое, разделяет групповые чувства и представления в противовес собственным установкам. Это говорит о зна­чимости социальных чувств, которые могут формироваться средствами массовой информации или митинговой стихи­ей и стать причиной массовых беспорядков, разгула наси­лия, но могут и служить консолидации общества.

Идеология Сознание всегда так или иначе решает

проблемы смысла жизни, отвечает на ко­ренные, жизненно важные вопросы, свя­занные с потребностями и перспективами общественного развития. Названные вопросы ставятся и решаются в рамках идеологии. Идеология — структурный элемент общественного сознания, представляющий собой совокупность идей, взглядов, отражающих в теоретической, более или менее систематизи

рованной форме потребности общественного развития и служа­щих закреплению или изменению общественных отношений. Со­держанием идеологии являются острые, актуальные, назрев­шие и требующие разрешения противоречия общественного развития. На этой основе вырастают некоторые теоретичес­кие построения, раскрывающие особый взгляд на смысл про­исходящего и пути выхода из социальных тупиков и трудно­стей. Вот эта бесстрастная, наукообразная видимость и составляет форму идеологии. Сущность же идеологиивы-раж:ение интересов определенной социальной группы: класса, этнической группы, правящей элиты или ее оппозиции и т.д. Идеология объективна по форме, но субъективна по со­держанию. Она в теоретически систематизированном виде выражает точку зрения социальных фупп на потребности об­щественного развития и теоретически обосновывает и оправ­дывает их социально-политические действия.

Социальная Разделение труда и специализация в обще-

подсистема ственном производстве с необходимостью

порождают социальную дифференциа­цию, возникновение относительно, обособленных соци­альных общностей и групп, выполняющих только им свой­ственные функции, занимающих определенное положение в обществе и имеющих собственные интересы. Следует подчер­кнуть, что социальное расслоение и неравенство людей — ес­тественное состояние общества. Мечта о «золотом веке», о всеобщем и полном равенстве неосуществима по причине своей полной ненаучности. Более того, она вредна, так как дезориентирует людей, вносит напряженность в социальные отношения. Лозунги всеобщего равенства, как известно из истории, никогда не реализовались: вместо одного вида не­равенства возникали другие. Борьба за особое положение в семье, роде или племени, за признание личного авторитета — силы, ловкости, мужества или умений — возникает на самых ранних ступенях общественной жизни. Можно сказать, что неравенство — важный стимул развития личности и в конеч­ном счете общества.

Особая роль в появлении социального неравенства и развитии общества принадлежит институту собственности. С возникновением собственности происходит резкая диф­ференциация людей, связанная с имущественным неравен­ством. Возникают люди, занятые умственным трудом как особой профессиональной деятельностью. Названные про

цессы интенсифицировали разделение труда, обособление одних групп и объединение других в различные сообщества. Социальная структура любого общества в определенный пери­од его истории характеризуется совокупностью конкретно-ис­торических социальных общностей и групп, отношений между ними и специальных институтов и учреокдений, регулирующих названные отношения.

Социальные Важнейший элемент социальной структу-

общности ру — социальные общности и группы.

и группы Qi^^ представляют собой более или менее

целостные объединения людей, отличающихся наличием общих социальных признаков. К числу этих признаков от­носятся общие для группы потребности и интересы, ценно­сти и нормы, образ жизни, место в общественном разделе­нии труда и связанные с ними социальные роли. Характер и тип социальной группы определяют и особенности ее по­ведения, и место в социальной подсистеме общества. Глав­ный объединяющий признак социальных общностей и групп — общность потребностей и интересов, определяемых их объек­тивным полож:ением в обществе. Различие социальных групп и социальных общностей состоит в степени их социальной однородности и устойчивости. По сравнению с социальны­ми группами социальные общности менее однородны в со­циальном и более рыхлы в организационном отношении. Примером, иллюстрирующим понятие общности, могут быть, в частности, этнические и конфессиональные общно­сти, экологические, политические движения, общественные объединения типа спортивных или любительских и т.д.

Социальные общности и группы классифицируются по разным основаниям. В частности, выделяются большие и малые социальные группы. Для малой группы характерны близость составляющих ее членов, прочность связей, непос­редственные личные контакты, неформальность отноше­ний, общие ценности и правила поведения. Таковы, напри­мер, трудовой коллектив предприятия, учреждения и семья. Коллектив — малая социальная группа, объединенная об

щей деятельностью, общностью интересов, норм поведения (трудовой, учебный, воинский, спортивный и т.д. коллекти­вы). Семья — важнейший институт общества, который осно­вывается на браке или кровном родстве. Семейные отношения отличаются неформальностью межличностных взаимодей­ствий, создающих необходимые условия для продолжения рода и благоприятствующих воспитанию детей, наследованию ими культурных традиций общества. Семейные отношения не исчерпываются родственными связями: они скрепляются юа-имной моральной ответственностью членов семьи друг перед другом, совместным трудом и бытом и связанными с ними имущественными отношениями, регулируемыми правом.

Большие социальные группы — классовые, этнические, территориальные, общественно-политические и другие, возникающие исторически. Их роль в.жизни личности и об­щества весьма значительна.

Этнические Общественная жизнь протекает в рамках

общности некоторых конкретно-исторических кол-

лективов людей, которые складываются на основе общности хозяйства, территории, языка, обыча­ев, традиций, верований, ритуалов и образуют различные виды этнических общностей. Первой формой таких общно­стей был род— кровнородственное объединение людей, яв­лявшееся основной социальной, производительной и этни­ческой ячейкой первобытного общества. Объединение двух и более родов, насчитывавшее от нескольких сотен до не­скольких тысяч человек, составляло племя. Племя имело об­щую собственность, общее управление, общие черты быта и некоторую общую хозяйственную деятельность

Сословия ^ социальной структуре общества значи-

и классы тельное место занимают сословия и клас-

сы. Сословия — социальные группы, воз­никшие в доиндустриальных обществах и различающиеся юридическими или основанными на обычаях и передавае­мыми по наследству правами и обязанностями. Сословное деление формирует сложную иерархическую структуру об­щества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.119.66 (0.068 с.)