Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности средневековой философии. Патристика: учение августина блаженного.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
во второй половине XV в., получило широкое распространение' и с тех пор активно используется в мировой историографии. Им принято именовать самый значительный по продолжительности период исторического развития Западной Европы и Ближнего Востока — со времени падения Римской империи в V в. до начала эпохи Возрождения (XIV — XV вв.). Философия, которая складывалась в этот период, имела два основных источника формирования. Первый из них — древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях. Второй источник — Священное писание, повернувшее эту философию в русло христианства. Рост религиозных настроений и становление институтов религиозной власти являются отличительной особенностью средних веков. В это время на смену языческим религиям многобожия (политеизма) окончательно пришли религии единобожия (монотеизма): христианство, ислам. В Европе получило развитие христианство, которое, возникнув в I в., распространялось среди народов Римской империи из ее главных центров — Рима и Константинополя. Христианство сформировало и средневековое мировоззрение европейцев, которое по сути своей теоцентрично и опирается на два принципиальных положения: а) идею творения, лежащую в основе онтологии христианской философии, и б) идею откровения, составляющую в этой философии фундамент учения о познании. философии, которая с момента своего возникновения билась над вопросами мироздания, пытаясь рациональным путем постичь материальные и духовные основы бытия. Но эти же вопросы с самого начала встали и перед теоретиками христианской идеологии. Именно поэтому нельзя понять средневековую философию без хотя бы краткого знакомства с историей развития церкви и ее учения в этот период. В философии древних греков религия хотя и была зачастую предметом серьезных рассуждений, она, тем не менее, не играла существенной роли в направленности развития философских взглядов. Философская мысль, по существу свободная от внешних ограничений, была направлена прежде всего на исследование природы, куда включалось все сущее, в том числе и человек. Все изменилось с утверждением христианства. Философия средних веков по причинам, которые будут раскрыты ниже, оказалась в жесткой зависимости от религии. И хотя это касается не только европейской, но и арабской философии того времени, нужно отметить, что «служанкой религии» удостоилась быть именно христианская философия, в рамках которой все философские вопросы решались с позиции теоцентризма, креационизма, провиденциализма. Теоцентризм (греч. Шеоз — Бог) — такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее начало всего сущего. Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где в соответствии с этим принципом на высшую ступеньку в системе знания помещается теология — «наука» о Боге; ниже ее.— находящаяся на службе у теологии философия; еще ниже — различные частные и прикладные науки. Креационизм (лат. сгеатло — создание, сотворение) — принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную, преходящую, пребывающую в постоянном изменении. Провиденциализм (лат. ргоу^епгаа — провидение) — система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение (в религиозных представлениях — Бог, высшее существо или его действия) Патристика ереход от античной философии к средневековой растянулся на несколько столетий и в Европе был тесно связан со становлением христианства в I —IV вв. В этот период продолжали соперничать стоики, эпикурейцы, неоплатоники, связанные с языческим многобожием, но также в борьбе с еретическими учениями укрепляла свои позиции и идеология христианства, которая все больше нуждалось в философском обосновании своих идей и, прежде всего, доктрины единобожия. Таким образом появилась патристика — совокупность тео-лого-философских взглядов «отцов церкви» (лат. ра!ег — отец), которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию и прежде всего на идеи Платона. В патристике обычно выделяется три этапа: 1) апологетика (II —III вв.), (греч. аро1о§еглкоз — защита), сыгравшая важную роль в оформлении и защите христианского мировоззрения; 2) классическая патристика (IV —V вв.), сформулировавшая философские принципы и основания христианского учения и систематизировавшая его; 3) заключительный период (VI^-VIII вв.), стабилизировавший христианскую догматику. Апологетика Н аиболее видными представителями апологетики являются Квинт Септимий Тертуллиан из Карфагена, Тит Флавий Климент и Ориген — выходцы из Александрии, в то время крупнейшего центра христианской богословской мысли. Задача, которую они ставили перед собой, «состояла не столько в том, чтобы защищать христианство от его врагов, сколько в том, чтобы убедить язычников в преимуществах новой религии и способствовать их обращению в христианство»1. На этом поприще широкую известность получил юрист и христианский богослов Тертуллиан (ок. 160— после 220), кото рый считал, что чем более божественные истины противоречат здравому смыслу, чем более они непостижимы и фантастичны, тем более верны. «Верю потому, что абсурдно», — говорит он, рассуждая следующим образом: «Сын Божий распят; нам не стыдно, ибо полагалось бы стыдиться. И умер Сын Божий; это вполне достоверно, ибо ни с чем не сообразно. И после погребения он воскрес; это несомненно, ибо невозможно». Таким образом, знание, полагал он, несовместимо с христианством и объявлял философский разум источником всевозможной ереси. Только вера, божественное откровение приводят к истине. Так, Ориген (185 — 254) призывал изучать трактаты древних философов, отыскивая в них идеи, необходимые для защиты и обоснования христианства. Он приводил рациональные доводы в пользу нематериальности Бога, который, по его мнению, обладает еще и свойством бесконечности, так как бестелесное не может иметь никаких границ. Вступая в противоречие с ортодоксальной теологией, Ориген считал, что Бог не одним актом создал мир, а постоянно творит все новые и новые вещественные миры. Единожды — еще до создания мира — он сотворил лишь бестелесных и вечных духов, за которыми оставил свободу воли и право выбора творить по своему усмотрению добро или зло. Те духи, которые творят добро и следуют за Богом, попадают в мир ангелов, другие же, не устояв перед соблазнами, падают вниз, становясь растениями, животными или людьми. Будучи осужденным ортодоксальной церковью за идеи извечности мира и «круговорота» душ (он закончил свою жизнь в тюрьме, не выдержав пыток), Ориген все-таки оказал заметное влияние на представителей более поздней, классической патристики, виднейшим из которых на греческом Востоке был Григорий Нисский, а на латинском Западе Аврелий Августин, прозванный Блаженным Классическая патристика Григория Нисского (335 — 394) — епископа г. Ниса в Малой Азии, проходила уже после Вселенского (Никейского) собора, состоявшегося в 325 г. и установившего официальную догматику христианства. С этих пор задачи христианской философии заключались прежде всего в обосновании и разъяснении церковных догматов, для чего использовались также подходящие элементы идеалистической философии античности. Под влиянием неоплатоников Г. Нисский развивал представления о нематериальной и бессмертной душе, отвергнув идею предсуществования душ (за что в свое время был осужден Ори-ген). Он также закрепил представления о Боге как о сверхприродном, непознаваемом существе, однако его попытки обосновать догмат троицы, опираясь на принципы неоплатонизма, не нашли понимания у официальной церкви. Наибольшее влияние на формирование западноевропейской средневековой философии оказал крупнейший представитель патристики Августин Блаженный (354 — 430), написавший многочисленные богословские и философские труды, среди которых выделяются «Исповедь» и главный труд его жизни «О граде Божьем». Родившись в Северной Африке, он получил образование в Карфагене, где пробудился его интерес к философии. Там же начался его долгий и сложный путь духовных исканий, прежде чем он окончательно определился в своем религиозном мировоззрении. Первоначально Августин находился под влиянием манихейства — религиозно-философского учения, основанного в III в. персидским мыслителем Мани. Согласно этому учению существуют два вечных начала мира — свет и тьма. Свет олицетворяет божественное начало, духовное, в то время как тьма — дьявольское, материальное. Противопоставляя свои взгляды христианству, Мани утверждал, что зло и тьма вечны и неистребимы. Поэтому человек должен пребывать в строжайшем аскетизме, чтобы преодолеть зло, ибо он — творение тьмы (материи), которая заключила душу, т.е. «искру света», в оковы плоти Переход от манихейства к христианству занял у Августина значительное время, в течение которого он подверг сомнению истинность манихейских взглядов, испытав влияние скептицизма, и лишь позже, пребывая в Риме и Медиолане (Милане), в возрасте 33 лет принял христианство. Вернувшись вскоре после этого на родину, он стал ревностным сторонником и виднейшим теоретиком нового учения, оставаясь до самой своей смерти епископом Гиппона, неподалеку от Карфагена. «Августин был одержим чувством греха, которое сделало его жизнь суровой, а философию бесчеловечной, — отмечает известный исследователь западной философии Бертран Рассел. — Св. Августин непоколебимо боролся с ересями, но некоторые из его собственных взглядов, когда они были повторены Янсеном в XVII столетии, были объявлены еретическими. Однако до того как протестанты подхватили его воззрения, их ортодоксальность никогда не оспаривалась католической церковью»1. В своей знаменитой «Исповеди» Августин стремился побудить и других язычников к обращению в христианство. Здесь он подробно описывает тернистый путь своего прихода к этой религии, давшей ему нравственное удовлетворение и ответы на его мировоззренческие искания. Не меньшую известность получил и другой его трактат «О граде Божьем», который он писал около 13 лет, начав эту работу под впечатлением разгрома Рима вандалами в 413 г. Многие современники Августина переживали сильный психологический стресс от этого события и видели в нем месть римлянам за их отступничество от исконно римских богов и переход в христианство. В своем сочинении Августин выступил против таких настроений и представил христианство в виде целостного учения, которое в качестве единственно верного было призвано Такой вывод Августин сделал после детального рассмотрения в своем главном произведении истории становления и развития человечества. Эта история, по его мнению, разворачивается в двух царствах: «Граде земном» и «Граде Божьем». Сам Августин так говорит об этом: «...Существовало всегда не более как два рода человеческого общения, которое мы, следуя Писаниям своим, справедливо можем называть двумя градами. Один из них составляется из людей, желающих жить в мире своего рода по плотщ другой — из желающих жить также по духу... Итак, два града созданы двумя родами любви: земной — любовью к себе, доведенною до презрения к Богу, и небесной — любовью к Богу, доведенною до презрения к самому себе. Первый затем полагает славу свою в самом себе, последний — в Господе»1. Град земной — это мир зла и сатаны, в нем господствует похоть, «управляющая и правителями его, и подчиненными ему народами». Град божий — это мир добра и Бога, где «по любви служат взаимно друг другу и предстоятели, руководя, и подчиненные, повинуясь». Вся история человечества, считал Августиин, — это борьба двух градов. Град земной подвергает гонениям Град Божий, так как его жители самолюбивы и эгоистичны, а их стремление к мирской жизни постоянно приходит в противоречие со стремлением тех немногих, которые стремятся к жизни праведной. Для людей праведных Бог — высшая ценность, а любовь к нему и презрение к себе — цель жизни. Именно такие люди, покорные Богу и церкви, достойны Града Божьего, считает Августин. Так как церковь является представителем Божьего Града на Земле, то и власть ее выше любой светской власти, а монархи должны быть слугами церкви. Философия Августина абсолютно теоцентрична. Приняв многие идеи Платона и неоплатоников, Августин конкретизиро Большое внимание Августин уделил еще одной фундаментальной философской проблеме — выяснению того, что представляют собой вечность и время. К этим вопросам он пришел, рассуждая об окружающем нас мире, который находится в постоянном движении. Одни события сменяют другие, существуют и вновь исчезают. То же происходит и с вещами, предметами. А что же предшествовало этому изменчивому миру, что было до его сотворения? «Ничего, кроме Бога!», — считает Августин. есть не что иное, как мера измерения созданных Богом преходящих вещей. Время не существовало до сотворения мира, оно выражает лишь настоящее. Отсюда прошлое — есть лишь свойство человеческой памяти, а будущее — только надежда. Бог же пребывает не только вне времени, но и вне изменений, присущих человеческому и материальному миру. «Совершенно ясно теперь одно, — говорил Августин, — ни будущего, ни прошлого нет, и неправильно говорить о существовании трех времен: прошедшего, настоящего и будущего. Правильнее было бы, пожалуй, говорить так: есть три времени — настоящее прошедшего, настоящее настоящего и настоящее будущего. Некие три времени эти существуют в нашей душе и нигде в другом месте я их не вижу: настоящее прошедшего это память; настоящее настоящего — его непосредственное созерцание; настоящее будущего — его ожидание»1. Итак, весь сотворенный мир, пребывая в настоящем, идет как бы из прошлого в будущее, навстречу времени, т.е. от своего начала к своему концу. Эта идея о вечном Боге и тленном мире в последующем неизменно воспроизводилась различными теологами и сегодня также является одной из основных в христианском мировоззрении. Значительное внимание Августин уделил теории познания. Основу его гносеологии составляет иррационализм, согласно которому мир, сотворенный Богом, полон непостижимых для человеческого ума чудес. Однако, считает он, существуют достоверные знания и абсолютная истина, которые даются человеку через откровения. Это утверждение было направлено против скептицизма — философских взглядов, в соответствии с которыми истина всегда относительна, а наши знания имеют лишь вероятностный характер. Таким образом, веру он ставит неизмеримо выше разума, а божественное Откровение считает главным источником человеческих знаний. «Верь, чтобы понимать», учил Августин, кратко формулируя суть своей теории познания. В условиях распада Римской империи и ослабления светской власти христианская церковь становилась все более влиятельной политической силой и нуждалась в систематизации своего учения. Она также испытывала потребность в теоретическом и философском обосновании своей идеологии. Отсюда понятен успех и большой авторитет Августина, которые он как крупнейший философ и теолог имел в христианском мире в последующие столетия. Заключительный период патристики осле смерти Августина философская мысль на латинском Западе заметно ослабла. Это объясняется отчасти тем, что нашествия варваров в V —VI вв. привели к полному прекращению существования империи, привнеся на смену Так окончился классический период патристики, сменившийся заключительным. На смену оригинальным отцам церкви пришли заурядные их последователи. Если для отцов церкви абсолютным авторитетом было Священное Писание, то их продолжатели добавили к этому еще и авторитет самих отцов. «Сочинения классиков патристики были для их эпигонов почти тем же, чем для классиков была Библия. Разница была только в том, что в Библии не содержалось никакой систематической философии и отцам церкви приходилось ее измышлять самим, а в писаниях патристики таковая уже содержалась, и эпигоны действительно могли просто извлечь ее в готовом виде»1. Отмеченный упадок в философии Западной Европы связан также с общей деградацией культуры, которая почти до VI в. во многом была классической культурой античного мира. Прежняя система образования также пришла в упадок, а новая постепенно формировалась как придаток церкви. Образование теперь, как правило, получали в монастырях и монастырских школах, которые готовили священнослужителей. Таким образом, духовенство, монополизировавшее учебный процесс, стало наиболее образованным классом средневековья, генератором, проводником и, разумеется, цензором каких бы то ни было идей, а также хранителем остатков античной культуры и философской мысли. В особенности в VIII —IX вв. в монастырях активно велась переписка сохранившихся еще к тому времени античных рукописей, значительная часть из которых дошла до нас именно в таком виде. Боэций (480 — 524), которого еще называют последним римским философом, подвел своеобразный итог античной философии. Он принадлежал к знатному римскому роду, получил блестящее образование и был видным государственным деятелем. Боэций оказал значительное влияние на развитие последующей философии, прежде всего своими комментариями к переводам, а также самими переводами — с греческого языка, изрядно забытого к тому времени на Западе, на латинский, ставший общепризнанным языком средневековой культуры и признаком образованности. Среди переведенных им работ: эвклидовы «Начала», «Введение» Порфирия, «Органон» Среди западноевропейских философов рассматриваемого периода найдется не много таких, кто выдвинул новые оригинальные идеи или своими трудами оказал заметное влияние на дальнейшее развитие философии. В этой связи, пожалуй, два имени непременно заслуживают упоминания — Боэций и Эриуген. Первый из них, хотя и не является непосредственным представителем патристики, как бы завершает ее, второй — стоит в преддверии, на пороге нового самобытного этапа средневековой философии — схоластики. Между ними — века, в течение которых на смену борьбе мнений в сфере духа, за власть над умами, пришла ожесточенная борьба церкви за власть политическую, за право определять «истину в последней инстанции» и беспрепятственно проводить ее в жизнь. Внешнюю угрозу для таких притязаний церкви представляла светская власть, но не меньшей проблемой стало и обострившееся противостояние внутри самого христианства между католической и православной церквями, завершившееся в 1054 г. их полным разрывом и преданием друг друга анафеме.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 2574; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.157.203 (0.017 с.) |