ТОП 10:

Западноевропейская средневековая философия



1 Как вы поминаете размышление христианского богослова Тертуллиана /160-220/ «Если нет веры, нет и правильности, т. е правила. Поиск Бога: Нашел бы ты тогда, когда поверил бы, если бы не нашел, равно как ты не стал бы искать, если бы не надеялся найти. Значит, для того ты ищешь, чтобы найти, и для того находишь, чтобы поверить. Вера есть предел или свертывание разума в душе». Как теолог решает проблему веры и разума? Что общего у «Академии и церкви» Объясните тезис Тертуллиана: «вероятно, ибо нелепо».

2 Августин Блаженный в работе « О христианской благодати» писал: « Итак, с того момента как одним человеком грех вошел в мир и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков так как в нем все согрещили, вся масса погибающих перешла во власть губителя. Так что никто, совсем никто не свободен от этого и не освободится иначе как благодатью искупителя». Как Августин трактует догмат о грехопадении? Греховен ли, согласно философу, человек от рождения? Какова кара за первородное грехопадение? В чем состоял грех Адама? В чем состояла полемика Августина и Пелагия?

3 Объясните суть теодицеи Августина Блаженного: «Бог не является создателем зла, ибо не он причина стремления к небытию. Бытие и благо обратимы. Бог есть высщее бытие и благо, то все, что им сотворено хорошо и совершенно.зло само по себе небытие. Оно не является сущносьтью. Дьявол – это небытие, прикидывающееся бытием. Зло живет благом, за счет блага. Добро правит миром». Что является причиной зла в мире? Чем отличается моральное зло от физического? Устранимо ли зло в мире? Существует ли зло в природе?

4 Как Августин Блаженный представляет противостояние «Града Божьего» и «земного царства»: «История завершится Днем Господа, который станет восьмым днем, освещенным пришествием Христа, будет вечным отдохновением не только духа, но и тела». Имеет ли история перспективу? Что такое эсхатология? Какую роль сыграла философия Августина для распространения средневековой схоластики?

5 Согласны ли вы с концепцией «Этического интеллектуализма» Фомы Аквинского: «Достаточно иметь подлинное знание о добре и зле, чтобы поступать морально. Воля иногда выполняет функцию производящей причины по отношению к интеллекту, побуждая его к познанию, она более совершенна, чем интеллект. Свободу воли поддерживает бог. Как теолог решает проблему гармонии веры и разума? Обладает ли человек свободой воли? Является ли бог творцом зла в мире? Зло в мире случайно или закономерно? Как соотносятся понятия “добро и зло” с понятием “справедливость”?

6 Объясните принцип индетерминизма средневекового философа Дунса Скота, исходя из его образного представления об устройстве мира: “Дерево (мир) имеет корень – первоматерию, ветви – вещи в состоянии изменения и преобразования, листьями - многообразными случайностями, цветы - разумные души: плоды - чистые духи, завершающие природное целое”. К какому философскому направлению относится философия Дунса Скота? Что является всеобщей и единой основой всего божественного творения? Каково соотношение разума и воли?

7 Прокомментируете смысл и значения “Бритвы Оккама”, средневекового философа – номиналиста, исходя из ее содержания:

а) “Сущность не следует умножать без необходимости” б) “Без необходимости не следует утверждать многое” в) “То, что можно объяснить посредством меньшего, не следует выражать посредством большего”. Как проявляется здесь принцип “экономии мышления”? Каким образом в “Бритве” формулируется лозунг эмпиризма? Устраняется ли философом различие между сущностью и существованием ? Как “Бритва” переводит проблему истинности из плана онтологии в план гносеологии.

8 Мексиканский философ Хосе Гаос (1900-1963) писал. «Не только доказательство существования бога, но и критика этих доказательств включает в себя иррациональные основания. Следовательно, несостоятельна критика доказательства божественного существования , которая претендует на то чтобы быть чисто рациональной и неопровержимой». На чем основываеться иррациональное доказательство Бога? Каковы особенности онтологических доказательств бытия Бога, предложенные Фомой Аквинским и кто подверг их критическому анализу?

9 Немецкий мыслитель, мистик Майстер Экхарт (1260-1327): ”Поскольку жизнь моя проистекает из вечности, я никогда не умру. Сама природа вечного рождения такова, что есть ныне и присно и вовеки веков. Я был первопричиной самого себя, равно, как и всего остального”. Соответствует ли это высказывание христианскому вероучению? В чем проявляется в христианской традиции гармония человека с миром и с собой? В чем сходство христианского мистицизма и буддизма?

10 Комментируя Порфирия (232-304), Боэций воспринял как камень преткновения всей логики, следующее его рассуждение: «Существуют ли роды и виды реально, или же они суть только чистые понятия и, если они существуют, являются ли они телесными или бестелесными сущностями; отделимы ли они от чувственных вещей или же существуют только в них и в связи с ними». Между какими направлениями в средневековой философии возникла полемика по поводу решения этой проблемы? Назовите их основных представителей. Какие способы решения этой проблемы были предложены схоластами?

11 Дайте философскую оценку высказыванию Августина Блаженного: «Я желаю знать Бога и душу. – А больше ничего? – Спрашивает его Разум. – решительно ничего». «Создал Ты /Бог/ человека по образу и подобию своему, и истину эту познает лишь тот, кто познал самого себя». Что составляет центральный пункт учения Августина? Определите предмет философского знания, согласно философу?

12 Провозглашая стремление к счастью основным содержанием человеческой жизни, Августин усматривал это счастье в познании человеком бога. «Любовь к себе, доведенная до презрения к себе как греховному существу, суть любовь к Богу, и любовь к себе, доведенная до презрения к Богу – порок». Какой принцип лежит в основе мировоззрения Августина? Какую философскую задачу решал Августин? Какая связь учения Августина с платонизмом и неоплатонизмом?

13 Иоанн Скот Эриугена (810-877) утверждал, что «истинная философия есть истинная религия, и обратно, истинная религия есть истинная философия». Есть ли противоречие между откровением и разумом? Возможно ли рационализация теологии? Является ли философия рациональным способом мышления? Чем различается философия и религия?

14 В средневековой философии проводится различение быти или существования (экзистенции) и сущности (эссенции). У всех средневековых философов познание каждой вещи сводится к ответу на 4 вопроса: 1. есть ли вещь? 2. Что она такое? 3. Какова она? 4. Почему (или для чего) она есть? Какие вопросы устанавливают существование и сущность вещи? Какой средневековый философ дает четкое различие этих понятий? В какой субстанции бытие /существование/ и сущность совпадают? В чем выражается сущность вещи и каким способом она постигается? Каким образом мы узнаем о существовании вещи?

15 Философия, рассуждает Августин Блаженный, есть любовь к мудрости. «Но если мудрость есть бог, через которого все сотворено, то истинный философ есть любитель бога». Соответственно философия есть любовь к богу, а история философии приобретает функцию апологии христианской религии. Какова роль апологетики в ранней патристики? Что является предметом теологической и философской экзегомы? Каково соотношение философии и теологии?

16 Определите философскую позицию П.Абеляра: «Первым ключом мудрости является постоянное и частое вопрошание… ибо, сомневаясь, мы приходим к исследованию, исследуя, достигаем истины».

Если же мы скажем доказать, что одни и те же слова употребляются различными авторами в различных значениях, то мы легко отыщем решение многих противоречий (Да и нет).

Какую концепцию избирает Абеляр в полемике реализма и номинализма? В чем суть концептуализма философа? Какова функция разума в разрешении противоречий?

17 Августин Аврелий (Блаженный) / 5 в. до н.э./ так рассуждал в рамках патристики «Поистине, лучше познание, чем заблуждение, но знание лучше познания. Поэтому, прежде всего, должны мы исследовать что мы знаем». «Знать Бога, не доискиваясь его, верить, чтобы знать», - таков девиз философа. Какую позицию занимает Августин в средневековой патристике? Как философ решает проблему онтологии и гносеологии? Признает ли мыслитель конец света? Что, согласно Августину, противостоит «граду Божьему»?

18 В контексте полемики реализма и номинализма средневековой философии, сравните утверждения Ансельма Кентерберийского (1) и П. Абеляра (2)

1) «Верить, чтобы понять» (что Бог есть)

2) «Понять, чтобы уверовать» (что он действительно есть)

Определите ход мысли философов: «От Бога - к человеку» или «от Человека – к Богу». Как этот спор связан с проблемой универсалий? Имел ли он продолжение в Новое время?

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.172.213 (0.004 с.)