ТОП 10:

Контрольные тесты к теме №1.5.1



 

1 По мнению К.Маркса, этот философ является родоначальником

''английского материализма и всей современной экспериментирующей науки''.

А) Д.Юм

В) Д.Беркли

С) Р.Бэкон

D) Ф.Бэкон

Е) Д.Локк

2 Б.Рассел писал о нем: '' Вся основа его философии была практически направлена на то, чтобы дать человечеству возможность средствами научных открытий и изобретений овладеть силами природы ''.

А) Ф.Бэкон

В) Р.Декарт

С) Г.Лейбниц

D) Б.Спиноза

Е) Д.Локк

3 Энциклопедический проект «Великого восстановления наук», состоящий из двух частей: «О достоинстве и приумножении наук» и «Новый Органом» предложил

А) У.Оккам

В) Ф.Бэкон

С) Д.Локк

D) Т.Гоббс

Е) Р.Декарт

4 Принципиально новое в гносеологии эмпиризма и рационализма 17-18 вв

А) Расщепление действительности на субъект и объект

В) Отождествление субъекта и объекта познания

С) Активность субъекта познания

D) Диалектический путь познания истины

Е) Практика – критерий истины

5 Выделить материалистическое направление в философии Нового времени

А) Интерсубъективизм Фихте

В) Имматериализм Беркли

С) Агностицизм Юма

D) Трансцендентализм Шеллинга

Е) Сенсуализм Локка

6 Систематизатор Бэконовского материализма

А) Д.Локк

В) Т.Гоббс

С) Б.Спиноза

D) Г.Лейбниц

Е) Д.Дидро

7 Понимание свободы в философии Т.Гоббса

А) Свобода как познание

В) Свобода как право

С) Свобода как нравственность

D) Свобода как счастье

Е) Свобода как необходимость

8 Гегель приветствовал этого философа – рационалиста Нового времени следующими словами: ''С него начинается настоящее отвлеченное мышление: вот начало, из которого развивается чистое умозрение – наша наука''. Укажите этого мыслителя:

А) Локк

В) Декарт

С) Лейбниц

D) Вольтер

Е) Кант

9 Движение мысли, в которой происходит сцепление интуитивных истин, по мнению Р.Декарта – это –

А) Индукция

В) Аналогия

С) Энумерация

D) Дедукция

Е) Концепция

10 Картезианское сомнение – это

А) Сомнение ради самого сомнения

В) Метафизическое отрицание

С) Отрицание ради избирательного утверждения

D) Пребывание всегда в нерешительности

Е) Сомнение во всем, как вывод философии

11 Центральное положение картезианского рационалистического метода ясности и отчетливости как высшего и решающего критерия истинности занимает

А) Гипотеза

В) Проблема

С) Интуиция

D) Дилемма

Е) Парадокс

12 Согласно Р.Декарту, главным средством познания природы должна стать

А) Физика

В) Алхимия

С) Математика

D) Техника

Е) Механика

 

13 Спиноза писал: ''То что ум представляет в субстанции, как составляющую ее сущность '' называется

А) Атрибутом

В) Модусом

С) Вещью

D) Идей

Е) Акциденцией

14 Состояние субстанции, ''то, что существует в другом и представлено через это другое '', Спиноза определяет как

А) Модус

В) Атрибут

С) Феномен

D) Ноумен

Е) Апейрон

15 Философ – пантеист Нового времени, у которого отрицание Бога покоится на неопровержимом доказательстве, бытия самосуществующей природы:

А) Дидро

В) Гольбах

С) Гельвеций

D) Вольтер

Е) Спиноза

16 Пантеизм этого философа 17-века Л.Фейербах называл ''теологическим атеизмом''. Кто он?

А) Спиноза

В) Декарт

С) Кузанский

D) Вольтер

Е) Руссо

17 «Чувствовать себя в Боге и видеть вещи в Боге» - это суть

А) Картезианства

В) Сенсуализма

С) Спинозизма

D) Неотомизма

Е) Позитивизма

18 Философ Нового времени, который противопоставил дуализму Декарта и монизму Спинозы субстанциональный плюрализм:

А) Локк

В) Бэкон

С) Гоббс

D) Лейбниц

Е) Гольбах

 

 

19 Теория ''предустановленной гармонии ''Г.Лейбница была направлена против

А) Детерминизма П.Гольбаха

В) Пантеизма Спинозы

С) Деизма Вольтера

D) Окказионализма Н.Мальбранша

Е) Механицизма Т.Гоббса

20 Учение Лейбница направленное на оправдание всемогущего и всеблагого Бога перед лицом существования зла в сотворенном им мире называется

А) Фатализм

В) Волюнтаризм

С) Теодицея

D) Телеология

Е) Телеономия

21 Герцен писал об этом философе, что он совершил переворот в мышлении. После него наука твердо стоит на самопознающем мышлении, на самозаконности разума. Кто этот мыслитель?

А) Декарт

В) Лейбниц

С) Кант

D) Гегель

Е) Маркс

22 ''Квинтэссенцией'' европейского рационализма является работа

А) ''Новый Органон'' Ф.Бэкона

В) ''Трактат об ощущениях'' Э.Кондильяка

С) ''Система природы'' П.Гольбаха

D) '' Опыты о человеческом разуме '' Д.Локка

Е) ''Рассуждение о методе ''Р.Декарта

23 Французские материалисты Эпохи Просвещения(17-18вв)

А) Фатализировали историю

В) Натурализировали историю

С) Историзировали природу

D) Обожествляли природу

Е) Отождествляли природу и человека

24 Французский материализм 18 века в теории познания характеризируется как

А) Агностицизм

В) Скептицизм

С) Догматизм

D) Гносеологический оптимизм

Е) Критический рационализм

 

 

25 Автор теории просветительского реализма, которая получила обоснование в его трактате ''Философские исследования о происхождении и сущности прекрасного'' (1751)

А) Вольтер

В) Дидро

С) Руссо

D) Гельвеций

Е) Гердер

26 Основной способ изложения философии у Спинозы – это

А) Механистический

В) Диалектический

С) Аксеологический

D) Геометрический

Е) Традуктивный

27 Свои труды в области физики Ньютон назвал

А) Метафизика

В) Философия физика

С) Философия механики

D) Философии природы

Е) Натуральная философия

28 Метод радикального сомнения в рационализме предложил:

А) У.Оккам

В) Т.Гоббс

С) Б.Спиноза

D) Г.Лейбниц

Е) Р.Декарт

 

Философия Просвещения

 

1 В рассуждениях о неравенстве (1754) Руссо утверждая, что «человек по натуре своей добр и только общество делает его плохим». Совместимы ли наука и добродетель? Что отличает цивилизованного человека от необученного варвара? Как можно интерпретировать призыв Руссо: «Назад к природе!»

 

2 Согласны ли вы с утверждением Ж.Ж Руссо, что наука и добродетель несовместимы, и все науки имеют неблагородное происхождение. Астрономия проистекает из суеверий астрологии, красноречие из честолюбия, геометрия из скупости, физика из тщеславного любопытство. И даже этика имеет своим источником человеческую спесь.

Почему Руссо отвергает цивилизацию? Каковы причины социальных неравенств?

 

3 Дайте философский комментарий следующему рассуждению Б.Паскаля: «Наблюдая ослепление и ничтожество человека, и странные противоречия, которые кроются в его натуре, глядя на молчащую вселенную, в которой человек без света, представленный самому себе, будто заблудившийся в одном из уголков, не зная того кто его сюда бросил, когда он умрет, я прихожу в ужас, как если бы я спящий был унесен на пустынный и мрачный остров и проснувшись, не знал где я и как мне выбраться. Меня восхищает что люди, находясь в таком жалком состоянии не предаются отчаянию»: Имеется ли здесь связь с экзистенционализмом? В чем заключается непримиримые противоречия человеческого существования? Каков образ человека в философии Б.Паскаля?

 

4 Охарактеризуйте утверждение Вольтера: «человек совсем не загадка, …он снабжен чувствами чтобы действовать и разумом, чтобы управлять своими поступками». Сравните эту мысль Вольтера с высказыванием Паскаля: «человек видит, только самого себя» аргументируйте свои выводы.

 

5 Прокомментируйте следующее обращения Вольтера к «энциклопедистам»: «Спешите мужественный Дидро и неустрашимый Д’Аламбер напасать на фанатиков и негодяев опровергайте их глупое разглагольствование, их презренные софизмы историческую ложь, противоречия, бесконечные нелепости». Против кого направлен призыв Вольтера? Какова роль «энциклопедии» в распространен научных знаний? Кто был главным редактором «энциклопедии»?

 

6 Герцен писал: «что за огромное здание воздвигла философия 18 века, у одной двери блестящий, язвительный Вольтер, а с другой мрачный Руссо, полубезумный, наконец, полный любви». Объясните, почему Руссо и Вольтер - два разных полюса французского Просвещения, две разных натуры, поистине два антипода?

 

7 Объясните логику рассуждения Д.Дидро; «философия, привычное и глубокое размышление, удаляющее нас от всего окружающего и превращающее нас в ничто, также есть обучение смерти… Существует только одна добродетель-справедливость, одна обязанность - стать счастливым, один вывод – не преувеличивать ценности жизни и не бояться смерти» Может ли философия определить смысл жизни, смерти и бессмертия? Преодолим ли согласно философу, страх смерти?

 

8 «Истина сияет собственным светом, - писал Вольтер, - и не подобает просвещать умы пламенем костров». Ослабляет ли злоупотребление просвещением нравственное чувство? В чем проявляются достоинства и негативные последствия Просвещения? Существует ли разумные пределы просветительской деятельности?

 

9 В «Мыслях и размышлениях Гельвеций советует: «Следует устанавливать не строгое равенство, а бороться с преходящим чрезмерным неравенством, ибо нужно, чтобы каждый человек имел право пользоваться всеми своими талантами». Возможно ли «разумное и справедливое общество? В чем Гельвеции видел прогресс общества?

 

10 Дайте философскую оценку следующему рассуждению Т.Гоббса: «Страсти, делающие людей склонными к миру, суть страх смерти, желание вещей, необходимых для хорошей жизни, и надежда приобрести их своим трудолюбием. А разум подсказывает подходящие условия мира, на основе которых люди могут прийти к соглашению». Являются ли условиями мира естественные законы? Какова цель государства? В чем причина войн? Что такое суверен и подданный?

11 «Чем больше накапливаем мы новых знаний, - с сожалением отмечает Руссо, - тем более отнимаем мы у себя средств приобрести самое важное из всех; так что по мере того, как мы углубляемся в изучение человека, мы в известном смысле утрачиваем способность его познать». Как цивилизация превращает действительного индивида в видимость? Что отделяет человека от самого себя? Способна ли наука раскрыть сущность человека?

12 Прокомментируйте рассуждение Руссо: «Счастье – это неизменное состояние, не созданное для человека в этом мире. Все на земле – в непрерывном течении, которое не позволяет ничему принять настоящую форму. Мы изменяемся сами, и никто не может быть уверен, что завтра будет любить то же, что любит сегодня. Поэтому все наши мысли о счастье в этой жизни оказываются химерами». Что философ понимает под счастьем? Доступно ли счастье отдельному человеку?

13 Против какого философа направлено это рассуждение Вольтера: «Нас увещевают: довольствуйтесь тем, что имеете, не желайте ничего лучшего, обуздывайте ваше любопытство, смиряйте ваш беспокойный дух. Если бы мы всегда следовали им, мы бы до сих пор питались бы желудями, спали под открытым небом». Существует ли прогресс в истории? Есть ли разумные блага цивилизации?

14 В чем проявляется альтруизм Дидро?: «Совершайте добро, пока вы существуете, сделайте так, чтобы ваше «Я» уважало и почитало себя и пользовалось уважением и почтением современников и тех, кто придет после них. Вы будете в мире с самим собой, если находитесь в мире с другими и наоборот». В чем проявляется гуманизм философа?

15 В «Послании о любви к знанию» (1738) Гельвеций связывает подлинное счастье с любовью к знанию, а прогресс человечества с прогрессом разума: «Знание! С тобой человек свободен даже в оковах. С тобой он счастлив даже под ударами судьбы. Имея тебя, человек имеет все и не нуждается в остальном. Этот же человек, лишенный тебя является слабым тростником, подвластным игре страстей, ползучим растением, не имеющим опоры на самом себе». Сравните этот панегирик философа с идеалом подлинного, совершенного человека Абая: «Лишь знаньем жив человек, лишь знаньем движется век. Лишь знанье – светоч сердец…». «Если мы не стремимся к знаниям, то наша душа уже не душа человека, а душа животного». Что общего у этих просветителей? Какая идея объединяет этику Гельвеция и нравственное учение Абая? Обоснуйте свои выводы?







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.193.85 (0.011 с.)