Мировоззрение, его структура и уровни. Исторические типы мировоззрения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мировоззрение, его структура и уровни. Исторические типы мировоззрения



 

1 А.Швейцер (1875-1965) утверждая, что для «общества, как и для индивида, жизнь без мировоззрения представляет собой патологическое нарушение внешнего чувства ориентирования». Раскройте структуру мировоззрения. Каковы основные функции мировоззрения? Что должно, согласно Швейцеру, включать в себя философски обоснованное и практически значимое оптимистическое мировоззрение? Какова цель такого мировоззрения?

2 «Уже с того весьма отдаленного времени, -пишет Д.Энгельс,- люди, еще не имея никакого понятия о строении своего тела и не умея объяснить сновидений, пришли к тому представлению, что их мышление и ощущение есть деятельность не их тела, а какой-то особой души, обитающей в этом теле и покидающей его при смерти» /К.Маркс и Д.Энгельс Соч.Т.21.С 282/. Какой смысл вкладывал Пифагор в понятия «психео» и «сома»? Каковы причины возникновения у первобытного человека представлений о душе? Можно ли поставить знак равенства между понятиями «душа» и «человеческое сознание»? Что такое психофизический параллелизм? Как в религии решается проблема соотношения души и тела?

3 Какова роль мировоззрения в становленииличности? Раскройте логическую связь между философией и обыденным сознанием, исходя из изречения Диогена: «Философияи медицина сделали человека самым разумным из животных; гадание и астрология – самым безумным, суеверия и деспотизм – самым несчастным». Всегда ли заблуждение сопутствует истине? В чем проявляется живучесть заблуждений и суеверий?

4 Сравните два определения мифа, которое дали Гегель (а) и Леви-Строс (б) Определите общее и особенное в этих дефинициях.

а) Миф-результат фантазирующего разума, материалом которого является родовая жизнь, а методом антропоморфнаяассоциация.

б) Миф - это язык, но язык который работает на очень высоком уровне, когда смысл отрывается от лингвистической основы, «вокруг которой он складывается».

Каковы особенности мифологического мышления? По каким направлениям осуществляется диалог философии и мифологии? Является ли миф способом постижения и объяснения мира?

 

5 Дайте философскую характеристику мифа, исходя из следующего рассуждения: «Миф-это вымысел, но несознательный, а бессознательный. Первобытное мышление не осозналозначения своих собственных творений. Мифологический мир гораздо более текуч и расплывчат, чем наш теоретический мир вещей и свойств, субстанций и акциденций». Мир мифа - драматический мир: мир действий, усилий, борющихся сил. Схватка этих сил усматривается во всех явлениях природы. Мифологическое восприятие всегда наполнено этими эмоциональными качествами». / Э.Кассирер «Опыт о человеке. Введение в философиючеловеческой культуры». / Каковы особенности мифологического мышления? Является ли миф адекватным отражением мира?

6 П.Гольбах писал: «Что касается так называемых чудес, т.е. явлений, противоречащих неизменным законом природы, то ясно, что подобные вещи невозможны, ибо ничто не может ни на минуту остановить необходимого хода вещей, не остановив и не нарушив в то же время движения всей природы». Согласны ли вы с этим утверждением философа?Какой принцип в движении природы признает Гольбах? Существуют ли сверхъестественные причины в развитии природы? Можно ли непознанное в настоящее время отнести к чудесам?

7 Американский философ - идеалист, глава трансценденталистов Эмерсон Р.(1803-1882) утверждал, что «чудеса» науки современной далеко превосходят чудеса древней мифологии» На чем основывается чудо в мифе? Можно ли научное открытие относитьк чудесам? Какова природа «семи чудес света»? Что понимается под «чудесами науки»?

8 «Чудеса, предзнаменования, предсказания оракулов, небесные кары совершенно затемняют те немногие естественные события, которые перемешены с ними. Но так как…эти чудеса становятся все более редкими, по мере того как мы приближаемся к просвещенным эпохам, мы вскоре начинаем понимать, что во всех этих случаях нет ничего чудесного или сверхъестественного, что во всем виновата обычная склонность человечества к необычному» /Д.Юм Соч. в 2т. Т 2.С.120.М.1966) Каковы причины и гносеологические корни чудес? На чем основывается вера человека в чудо? Устранимы ли суеверия и предрассудки в мировоззрении современного человека? Аргументируйте свой ответ.

9 Объясните философский смысл высказывания Дж.Томпсона: /«Исследование по истории древнегреческого общества»/: «Переход от первобытного мышления к мышлению цивилизованного человека представлял собой диалектический процесс, в котором каждый шаг вперед был в то же время и шагом назад». В чем парадоксальность данного суждения?

10 Французский естествоиспытатель Бертло М. (1827-1907) полагал, что «ум первобытных людей был еще слишком слаб, чтобы возвыситься до отвлеченных представлений о законах, управляющих его собственным развитием, как и явлениями внешнего мира. Он их олицетворил, превратил в реальные существа, построенные по его подобию, то есть создал духов и богов». В чем проявлялась антропоморфность мифологического мировоззрения? Было ли мифологическое мышление рациональным? Обладало ли пралогическое мышление конкретными знаниями о мире?

11 Дайте философский анализ следующему рассуждению Ч.Валиханова (1835-1865): «Природа и человек, жизнь и смерть были предметами высочайшего удивления и были всегда преисполнены неисследимой тайны. Необходимая потребность познать Вселенную с ее чудесами, вопрос о жизни и смерти и отношениях человека к природе породили шаманство- обожание Вселенной или природы и духа умерших людей. Так младенствующий человекбыл приведен к почитанию солнца, луны, звезд и всего того бесконечного, вечного и разнообразного, что мы называем природой или Вселенной». Является ли шаманизм религией, каковы гносеологические корни шаманства? Связано ли шаманство с мифологическими представлениями человека о мире? Обоснуйте свой ответ.

12Французский философ и психолог – позитивист Леви-Брюль (1857-1930) так определял сущность первобытного мышления: «Мышление первобытных людей может быть названо пралогическим с таким же правом, как и мистическим. Это скорее два аспекта одного и того же основного свойства, чем две самостоятельные черты. Первобытное мышление, если рассматривать его с точки зрения содержания представлений, должно быть названо мистическим, оно должно быть названо пралогическим, если рассматривать его с точки зрения ассоциаций». Какова основа мифологического мировоззрения? Существует ли граница между вымыслом и реальностью в пралогическом мышлении? На чем основывается пралогическое мышление? Является ли пралогическое мышление рациональным? Допускает ли первобытное мышление абстрактные ассоциации?

13 Объясните логику рассуждения английского естествоиспытателя Ч.Дарвина (1809-1882): «Многие ссылаются на наличие этой предполагаемой инстинктивной веры в бога как на доказательство его существования. Но такое заключение слишком поспешно; допустив его, нам пришлось бы верить в существование многих жестоких и злобных духов, обладающих несколько большей властью, чем человек, потому что верованиев них несравненно больше распространенно, чем вера в благодетельное божество. Понятие о едином и благодетельном творце не рождается в уме человека до тех пор, пока он не достигает высокого развития под влиянием долговременной культуры». Является ли идея бога врожденной? Какова причина проявления злобных духов? Как культура мышления способствует формированию понятия о едином боге-творце?

14 «Представление о том, что вне человека существует иные, разумные силы, возникло из первобытного хаоса природы тогда, когда разум был ничтожно вооружен опытом и поэтому сам ничтожен.. Испуганный одними явлениями природы, обласканными другими, он обоготворил все, чего не понимал, обоготворил даже и смерть-силу, прекращающую всякое, видимое глазом, движение». /М.Горький (1868-1936), русский писатель и общественный деятель/. Является ли религия продуктом разумной деятельности человека? Как соотносятся разум и вера в «боготворчестве »? Существует ли причины богостроительства в современных условиях?

15 Согласно ли Вы со следующим высказыванием Д.Дидро: «Большая или меньшая степень веры в сверхъестественное всегда определяется той или иной ступенью цивилизации». В чем состоит сходство и различие между вер\ой в сверхъестественное и верой в чудо? Какие факторы цивилизации способствуют ослаблению веры в сверхъестественное?

16 Исходя из философского учения Л. Фейербаха, объясните его тезис:

«Тайна теологии в антропологии». Прокомментируйте рассуждение философа: «Объективно сущность религии, в особенности христианской, является сущность человеческой, особенно христианской души. Знание человека о боге является самосознанием человека. Не бог мыслит о человеке, а, наоборот, человек думает о боге по-своему образцу и подобию. Религия - свойство разума, самосознания человека». Не создает ли Фейербах новой религии, утверждая, что «Человек – человеку Бог?» Что, согласно философу, должно лежать в основе человеческих взаимоотношений?

17 Разъясните тезис Г. Спенсера (1820 – 1903) «Тайна – последний шаг науки и первый шаг религии». Существуют ли точки соприкосновения науки и религии? Есть ли ничейное поле между ними, и как оно называется согласно Расселу?

18 «Первобытное мышление, - писал Леви-Брюль, - не допускает посредствующих звеньев, или, по крайней мере, если оно их признает, оно считает их не имеющими значения и не уделяет им никакого внимания. /Леви-Брюль. Первобытное мышление. М., 1930, с. 283-284./ Является ли первобытное мышление логическим или рациональным? Каковы мировоззренческие истоки происхождения мифа? Какой способ мышления делает миф жизнеспособным?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 678; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.104.109 (0.006 с.)