Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие мировоззрения. Ф. Как деятельность и как теоретическая форма мировоззрения.↑ Стр 1 из 10Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие мировоззрения. Ф. как деятельность и как теоретическая форма мировоззрения. Мировоззрение — это совокупность взглядов человека на мир и место человека в этом мире. Мировоззрение есть система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окруж мир и место человека в нем, на многосторонние отношение человека к миру, к самому себе и к др. людям, система не всегда осознанных основных жизненных установок человека, определенной соц. группы и общества, их убеждений, идеалов, ценностных ориентаций, соц. полит., нравственных, этических и религиозных принципов познания и оценок. Мировоззрение - это своего рода каркас структуры личности, класса или общества в целом. Субъект Мировоззрения - личность, соц. группа и общество в целом. Понятие Мировоззрения охватывает более широкий круг явлений, чем понятие философии. Сама философия есть Мировоззрение, т.е. совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. В одном ряду с Философией находятся другие формы Мировоззрения: мифологич-е, религиозное, художест-е, натуралистское, обыденное. Философия отлич-ся от иных форм мировоззрения тем, что относится, прежде всего, к научн сфере обществ-го сознания, а внутри нее, в отличие от натуралистской формы, имеет специфический категориальный аппарат, опирающийся в своем развитии не на одну категорию или научную дисциплину, а на все науки, на весь единый совокупный опыт развития человечества. Мировоззренческие функции философии: гуманистическая, социально-аксиологическая, культурно-воспитательная, отражательно-информационная. Мировоззренческие идеи “заключают в себе все, что мы можем думать и предполагать о смысле жизни и назначении человечества; они дают нашему бытию направление и сообщают ему ценность”. Существенное значение для характеристики мировоззрения имеет пропорциональное присутствие различных компонентов – знаний, убеждений, верований, норм, идеалов и т.д. Основа Мировоззрения - знания. Они составляют информационную сторону мировоззрения. В структуру Мировоззрения входят не только знания но и их оценка. Т. е. Мировоззрению присуща не только информационная, но и ценностная (аксиологическая) насыщенность. Знания входят в Мировоззрение в виде убеждений. Убеждения - это та призма через которую видится действительность. Убеждение - эмоциональное состояние, устойчивая психологическая установка. В структуру мировоззрения входят и идеалы. Идеалы могут быть как научно обоснованными так и иллюзорными, как достижимыми так и нереальными. Как правило они обращены в будущее. Идеалы - основа духовной жизни личности. Мировоззрение складывается под воздействием социальных условий, воспитания и образования. Его формирование начинается с детства. Оно определяет жизненную позицию человека. Потеря высших мировоззренческих ориентиров в жизни может вести к самоубийствам, наркомании, алкоголизму, преступлениям. В структуре мировоззрений можно выделить 4 основных компонента: 1 – познавательный (базируется на обобщенных знаниях повседневных, профессиональных и научных). 2 – ценностно-нормативный (включает в себя ценности, идеалы, убеждения и т.д. Ценность – это свойство какого-то предмета, явления, удовлетворять потребности, желания людей.) 3 – эмоционально-волевой. Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды убеждения и верования. 4 – практический. Следовательно, мировоззрение можно определить как совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения. По характеру формирования и способам функционирования можно выделить жизненно-практический и теоретический уровни мировоззрения. Жизненно-практический уровень базируется на здравом смысле и повседневном опыте. Включает в себя навыки, обычаи и традиции, передаваемые из поколения в поколение, и познавательный опыт каждого конкретного индивида. Оно помогает человеку ориентироваться в сложных жизненных обстоятельствах. В нем нередки внутренние противоречия, устойчивые предрассудки. Эти недостатки преодолеваются на другом, более высоком уровне мировоззрения, которое носит теоретический характер. К этому уровню решения мировоззрения наряду с наукой принадлежит философия. Философия – это система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснения различных форм отношения человека к миру, человека к человеку. Философия – это теоретический уровень мировоззрения, след-но, мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированный, упорядоченный характер. Две стороны мировоззрения: Объективная – позиция в мире, которую он занимает объективно. На мировоззрение влияет соц среда, привычки, угол зрения на мир. Субъективная – человек относится к своему позиции в мире. Эти две стороны находятся во взаимодействии. Мировоззрение – феномен развиваю-ся и проходит стадии развития: 1. нулевая стадия – человек не разделяет себя и внешний мир, окружающее не воспринимается чем-то внешним, не воспринимает себя как что-то отдельное. 2. мироощущение. оказывается, человек может не всегда реализовать свои потребности. Человек фокусирует свои ощущения от внешних предметов и окрашивает его. 3. мировосприятие. складывается, когда комплексы мировоззрения становятся устойчивыми. руководствуется представлениями. Представления более систематизированы. 4. миропонимание. Ориентирован понятиями, понятия формируются на основе представлений, понятия – тоже обобщения, но носят формальный характер. Проникновение в сущность предмета с помощью разума. Мировоззрение имеет определенную структуру: Мироощущение – чувственное восприятие окр мира (напр, оптимист и пессимист). Мировосприятие – опирается на мироощущение окр мира в идеальных образах (адекватное и неадекватное) Миропонимание – это познавательно-интеллектуальная деятельность, направленная на выявление сущности происходящих процессов. Философия – форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Основные разделы философии: онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика, этика, эстетика. Единство мира как философская проблема. Философы обнаружили, что мир с одной стороны неоднороден в его существовании, в бытии: в целом он не переходящий, но отдельные его элементы переходящие. Между бытием мира и бытием в мире отдельных вещей, состояний, существ есть различия. С другой стороны мир как раз в его существовании образует неразрывное единство, универсальную целостность. Ед-во мира заключается в его материальности, т.к. в мире нет ничего, что не было бы конкретной ф. материи, ее свойств или проявлений св-в и взаимосвязей. Ед-во мира проявляется в всеобщей взаимосвязи явл-ний и предметов; наличии у всех видов матери таких универсальных атрибутов, как движение, пространство, время, способность к саморазвитию; процессах превращения одних форм матери в другие; в локальном масштабе ед-во мира – общность физико-химического строения различных тел/ законов/ и т.д. Принцип единства мира утверждает, что мир, как и его отдельные фрагменты, есть взаимосвязанное материальное целое, что познание; мира, как и его преобразование, может происходить лишь с учетов всех доступных нам связей и взаимод-ий на уровне объективн и субъективн реальности. 5.Философское понятие материи. Современная наукао системной организации материального мира Первые философы пришли к выводу, что существует материал, из которого состоят все вещи, то, что значительно позднее было названо субстанцией и субстратом. Материя - центральная категория для материалистических систем, трактующих ее как объективную реальность, данную человеку в ощущениях и существующую вне и независимо от человеческого сознания. Материя несотворима и неуничтожима, вечна во времени и бесконечна в пространстве, в своих структурных проявлениях, неразрывно связана с движением, способна к неугасающему саморазвитию, которое на определенных этапах при наличии благоприятных условий приводит к возникновению жизни. Сознание выступает как высшая форма отражения, присущего материи. Материю нельзя сводить к определенным ее конкретным формам, например к веществу или атому. Вместе с тем материя всегда обладает упорядоченной системной организацией и отделима от различных свойств и форм движения. С точки зрения современной науки основные формы материи – это: 1) система неживой природы (элем. частицы и поля, атомы, молекул) 2) биологические системы (вся биосфера, от микроорганизмов до человека) 3) социально организованная система (человек, общество). Понятие материи является основной категорией в философии, оно означает сущность мира, признание объективной реальности, существование независимо от сознания человека. Греческие философы излагали свои взгляды и происхождении вещей: Фалес считал, что все состоит из воды; Анаксимен – из воздуха; Гераклит – из огня; Эмпедокл – признавал 4 стихии: огонь, воду, воздух, землю; Анаксимандр считает, что основу мира составляет ненаблюдаемое вещественное начало – апейрон. (Апейрон - это вечное, бесконечное, находящееся в непрерывном движении единое первоначало, источник конкретных вещей и явлений). Демокрит – все состоит из атомов и пустоты; разработал атомистическую картину мира. Атомы неделимы, неизменны, отличаются друг от друга лишь формой, величиной, а так же порядком и положением. Они образуют, двигаясь в пустоте, многообразие видимых вещей и предметов и множество миров. Пифагор – из чисел. Итак, на первом этапе развития материалистических представлений основой, субстанцией материального мира выступают отдельные, чувственно воспринимаемые или не воспринимаемые элементы, либо физические атомы. Вторым этапом развития этих представлений является механицизм. Здесь материя отождествляется с веществом и наделяется рядом механических и геометрических свойств: массой, протяженностью, формой, непроницаемостью, способностью тел перемещаться по механическим траекториям. Далее, было экспериментально доказано реальное существование атомов. Было открыто их сложное строение и явление радиоактивности. То, что считалось доселе материей - вещество, атомы, свелось к электрически заряженным частицам и электромагнитным полям. В определении философской категории материи важны три момента: 1. материя-то, что существует вне и независимо от сознания; 2. материя - то, что прямо или косвенно вызывает ощущения; 3. материя - то, отражением чего является сознание. В конце 19 – начале 20 вв. появляется философский подход к пониманию материи: материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. В философском понятии материи можно выделить 3 аспекта: логический – материя как философская категория; онтологический – (онтология – учение о бытии; бытие – единство объективной и субъективной реальности) – материя как объективная реальность; гносеологический – (гносеология – теория познания) – материю можно познать через копирование, фотографирование, отображение; В философской категории материи можно выделить еще несколько аспектов: 1.материя – это то, что прямо или косвенно вызывает ощущения; 2.материя – это то, что существует вне и независимо от сознания человека; 3. материя – это то, отражением чего является сознание, мышление. Современная наука о системной организации материи. 1. Субэлементарный уровень организации материи (лептоны и кварки). 2. элементарный уровень (элементар. частицы, которые обладают свойствами вещества и поля ) 3. Атомы. 4. Молекулы. 5. Макротела. 6. Планеты (особый вид макросфер, имеющих ядро, литосферу, атмосферу, гидросферу. 7. Планетные системы, которые состоят из планет и звезд. 8. Галактики – включают планетные системы и звезды.). Современная наука допускает существование других миров (внегалактических объектов). Структурные уровни живой материи. На определенном этапе развития мега галактики в рамках некоторых планетных систем возникают условия формирования из молекул неживой природы материальных носителей жизни. 1.доклеточный уровень (ДНК, РНК, белки). 2. Клетки 3. Многоклеточные организмы. 4. Популяции 5. Биоценоз, взаимодействия Популяций между собой и окружающей средой (лес, болото, и их обитатели) 6. Биосферы, взаимодействие биоценозов между собой и атмосферой. Уровни социальной материи: на определенном этапе развития в биосферы возникают особые популяции, которые преобразуют, благодаря орудийной деятельности биологические формы своего существования в социальную жизнь:1. Индивид. 2. Семья 3.социальная группа 4. Классы 5. Нации 6. Государства 7. Общества. эти структуры исторически изменчивы. Люди создают вторую природу – неорганическое тело человека. Вернадский преобразованную с помощью труда и разума часть биосферы назвал ноосферой. С точки зрения современной науки основные формы Материи это: 1. система неживой природы (элем. частицы и поля, атомы, молекулы) 2. биологические системы (вся биосфера, от микроорганизмов до человека) 3. социально организованная система (человек, общество). Философское понимание материи как объективной реальности конкретизируется естественно научными теориями о строении и законах движения материи, раскрывающим структуру объективной реальности.
Философия Платона Платон стал первым греч философом, создавшим целостную концепцию объективного идеализма, суть которого состоит в том, что мир идей приз в качестве первичного по отношению к миру вещей. Существует сверхчувственный мир, который представляет собой идеальную целостность и постиг только умом. Этот мир есть идеи в себе или для себя, которые находятся поверх физического космоса. Мир идей вечен, то есть непорожден и неизменен, т.е. неразложим. Материальное создается Творцом, Мастером (Демиургом) наподобие того, как человек делает конкретную вещь. Этим Демиургом является разум, творческий ум, который и формирует материальный мир как гармоническую систему. Он создает мир по образцам идей, идея – чистая форма Прекрасного в себе, гармонический и совершенный мир. Материальный мир создается из хаоса, бесформенное движение, которое противопоставлено идеям и самому Демиургу. Космос представляется в виде шара, в центре которого наша планета, а вокруг нее другие планеты и звезды, приводим в движение их душами. Бессмертной душой сотворен и человек, у него она соединена со смертным телом, душа – основа разумности человека, дает ему возможность познавать окружающий мир. Теория познания: человек имеет врожденные идеи, припоминая которые, он открывает для себя мир. Прежде чем познать вещь во всех ее проявлениях, следует знать смысл вещи, нужно умом созерцать идеи. Стимулом к знанию является любовь (к красивому телу, к душе, к знанию). Знание не может быть ощущением, должно быть знание со смыслом. Познание – процесс созерцания разумом высших сущностей, делится на 2 этапа. Сначала познание осуществляется чистой душой, ибо до рождения тела она это видела. Вселившись в тело, душа сохраняется, но не осознает свои знания, в процессе развит душа вспоминает знания, которые видела раньше. Основным средством воспоминания является метод диалектики - беседа. Человек – единство души и тела, в основе которого лежит душа, тело – тюрьма для души, от которой душа может погибнуть, нужно очищать душу путем рацион познания. 3 типа души – разум, страсть, вожделение, соответственно, 3 типа людей в государстве – мудрецы; стражники; крестьяне, торговцы.Так как чувственные вещи преходящие, то они должны быть обусловлены не только бытием, но и небытием. Это небытие есть материя. (область непрекращающегося движения, возникновения и изменения) Материя принимает на себя идеи и превращение их во множество чувственных вещей, разделенных пространством. Область идей представляет собой пирамиду, на вершине которой идея благаИдея блага является не только верховной причиной бытия, но и его целью (телеология - учение о целесообразности) Идеи вечны, ниезменны, тождественны, не зависят от условий пространства и времени. Мир чувственных вещей - мир вечного возникновения и гибели, движения и изменчивости, в нем все свойства относительны, ограничены условиями пространства и времени. Знание есть припоминаниеИдеи познаются путем интуиции, независимой от чувственного восприятия, чувственные вещи отражаются лишь во мнениях, которые не дают подлинного знания. Человеческая душа независима от тела и бессмертна. Душа состоит из 3 частей: разумной, которая создается самим творцом,аффективной и вожделеющей, кототые создаются низшими богами.Государство основано на разделении труда между разрядами свободных гражданПлатон Перенял у Сократа идею о том, что задача философии – действительное делание блага.Миру идей противостоит мир небытия, материиМатерия – это начало и условие пространственной разделённости, множественности вещей чувственного мира. Чувственный мир есть нечто среднее между бытием и небытием, он порождение этих двух миров. Теория познания связана с учением о душе. Платон говорит, что знание возможно не для всякого: оно невозможно для всеведущего Бога и для невежды, непонимающего, что он не знает ничего. Знание возможно для того, кто между ними, для философа. Знание – это не ощущение, его нельзя получить эмпирическим путём, оно ограничено от чувственного опыта. Истинное знание уже содержится в нас, В познании необходима интуиция (например, интуиция прекрасного). В земной жизни душа проходит через испытания, и если она их вынесла, то возвращается в мир абсолюта, если же оскверняется – следует в мир материи. Космос – цельность единичностей, он живет, дышит, пульсирует. Он полон божественного смысла, являющего собой царство идей (эйдосов), вечных и нетленных. Мир по природе двойственен: видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей. До Платона греческая мысль не знала понятие «идеальное». Он же приписал идеям отдельное от чувственного мира, самостоятельное бытие. А это явл-ся удвоения бытия, что составляет суть объективного идеализма.душа – бессмертна. В ней различают 3 части: · разумная – обращенная к идеям – основа добродетели и мудрости · пылкая – аффективно-волевая – основа мужества · чувственная – движимая страстями Гармоничное сочетание этих частей под контролем разума дает гарантию справедливости как неотъемлемого свойства мудрости.ощущения обманывают ч-ка. Этика Платона получает аскетическую ориентацию: она требует очищения души, отрешения от мирских удовольствий. Философия Аристотеля Учение Аристотеля - объективный идеализм. Оно сложилось в результате критики учения Платона об идеях. Эта теория (об идеях) несостоятельна по ряду причин:1. Идеи Платона суть простые копии, или двойники, чувственных вещей и не отличаются от них по своему содержанию. 2. Так как Платон отделил мир идей от мира вещей, то идеи ничего не могут дать существованию вещей. И хотя Платон утверждает, будто вещи причастны к идеям, эта их причастность просто метафора. Учение Платона не может объяснить отношение идей к вещам еще и потому, что Платон отрицает способность идей быть непосредственно сущностями вещей. 3. Утверждая, будто идеи относятся к другим идеям, как общее к частному Платон впадает в противоречие. При таком понимании каждая идея есть одновременно и сущность, так как будучи общей, она присутствует в менее общей, и несущность, так как сама она в свою очередь причастна к стоящей над нею более общей идее, которая и будет ее сущностью. 4. Платоновское учение о сущности идей независимых по отношению к вещам чувств мира приводит к нелепому выводу: так как между идеями и вещами есть сходство и так как по Платону, для всего сходного должна существовать идея, то кроме идеи, например человек и кроме соответствующих ей вещей, должна существовать идея того сходного, что существует между ними. Далее для этой новой идеи человека и для находящейся под нею первой идеи и ее вещей должна существовать еще одна - третья - идея... 5. Обособив идеи в мир вечных сущностей, отличный от изменчивого чувственного мира, Платон лишил себя возможности объяснить факты рождения, гибели и движения. По Аристотелю каждая единичная вещь есть единство материи и формы. Форма нематериальна, но она не есть и потусторонняя сущность. Форма есть действительность того возможностью чего является материя. Например, если кирпич, является формой глины, рассматриваемой как материю, то формой этой материи будет дом. Однако так мы поднимаемся до формы, которую уже нельзя рассмотреть как материю. Такой предельной формой является перводвигатель или бог. - идеализм. Исходная точка - существование независимой от субъекта объективной действительности. Ощущения человека являются отражениями, копиями предметов внешнего мира. Таким образом источником познания является чувственный опыт, а ощущение предполагает независимый от сознания предмет восприятия. Логика по Аристотелю - наука о доказательстве, а также о формах мышления, необходимых для познания. Аристотель главное значение придает достоверным и необходимым выводам, а не выводам вероятности и возможности. Поэтому он на первый план выдвигает движение мысли от общего к частному (дедукция) а на индукцию обращает мало внимания. Космология и физика. Космология - геоцентрическая. Земля - шар. Источник движения - бог (перводвигатель).. Одним из важнейших принципов является учение о целесообразном в природе. Этот принцип распространяется на все бытие и даже на бога. Эта целесообразность является внутренней и бессознательной целесообразности природы Научное созерцание есть высшая доблесть, наиболее совершенный вид блаженства. Созерцательная деятельность разума существует ради себя самой, не стремится ни к какой внешней цели и заключает в себе ей одной свойственное наслаждение. Аристотель Перенял у Платона идею о том, что подлинное знание содержится в понятиях, так как это знание логическое. Но, по Аристотелю, Оно находится не только в сверхчувственном мире, но и в мире чувственном. Таким образом, Аристотель Признаёт необходимость явлений чувственного мира для знания → реализм. Понятие не противопоставлено действительности, а идеи вещам, так как идеи осуществляются в мире действительности. Аристотель эмпирик, он сначала исследует частные явления, а затем переходит к общему.Аристотелю Принадлежит теория о научном доказательстве: В основе всех наук лежит начало, которое познаётся непосредственно разумом, без участия эмпирических чувств – это аксиома с Аристотеля начинается разработка формальной логики.Познание направлено на постижение сущности вещей, но, по Аристотелю, общее познаётся из частного. Само знание – это система понятий, сочетающихся между собой логическим законом → знание имеет логическое основание. Источник знания – в способности разума усматривать всеобщее Всякое развитие – переход от возможности к реализации. Материя – пассивное начало, материал для формы, бытие как потенция (возможность бытия). Форма – это сумма свойств, отличающих один предмет от другого. Сущность и вещь, также как материя и форма, не существуют в отрыве друг от друга (как у Платона). Форма является конечной целью, к которой стремится всё существующее Душа человека дает смысл и направленность жизни. Душа есть причина и начало живого тела, ведь душа – причина как источника движения, как сущность одушевленного тела. Тело – материя органического вещества. Как форма господствует над материей, так и душа над телом, разум над чувствами. Первая – растительная душа, которой обладают растения. Она обладает способностью размножаться и осуществлять обмен веществ. Вторая – чувственная, ею наделены животные, которые отличны от растений тем, что обладают способностью воспринимать формы с помощью ощущений. Третья – разумная, присущая человеку, она познает и думает. Теория познания строится с позиции эмпиризма, суть вещей познается с помощью ощущений Под диалектикой Аристотель понимал средство разрешения противоречий, с которыми сталкивается знание на уровне единичного. Сущность не может быть противоречивой, поэтому на уровне сущностной диалектика исчезает. Диалектика – низший уровень логики, она связана с движением от знания единичного к знанию общего. Формами истинно научного знания явл-ся понятия, постигающие сущность вещи. Сформулировал логические законы: з-н тождества (понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждения); з-н противоречия (не противоречь сам себе) и з-н исключенного третьего (А или не-А истинно, третьего не дано). Этика. Добродетель – то, что служит интересам об-ва, что укрепляет социальный порядок. 27. Теоцентризм евр средневековой фил-ии. Патристика и схоластика как осн этапы формирования философско-теологической мысли в Европе. Средневековая философия предст собой тот длительный отрезок в истории европейской философии, который непосредственно связан с христианской религией. Христианство возникает в I-II столетиях, нашего летосчисления в восточных провинциях Римской империи и распространяется на Средиземном побережье. Время его возникновения характеризовалось глубоким кризисом рабовладельческого строя, сопровождавшимся усиленной эксплуатацией народов в Римской империи, в частности рабов и свободной бедноты Все попытки изменить реальные общественные условия терпели поражение, оставалось лишь верить и надеяться на чудо, на помощь "божьего спасителя" и его сверхъестественные силы. Эту веру принесла новая религия - христианство, которая кроме всего прочего обратилась ко всем людям, без различия их национальности и сословий, как к равным перед богом,;Философия монотеистична, Бог понимается как единое и уникальное.à Средневековая мысль всегда теоцентричнаà всё сущее определяет Бог.Идея креационизма: Источник всего сущего – Бог, Он сотворил мир из ничего. Весь мир – свободный дар Бога.Принцип антропоцентризма. У греков господствовал принцип космоцентризма, человек был важен как часть целого. В христианстве же человек создан по образу и подобию Бога, должен уподоблятся Богу и в то же время он повелитель созданного Богом. Библия утверждает, что человек способен принять волю Бога как свою собственную. (У греков тоже была мысль о том, что человек, воплощая благую цель, через интеллект уподобляется высшему существу).Средневековая философия филологична по своей сути, так как отталкивается от бибилиимир средневековья – мир дуалистичный (духовенство противопоставлено мирянам, царство Божие – царству мира сего) Средневековый мир, если его сопоставить с миром античности, характеризуется различными формами дуализма. Это был дуализм духовенства и мирян, дуализм латинского и тевтонского начал, дуализм царства божьего и царства мира сего, дуализм духа и плоти. И каждый из них воспроизведен в дуализме пап и императоров. (это проблема: у Августина в «Граде Божьем»)Основные этапы средневековой философии: Патристика1Апологетика (II – III вв)- Период утверждения христианства. Церковь ещё гоним. Задача: показать нелепость языческих верований. Апологеты обращаются к античной философии с целью найти там противоречие. Возникает догмат о триединстве Бога. Основная проблема: отношение веры и разума.(Тертуллиан,Климент Александрийский).Патристика 2 (IV – X вв)- Святость жизни, ортодоксальность учения, признание церковью.(восточная- Григорий Нисский, Василий Кесарийский; западная- Аврелий Августин, еп. Кетарена)Схоластика (от лат. Школа)(XI – XIV вв)- Возникают учебные заведения, предпринимаются попытки доказать существование Бога с помощью логических приёмов(Иоганн Скотт Иреугена, Ансельм Кетеркерийский, Пьер Абельяр, Фома Аквинский)Патристика-Бог является высшей сущностью (summa essentia), только его существование вытекает из собственного естества, все остальное с необходимостью не существует. Он единственный, существование которого независимо, все остальное существует лишь благодаря божественной воле. Бог является причиной существования всякого сущего, всех его перемен; он не только сотворил мир, но и постоянно его сохраняет, продолжает его творить (creatio continua). Августин отвергает представление, согласно которому мир, будучи сотворенным однажды, развивается дальше сам. Бог является также наиважнейшим предметом познания, познание же преходящих, релятивных вещей бессмысленно для абсолютного познания. Бог выступает в то же время и причиной познания, он вносит свет в. человеческий дух, в человеческую мысль, помогает находить людям правду. Бог является наивысшим благом и причиной всякого блага. Так как все существует благодаря богу, так и всякое благо происходит от бога.Схоластика-К VIII – X вв. жизнь постепенно стабилизируется. Появляются классы феодального общества, для которых характерна иерархичная форма отношений: вертикальные связи – вассальная зависимость, горизонтальные – связи корпоративного типа. К IX веку оживают города, развивается торговля. Основная черта экономики – стремление её рационализовать. Церковь господствует во всех сферах жизни. Одновременно с призванием уйти из мирской жизни, церковь породила и новое отношение к труду: он становится не прерогативой рабов, теперь праздность расценивается как грех.Для схоластики характерен напряжённый поиск путей, которые помогали бы рационально постигнуть веру. Проблема связи двух реальностей: человек не может одновременно находиться либо в рациональном мире, либо в мире веры. Возникает вопрос: возможно ли рациональное постижение догматов веры?à три направления:Отказ от рационального познания,Церковь покровительствует учёности. Бог сотворил мирà мир остаётся благимà нужно обращать себя к миру,Бог открывается человеку во всех видимых и невидимых пределах, в сотворённых вещах. Здесь речь идёт о разуме, просветлённом откровением. Христианство сформировало средневековое миров-е европейцев, кот теоцентрично и опирается на 2 принципиальных положения: а) идею творения - основа онтологии христианской фил-ии; б) идея откровения - фундамент учения о познании. Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где в соответствии с этим принципом на высшую ступень в системе знания помещается теология - наука о Боге, ниже нее находится философия. Крайний реализм: сторонники Платона, например, Ансельм Кентерберийский. Универсалии образуют особый идеальный мир, пребывающий в отрыве от конкретных вещей. Умеренный реализм - Фома Аквинский. Идеи Аристотеля. Признавали реальность общественных понятий, но и не отрицали их присутствие в конкретных вещах. Фома: универсалии существуют до вещей (как идеи в божеств. разуме), в вещах (неотъемл. формы единичного) и после вещей (понятия в человеческом разуме - результат абстрактного мышления). Противоп напре - номинализм. Полагает, что объективно, реально существуют единичные вещи, а универсалии - это наименования, имена, обозначающие вещи и существующие только в языке. Основные идеи патристической теологии:монотеизм – против языческого дуализма-супранатурализм – сверхъестественная природа бога, его абсолютная свобода и власть над созданным им миром-апофатическая (отрицательная) теология – бог не имеет атрибутов и не поддается определению, т.к. находится за пределами бытия-тезис о бессмертии души, к-рый раскрывает моральную судьбу ч-ка в потусторонней жизни Философия 18 века. ДЖОРДЖ БЕРКЛИ (1685-1753)Переход от субъективного идеализма к объективному идеализму. Вещи вокруг нас - это комплексы наших ощущений. Существовать значит быть воспринимаемым. 30.Рационализм в европейской философии нового времени (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г. Лейбниц) В отличие от эмпиризма рационализм главным источником знания считает мысли и понятия, присущие уму от рождения (врожденные идеи) или в виде задатков, предрасположений ума. Рене Декарт (1596-1650). В основе философии Декарта — дуализм души и тела, «мыслящей» и «протяженной» субстанции. Материю отождествлял с пространством, движение сводил к перемещению тел. Общая причина движения, по Декарту, — Бог, который сотворил материю, движение и покой. Человек — связь безжизненного телесного механизма с душой, обладающей мышлением и волей. Безусловное основоположение всего знания, по Декарту, — непосредственная достоверность сознания («мыслю, следовательно, существую»). Существование Бога рассматривал как источник объективной значимости человеческого мышления.Основной принцип его философии – все подвергнуть сомнению. Декарт считал, что все, что человек получает благодаря органам чувств – очень сомнительно; это не более, чем иллюзии. Арифметика и геометрия – вот, что объективно, потому что величина и количество более достоверны. Рене Декарт является основателем рационализма Нового времени, т.к. самое главное для него – разум. ДУАЛИЗМ (от лат. dualis — двойственный), философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал — духа и материи. Дедуктивный метод.Размышляя над условиями достижения достоверного знания, Декарт формулирует «правила метода», с помощью которого можно прийти к истине. Они сводятся к четырем основным положениям: 1) начинать с. с того, противоположное чему нельзя помыслить, 2) разделять любую проблему на столько частей, сколько необходимо для ее эффективного решения, 3) начинать с простого и постепенно продвигаться к сложному, 4) постоянно перепроверять правильность умозаключений. Бенедикт Спиноза (материалист) - (1632 - 1677). С. учил, что сущ лишь одна субстанция - природа, кот является причиной самой себя. Прир. является с одной стороны природой творящей, а с др. - природой сотворенной. Как природа творящая она есть субстанция, или, что тоже самое - бог. Отождествляя прир и бога, С. отрицает сущ. сверхприродного существа, растворяет бога в природе и тем самым обосновывает материалист. понимание природы.От субст. следует отличать мир кон. вещей, или совок. модусов. Модус это то, что сущ. не само по себе, а в другом. Субст - едина, ее сущность исключает всякое множество. Модусов же бесконечное множество. Они относятся к субст как бесчисленные точки, лежащие на прямой относятся к самой прямой.Прир. сущ. сама по себе, независимо от ума и вне ума. Бесконечный ум мог бы постигать беск субст. во всех ее видах и аспектах. Но наш ум не бесконечен. Поэтому он постигает сущ. субстанции как бесконечную лишь в 2 аспектах: как протяжение и как мышление (атрибуты субстанции).Чел как предмет познания, не составл никакого исключения. Чел. есть существо, модус протяжения кот. - тело, соотв модус мышления - душа. В любом случае человек - часть природы. Г.В. Лейбниц (1646 - 1716) Развивает учение о бытии в форме учения о субстанции. Л. полагал, что из протяжения могут быть выведены лищь геометр, но не физ св-ва тел: их движение, действие, сопротивление... Поэтому необходимо предполагать в субст такие св-ва, из кот могли бы быть выведены основные физ хар-ки тел. То, что вещи обладают собств. действием приводит Л. к выводу, что вещи в сущности силы. Любая вещь - субстанция, следов. число субст. бесконечно. Каждая субст. или сила есть единица бытия или монада. Монада - духовная единица бытия, духовный атом. Благод |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 766; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.46.108 (0.015 с.) |