Вопрос 16. Онтология: понятие и виды.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 16. Онтология: понятие и виды.



Онтология — раздел философии, изучающий проблемы бытия; наука о бытии.

К онтологии , по Гартману, относятся вопросы о структуре бытия и способах его существования, о сферах, их классификации, отношении реальной сферы и идеальной. Они взаимосвязаны, их решение должно привести к обоснованию “единства мира”. Философия — это прежде всего онтология , а онтология — это прежде всего поиски целостности мира.

Нас окружают многочисленные вещи, предметы с самыми различными свойствами. Они образуют то, что, мы называем «окружающим миром». При всем различии представлений разных людей об этом мире, исходным для них является признание его реального существования, т.е. его бытия.

Сущность философского понятия бытия заключается в том, что в ее содержании фиксируется не просто существование вещи, человека, идеи или мира в целом, а более сложная связь всеобщего характера. Предметы со всем многообразием их свойств существуют, и это существование обусловливает связь этих предметов между собой и со всем тем, что существует в мире.

Бытие – это то, что присутствует в мире, т.е. движется и развивается, сейчас, во всем многообразии взаимных связей и противоречивых взаимодействий.

Современная философия рассматривает бытие как единую систему, все части которой взаимосвязаны и представляют собой некую целостность, единство. Вместе с тем мир разделен, дискретен и имеет четкую структуру. В основе структуры мира 3 вида бытия: бытие природы, бытие социальное, бытие идеальное.

Бытие природы — первая форма реальности, универсума. Включает все существующее кроме человека, является следствием длительной универсальной эволюции.

Бытие социальное — второй вид бытия. Включает в себя бытие общества и бытие человека (экзистенция). Структура социального понятия бытия или социума: индивид, семья, коллектив, класс, этнос, государство, человечество. По сферам общественной жизни: материальное производство, наука, духовная сфера, политическая сфера, сфера обслуживания и т. д.

Бытие идеальное, духовное — третья форма реальности. Тесно связано с бытием социальным, на своем уровне повторяет и воспроизводит структуру социума. Включает неосознаваемые духовные структуры индивидуального и коллективного бессознательного (архетипов), сложившиеся в психике людей в доцивилизационный период. Роль этих структур признается существенной и определяющей. Новые информационные технологии и средства связи сделали духовное бытие более динамичным, подвижным.

 

 

17. Диалектика природного и социального в человеческой жизни

Рассматривая проблему антропосоциогенеза (происхождения и развития человека), не миновать проблемы соотношения в человеке биологического и социального начал.

Неоспорим тот факт, что человек двойственен–он и животное и не животное. Это существо природное и социальное. Будучи животным, человек обладает теми же органами чувств, системами (кровеносной, мышечной и т.д.)

Как существо социальное, человек развивает такие виды деятельности как труд, сознание, реч.

Как соотносятся в человеке эти 2 начала?

1 крайность: сведение человека к животному, плотскому началу. З.Фрейд: во всех сферах жизни человеком движут главным образом животные инстинкты, но человек не свободное, ограничение, сдерживание и сексуальная энергия направляется на иные формы жизнедеятельности.

2 крайность: подчеркивается значение общественного, социального в человеке и недооценка и игнорирование биологических основ существования человека, объяснение биологических особенностей социальными причинами: акселерация, неполноценные дети, влияние радиации на гены.

Вопрос о двух типах наследственности в развитиии общества:

Биологическая наследственность–возможность воспроизводства и развития биологических свойств людей.

Социальная наследственность–передача социального опыта предыдущих поколений, их культуры.

Как биосоциальное существо, человек испытывает на себе взаимодействие генетической и социальной программ.

Носитель генетических свойств–молекула ДНК; носитель социальной программы–опыт человечества, передается путем обучения и воспитания. Естественный отбор уже не имеет решающего значения в жизнедеятельности людей. А социальные условия существования стали все более определять развитие людей и развитие общества

 

18. Движение и системность как атрибуты материи

 

Системность означает, что имеется фундаментальное понятие или принцип, из которых развертывается все содержание учения. Взаимодействие – процесс взаимного влияния одного тела на другое, это всеобщая форма связей тел и явлений, выражающая их взаимное изменение. Современное естествознание показало, что всякое взаимодействие связано с материальными полями и сопровождается переносом материи, движения и информации.

Без способности к взаимодействию материя не могла бы существовать. Именно поэтому Энгельс определял взаимодействие как конечную причину всего сущего, за которой нет других, более фундаментальных свойств материи. Взаимодействие носит объективный и универсальный характер, т.е. осуществляется взаимная связь всех структурных уровней бытия.

Движение – способ существования материи. Движение есть всякое изменение, поэтому движение является способом существования материи или атрибутом (т.е. неотъемлемым всеобщим свойством материи).

Это означает, что движение происходит независимо от сознания, т.к. всегда имеется материальный носитель движения (движутся, изменяются элементарные частицы, поля, атомы, молекулы, организмы, люди). Т.о. движение материальноДвижение всегда и повсюду, при всех условиях обладает абсолютно всеобщим характером – это с одной стороны, а с другой – означает, что движение, как и материя, неуничтожимо и несотворимо. Абсолютность движения всегда реализуется в относительных, конкретных, качественно и количественно определенных, исторически ограниченных, зависимых от конкретных условий и в этом смысле относитель-ных формах. Следовательно, движение есть единство абсолютного и относительно-го.

Противоречивость движения проявляется в том, что любое движение и изменение оказывается неразрывно связаным со своей протиовоположностью – сохранением, устойчивостью, покоем. Пример: полет камня есть процесс изменения им своего местоположения со временем, но сохранение камнем состояния полета есть его устойчивость, покой как летящего камня. Т.о. любое, сохраняющееся состояние движения можно рассматривать как покой и наоборот – любой покой всегда есть ни что иное как сохраняющееся состояние движения.

 

19. Пространство и время как атрибуты материи

 

Пространство - означает структуру объекта и материи в целом, протяженность, структурность, сосуществование, взаимодействие и объемность объектов. Оно является формой бытия материи. При характеристике употребляют понятие бесконечность. Пространство является многомерным.

Время - форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами изменения и развити систем, как длительность, последовательность смены состояний. Время делят на три категории: прошлое, настоящее, будущее. При характеристике времени употребляют понятие вечность.

 

 

20. Проблема познаваемости мира. Субъект и объект

Проблема познаваемости мира. Вопрос состоит не в том, познаваем ли мир, – этот вопрос в буквальном смысле никем не ставится, – вопрос заключается в том, можно ли достоверно познать предметы, их сущности и проявления сущности. В истории философии сложились две позиции: познавательно-реалистическая и агностическая, и не всегда в активе первой было чуткое улавливание реальной сложности проблемы.

Агностицизм – учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира. Юм: все познание имеет дело лишь с опытом и принципиально не может выйти за его пределы. Отмечал ограниченность монокаузализма, универсализировавшего тождественность причины и следствия в механиче ских взаимодействиях. Он показал, что следствие отличается от причины, а потому не может быть в ней выявлено. Из этого, по его мнению, следовало, что доказать существование причинно-следственных связей невозможно: они не выводимы из опыта и не устанавливаемы также и логическим выведением следствий из причин. Есть, однако, субъективная причинность – наша привычка, наше ожидание связи одного явления с другим. За пределы этих психических связей мы проникнуть не можем. Разновидность агностицизма – конвенционализм – концепция, согласно которой научные теории и понятия являются не отражением объективного мира, а продуктом соглашения между учеными. Виднейший представитель – французский математик А. Пуанкаре отделял отношения между вещами от сущности самих вещей, считал, что познаваемы только отношения, но природа вещей непознаваема.

Специфика агностицизма – в отрицании возможности достоверного познания сущности материальных систем. Это – главный признак агностицизма. Таким образом, агностицизм – это учение (или убеждение, установка), отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества.

Проблема истины является ведущей в гносеологии. Все проблемы теории познания касаются либо средств и путей достижения истины и т.п.

Концепции истины:

1. Классическая (истина – это правильное отражение предмета, процесса в индивидуальном познании).

2. Когерентная (истина, как соответствие одних знаний другим).

3. Прагматическая (истина – то, что полезно).

4. Конвенциальная (истина – то, что считает большинство).

5. Экзистенциалистская концепция (человек сам волен выбирать, каким способом и чем можно познать этот мир).

6. Неатомистическая концепция (истина – божье откровение). Общая черта различных концепций истины в современной западной философии – отрицание объективности содержания знания.

Абсолютная истина – такое знание, которое полностью исчерпывает предмет познания и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Всякая относительная истина содержит элемент абсолютного знания. Абсолютная истина складывается из суммы относительных истин. Истина всегда конкретна.

СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ

Познание – это процесс получения, хранения, переработки и систематизации осознанных конкретно-чувственных и понятийных образов действительности.

Познание делит мир на две части:

– на объект (в переводе с латинского – противопоставлять себе);

– на субъект (в переводе с латинского – лежащий в основе).

Субъект познания – глубоко понятый осмысленный познавательно-преобразовательный активизм и соответствующие его наклонности.

Субъект является сложной иерархией, фундамент для которой – все социальное целое.

Настоящий субъект познания никогда не бывает только гносеологическим, потому что это живая личность с ее интересами, страстями, чертами характера, темперамента, ума или глупости, таланта или бездарности, сильной воли или безволия.

Когда субъектом познания является научное сообщество, то тут свои особенности: межличностные отношения, зависимости, противоречия, а также общие цели, единство воли и действий и т. п.

Но чаще всего под субъектом познания понимают некий безличностный логический сгусток интеллектуальной активности.

Научное познание исследует не только сознательное отношение субъекта к объекту, но и к самому себе, к своей деятельности.

Объект познания – это любая существующая независимо от сознания данность, на которую нацелена познавательно-преобразовательная деятельность субъекта.

Фрагмент бытия, который оказался в фокусе ищущей мысли, составляет объект познания, становится в определенном смысле «собственностью» субъекта, вступив с ним в субъектно-объектное отношение.

Объект в его отношении к субъекту – это в какой-то мере познанная реальность, ставшая фактом сознания, в своих познавательных устремлениях социально детерминированного, и в этом смысле объект познания становится уже фактом социума.

Со стороны познавательной деятельности субъект не существует без объекта, а объект – без субъекта.

В современной гносеологии различается объект и предмет познания:

– объект познания – это реальные фрагменты бытия, которые подвергаются исследованию;

– предмет познания – это конкретные аспекты, на которые направлено острие ищущей мысли. Человек – это субъект истории, он сам создает необходимые условия и предпосылки своего исторического существования. Объект социально-исторического познания создается, а не только познается людьми: прежде чем стать объектом, он должен быть ими предварительно создан, сформирован.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.97.64 (0.011 с.)