Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос41. Сущность правосознания.Содержание книги Поиск на нашем сайте
1. Кратко. Правосознание — это совокупность идей, взглядов, представлений, чувств, оценок и установок, выражающих отношение людей и со-циальных общностей к действующему, прошлому и желаемому праву. Носителями правосознания являются разные субъекты права: личность, общественные объединения, политические партии, государственные органы и их должностные лица, юристы-ученые, юристы-практики, общество в целом. Правосознание служит саморегулятором поведения людей и придает ему целенаправленный характер. Она ориентирует субъектов права в разных правовых ситуациях, позволяет сделать правильный выбор, принять юридически значимое решение. Правосознание проявляется на всех стадиях механизма правового регулирования, влияет на функционирование практически каждого элемента правовой системы. Структура правосознания: 1) правовая психология — переживания, чувства, настроения, привычки, стереотипы, которые возникают у людей в связи с правовыми нормами и практикой их реализации. Она представляет собой стихийный пласт правового сознания (чувство справедливости, уважение к правам и свободам человека, нетерпимость или, наоборот, равнодушие к беззаконию, страх перед ответственностью, эмоциональная реакция на правовые явления); 2) правовая идеология — идеи, теории, взгляды, которые отражают и оценивают правовую реальность. Это более глубокое осмысление субъектами правовых явлений, характеризующее более рациональный уровень правовых оценок. Правовая идеология — главный элемент в структуре правосознания. Отличие правовой идеологии от правовой психологии состоит в следующем: правовая психология носит эмоциональный характер, складывается стихийно, преимущественно на основе повседневного опыта людей. Правовая идеология представляет собой, прежде всего, знание о праве, складывается на основе исследований нормативно-правового материала, научной и учебной литературы. Правовая идеология стремится, выявив сущность и закономерности в бытии права, представить эти знания в виде определенной догмы. Вместе с тем правовая психология и правовая идеология тесно взаимосвязаны. Правовая психология представляет собой необходимый фон, на котором складываются правовые взгляды, идеи, теории. Правовое сознание выполняет ряд основных функций, а именно: 1) гносеологическая (познавательная) функция, которая предусматривает накопление знаний о праве и осмысление правовых явлений; 2) регулятивная функция, которая реализуется через систему мотивов, ценностных ориентации, правовых установок, выступающих специфическим регулятором (внутренним регулятором) поведения людей; оценочная функция, которая предусматривает оценку правовых явлений: правового поведения людей (в том числе — собственного поведения), правовых норм, правоприменительных органов и их деятельности. Оценки могут быть положительными и отрицательными. Отрицательная оценка права может носить конструктивный характер, когда предлагаются меры по усовершенствованию права и юридической практики, и деструктивный характер, когда право отвергается как таковое.
2. Развёрнуто К праву можно подойти с различных позиций. В одном случае дается толкование, комментарий, конкретное разъяснение изданного государством закона применительно к частному казусу применительно к частному казусу или к вопросу о конституционности отдельного закона. В другом случае решается вопрос о том, признать ли его правомерность или отвергнуть, можно ли его обосновать или подвергнуть критике. С точки зрения действующего права предписание правомерно всегда и только в том случае, если оно соответствует норме, сформулированной в качестве таковой законодательной властью. С точки зрения теоретического правосознания воля государства сама по себе еще не является конечным основанием права. Этот второй подход – философско-правовой. Область правосознания в первую очередь – это узаконенные властью государства нормативы; юридические кодексы и нормы, постановления и указы. Эта область правосознания терминологически обозначается как «законоположение, «юридический закон», «действующее право» От этих правоположений отличают правосознание в более узком смысле как недокументированную и неофициальную форму правового мышления (а также воли и чувств). По способу своего бытия эта сфера правосознания значительно отличается от первой. Это всегда живой процесс или акт сознания в его «неопредмеченом виде», фиксируемый в письменном виде задним числом. Ценность права – пустое понятие, если не признается, что строгое право (право, отвечающее своему понятию) – весьма позднее, совсем не традиционное и не такое уж неизбежное порождение истории. Оно нуждается в том, чтобы мы отделяли его от нормативных образований, традиционно именовавшихся правом, но на самом деле заслуживающих такого названия в лучшем случае потому, что они не были моралью, религией или сводом правил благоразумия. в этом смысле можно и нужно утверждать, что и античная демократия, существовавшая на почве полного неведения прав человека; и первоначальное христианство, которое обнаружило сильнейшую тенденцию к пониманию свободы совести как неотчуждаемого личного права, но, что называется «на дух не принимало» идею активного гражданства; и средневековая культура договоров, существовавшая в условиях никем не оспариваемого сословного неравенства, – все это не более чем фрагментарное право. Развитое частновладельческое право соседствовало в Древнем Риме полным убожеством гражданско-правовых воззрений. Кроме того, давно известно совсем уж скандальное обстоятельство: ни один из римских имущественных кодексов не содержал хоть сколько-нибудь приемлемого юридического определения собственности. И это не случайно: юридическое определение собственности вообще нельзя получить, не причислив собственности к «естественным» правам, а значит, к неотъемлемым правам человека. Римское имущественное право – это протоправовой феномен, хотя и величественный, включающий в себя огромный объем юридической компетентности. Римское право в строгом смысле слова – это еще не право. Нормативность права и правосознание начинает отвечать своему определению лишь тогда, когда связывает нормы с рядом принципиальных положений. Каковы же они? Право – нормативная форма выражения принципа формального равенства людей в общественных отношениях. Этот принцип отражает не только специфику права, но и его отличие от всех иных видов социальной регуляции (моральной, религиозной, уравнительной, приказной). Далее. Роль и ценность философии права состоят в том, что она показывает отношение между законом и правовым феноменом, раскрывает социальный смысл закона. Философия – это нравственный стержень законодательства. История свидетельствует о том, что развитие правового государства неотделимо от развития философии права. Представление о философии права, практической задачей которой является построение «идеала нравственного порядка», всегда было доминирующим. При этом проблема соотношения права и закона имела и имеет фундаментальное значение для всех направлений теории и философии права. Закон – это форма конкретизации права, конкретная форма его выражения и действия. Отсюда вытекает двуединое требование: право и только оно должно стать законом, а закон должен быть правовым не только по наименованию, но и по своей сути и содержанию. Закон, в широком смысле слова охватывающий все официально признанные нормы и источники действующего права, может как соответствовать праву, так и расходиться с ним в случае возможных ошибок законодателя, а также различных злоупотреблений формой закона. Правила, которые указывают человеку искомый «лучший путь» могут быть названы законами потому, что они указывают постоянный и необходимый порядок, который людям надлежит осуществлять в их деятельности. Необходимость этого порядка состоит не в том, что «иначе не может быть», но и в том, что соблюдение этих законов есть единственный путь, при котором люди будут правы. В классических концепциях право предшествует закону. Не все, что есть право, является законом. Право может существовать независимо от закона, но в законе оно получает свое утверждение, становится обязательным. Философия права, первоначально выступая как философское осмысление всей социально-политической действительности, как универсальная форма политического сознания, позднее, в Новое время, предстает как попытка дать на философском уровне ответ на вопрос, что такое право. Философия права рассматривает правовое регулирование в смысле принуждения к справедливости (к обоюдному равенству в частных отношениях). Можно констатировать, что умение «равновесно» разрешать конфликты известно всем без исключения человеческим обществам. Справедливость в праве есть умерение силы мудростью или, наоборот, придание мудрости силы. Справедливость как всеобщее правовое начало «взвешивает» – на единых весах правовой регуляции и правосудия посредством общего масштаба права – и оценивает их формально-равным, а потому и одинаково справедливым для всех правовым мерилом. Справедливость по своей сути всегда и везде может быть только правовой. Наконец, в философии права право предстает как выражение свободы личности. Подчеркивая тезис о праве как мере свободы, необходимо вместе с тем подчеркнуть, что норма – это все же только одна сторона права. С другой стороны, право – это сама свобода, свобода нормированная, определенная на основе меры. В единстве этих двух моментов – абстрактного (норма, определяющая свободу) и конкретного (свобода, определенная масштабом) – образуется право как специфический нормативный регулятор человеческого поведения, как конкретный правопорядок, т.е. такой порядок человеческих отношений, в основе которого лежит всеобщая мера, равный для всех масштаб свободы. Право только там, где есть свобода личности. В этом смысле правовой порядок есть система отношений, при которых все лица данного общества обладают наибольшей свободой деятельности и самоопределения. На всех ступенях социально-политической эволюции, где сохраняется еще полная или частичная несвобода (рабство, крепостничество и т.д.), само пользование правовой формой и возможность быть субъектом права представляет собой привилегию лишь немногих. Но как бы ни был узок субъектов того или иного правового отношения, регулирующая его правовая норма носит абстрактно всеобщий характер и тем самым в сфере своего действия отвергает произвол и привилегии по какому-либо индивидуальному и частному осознанию. Правосознание есть особого рода инстинктивное правочувствование, в котором человек утверждает свою собственную духовность и признает духовность других людей; отсюда и основные аксиомы правосознания: чувство собственного достоинства, способность к самообязыванию и самоуправлению и взаимное уважение и доверие людей друг к другу. Эти аксиомы учат человека самостоятельности, свободе, совместимости, взаимности, солидарности, и прежде всего – духовной воле. Таковы фундаментальные методологические и мировоззренческие идеи, которые лежат в основе философского подхода к праву.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.163.95 (0.009 с.) |