Специфика античной философии



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика античной философии



Специфика античной философии

1. Природно – климатический фактор

2. Полисы находились на пересечении древних торговых путей

3. Государственно – политический фактор

4. Рабовладельческий строй

5. Античная демократия

6. Философия впервые получает статус наук

7. В античной философии были сформулированы практически все философские понятия

8. Античная философия космоцентрична. Космос – живое существо

9. Античная философия – пантеистична – Бог растворен в природе. Пантеизм как мировоззрение обожествляет Вселенную, природу. Древнегреческие боги были частью природы и близки людям

10. Было множество школ

11. Были заложены два направления в философии — идеалистическое ("линия Платона") и материалистическое ("линия Демокрита")

12.Античная философия синкретична – характерным для нее является большая слитность, нерасчлененность важнейших проблем, чем для более поздних видов философии

 

Со стороны истории античную философию делят на пять периодов:

натуралистический период(основное внимание уделяется Космосу и природе – милетцы, элеа-ты, пифагорейцы);

гуманистический период(основное внимание уделяется проблемам человека, прежде всего это этические проблемы; сюда относятся Сократ и софисты);

классический период(это грандиозные философские системы Платона и Аристотеля);

период эллинистических школ(основное внимание уделяется моральному обустройству людей – эпикурейцы, стоики, скептики);

неоплатонизм(универсальный синтез, доведенный до представления о Едином Благе). Характерные черты античной философии:

 

Специфика средневековой философии

1. Креационизм – идея сотворения мира Богом из ничего

2. Провиденциализм – понимание истории как осуществления заранее предусмотренного Богом плана спасения человека

3. Теодицея – как оправдание Бога в связи с наличие в мире зла;

4. Символизм – своеобразное умение человека находить скрытое значение того или иного предмета

5. Откровение – непосредственное волеизъявление Бога, принимаемое субъектом как абсолютный критерий человеческого поведения и познания

6. Философия выступала «служанкой религии»

7. Ретроспективность, т.е. Средневековая философия обращена в прошлое, ибо максима средневекового сознания гласила: «чем древнее, тем подлиннее, чем подлиннее, тем истиннее»

8. Традиционность -для средневекового философа любая форма новаторства считалась признаком гордыни

9. Опора на авторитеты, т.к. Они являлись «гласом Божьим»

10. Идея спасения Богом ( Судный день, все дела)

11. Средневековая герменевтика –искусство истолкования текстов.

12. Гелиоцентрическая модель

Специфика новоевропейской философии

1. В философии возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования.

2.В философии Нового времени большое внимание уделяется проблемам бытия и субстанции – онтологии

3. Философия Нового времени сделала огромный шаг в развитии теории познания (гносеологии)

4. Разработка нового юридического мировоззрения, обоснование и защита прав гражданина и человека.

5. Главной задачей философии Нового времени была попытка реализовать идею автономной философии,свободной от религиозных предпосылок

6. Построить цельное мировоззрение на разумных и опытных основаниях, выявленных исследованиями познавательной способности человека.

7. Культ науки; культ разума; прогресс человечества

8. Философия – основание всех наук

9. Человек не свободен в своих действиях, потому что он включен в систему необходимых связей

10. Познание природы должно начаться с опыта

 

 

Специфика немецкой классической философии

1. Понимание философии как критической совести культуры, души культуры

2. Сама философия дает науке глубокие и широкие гуманистические и методологические ориентации

3. Разработка философии как сложной дифференцированной системы наук

4. В этой философии происходило смещение акцентов с анализа природы на исследование человеческого мира и его истории. Здесь впервые осуществляется осознание того, что человек живет не только в мире природы, но и мире культуры

5. Концентрация внимания на гуманистических ценностях – свободе и достоинстве личности, гражданских правах и т.д.

6. Истины относительны, динамичны, многогранны

7. Философия проводит также серьезную критику агностицизма (теории о непознаваемости действительности)

8. Вера в разум (под которым понималась не только мыслительная

Деятельность человека, но и внутренняя разумность природы, истории)

9. Вера в рациональное познание, в науку и прогресс

10. Вера в человека и его неограниченные возможности

 

 

Классическая и неклассическая философия

Классическая Неклассическая
1.Главный базовый принцип — рационализм, наука, математика. Философия стремиться быть царицей наук. Математика является образцом, моделью рациональности. Изложение ведется в понятийно — дискуссивной форме. 1.Иррационализм, ориентация на логос (logos с греч. — слово, мысль, разум, закон) метафизическая реальность, сближение с искусством, мифологией.
2.Гноссеологизм, разработка методологии, понятий. Человек является субъектом познания. 2. Нет теории познания, Философия выражает переживание субъекта и понимание им мира. Аксеологический подход
3. Объективная онтология, материальный мир вещей- источник всех знаний. 3. Субъективная онтология, бытие человеческого существования.
4. Систематизм 4. Антисистемность (проблемность) — решение конкретных философских проблем.
5. Противопостановление, материализм — идеализм. 5. Универсализм, нет противопостановления.
6. Цель: просветительского миссионерства, который пронизывает всю европейскую классическую философию. 6. Познание человеческого страха, тоски, забот, отчаяния. Философия становится психологичной.

 

Специфика современной западной философии

1. Отказ от принятого в классической философии чёткого противопоставления материализма и идеализма

2. Практическая направленность философии, её нацеленность не столько на чистое познание, сколько на обеспечение деятельности, практику

3. Снижается ориентация на разум в познавательной деятельности, признаётся значительная роль иррациональных или близких к ним форм познания (интуиции, духовного вживания, герменевтического разгадывания смысла)

4. Меняется просветительское отношение к человеку как к сугубо разумному существу. Признаётся значительная роль, играемая иррациональным, в том числе и бессознательным в определении поведения человека;ШИРОКОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ МОДЕРНИЗИРОВАННЫХ ИРРАЦИОНАЛЬНО-МИСТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О мирехарактерен СЦИЕНТИЗМ (от лат. Сциентиа - наука) - представление о научном, особенно естественнонаучном знании

5. АНТРОПОЛОГИЗМ, т.н. "НОВЫЙ ГУМАНИЗМ", который осознал отставание культурного развития человека от энергетических и технических возможностей общества и выход увидел в формировании новых человеческих качеств: глобальность мышления, любовь к справедливости, отвращение к насилию

6. Две социокультурные ориентации – сциентизм и антисцентизм

7. Современная философия, как, впрочем, и современная литература, отказавшись от претензий на обладание абсолютной истиной, существенно перестроила образ и стиль философствования.

8. Индустрия сознания и массовая культура

 

Вопрос 14. Исторические формы, принципы и законы диалектики.

Конкретность истины

Конкретность истины или же отрицание существования абстрактности И. означает, что истина связана определенными условиями, в которых находиться объект, отражает строго определенные стороны объекта и т.д. Высшая ступень конкретности состоит во всестороннем познании объекта с учетом всех существующих моментов данной стадии противоречивого развития объекта, в отличии от эклектичного смешения всех сторон и признаков явления.

Практика как критерий истины

Критерием истинности (говорят «истины») является практика, многогранная деятельность человека, которая не сводится к эмпирической проверке фрагмента знания, а является общественно-исторической деятельностью человечества в самом широком смысле, чувственно-предметной деятельностью людей, направленной на изменение условий их существования. В практике, как справедливо утверждал Маркс, человек «творит себя и свою историю», проверяет истинность своих знаний, действенность своих убеждений, верований, ценностей и оценок. Этот критерий можно представить как оптимальное соотношение между знанием и системой человеческой деятельности, как достигнутое неустойчивое равновесие между ними. В поисках достоверного знания мы похожи на спортсмена - серфингиста, балансирующего на океанской волне. Путь к истинному знанию не есть асимптотическое приближение «суммы относительных истин» к пределу, олицетворяющему абсолютную истину: меняются и реальность, и мы, и наши знания.

Проблема истинности не решается большинством голосов или силой авторитета. Развитие знаний и их оценка – это незавершаемый процесс: «Истина есть дочь времени, а не авторитета». /Ф. Бэкон/.Не существуют отдельно «объективной», «относительной» и «абсолютной» истин. Можно говорить лишь о различных аспектах достоверности знания.

 

Вопрос № 31

Вопрос № 32

Вопрос № 33

Вопрос № 34

Вопрос № 35

Вопрос № 36

Культура и цивилизация.

Культура - «возделывание, взращивание», можно дать несколько понятий

1)стадия совершенства социальной организации 2)Совокупность всех созданных человеком ценностей 3)Исторически завершенный период в развитии общества

4)Искусственная среда, которую формирует человек.

Высшим этапом развития культуры является цивилизация, так же есть мнение, что культура и цивилизация это синонимы, но я придерживаюсь мнения, что цивилизация высшая форма развития культуры. Тойнби выделил критерии, связывающие людей в цивилизацию(территория,историческая,общность,язык,общественные,религиозные объединения)

Вопрос № 37

Вопрос № 38

Философия права - в системе философских и юридических наук.

Философия права-филососфская наука,она изучает внеправоввые(метафизические) основания права.Философия права является основой юридических наук,она выступает основанием ТГП.( тут нужно говорить о том, что философия права являяется разновидностью философии и выстапет основой для всех правовых наук)

 

Вопрос № 39

Типы правопонимания.

Нормативистский подход(право есть совокупность действующих норм)

Марксистская доктрина(право есть инструмент удержания власти господствующим классом)

Естественная концепция(право как нечто производное от прав и свобод,которыми каждый человек наделен от природы)

(+ можно по кажому сказать по не многу, но это основа, и этого, в принципе, должно хватить)

Вопрос № 40

Теологическая концепция

1. Теологическая теория.

Источник содержания правовых норм — воля Бога.

Издаваемые государством нормы соответствуют божественной справедливости. Эта теория объясняет как происхождение права, так и происхождение государства (Августин Блаженный, Фома Аквин — ский)1.

Бытие

Во всех без исключения философских системах рассуждения мыслителей любого уровня интеллектуальной одаренности начинались с анализа того, что окружает человека, что находится в центре его созерцания и мысли, что лежит в основании мироздания, что являет собой мироздание, Космос, из чего состоят вещи и что представляют собой протекающие в своем бесконечном многообразии явления -- т.е. того, что в целом составляет феномен Бытия. И уже значительно позже человек стал задумываться над самим собой, над своим духовным миром.

Что же такое бытие?

Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие и реальность как всеохватывающие понятия -- это синонимы. Бытие есть все то, что есть. Это и материальные вещи, это и все процессы (физические, химические, геологические, биологические, социальные, психические, духовные), это их свойства, связи и отношения. Плоды самой буйной фантазии, сказки, мифы, даже бред больного воображения -- все это тоже существует как разновидность духовной реальности, как часть бытия. Антитезой бытия является ничто.

Даже на поверхностный взгляд бытие не статично. Все конкретные формы существования материи, например самые крепкие кристаллы, гигантские звездные скопления, те или иные растения, животные и люди, как бы выплывают из небытия (их ведь именно вот таких когда-то не было) и становятся наличным бытием. Бытие вещей, как бы много времени оно ни продолжалось, приходит к концу и «уплывает» в небытие как данная качественная определенность. Переход в небытие мыслится как разрушение данного вида бытия и превращение его в иную форму бытия. Точно так же возникающая форма бытия есть результат перехода одной формы бытия в иную: бессмысленна попытка представить себе самосозидание всего из ничего. Так что небытие мыслится как относительное понятие, а в абсолютном смысле небытия нет.

Книга Бытия есть первая книга Священного Писания (первая книга Моисеева). В горящем, но не сгорающем кусте, купине неопалимой, явившийся на горе Хорив Моисею Господь так объявил ему о Своем имени: «Аз есмь Сущий (IEHOVAH). И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам» (Исх. 3:14).

В экзистенциализме для человеческого бытия духовное и материальное слиты в единое целое: это одухотворенное бытие. Главное в этом бытии -- сознание временности (экзистенция есть «бытие к смерти»), постоянный страх перед последней возможностью -- возможностью не быть, а значит, сознание бесценности своей личности.

Материя

Первое, что поражает воображение человека, когда он наблюдает окружающий мир, -- это удивительное многообразие предметов, процессов, свойств и отношений. Нас окружают леса, горы, реки, моря. Мы видим звезды и планеты, восхищаемся красотой северного сияния, полетом комет. Разнообразие мира не поддается счету. Нужно иметь большую силу мысли и богатое воображение, чтобы увидеть за многообразием вещей и явлений мира их общность и единство.

У всех предметов и процессов внешнего мира есть такой общий признак: они существуют вне и независимо от сознания, отражаясь прямо или косвенно в наших ощущениях. Другими словами, они объективны. Прежде всего по этому признаку философия объединяет и обобщает их в одном понятии материи. Когда говорится о том, что материя дана нам в ощущениях, то имеется в виду не только прямое восприятие предметов, но и косвенное. Мы не может видеть, осязать, например, отдельные атомы. Но мы ощущаем действие тел, состоящих из атомов.

Материю нельзя видеть, осязать, пробовать на вкус. То, что видят, осязают, есть определенный вид материи. Материя не есть одна из вещей, существующих наряду с другими. Все существующие конкретные материальные образования и есть материя в различных ее формах, видах, свойствах и отношениях. Не существует «безликой» материи. Материя -- это не реальная возможность всех форм, а действительное их бытие. Единственным относительно отличным от материи свойством является лишь сознание, дух.

Каждое сколько-нибудь последовательное философское мышление может выводить единство мира либо из материи, либо из духовного начала. В первом случае мы имеем дело с материалистическим, а во втором -- с идеалистическим монизмом (от греч. один, единственный). Существуют философские учения, которые стоят на позициях дуализма (от лат. двойственный).

Некоторые философы усматривают единство предметов и процессов в их реальности, в том, что они существуют. Это действительно есть то общее, что объединяет все в мире. Но принцип материального единства мира означает не эмпирическое сходство или тождество конкретных существующих систем, элементов и конкретных свойств и закономерностей, а общность материи как субстанции, как носителя многообразных свойств и отношений.

Бесконечное мироздание как в великом, так и в малом, как в материальном, так и в духовном неотступно подчиняется универсальным законам, связующим все в мире в единое целое. Материалистический монизм отвергает воззрения, выделяющие сознание, разум в особую, противостоящую природе и обществу субстанцию. Сознание -- это и познание действительности, и ее составная часть. Сознание принадлежит не к какому-то потустороннему, а к материальному миру, хотя и противостоит ему как духовность. Оно не сверхъестественный уникум, а естественное свойство высокоорганизованной материи.

Материя в физическом смысле имеет разнообразное, прерывистое строение. Она состоит из частей различной величины, качественной определенности: элементарных частиц, атомов, молекул, радикалов, ионов, комплексов, макромолекул, коллоидных частиц, планет, звезд и их систем, галактик.

От «прерывных» форм материи неотделимы «непрерывные» формы. Это разные виды полей -- гравитационные, электромагнитные, ядерные. Они связывают частицы материи, позволяют им взаимодействовать и тем самым существовать.

Мир и все в мире -- это не хаос, а закономерно организованная система, иерархия систем. Под структурностью материи подразумевается внутренне расчлененная целостность, закономерный порядок связи элементов в составе целого. Бытие и движение материи невозможны вне ее структурной организации. Понятие структуры применимо не только к различным уровням материи, но и к материи в целом. Устойчивость основных структурных форм материи обусловлена существованием ее единой структурной организации.

Один из атрибутов материи -- ее неуничтожимость, которая проявляется в совокупности конкретных законов сохранения устойчивости материи в процессе ее изменения.

Движение

Движение -- это способ существования сущего. Быть -- значит быть в движении, изменении. Нет в мире неизменных вещей, свойств и отношений. Мир слагается и разлагается, он никогда не бывает чем-то законченным. Движение несотворимо и неуничтожимо. Оно не привносится извне. Движение сущего есть самодвижение в том смысле, что тенденция, импульс к изменению состояния присущи самой реальности: она есть причина самой себя. Поскольку движение несотворимо и неуничтожимо, оно абсолютно, непреложно и всеобще, проявляясь в виде конкретных форм движения.

Если абсолютность движения обусловлена его всеобщностью, то относительность -- конкретной формой его проявления. Формы и виды движения многообразны. Они соответствуют уровням структурной организации сущего. Каждой форме движения присущ определенный носитель -- субстанция.

Движение любой вещи осуществляется только в отношении к некоторой другой вещи. Понятие движения отдельного тела -- чистая бессмыслица. Для изучения движения какого-либо объекта нужно найти систему отсчета -- другой объект, по отношению к которому можно рассматривать интересующее нас движение.

В бесконечном потоке никогда не прекращающегося движения сущего всегда присутствуют моменты устойчивости, проявляющиеся прежде всего в сохранении состояния движения, а также в форме равновесия явлений и относительного покоя. Как бы ни изменялся предмет, пока он существует, он сохраняет свою определенность. Обрести абсолютный покой означает перестать существовать. Все относительно покоящееся неизбежно причастно к какому-либо движению и в конечном счете -- к бесконечным формам его проявления в мироздании. Покой всегда имеет только видимый и относительный характер.

Пространство и время

Пространство есть форма координации сосуществующих объектов, состояний материи. Оно заключается в том, что объекты расположены вне друг друга (рядом, сбоку, внизу, вверху, внутри, сзади, спереди и т.д.) и находятся в определенных количественных отношениях. Порядок сосуществования этих объектов и их состояний образует структуру пространства.

Явления характеризуются длительностью существования, последовательностью этапов развития. Процессы совершаются либо одновременно, либо один раньше или позже другого; таковы, например, взаимоотношения между днем и ночью, зимой и весной, летом и осенью. Все это означает, что тела существуют и движутся во времени. Время -- это форма координации сменяющихся объектов и их состояний. Оно заключается в том, что каждое состояние представляет собой последовательное звено процесса и находится в определенных количественных отношениях с другими состояниями. Порядок смены этих объектов и состояний образует структуру времени.

Пространство и время -- это всеобщие формы существования, координации объектов. Всеобщность этих форм бытия заключается в том, что они -- формы бытия всех предметов и процессов, которые были, есть и будут в бесконечном мире. Не только события внешнего мира, но и все чувства, мысли происходят в пространстве и во времени. В мире все простирается и длится. Пространство и время обладают своими особенностями. Пространство имеет три измерения: длину, ширину и высоту, а время лишь одно -- направление от прошлого через настоящее к будущему.

Пространство и время существуют объективно, их существование независимо от сознания. Их свойства и закономерности также объективны, не являются порождением всегда субъективной мысли человека

 

 

Так, мораль и право безоговорочно едины по формуле «никогда не относись к другому только как к средству, но еще и как цели в себе». Одна и та же установка делает индивида моральным, а государство — правовым. Мораль и право соотносительно противоположны, поскольку «стандартная формула категорического императива» и «основной закон права» представляют собой и запретительную, и разрешительную версию одного и того же нормативного формализма («барельефное и горельефное изображение принципа личной автономии»). Мораль и право находятся в отношении необходимой дополнительности в том аспекте, что формула автономии личности неявным образом признается и в «основном законе права».

Специфика античной философии

1. Природно – климатический фактор

2. Полисы находились на пересечении древних торговых путей

3. Государственно – политический фактор

4. Рабовладельческий строй

5. Античная демократия

6. Философия впервые получает статус наук

7. В античной философии были сформулированы практически все философские понятия

8. Античная философия космоцентрична. Космос – живое существо

9. Античная философия – пантеистична – Бог растворен в природе. Пантеизм как мировоззрение обожествляет Вселенную, природу. Древнегреческие боги были частью природы и близки людям

10. Было множество школ

11. Были заложены два направления в философии — идеалистическое ("линия Платона") и материалистическое ("линия Демокрита")

12.Античная философия синкретична – характерным для нее является большая слитность, нерасчлененность важнейших проблем, чем для более поздних видов философии

 

Со стороны истории античную философию делят на пять периодов:

натуралистический период(основное внимание уделяется Космосу и природе – милетцы, элеа-ты, пифагорейцы);

гуманистический период(основное внимание уделяется проблемам человека, прежде всего это этические проблемы; сюда относятся Сократ и софисты);

классический период(это грандиозные философские системы Платона и Аристотеля);

период эллинистических школ(основное внимание уделяется моральному обустройству людей – эпикурейцы, стоики, скептики);

неоплатонизм(универсальный синтез, доведенный до представления о Едином Благе). Характерные черты античной философии:

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.122.9 (0.02 с.)