Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диалектика как теория и методология познания. Принципы, категории и законы диалектикиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В древнегр общ-ве под диалектикой понимали ведение учен беседы, иск-вл спора, в ходе кот путем разл столкн-ний рожд-ся истина. Так поним диал-ку элеаты, софисты, Сократ и др. Так понимали ее и в Среднев. В этом знач диал-ка предст собой теорию аргумент-ции, в словарях объясн-ся как иск-во аргум-ции, наука логики. В др. знач диал-ка – учение о связи и развит, о противореч и ед-ве противоп-тей. Оно также имеет свои корни в античности. Это учение Гераклита о текучести. Это был стихийно диалект взгляд на мир, ее принято назыв стихийн диал-кой (перв истор форма). Наиб круп вклад внесли представ нем класс ф-фии, прежде всего Гегель. Г. Разраб диал-ку как универс теорию и всеобщий метод познания. Противлпост диалект метафиз. В его сист весь матер и духов мир представл в виде процесса – в беспрерыв движ, изменен, развит в рез-те борьбы противоп-тей. В основе этого процесса положено духов начало – абсолют идея. Т.о. это была идеалист диал-ка (вторая истор ф). В марксист ф-фии диалект Гегеля получ материалист инетерпр. Она основывалась на признан диалект объект мира, отраж кот явл субъект диалект – диалект-кое мышление (3 истор ф). Диале-ка – это и теория, и метод. Как теория, концеп она обоснов динамич концеп мира, представляя его как процесс, где все явлен нах-ся во взаимосвязи и взаимообусл-ти, измен и развит. Как метод она ориентир чел-ка в его познават деят-ти, в кот использ диалект принципы. Основными (исходн) принципами явл-ся: 1) принц всеобщей связи: связь, возник в рез-те воздейств предм др на др и вызывающ взаимн изменен назыв-ся взаимодействием. Общ-во и природа, теория и практика, субъект и объект познан не просто взаимосв, они взаимод-т, это вызыв изменен кажд из сторон. Любое измен есть не что иное, как движение. 2) принцип развития: главн вним диалект концеп удел развитию, кот поним-ся как необратимое, направл-е, качествен изменение сист-мы. Развитие – слож процесс, оно м.б. и прямолин и зигзагообраз, ускор и замедлен, но в отличие от др разновидн движ это самодвиж, его источ нах-ся в самом объекте, этот источ – противореч в самом объекте. 3) принцип противореч: противореч - источ самодвиж, противоречие движет миром (Гегель); закон единства и борьбы противоп заним центр место в материалист диалектике. Выступая в методолог ф-ции, диал-ка формулир ряд принципов, кот рассм-ся как принципы диалект логики: 1) принцип всесторонности: если предм нах-свя в разнообобраз связях с др, то и рассма его надо с разных сторон, во всех его связях и отношениях. 2) принцип историзма: нельзя понять объект, не принимая во внимания его изменения, истор подход помогает выявить закономерности и сделать прогнозы. 3) принцип противоречия: познание раздваив объект на противоп стороны (внутр и внеш, кач-во и кол-во, единич и общее), устан связь м/д ними, т.о. движ от явлен к сущн самого объекта раскрыв противореч в сущн, являющ источ его саморазвития.
Главные законы: 1) превращение количест-вакачество (такая взаимозависимость хар-к материальн системы, при кот количественные изменения на опред этапе приводят к качественным,а новое кач-во порождает новые возм-сти и интервалы количеств измерений) 2) взаимное проникновение полярных противоположностей и превращени их друг в друга, когда они доведены до крайности (единство иборьб противоположностей) диалектич протиречие есть взаимод-е противоп, взаимоискл сторон и тенденций предметов и явлений, кот наход во внутр единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития. 3) развитие путем проти-воречия, или отрицание отрицания. спиральная форма развития Осуществление диалектич синтеза. Осущ преемственность во внутр форме, в структуре, к-рая имелась до второго отрицания. Исходная ступень 1. На ступени 2 1 структура разруш как препятствующ развитию системы, созд новая структ с новыми возм-стями. Развиваясь все быстрее система вскоре обнаруж необх-сть в еще более быстром развитии. И в рез-те возвращ к уже преодоленной 1 ступени, но с подведением под нее измененного содерж-я. На 3 ступени происх типа возврат к 1 ступени, к ее структуре, но уровень развития на 3 ступени значит выше, чем он был на исходной ст. Категории. _ Единичное _ характеризует отдельный предмет, явление, процесс отличающийся по своим пространственным, временным и другим св-вам от иных, том числе подобных ему, предметов, явлений, процессов. _ Общее _ - объективн существующее сх-во характеристик единичных предме-тов, их однотипность в нек-ры отношениях, принадлеж-ность к одной и той же группе явлений или единой систем связей. _ Сущность _ - внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчива сторона того или иного предмета, явления, процесса, определ. его природу совокупность черт и др. хар-ки. _ Явление _ - внешние, наблюдаемые, обычно боле подвижные, из-менчивые хар-ки того или иногопредмета. _ Содержание _совокупность различных элементов и их взаимодействий, определяющих основно тип, ха-рактер того или иного предмета, явления, процесса. _ Форма _ - принци упорядоченности,способ существования того или иного содержания Причина-следствие (simple). _ Качество _ - целостная, инте-гральная хар-к предмета (единство его св-в) в систе-ме его связей и отношений с другим предметами. _ Кол-во _ - хар-ка явлений, предметов, процессов по степени развити или интенсивности присущих им св-в, выражаемая в величинах и числах. _ Мера _диалектич. единство кач-ва и кол-ва или такой интервал кол-ных измерений, пределах к-рого сохраняется качественная определенность предмета. _ Скачок _переход количе-ственных измерений в качественные или переходизодног качественного состояния в другое (в рез-те превышения меры). Категори системного исследова-ния: _ система _ - упорядоченное мн-вовзаимосвя-занны эл-тов, обладающее структурой и организацией; эл-т _ - неразложимый дале компонент сложных предметов, явлений, процессов; _ структура _ - отно-сительн устойчивый способ (закон) связи эл-тов того или иного сложного целого
11. Наука как знание, деятельность, социальный институт. Роль и значение науки в культуре. Воооще наука – это вся сфера человеч деят-сти, ф-цией кот явл выработка и теоретич систематизация объективн знаний о действ-ти, стойная, строго упоряд система знаний о действ-ти. Признаки науки: объективность, рац-ть, нацеленность на воспр-е законом-стей объекта, системность знаний, проверяемость. Формы научного познания: 1) Парадигма - теория (или модель постановки проблем) применяется в качестве образца решения исследуемой задачи 2) Проблема - преграда, трудность объективно возникающий в ходе познания вопрос, решение которого представляет существенный практический или теоретический интерес 3) Гипотеза - допущение или предположение, истинное значение которого неопределенно 4) Теория - в широком смысле - комплекс взглядов, идей, представлений, направленных на истолкование и объяснение каких-либо явлений; в более узком и специальном смысле - высшая форма организации научного знания. Наука является основной формой человеческого познания. Говоря о современной науке в её взаимодействиями с различными сферами жизни человека и общества, можно выделить три группы выполняемых её социальных функций: 1) культурно-мировоззренческие, 2)наука как непосредственная производительная сила, 3)как социальная сила (используется при решении различных проблем, возникающих в ходе общественного развития), связанной с тем, что научные знания и методы ныне всё шире используются при решении самых различных проблем, возникающих в ходе общественного развития В современную эпоху наука выступает также в качестве социальной силы. Сл., многообразие наук об обществе: 1) Этнография изучает быт и культуру народов земного шара, их происхождение, расселение и культурно-исторические связи. 2) Юридическая наука рассматривает сущность и историю гос-ва и права 3) Языкознание изучает язык, его культуру, законы функционирования и развития. 4) Педагогика имеет своим предметом вопросы воспитания, образования и обучения подрастающих поколений в соответствии с целями и задачами общества. 5) Литературоведение изучает художественную литературу, специфику литературного творчества, общественное значение художественной литературы. 6) Экономика изучает экономические отношения людей, законы, управляющие производством, распределением и обменом материальных благ. Для научного знания характерно наличие 2 уровней: эмпирический и теоретический. Для эмпирического знания характерна фактофиксирующая деятельность. Теоретическое знание - это сущностное знание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. Теория - это обобщение практики, опыта или наблюдений. Наблюдение и эксперимент - важнейшие методы исследования в научном знании. Эмпирический и теоретический уровни связаны, предполагают друг друга, хотя исторически, эмпирическое предшествовало теоретическому. В процессе научного познания применяется мысленный эксперимент, когда ученый в уме оперирует образами и понятиями, мысленно создает нужные условия. Теория - это высшая, обоснованная, логически непротиворечивая система научного знания, дающая целостный взгляд на существенные свойства, закономерности, и. т. д. Теория - развивающаяся система верных, проверенных практикой научных знаний. Сердцевину научной теории составляют входящие в нее законы. Многообразию форм современного теоретического знания соответствует и многообразие типов теорий, а также многообразие их классификаций. Научное знание, как и другие виды, необходимо для того, чтобы направлять и регулировать практику. Но сущ-ют особенности, отличающие науку от других форм познавательной деятельности: _ В науке, в отличие от искусства, особенности жизнедеятельности личности, создающей знания, ее оценочные суждения не входят непосредственно в состав порождаемого знания, т.е. наука ориентирована на предметное и объективное исследование действительности _Воздействие на науку социокультурных факторов (при изменении типа культуры при переходе от одной формации к другой меняются стандарты изложения научного знания, стили мышления и т.д.. _Научное познание в целом обусловлено не только непосредственными запросами сегодняшней практики, но и потребностью об-ва в прогнозировании будущих способов и форм практического освоения мира. Как и всякая деятельностьть, научное познание регулируется идеалами и нормами, которые выражают ценностные и целевые установки науки. Это: доказательность и обоснование знания объяснение и описание построение и организация знания Современную науку можно определить как сферу исследовательской деятельности, направленную на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении, включающую в себя все условия и моменты этого производства: ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного труда; научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование; методы научно-исследовательской работы; понятийный и категориальный аппарат, систему научной информации, а также всю сумму наличных знаний, выступающих в качестве предпосылки, или средства, или результата научных исследований. Эти результаты могут выступать как одна из форм общественного сознания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 488; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.38 (0.008 с.) |