![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возникновение и формирование философии нового времени. Английский эмпиризм.
Новое время (XVII-XIX) – это время веры в целесообразность, смысл общественного развития, исторического процесса, в объективный закономерный характер общественного развития, подчиненного логической схеме. Основа целесообразности и целенаправленности – это разум. На первом плане проблемы гносеологии. Два основных направления философии: 1. Эмпиризм - направление в теории познания, которое признает чувственный опыт как единственный источник знаний. а) идеалистический (Беркли, Юм) Эмпирич опыт - совокупность ощущений и представлений, величина мира = величине опыта. б) материалистический (Бекон, Гоббс) - источник чувственного опыта сущ. внешний мир. 2. Рационализм выдвигает на первый план логическое основание науки, признает разум источником познания и критерием его истинности. РЕНЕ ДЕКАРТ (1596-1650)Рационалист. Ставит проблему нового метода научного исследования. Всё имеет свою причину.”Существует вокруг меня объективный мир, как причина моих впечатлений, ощущений”.Этот окружающий мир-субстанция.Она обладает двумя категориями: 1.модусы-случайные свойства субстанции 2.атрибуты-необходимые свойства субстанции. Английская философия 17 века. Родоначальником эмпиризма стал англ философ Ф.Бэкон(1561-1626). Индукция, анализ, сравнение, наблюдение, эксперимент - главные условия рационального метода. Бэкон различает 2 вида опытов: 1. “плодоносные” - цель - принесение непосредственной пользы человеку 2. “светоносные” - цель - познание законов и свойств вещей Значительным препятствием в развитии действительного познания служат предрассудки, вжившиеся или даже врожденные представления, которые способствуют тому, что мир в нашем сознании отражается не полностью адекватно (идолы). Бэкон вводит четыре основных типа идолов: идолы рода, пещеры, рынка и театра. Идолы рода являются не только естественными, но и врожденными. Они исходят из естественного несовершенства человеческого разума, которое проявляется в том, что "предполагает больший порядок и равновесие в вещах, чем те, которые в них есть". "Идолы пещеры - идолы человека как индивида. Идолы рынка – возникают путем взаимного общения. Плохой и неправильный выбор слов значительно мешает и разуму. Идолы театра – влияние авторитетов.
Метод Бэкона: Исходный пункт – достаточное и правильное описание природы и эксперимента. Это описание он упорядочивает в таблице: 1–таблица позитивных инстанций (наличия) – обозрение основных проявлений исследуемых свойств. 2-таблица негативных инстанций (отсутствие наличия) – обзор случаев, в которых данное свойство не присутствует. 3-таблица степеней или сравнений – обзор случаев, в которых исследуемое свойство содержится в большей или меньшей степени зависимости от того убывает или прибавляется оно. Сравнение данных трёх таблиц может привести к определенным знаниям. Конечная цель его учения – помочь человеку овладеть силами природы на основе их познания. ТОМАС ГОББС (1588-1679)Рационалист материалист. Т.Гоббс был убежден, что религиозные чувства – это следствие невежества и страха (суеверие и религия – одно и то же). Считал, что религию необходимо оставить для простого народа в качестве социальной узды. Гоббс является автором теории общественного договора – необходимость ограничить людей, их формальную свободу и обеспечить безопасность. Государство является социальным регулятором общества. Незнание законов общественной жизни приводит к гражданским войнам. ДЖЕЙМС ЛОКК (1632-1704)Основное в его философии - гносеология. Нет врождённых идей, всё познание из опыта и в опыте. Первичные качества присущи вещам независимо от того воспринимаем мы их или нет: объём, форма, число, движение. Вторичные качества возникают в результате воздействия тел на наши чувства: цвет, запах, вкус.Локк считал, что самое главное – это чувственный опыт (единственный источник знания). Все наше знание выводится из опыта. В отличие от своих предшественников считал, что у человека нет врожденных идей. Мозг человека сравнивал с чистой доской. Вещи в природе воздействуют на его органы чувств и вызывают в организме ответную реакцию - сначала в виде самостоятельно существующих ощущений. Последующее комбинирование разнообразных ощущений дает человеку восприятие предмета в целом. Многократно воспринимая предметы, человек закрепляет восприятие в памяти, он может припоминать восприятие и образ в отсутствии предмета - так возникает представление. То есть ощущения, восприятия, представления предстают в виде совершенно независимых, последовательно примыкающих друг к другу реальных этапов познав деятельности. Мышление лишь надстраивается над результатами и формами чувств познания.
Рационализм европейской философии 17 века. БЕНЕДИКТ СПИНОЗА (1632-1677). Врожденных идей нет. Человек должен познать свои аффекты: вожделение, радость, печаль. Существующие государства - это способы обуздания людей. Один из основоположников критики Библии. ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ ЛЕЙБНИЦ (1646-1716) Рационалист. Его философия-переход от материализма к объективному идеализму. Внутренняя активность – энтопикия - душа свойственная каждой монаде. Каждая монада - соединение прошлого и будущего - живое зеркало Вселенной. Философия 18 века. ДЖОРДЖ БЕРКЛИ (1685-1753)Переход от субъективного идеализма к объективному идеализму. Вещи вокруг нас - это комплексы наших ощущений. Существовать значит быть воспринимаемым. 30.Рационализм в европейской философии нового времени (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г. Лейбниц) В отличие от эмпиризма рационализм главным источником знания считает мысли и понятия, присущие уму от рождения (врожденные идеи) или в виде задатков, предрасположений ума. Рене Декарт (1596-1650). В основе философии Декарта — дуализм души и тела, «мыслящей» и «протяженной» субстанции. Материю отождествлял с пространством, движение сводил к перемещению тел. Общая причина движения, по Декарту, — Бог, который сотворил материю, движение и покой. Человек — связь безжизненного телесного механизма с душой, обладающей мышлением и волей. Безусловное основоположение всего знания, по Декарту, — непосредственная достоверность сознания («мыслю, следовательно, существую»). Существование Бога рассматривал как источник объективной значимости человеческого мышления.Основной принцип его философии – все подвергнуть сомнению. Декарт считал, что все, что человек получает благодаря органам чувств – очень сомнительно; это не более, чем иллюзии. Арифметика и геометрия – вот, что объективно, потому что величина и количество более достоверны. Рене Декарт является основателем рационализма Нового времени, т.к. самое главное для него – разум. ДУАЛИЗМ (от лат. dualis — двойственный), философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал — духа и материи. Дедуктивный метод.Размышляя над условиями достижения достоверного знания, Декарт формулирует «правила метода», с помощью которого можно прийти к истине. Они сводятся к четырем основным положениям: 1) начинать с. с того, противоположное чему нельзя помыслить, 2) разделять любую проблему на столько частей, сколько необходимо для ее эффективного решения, 3) начинать с простого и постепенно продвигаться к сложному, 4) постоянно перепроверять правильность умозаключений. Бенедикт Спиноза (материалист) - (1632 - 1677). С. учил, что сущ лишь одна субстанция - природа, кот является причиной самой себя. Прир. является с одной стороны природой творящей, а с др. - природой сотворенной. Как природа творящая она есть субстанция, или, что тоже самое - бог. Отождествляя прир и бога, С. отрицает сущ. сверхприродного существа, растворяет бога в природе и тем самым обосновывает материалист. понимание природы.От субст. следует отличать мир кон. вещей, или совок. модусов. Модус это то, что сущ. не само по себе, а в другом. Субст - едина, ее сущность исключает всякое множество. Модусов же бесконечное множество. Они относятся к субст как бесчисленные точки, лежащие на прямой относятся к самой прямой.Прир. сущ. сама по себе, независимо от ума и вне ума. Бесконечный ум мог бы постигать беск субст. во всех ее видах и аспектах. Но наш ум не бесконечен. Поэтому он постигает сущ. субстанции как бесконечную лишь в 2 аспектах: как протяжение и как мышление (атрибуты субстанции).Чел как предмет познания, не составл никакого исключения. Чел. есть существо, модус протяжения кот. - тело, соотв модус мышления - душа. В любом случае человек - часть природы. Г.В. Лейбниц (1646 - 1716) Развивает учение о бытии в форме учения о субстанции. Л. полагал, что из протяжения могут быть выведены лищь геометр, но не физ св-ва тел: их движение, действие, сопротивление... Поэтому необходимо предполагать в субст такие св-ва, из кот могли бы быть выведены основные физ хар-ки тел. То, что вещи обладают собств. действием приводит Л. к выводу, что вещи в сущности силы. Любая вещь - субстанция, следов. число субст. бесконечно. Каждая субст. или сила есть единица бытия или монада. Монада - духовная единица бытия, духовный атом. Благодаря мон. материя обл. способностью вечного самодвижения. Каждая мон одновременно - форма и материя, ибо любое мат тело обладает опред формой. Форма - нематериальна и представляет целесообразно действующую силу, а тело - это механ. сила. Поэтому прир. нельзя объяснять только з-нами механики, необходимо ввести понятие о цели. Монада есть сразу и основание всех своих действий и их цель. Как субстанции монады независимы друг от друга. Однако не изолированы: в каждой монаде отражается весь мировой строй, вся совок. монад. Т.к. действия м. - это телесные акты, то они подчиняются природе тела и требуют мех. объяснения, т.е. объясн. через “действующие причины”. А т.к. действия эти есть действия развивающейся монады, то они подчиняются природе души, требуют объясн. при помощи целесообразности, т.е “конечные”(целевые) причины.По степени развития монады различаются: монады нижайшей степени, характеризуются перцепцией (пассивной способностью восприятия). Они способны образовывать неясные представления; монады высшей степени уже способны иметь ощущения и, опирающиеся на них более ясные представления (монады-души); монады наибольшей степени развития способны к аперцепции(наделены сознанием) –монады-духи. Монады сами не имеют физич хар-к, т. о. Они не постижимы чув-ми, а только разумом. Все монады постоянно изменяются, т.к. каждая из них наделена «активной силой».Теория познания: он не отвергает чувственного познания или роли опыта в процессе познания. Он принимает главный тезис сенсуализма «ничего нет в разуме, что не прошло бы раньше через чувства», но «кроме самого разума», т.е. врождённых способностей к мыш-ю и образ-ю понятий (или идей). Чувств. познание – предпосылка рационального познания. Ч.п. даёт лишь истины факта (эмпирические), рациональное же даёт истины общие и необходимые.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.204.241 (0.011 с.) |