Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возникновение и формирование философии нового времени. Английский эмпиризм.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Новое время (XVII-XIX) – это время веры в целесообразность, смысл общественного развития, исторического процесса, в объективный закономерный характер общественного развития, подчиненного логической схеме. Основа целесообразности и целенаправленности – это разум. На первом плане проблемы гносеологии. Два основных направления философии: 1. Эмпиризм - направление в теории познания, которое признает чувственный опыт как единственный источник знаний. а) идеалистический (Беркли, Юм) Эмпирич опыт - совокупность ощущений и представлений, величина мира = величине опыта. б) материалистический (Бекон, Гоббс) - источник чувственного опыта сущ. внешний мир. 2. Рационализм выдвигает на первый план логическое основание науки, признает разум источником познания и критерием его истинности. РЕНЕ ДЕКАРТ (1596-1650)Рационалист. Ставит проблему нового метода научного исследования. Всё имеет свою причину.”Существует вокруг меня объективный мир, как причина моих впечатлений, ощущений”.Этот окружающий мир-субстанция.Она обладает двумя категориями: 1.модусы-случайные свойства субстанции 2.атрибуты-необходимые свойства субстанции. Английская философия 17 века. Родоначальником эмпиризма стал англ философ Ф.Бэкон(1561-1626). Индукция, анализ, сравнение, наблюдение, эксперимент - главные условия рационального метода. Бэкон различает 2 вида опытов: 1. “плодоносные” - цель - принесение непосредственной пользы человеку 2. “светоносные” - цель - познание законов и свойств вещей Значительным препятствием в развитии действительного познания служат предрассудки, вжившиеся или даже врожденные представления, которые способствуют тому, что мир в нашем сознании отражается не полностью адекватно (идолы). Бэкон вводит четыре основных типа идолов: идолы рода, пещеры, рынка и театра. Идолы рода являются не только естественными, но и врожденными. Они исходят из естественного несовершенства человеческого разума, которое проявляется в том, что "предполагает больший порядок и равновесие в вещах, чем те, которые в них есть". "Идолы пещеры - идолы человека как индивида. Идолы рынка – возникают путем взаимного общения. Плохой и неправильный выбор слов значительно мешает и разуму. Идолы театра – влияние авторитетов. Метод Бэкона: Исходный пункт – достаточное и правильное описание природы и эксперимента. Это описание он упорядочивает в таблице: 1–таблица позитивных инстанций (наличия) – обозрение основных проявлений исследуемых свойств. 2-таблица негативных инстанций (отсутствие наличия) – обзор случаев, в которых данное свойство не присутствует. 3-таблица степеней или сравнений – обзор случаев, в которых исследуемое свойство содержится в большей или меньшей степени зависимости от того убывает или прибавляется оно. Сравнение данных трёх таблиц может привести к определенным знаниям. Конечная цель его учения – помочь человеку овладеть силами природы на основе их познания. ТОМАС ГОББС (1588-1679)Рационалист материалист. Т.Гоббс был убежден, что религиозные чувства – это следствие невежества и страха (суеверие и религия – одно и то же). Считал, что религию необходимо оставить для простого народа в качестве социальной узды. Гоббс является автором теории общественного договора – необходимость ограничить людей, их формальную свободу и обеспечить безопасность. Государство является социальным регулятором общества. Незнание законов общественной жизни приводит к гражданским войнам. ДЖЕЙМС ЛОКК (1632-1704)Основное в его философии - гносеология. Нет врождённых идей, всё познание из опыта и в опыте. Первичные качества присущи вещам независимо от того воспринимаем мы их или нет: объём, форма, число, движение. Вторичные качества возникают в результате воздействия тел на наши чувства: цвет, запах, вкус.Локк считал, что самое главное – это чувственный опыт (единственный источник знания). Все наше знание выводится из опыта. В отличие от своих предшественников считал, что у человека нет врожденных идей. Мозг человека сравнивал с чистой доской. Вещи в природе воздействуют на его органы чувств и вызывают в организме ответную реакцию - сначала в виде самостоятельно существующих ощущений. Последующее комбинирование разнообразных ощущений дает человеку восприятие предмета в целом. Многократно воспринимая предметы, человек закрепляет восприятие в памяти, он может припоминать восприятие и образ в отсутствии предмета - так возникает представление. То есть ощущения, восприятия, представления предстают в виде совершенно независимых, последовательно примыкающих друг к другу реальных этапов познав деятельности. Мышление лишь надстраивается над результатами и формами чувств познания. Рационализм европейской философии 17 века. БЕНЕДИКТ СПИНОЗА (1632-1677). Врожденных идей нет. Человек должен познать свои аффекты: вожделение, радость, печаль. Существующие государства - это способы обуздания людей. Один из основоположников критики Библии. ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ ЛЕЙБНИЦ (1646-1716) Рационалист. Его философия-переход от материализма к объективному идеализму. Внутренняя активность – энтопикия - душа свойственная каждой монаде. Каждая монада - соединение прошлого и будущего - живое зеркало Вселенной. Философия 18 века. ДЖОРДЖ БЕРКЛИ (1685-1753)Переход от субъективного идеализма к объективному идеализму. Вещи вокруг нас - это комплексы наших ощущений. Существовать значит быть воспринимаемым. 30.Рационализм в европейской философии нового времени (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г. Лейбниц) В отличие от эмпиризма рационализм главным источником знания считает мысли и понятия, присущие уму от рождения (врожденные идеи) или в виде задатков, предрасположений ума. Рене Декарт (1596-1650). В основе философии Декарта — дуализм души и тела, «мыслящей» и «протяженной» субстанции. Материю отождествлял с пространством, движение сводил к перемещению тел. Общая причина движения, по Декарту, — Бог, который сотворил материю, движение и покой. Человек — связь безжизненного телесного механизма с душой, обладающей мышлением и волей. Безусловное основоположение всего знания, по Декарту, — непосредственная достоверность сознания («мыслю, следовательно, существую»). Существование Бога рассматривал как источник объективной значимости человеческого мышления.Основной принцип его философии – все подвергнуть сомнению. Декарт считал, что все, что человек получает благодаря органам чувств – очень сомнительно; это не более, чем иллюзии. Арифметика и геометрия – вот, что объективно, потому что величина и количество более достоверны. Рене Декарт является основателем рационализма Нового времени, т.к. самое главное для него – разум. ДУАЛИЗМ (от лат. dualis — двойственный), философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал — духа и материи. Дедуктивный метод.Размышляя над условиями достижения достоверного знания, Декарт формулирует «правила метода», с помощью которого можно прийти к истине. Они сводятся к четырем основным положениям: 1) начинать с. с того, противоположное чему нельзя помыслить, 2) разделять любую проблему на столько частей, сколько необходимо для ее эффективного решения, 3) начинать с простого и постепенно продвигаться к сложному, 4) постоянно перепроверять правильность умозаключений. Бенедикт Спиноза (материалист) - (1632 - 1677). С. учил, что сущ лишь одна субстанция - природа, кот является причиной самой себя. Прир. является с одной стороны природой творящей, а с др. - природой сотворенной. Как природа творящая она есть субстанция, или, что тоже самое - бог. Отождествляя прир и бога, С. отрицает сущ. сверхприродного существа, растворяет бога в природе и тем самым обосновывает материалист. понимание природы.От субст. следует отличать мир кон. вещей, или совок. модусов. Модус это то, что сущ. не само по себе, а в другом. Субст - едина, ее сущность исключает всякое множество. Модусов же бесконечное множество. Они относятся к субст как бесчисленные точки, лежащие на прямой относятся к самой прямой.Прир. сущ. сама по себе, независимо от ума и вне ума. Бесконечный ум мог бы постигать беск субст. во всех ее видах и аспектах. Но наш ум не бесконечен. Поэтому он постигает сущ. субстанции как бесконечную лишь в 2 аспектах: как протяжение и как мышление (атрибуты субстанции).Чел как предмет познания, не составл никакого исключения. Чел. есть существо, модус протяжения кот. - тело, соотв модус мышления - душа. В любом случае человек - часть природы. Г.В. Лейбниц (1646 - 1716) Развивает учение о бытии в форме учения о субстанции. Л. полагал, что из протяжения могут быть выведены лищь геометр, но не физ св-ва тел: их движение, действие, сопротивление... Поэтому необходимо предполагать в субст такие св-ва, из кот могли бы быть выведены основные физ хар-ки тел. То, что вещи обладают собств. действием приводит Л. к выводу, что вещи в сущности силы. Любая вещь - субстанция, следов. число субст. бесконечно. Каждая субст. или сила есть единица бытия или монада. Монада - духовная единица бытия, духовный атом. Благодаря мон. материя обл. способностью вечного самодвижения. Каждая мон одновременно - форма и материя, ибо любое мат тело обладает опред формой. Форма - нематериальна и представляет целесообразно действующую силу, а тело - это механ. сила. Поэтому прир. нельзя объяснять только з-нами механики, необходимо ввести понятие о цели. Монада есть сразу и основание всех своих действий и их цель. Как субстанции монады независимы друг от друга. Однако не изолированы: в каждой монаде отражается весь мировой строй, вся совок. монад. Т.к. действия м. - это телесные акты, то они подчиняются природе тела и требуют мех. объяснения, т.е. объясн. через “действующие причины”. А т.к. действия эти есть действия развивающейся монады, то они подчиняются природе души, требуют объясн. при помощи целесообразности, т.е “конечные”(целевые) причины.По степени развития монады различаются: монады нижайшей степени, характеризуются перцепцией (пассивной способностью восприятия). Они способны образовывать неясные представления; монады высшей степени уже способны иметь ощущения и, опирающиеся на них более ясные представления (монады-души); монады наибольшей степени развития способны к аперцепции(наделены сознанием) –монады-духи. Монады сами не имеют физич хар-к, т. о. Они не постижимы чув-ми, а только разумом. Все монады постоянно изменяются, т.к. каждая из них наделена «активной силой».Теория познания: он не отвергает чувственного познания или роли опыта в процессе познания. Он принимает главный тезис сенсуализма «ничего нет в разуме, что не прошло бы раньше через чувства», но «кроме самого разума», т.е. врождённых способностей к мыш-ю и образ-ю понятий (или идей). Чувств. познание – предпосылка рационального познания. Ч.п. даёт лишь истины факта (эмпирические), рациональное же даёт истины общие и необходимые.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 447; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.91.104 (0.008 с.) |