ТОП 10:

СРСП 8. Западноевропейская философия конца XVIII-XIX вв.



1. Феноменология Гуссерля.

2. Иррационалистическая критика немецкой классики: С. Кьеркегор - от Гегеля к Иову и Аврааму.

Форма проведения: дискуссия.

Основная литература: [7,9,10]

Дополнительная литература: [38,39,40]

СРСП 9. Русская и казахская философия XIX - начала XX веков

1. Славянофильство и западничество в русской философии XIX века.

2. Материалистическая философия А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского.

3. Русский космизм (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский и В.И. Вернадский).

4. Религиозно-идеалистическая философия В.С. Соловьева.

5. Философские взгляды Н.А. Бердяева

6. Философские аспекты традиционных представлений и верований (тенгрианство, поклонения Жер-Су, Умай и т.д.).

7. Особенности традиционного мировосприятия и номадической культуры и их отражение в протофилософском знании (человек и Космос, эпосы, легенда о Коркыте, казахский кюй, обрядовая практика).

8. Философские аспекты творчества жырау (Бухар-жырау, Шалкииз).

Форма проведения: беседа.

Основная литература: [7,9,10]

Дополнительная литература: [41,42,43]

СРСП 10. Западная философия XX и начала XXI века

1. Постмодернистский дискурс как «новый жанр» (Р. Рорти).

2. Культура как текст, интерконтекстуальность внутрикультурного диалога (Ю. Кристева, Р. Барт).

3. Постмодернистский человек, «Смерть субъекта» и демонтаж личного опыта, фикция «Я» и идея дегуманизации (М. Фуко, Р. Барт, Ю. Кристева).

4. Обновление и защита классических философских традиций: неогегельянство, неопозитивизм, неотомизм (Р. Дж. Коллингвуд, А. Тарский, К.Р. Поппер, Б.Рассел, Л. Витгенштейн, Ж. Маритен, Э.Жильсон и др.).

5. Нетривиальные философии: прагматизм, персонализм, сайентизм и антисайентизм.

6. Материалистическое понимание истории в философии К. Маркса.

Форма проведения: дискуссия.

Основная литература: [1,2,3,4,5,6,7,9,10]

Дополнительная литература: [44,45,46]

СРСП 11. Философия бытия и антропологии

1. Соотношение биологического и социального в человеке.

2. Счастье и наслаждение как смысл жизни человека.

3. Нравственный смысл жизни: опыт религии и философии.

4. Проблема бытия в творчестве М. Хайдеггера.

5. Свобода и нравственный императив.

6. Многообразие концепций сознания и его происхождения в истории философской мысли.

Форма проведения: беседа.

Основная литература: [1,2,3,4,5,6,7,9,10]

Дополнительная литература: [47,48,49]

СРСП 12Философия политики и истории

1. Феномен политической революции и политический экстремизм.

2. Общая теория естественного прогресса человечества.

3. Геополитическая и национальная безопасность.

4. Казахстан перед исторической дилеммой.

5. Проблема синтеза традиционализма и модернизма

Форма проведения: беседа.

Основная литература: [1,2,3,4,5,6,7,9,10]

Дополнительная литература: [50,51,52,53]

СРСП 13. Философия культуры и образования

1. Молодежная субкультура.

2. Феномены массовой культуры.

3. Эротическое искусство и порнография: сходство и различие.

4. Формирование экологической культуры.

5. Состояние и перспективы развития культуры в Казахстане

Форма проведения: дискуссия.

Основная литература: [1,2,3,4,5,6,7,9,10]

Дополнительная литература: [54,55,56,53]

СРСП 14. Проблемы теории диалектики и эпистемологии

1. Основные категории диалектики.

2. Феномен рациональности и перспективы развития науки.

3 Основные свойства и критерии истины и заблуждения.

Форма проведения: беседа.

Основная литература: [1,2,3,4,5,6,7,9,10]

Дополнительная литература: [54,55,56]

СРСП 15 Философия техники и глобалистики

1. Философские аспекты техники: взаимосвязь науки и техники; этические вопросы техники; проблема ответственности и техника.

2. Наука как особая форма познания действительности. Отличие науки от обыденного познания.

Форма проведения: дискуссия.

Основная литература: [1,2,3,4,5,6,7,9,10]

Дополнительная литература: [54,55,56]

Содержание самостоятельной работы студентов (СРС).

 

Задание № 1

Задание: Вам необходимо составить учебный кроссворд из 20-30 слов. Использовать философские термины, пройденные в курсе философии, имена и фамилии мыслителей.

Методико-процедурные требования раскрываются через наличие следующих структурных элементов работы:

Обложка: включает полное наименование вуза, специальности; сведения об исполнителе (Ф.И.О. студента, номер группы); название работы, сведения о преподавателе (Ф.И.О., ученая степень, ученое звание); место и год написания.

Структура работы: обложка, вопросы, схема кроссворда пустая, схема кроссворда с ответами.

Объем работы: В печатном исполнении, 4 страницы.

 

Задание № 2

Задание: Самостоятельный поиск и отбор определений к основным философским понятиям из словарей, учебников, энциклопедий. Овладение содержанием понятий.

Объем работы: Каждый студент должен отобрать не менее 20-30 определений основных философских понятий.

Основные философские понятия

Философия, объект философии, предмет философии, методы философии.

Универсализм, энциклопедизм, пантеизм, перипатетизм, суфизм, онтология.

Смысл и назначение философии в мире культуры, диалектика и метафизика

Нравственные искания и гуманистический смысл средневековой христианской философии, ее влияние на формирование приоритетных духовных ценностей, моральности сознания западного человека.

Становление новой космологии, философский пантеизм: Н. Кузанский, Дж. Бруно, Н. Коперник и др. Философия Возрождения о Боге, мире и человеке: гуманистический смысл ренессансной философии.

Рациоцентрический тип философствования. Характерные черты новоевропейской философии.

Метафизика и натурфилософия; диалектика в немецкой классике; философия истории, философия права; философия человека как философия деятельности и свободы: взгляды И. Канта, И.Г. Фихте, Ф.В. Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля. Антропологический материализм и гуманизм в философском учении Л. Фейербаха.

Марксистская философия XIX века: критика предшественников и современников; основные идеи и принципы диалектического материализма; теория и методология материалистического понимания истории; концепция практики; проблемы сущности человека, отчуждения, свободы; теория диалектики и философия природы.

Эпистема» как культурное проблемное поле (М. Фуко).

Культура как соблазн, мир как гиперреальность (Ж. Бодрийар).

Задание № 3

Задание: Написание реферата. Реферат должен отвечать следующим требованиям:

1.Методологические требования состоят в следующем: студент должен показать владение теорией, дать определения вводимым понятиям, показать понимание политического явления и его роли.

2.Методико-процедурные требования раскрываются через наличие следующих структурных элементов работы:

Выбор темы: Может быть самостоятельным или с помощью преподавателя.

Обложка: включает полное наименование вуза, специальности; название темы реферата; сведения об исполнителе (Ф.И.О. Студента, номер группы); сведения о преподавателе (Ф.И.О., ученая степень, ученое звание); место и год выполнения реферата.

Оглавление: Нумерация страниц в оглавлении, постраничная в работе.

Введение: характеризует актуальность и значимость проблемы, обоснование выбора темы, цель и задачи работы.

Основная часть: раскрывает содержание темы, должно быть изложено полно, ясно, логично, на основе собственного анализа источников информации.

Заключение: делаются основные аргументированные выводы по главам, общий итог работы (достижение цели и задач).

Список литературы. Не менее 3-х источников литературы. Список литературы указывается в алфавитном порядке с указанием автора, названия литературы, места и года издания.

Объем работы. В печатном исполнении 6–10 страниц.

Темы рефератов

Смысл и назначение философии в мире культуры.

Диалектика и метафизика.

Философские идеи Упанишад.

Характерные особенности философии Древнего Китая.

Сущность учения Конфуция о середине.

Научные знания и философский скептицизм Древнего Египта.

Философия эллинистической эпохи (киники, эпикурейцы, стоики, скептики).

Проблема бесконечности и развитие античной диалектики.

Этика стоиков и Эпикура

Плотин и неоплатонизм.

Основные принципы религиозно-философского мировоззрения.

Вопрос об отношении знания к вере в средневековой философии.

Проблема соотношения общего и единичного в средневековой философии (спор об «универсалиях»).

Философия Уильяма Оккама.

Источники формирования философии мусульманского Востока.

Исламская культура и рационалистическая традиция философии.

Коран и рациональное богословие.

Исламская модель мира.

Философия исламской ортодоксии (аль-Ашари, аль-Газали).

Философские взгляды ибн-Рушда.

Тюркская ветвь суфизма (Ходжа Ахмет Яссауи).

Философские взгляды Махмуда Кашгари.

Философия мутазилитов (Васил ибн `Ата, Абу Худайл аль-Аллаф).

Социальные утопии Т. Мора и Т. Кампанеллы.

Взгляды Н. Макиавелли на политику и мораль.

Теория познания: сенсуализм Э.де Кондильяка.

Учение о материи и единстве природы: Д.Дидро, П.Гольбах.

Теория социальной среды К.А.Гельвеция.

Идея отчуждения и концепция социального равенства Ж.-Ж. Руссо.

Эмпиризм, сенсуализм и рационализм философии Э. Маха и его школы.

Основные школы неокантианства, гносеологическая и методологическая проблематика: Риккерт, Виндельбанд, Вундт и др.

Формирование основ философской герменевтики: Шлейермахер, Дильтей.

«Философия жизни»: А. Шопенгауэр, Фр. Ницше, А. Бергсон.

Марксистская философия в современном контексте социального развития и философской культуры.

Философские взгляды, антропоцентризм и гуманизм классиков казахского Просвещения XIX (Ч. Валиханов, И. Алтынсарин).

Абай - поэт, мыслитель.

Философское творчество Шакарима Кудайбердиева.

Марксистская философия в России: народники и марксизм, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин.

Религиозно-идеалистическая философия и рационализм конца XIX - первой половины ХХ века: Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский, И.А. Ильин, Г.Г. Шпет, С.Л.Франк, В.И. Вернадский, С.Н. Булгаков и др.

Философия истории в книге Дулати «Тарих-и-Рашиди».

Экзистенциальные мотивы в творчестве Асан-Кайгы: проблемы счастья и поиск «Жер-уиык».

Социально-философские аспекты политико-правовых взглядов деятелей Казахского ханства XVII-XVIII вв.

Философский контекст «Жеты жаргы».

Космологические и антропософские учения (Доспамбет, Дулати и др.).

Антропологический материализм Ч. Валиханова.

Множественная модель репрезентации и процедуры децентрации, детерриторизации и деконструкции (Ж. Деррида).

Баденская и Марбургская школы неокантианства.

Критический реализм К. Поппера, Т. Куна, И. Лакатоса, П. Фейерабенда.

Экзистенциализм М. Хайдеггера, К. Ясперса.

Традиции и инновации позитивизма и рационализма: структурализм, герменевтика (К. Леви-Строс, Х-Г. Гадамер).

Функции языка и его роль в общественной жизни.

Психологические и социальные особенности личности.

Эрос как человеческая страсть.

Образы любви в разных культурных эпохах

Специфика религиозного отношения к миру

Проблемы конца истории и столкновения цивилизаций.

Либеральная демократия.

Феномены демократии и тоталитаризма.

Средства массовой коммуникации в политике.

Альтернативные системы образования.

Аксиологические аспекты образования.

Восточные модели образования.

Философское решение вопроса о соотношении знания и веры.

Методы философского и научного познания.

Основные компоненты теоретического познания: проблема, гипотеза, теория.

Марксистская традиция в философии техники.

Проблема формирования глобального сознания.

Вопросы для проведения 1 рубежного контроля

1. Философия и мировоззрение.

2. Смысл и назначение философии в мире культуры.

3. Основной вопрос философии.

4. Диалектика и метафизика.

5. Единство и различие основных ортодоксальных и неортодоксальных школ древнеиндийской философии.

6. Даосизм и конфуцианство в древнекитайской философии.

7. Философия элеатов: Парменид, Зенон. Атомизм Демокрита.

8. Сократический (гуманистический) этап античной философии. Софисты: поворот философии к проблеме человека как гражданина полиса.

9. Учение о сущности человека Сократа. Метод: ирония, майевтика, диалектика.

10. Платон и античная Академия. Первая систематизация философского и научного знания.

11. Неоплатонизм: синтез достижений античного мира. Основные категории неоплатонизма (Единое, Ум, Душа, Космос). Плотин

12.Метафизика Аристотеля.

13.. Основные направления эллинистической философской мысли: эпикуреизм, кинизм, стоицизм, скептицизм, неоплатонизм.

14. Основные направления мусульманской философской мысли: калам, мутазилизм, мутакаллимы, суфизм.

15. Становление арабоязычной мусульманской философии (аль-Кинди, аль-Фараби, Ибн Сина).

16. Основные задачи и особенности средневекового христианского философствования, его этапы: патристика (11- У111 вв.) и схоластика (1Х – Х1У вв.).

17. Классическая патристика. Учение Аврелия Августина: вера и знание, христианская антропология, проблема времени, смысл истории.

18. Высокая схоластика. Система Фомы Аквинского.

19. Спор об универсалиях: реализм, номинализм, концептуализм.

20. Суфизм – духовно-практическая концепция освоения мира. Теософия Ибн Араби: учение о «единстве бытия» и концепция «совершенного человека».

21. Особенности тюркского суфизма: Ахмед Яссави.

22. Эстетический характер гуманизма эпохи Возрождения. Данте Алигьери, Франческо Петрарка.

23. Новая натурфилософская картина мира (Николай Кузанский, Николай Коперник, Джордано Бруно).

24.Социально-политическая философия и утопии Возрождения: Никколо Макиавелли, Томас Мор, Томмазо Кампанелла.

25. Основные доктрины Реформации: «оправдание верой» (М.Лютер), «избранность к спасению» (Ж.Кальвин).

26. Ф.Бэкон о целях и задачах науки и предмете философии.

27. Теория «идолов» и метод индукции.

28. Проблема достоверности знаний и научный метод в философии Р.Декарта. Идея Бога и обоснование рационализма. Учение о субстанции.

29. Рационалистическая метафизика Б.Спинозы: субстанция, или Бог. Учение о монадах Г.Лейбница.

30. Т.Гоббс: переосмысление предмета философии, механистический материализм, натуралистическая концепция государства.

31. Дж. Локк: сенсуалистическая гносеология, концепция «первичных» и «вторичных» качеств, теория естественного права.

32. Субъективно-идеалистическое завершение сенсуалистической философии (Дж. Беркли, Д. Юм).

33. Философия французских просветителей XVIII века (Д.Дидро, П.Гольбах, К.А.Гельвеций).

34. Идея отчуждения и концепция социального равенства Ж.-Ж. Руссо.

35. Философия И.Канта. Учение о знании. Активность субъекта в познании. Антиномии разума.

36.Трансцендентализм учения И.Канта. Основные формы человеческой деятельности и сопутствующие им ценности: истина, красота, добро. Этика.

37. Система и метод Гегеля. Учение о государстве и философия истории.

38. Антропологическая философия Л.Фейербаха. Критика идеализма и религии. Этика любви.

39. Критика К.Марксом идейных предшественников. Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Материалистическое понимание истории.

Вопросы для проведения 2 рубежного контроля

40. Философские воззрения А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского.

41. Марксистская философия в России: народники и марксизм; Г.В. Плеханов, В.И. Ленин.

42. Религиозно-идеалистическая философия и рационализм конца XIX - первой половины ХХ века: Н.А. Бердяев и др.

43. Русский космизм (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский и В.И. Вернадский).

44. Религиозно-идеалистическая философия В.С. Соловьева.

45. Философские аспекты творчества жырау (Бухар-жырау, Шалкииз).

46. Философские взгляды, антропоцентризм и гуманизм классиков казахского Просвещения XIX (Ч. Валиханов, И. Алтынсарин).

47. Философия религии Абая в «Книге слов»; проблема Бога, человека и свободы выбора.

48. Философское творчество Шакарима Кудайбердиева.

49. Социально-философские, общественно-политические и этико-гуманистические взгляды писателей и поэтов Казахстана конца XIX -первой половины ХХ века (А.Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов, С. Торайгыров и др.).

50. Исторические формы позитивизма.

51. 52. Философия жизни (Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше).

53. Феноменология Э.Гуссерля.

54. Онтология как учение о бытии. Пространство и время как важнейшие формы бытия.

55. Основные категории философии: материя; явление и сущность; качество и количество; пространство и время; движение; возможность и действительность; необходимость и случайность.

56. Основные образы человека в философии. Свобода и нравственный императив.

57. Общественное бытие и общественное сознание.

58. Общество как развивающаяся система (закрытое и открытое, индустриальное и постиндустриальное, массовое, информационное общества).

59. Пути и перспективы развития казахстанского общества.

60. Метафизика любви (материнская, отцовская, братская любовь. Любовь мужчины и женщины).

61. Философия религии и теология. Нравственное содержание религии.

62. Философия истории: ее сущность (проблемы периодизации, прогресса, столкновения цивилизации, волн т циклов, синтеза традиционализма и модернизма).

63. Генезис и сущность политической философии. Средства массовой коммуникации в политике.

64. Либеральная и социальная демократия. Демократия и права человека. Феномены тоталитаризма и авторитаризма.

65. Взаимосвязь философии образования и педагогической теории. Три типа педагогики: педагогика формирования, педагогика развития, педагогика сотворчества.

66. Исторические типы диалектики. Основные принципы и законы диалектики.

67. Специфика познавательного отношения человека к миру (познание, творчество, интуиция, объяснение и понимание, истина и заблуждение).

68. Философские аспекты техники: взаимосвязь науки и техники; этические вопросы техники; проблема ответственности и техника.

69. Основные компоненты теоретического познания: проблема, гипотеза, теория.

70. Наука как особая форма познания действительности. Отличие науки от обыденного познания.

71. Социально-гуманитарные последствия научно-технического прогресса.

72. Глобальные проблемы и причины их появления.

73. Угроза экологической катастрофы и философский смысл основных сценариев ее преодоления.

74. Глобализация, глобализм и антиглобализм как современные вызовы истории.

75. Проблемы нарастающего экологического кризиса и формирование глобального сознания.

 

График сдачи СРСП

Таблица 4

№ п/п Наименование темы неделя Вид работы Трудоемкость Форма защиты Срок сдачи
1. Философия: предмет, функции    
2. Философия Древнего Востока    
3. Античная философия    
4. Средневековая европейская христианская философия    
5. Арабо-мусульманская средневековая философия    
6. Философия эпохи Возрождения    
7. Философия Нового времени    
8. Западноевропейская философия конца XVIII-XIX вв.    
9. Русская и казахская философия XIX - начала XX веков    
Западная философия XX и начала XXI века    
Философия бытия и антропологии    
Философия политики и истории    
Философия культуры и образования.    
Проблемы теории диалектики и эпистемологии    
Философия техники и глобалистики    

 

График сдачи СРС

Таблица 5

№ п/п Наименование темы неделя Вид работы Трудоемкость Форма защиты Срок сдачи
  Задание 1 реферат  
  Задание 2 глоссарий  
  Задание 3 кроссворд  

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.221.149 (0.024 с.)