Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Познание как предмет философского анализа. Структура и динамика познавательного процесса.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В античной философии были сформулированы глубокие идеи о соотношении знания и предмета, знания и мнения, истины и заблуждения, о диалектике как методе познания. "Все люди от природы стремятся к знанию"134. Принцип познаваемости является выводом из всей истории познания и практики человечества. "Над всем нашим теоретическим мышлением господствует... факт, что наше субъективное мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам и что поэтому они не могут противоречить друг другу в своих результатах, а должны согласовываться между собой"1. Направление в философии, отвергающее гносеологическое соответствие мышления и бытия, получило название агностицизм*. Он имеет реальные корни в самом процессе познания. Это: а) трудности сопоставления предмета познания (чаще всего существующего материально) и идеального знания; б) "разброс" представлений разных людей о действительности, субъективные "накладки" на характер знаний, отсюда - относительность результатов познания. Агностицизм опирается на определенные аргументы: 1) субъект замкнут в мире своих ощущений; 2) если даже объективный мир существует, то, поскольку все человеческие образы субъективны, мы не можем знать, каков мир на самом деле; 3) мир бесконечен в своих свойствах и слишком сложен для человеческого понимания, в нем всегда останутся необъяснимые загадки. Агностики метафизически отрывают мир, существующий независимо от сознания, от субъективного образа этого мира. Подвергая критике посылки агностицизма, Ф. Энгельс отметил, что самое решительное его опровержение заключается в практике. Если мы можем доказать правильность нашего пони-! мания данного явления природы тем, что сами его производим, ' заставляем служить нашим целям, то кантовской неуловимой "вещи в себе" приходит конец. Так, химические вещества, образующиеся в телах животных и растений, оставались "вещами в себе", пока органическая химия не стала приготовлять их одно за другим, тем самым "вещь в себе" превращалась в "вещь для нас" (до Энгельса Фихте и Гегель отрицали наличие непереходимой грани между "вещами в себе" и явлениями, тем, что человек познает). Помимо гносеологических, имеются социальные корни агностицизма. Как правило, он оживляется в переломные эпохи развития общества, когда рушатся ранее господствовавшие отношения и соответствующие им идеалы. Агностицизм не тождествен скептицизму, сомнению. М. Монтень (XVI в.) подверг сомнению средневековую схоластику и догматы католической религии. Для познания причин и действий, по мнению Р. Декарта, необходимо предварительно усомниться во всем наличном существовании. Сомнение, по представлению Ф. Бэкона, способно оградить размышление от догматизма ненаучных наслоений. И. Кант "догматической" философии противопоставил критицизм. Через опровержение одних предположений возможно доказательство истинности других. Любимым девизом К. Маркса был "Подвергай все сомнению". В любой науке невозможно дос-j тичь нового, не сомневаясь. Конечно, должна соблюдаться мера сомнения. (Абсолютизированный скепсис переходит в нигилизм, агностицизм.) Любая теория включает в себя идею непрерывного самоотрицания, здорового скептицизма и одновременно - сохранение положительного, преемственность. Идеализм процесс познания сводит к самопознанию (например, теория вспоминания Платона). Для материализма источником знания является существующая независимо от сознания объективная действительность. Знание - отражение, более или менее верная ее копия. Познание - взаимодействие между субъектом и объектом. Вещи, процессы, явления (в том числе духовные), на которые направлена познавательная активность людей, есть объект познания*. Субъектом познания выступает отдельный индивид, та или иная социальная общность, общество в целом, обладающие способностями к эвристической деятельности и располагающие определенными средствами и методами познания. Цель познания -обеспечение моделей и программ, управляющих освоением объекта в соответствии с потребностями субъекта. Уже Сократ ставил задачу обнаружить не только субъективное, но и объективное содержание сознания человека и доказать, что последнее должно быть судьей над первым. Эту высшую инстанцию он назвал разумом, который способен дать не просто индивидуальное мнение, а всеобщее знание. Демокрит поднял вопрос о посредствующем звене при взаимодействии субъекта и объекта. Он полагал, что от предметов идет "истечение" тончайших материальных пленок - слепков, которые, достигая органов чувств человека, вызывают ощущения. В средневековом номинализме формируется представление о субъекте, противостоящем объекту. Такой подход способствовал выделению гносеологии в самостоятельную область исследования. Если у Ф. Бэкона и Р. Декарта субъективное начало рассматривалось как помеха, то И. Кант при различении субъективных и объективных элементов знания исходил из субъекта и его структуры. Кант утверждал, что чувственный образ изучаемого объекта есть не только и не столько следствие отражения данного объекта, сколько результат его активного "конструирования" на основе двух форм чувственного созерцания - пространства и времени, которые фиксируют дискретность и непрерывность, устойчивость и изменяемость в объектах материальной действительности. В субъекте Кант выделял два уровня - эмпирический и трансцендентальный. Предметом теоретической философии должно быть не изучение вещей - природы, мира, человека, - а исследование познавательной деятельности**, установление законов разума и его границ. Специфика познающего субъекта поэтому выступает главным фак- Понятия "объект" и "объективная реальность" взаимосвязаны, но не равнозначны. Например, электрон как объективная реальность существовал всегда, объектом же познания стал только в XX в. Объектами познания выступают также и идеальные явления. Таким образом, познавательные способности субъекта как бы отделены от самого процесса познания. Гегель, критикуя Канта, заметил, что желать познавать до того, как познаем, так же несуразно, как намерение схоласта, который хотел научиться плавать прежде, чем броситься в воду. тором, определяющим способ познания. Таким образом, Кант осуществил своего рода переворот в философии, рассматривая познание как деятельность, протекающую по собственным законам. Подчеркивание Кантом активной роли субъекта в познании явилось предпосылкой исторического подхода к миру. Согласно позиции Л. Фейербаха, в единстве субъекта (человека) и объекта (природы) первое выступает как пассивно подчиняющееся второму. Помимо созерцательности, материализму XVII-XIX вв. была присуща также метафизичность (неспособность познать мир как процесс) и механистичность (стремление все явления объяснить только на основе законов механики). С позиций диалектического материализма В. И. Ленин сформулировал основные гносеологические выводы, характеризующие взаимосвязь объекта и субъекта, подчеркивающие принцип объективности, диалектический характер познания и направленные против идеализма и агностицизма: "1) Существуют вещи независимо от нашего сознания... 2) Решительно никакой принципиальной разницы между явлением и вещью в себе нет... Различие есть просто между тем, что познано, и тем, что еще не познано... 3) В теории познания... следует рассуждать диалектически, т. е. не предполагать готовым и неизменным наше познание, а разбирать, каким образом из незнания является знание, каким образом неполное, неточное знание становится более полным и более точным"136. Согласно принципу объективности, объект познания сущест-I вует до и независимо от субъекта познания. Следовательно, вещи и явления нужно познавать такими, каковы они есть сами по себе. В получаемые результаты познания человек не должен вносить ничего от себя (выдавать желаемое за действительное), например подгонять результаты эксперимента, чтобы они соответствовали принятой теории, конъюнктурно учитывать одни факты социальной реальности и игнорировать другие. При субъективной устремленности познания объективная действительность огрубляется и отчасти искажается. Вместе с тем субъективную познавательную активность человека нельзя понимать лишь как негативный момент*. Знание о действитель- М. Полани разработал концепцию личностного знания, согласно которой в каждом акте познания присутствует страстный вклад познающей личности, поэтому знания не могут быть деперсонифицированы. Интересы, пристрастия, цели людей (ученых) нельзя отделить от производимого ими знания. ности человек приобретает в той мере, в какой c:i заинтересован в ней. Лишь активно вмешиваясь в объективный ход вещей, преобразуя их согласно своим потребностям и целям, человек может познать эти вещи. Идеализм, фиксируя взаимосвязь субъекта и объекта в познавательном процессе, абсолютизировал субъект и рассматривал объект как производное от субъективной деятельности (например, у Р. Авенариуса: "без субъекта нет объекта"). Метафизический материализм, напротив, оценивал субъективное в негативном плане и выступал за устранение субъективного из познания. С точки зрения диалектического материализма форма знания всегда субъективна, содержание знаний - объективно, а в целом познание есть противоречивое единство субъекта и объекта. Субъект воздействует на познаваемый объект как предметным образом, используя материальные посредники (измерительные инструменты, химические реактивы, ускорители частиц, экспериментальные установки и т. д.), так и идеально, изучая объект в формах анализа, синтеза, индукции, дедукции и т. п. Воздействие объекта на субъект осуществляется через сенсорную информацию, знаковые системы. Человек получает информацию посредством естественных сигналов, идущих от объектов, и искусственных, передаваемых от субъекта к субъекту и функционирующих в системе человеческого языка. В обеспечении объективности познания большое значение имеют семантика (логико-философская наука, изучающая знаковые системы как средство выражения смысла), герменевтика (наука о понимании) и прагматика (наука, вырабатывающая правила и изучающая способы взаимодействия знаний и деятельности). Суть познания составляет адекватное воспроизведение, отражение действительности, позволяющее человеку ориентироваться в мире и преобразовывать этот мир, а также совершенствовать самого себя. Современное состояние философской и естественнонаучной мысли различает отражение как процесс и отражение как результат, учитывает не только созерцательно-отражательный, но и активно-преобразующий характер познания. Если ограничиться лишь созерцательным отражением, то это ведет к упрощенной линейно-ступенчатой трактовке познания и соответственно к догматизму. Наиболее крансоречиво такой подход к познанию выразил Д. Дидро, утверждавший, что мы - инструменты, одаренные способностью ощущать и памятью, а наши чувства - клавиши, по которым ударяет окружающая нас природа. Вероятно, в процессе познания доминирует не зеркальное отражение, а творчество, а в результате познания - образе - зафиксировано отображение изучаемого объекта. Познание не есть движение к абсолюту, к полной воспроизводимости действительности. Познание допускает известную долю вероятности, плюрализм мнений, оно не запрограммировано заранее на успех, на истину. Диалектика объективного мира обусловливает диалектический характер познания. Сложность процесса познания обусловлена тем, что познание всегда субъективно-объективно, что форма проявления и сущность вещей не совпадают. К тому же накопление новых данных приходит в несоответствие с прежними представлениями и теориями. Это ведет к уточнению прежних теорий или замене старых теорий новыми, соответствующими новым данным науки и практики. Структура и динамика познавательного процесса. Формы познавательного процесса многообразны. Самая древняя форма познания -мифологическая, со способностью к обобщениям, классификациям и логическому анализу. С мифологией генетически связаны религиозное, художественно-образное и философское познание. Параллельно развивалось обыденно-практическое познание -получение элементарных сведений о повседневной жизни, практике людей и игровое познание, способствовавшее становлению культуры, удовлетворению любознательности, формированию определенных навыков общения. На более зрелой ступени общества возникло научное познание. Процесс познания протекает во взаимодополняющих друг друга чувственной и рациональной формах. В истории философии известны течения, преувеличивающие значение одной из этих форм. Направление, абсолютизирующее роль чувственного познания (все, что недоступно чувствам, недостижимо для ума), получило название сенсуализма. Классическую форму он приобрел в философии Нового времени, начиная с Д. Локка. Материалистический сенсуализм представлен Д. Дидро, П. Гольбахом, К. Гельвецием, идеалистический сенсуализм - Д. Беркли, Д. Юмом. Сенсуализм не позволил правильно понять связь личного опыта с общественным, не объяснил возможности творчества мысли. Рационализм абсолютизирует рациональную деятельность мышления и недооценивает (или игнорирует) роль чувственных форм отражения. Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Гегель и др.), опираясь прежде всего на успехи математики, стремились доказать, что всеобщие истины не выводимы непосредственно из обобщений чувственного опыта, а могут быть почерпнуты только из самого мышления. Рационализм различается в узком и широком смысле. В первом своем значении, когда решается вопрос об источнике знаний, о роли чувственного созерцания и абстрактного мышления, рационализм противостоит эмпиризму. Рационализм в широком смысле - это концепция общего понимания природы, общества и сознания. Здесь рационализм противостоит иррационализму. Новое содержание, невыражаемое до определенного времени в форме уже известных понятий, выступает по отношению к ним как нечто иррациональное. В этом смысле иррациональное выступает как момент движения от незнания к знанию, способное в потенции стать элементом рационального постижения действительности. Чувственное познание служит фундаментом всякого знания, непосредственно соединяет человека с внешним миром, осуществляется посредством органов чувств (зрения, осязания, слуха, обоняния, вкуса), которые есть продукт биологической и социальной эволюции человека. С позиций материалистической науки механизм познания включает воспринимающие рецепторы (органы чувств), передающие нервы - проводники и отделы мозга. Исходный элемент чувственного познания и человеческого сознания вообще - ощущение. Оно является единственным внешним каналом, по которому "человек получает информацию о мире*. В ощущениях каждый из органов чувств специфическим для него способом отражает отдельные свойства, стороны вещей (цвет, звук, запах т. д.). Восприятие (вторая форма чувственного познания) — отражение свойств предмета, взятых как целое (например, яблоко, а не только его вкус, цвет, форма). В восприятии вещь дана в ее Некоторые исследователи (В. В. Ильин) полагают, что познание не начинается с ощущений, ибо оно опосредовано многообразными предпосылками: практикой, предшествующим "запасом мыслей", языком. пространственной и временной обособленности от других вещей. Восприятие вещи исходит не только из данных ощущений, но и из познавательного опыта человека. Восприятия образуются благодаря анализирующей и синтезирующей деятельности полушарий головного мозга. Работа механизмов восприятия позволяет в сознании удерживать образ предмета тогда, когда предмет непосредственно не дан нам, т. е. функционирует представление. Это наглядный целостный образ вещи, возникающий на основе воображения и прошлого чувственного опыта, сохраняющийся и воспроизводимый в памяти обобщенно. Представление соединяет прошлое, настоящее и будущее вещи. Образ, объективный по содержанию, субъективен по форме и зависит от субъекта двояко: от особенностей физиологической основы сознания субъекта; от прошлого познавательного опыта и социокультурных ориентации субъекта. С позиций диалектического материализма, образы ("копии") вещей не могут существовать в сознании человека без реальных вещей, тогда как вещи существуют независимо от того, есть или нет их образы. "Копии" вторичны, производны по отношению к объекту как оригиналу (по своему происхождению). Образ в известной степени соответствует оригиналу и не соответствует ему, ибо оригинал богаче, полнее образа. Выделяются не только образы-знания, отражающие объективную реальность, но и образы-проекты (мысленные конструкции, способные воплощаться на практике) и образы-ценности, выражающие потребности и идеалы субъекта. Герман Гелъмгольц (1821-1894) поднял вопрос о соотношении образа и его условного знака, символа. Накопление и обобщение чувственных данных происходит в мышлении человека. Оно позволяет не только созерцать предметы внешнего мира, их свойства, признаки, но и вскрывать связь воспринимаемых предметов, их сущность и закономерное развитие. Выделяются два основных уровня мышления - рассудок и разум. В рассудке оперирование абстракциями происходит в пределах шаблона, жестких стандарта и схемы, что позволяет четко строить мысли, систематизировать факты. Здесь взаимосвязи вещей рассматриваются как нечто устойчивое. Рассудок опирается на формальную логику. При помощи рассудка человек ориентируется в окружающей среде на основе элементарных знаний о явлениях внешнего мира. Мышление невозможно без рассудка, однако его абсолютизация ведет к метафизике. Разум - уровень рационального познания, отражающий вещи в их взаимосвязи, динамике, всесторонне и конкретно, объединяющий многообразное вплоть до синтеза противоположностей и выявления коренных причин и движущих сил изучаемых явлений. Через разум мышление способно постичь сущность вещей, их законы. Логика разума - диалектика. Переход рассудка в разум означает выход за пределы сложившейся готовой системы знания, ее диалектизацию. Переход разума в рассудок связан с процедурой формализации знания. Основные формы рационального мышления - понятие, суждение и умозаключение. Понятия отражают существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях (дефинициях). Понятия выражаются в языке в виде отдельных слов ("молекула", "человек") или в словосочетаниях, обозначающих классы объектов ("элементарные частицы", "общественные отношения"). Ф. Энгельс в "Анти-Дюринге" отмечал, что, например, понятия числа и фигуры возникли в голове не из чистого мышления, а заимствованы из внешнего мира. Понятия аккумулируют итоги многовекового практического опыта человечества, они объективны по содержанию и источнику. Впрочем, ряд философов, отдавая дань эмпиризму, отказывают в объективности абстрактным понятиям, например таким, как "народ", "эксплуатация", так как эти понятия, в отличие от житейских ("дом", "дерево"), не могут быть наглядно представлены. Понятиям присуща определенность, отражающая относительную устойчивость, и гибкость, выражающая подвижность, изменчивость мира и его фрагментов. Расчленение и соотношение всеобщего, особенного и единичного достигается в суждении, фиксирующем свойства и признаки предмета, например: "трава зеленая", "метафизика отрицает противоречие как источник развития". Отдельное суждение не может полностью выразить содержание понятия. Для этого необходима система суждений, представленная умозаключением. Оно дает новое знание без обращения к показаниям органов чувств. При помощи умозаключений совершается переход от известного к неизвестному посредством выведения одних суждений из других. Например, вывод о том, что Земля имеет форму шара, в древности был сделан с помощью следующих умозаключений: только шарообразные тела отбрасывают тень в форме диска; Земля же во время лунных затмений отбрасывает тень в форме диска; следовательно, она круглая. Человеческое познание есть единство чувственного и рационального. Как считал Кант, ощущения без понятий слепы, а понятия без ощущений пусты, знание есть синтез чувственности и рассудка. "Опыт и умозаключение - две... ступени одного и того же знания"137, - указывал Герцен. "От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике"138 — так выразил динамику познавательного процесса Ленин. Чувственное познание, независимое от логического, существует только на ранних ступенях становления человечества и у ребенка, еще не овладевшего языком. Люди ставят задачи познания и толкуют его результаты на уровне рационального мышления, а необходимую информацию получают с помощью органов чувств и приборов. Объективная основа единства чувственной и рациональной сторон познания находится в самих вещах и процессах мира, которые выступают одновременно как явление и сущность, отдельное и общее. Единство чувственной и логической ступеней познания вытекает также из единства первой и второй сигнальных систем в деятельности мозга. Категория практики - ключевая в объяснении процесса познания. В гносеологическом аспекте практика есть процесс, в котором цели и результаты человеческой деятельности соотносятся с закономерностями, тенденциями развития действительности. Практика - основа, исходный пункт, движущая сила, критерий истины и конечная цель познания. Чувственное познание и теоретическое понимание мира неразрывно сопряжены со способом его освоения, предметно-преобразовательного действия. Прежде чем люди стали аргументировать, отмечал Ф. Энгельс, они действовали. Например, открытие превращения механического движения в теплоту (добывание огня трением) осуществилось на основе практики, затем практически (с построением паровой машины) решили вопрос о превращении теплоты в полезное механическое движение. Теоретически проблема превращения механического движения в теплоту и обратно решена "позже, с открытием закона сохранения и превращения энергии. Практика, пронизывающая все стороны, моменты, формы, стадии познания от его начала и до его конца, выступает как основа познания, его движущая сила. Практика дает материал познанию, определяет характер его средств и тем самым уровень и особенности отражения действительности. Практика ставит перед познающим субъектом определенные проблемы и требует их решения. Преобразуя мир, человек обнаруживает и изучает все новые его свойства и грани и все глубже проникает в сущность вещей. Практика является источником познания, ибо развитие знаний происходит для удовлетворения запросов практики. Так, рождение астрономии вызвано необходимостью определения времен года, механики - для ирригационных и других сооружений, развития ремесла. Практическую роль выполняют математика, социальные и иные науки. Практика имеет значение не только для возникновения теории, но и для ее развития. Практика выступает опосредованно целью познания, так как оно осуществляется не только ради простого любопытства, а для того, чтобы на основе оценок направить в той или иной мере деятельность людей. Практика представляет собой решающий критерий истины, позволяет отделить истинные знания от заблуждений, выявляет, что в знаниях объективно, а что представляет субъективные иллюзии (например, Леверье предположил, а Галле нашел планету. В 1930 г. подобным образом обнаружен Плутон. Здесь практика подтвердила предположения и показала их истинность, верность). Средневековые философы Фома Аквинский и Альбрехт Великий во дворике Парижского университета вели, приводя различные доводы, бесконечный диспут: "Есть ли у крота зрение?". Садовник поспешил на помощь: "За чем дело стало? Я мигом доставлю крота, и вы увидите". Но ученые мужи возразили: "Ни в коем случае, мы спорим о принципе: есть ли в принципе у крота глаза?", т. е. проигнорировали практику как критерий истины. Практика выводит человека за пределы его субъективности. Знания о мире, воплощенные в практике, контролируются законами самого этого мира. Процесс познания по отношение к практике обладает относительной самостоятельностью. 1) Саму практику надо брать в полном ее объеме, во всей сложности и противоречивости. Возможна и негативная практика, которая не может стать основой и критерием объективно-истинного знания. 2) На каждом этапе познания любая отрасль науки решает проблемы, поставленные предшествующим развитием мысли (преемственность). 3) Решение проблем, возникающих в ходе развития знаний, может опережать практику и направлять ее. В практике на первый план выходит оценочный момент, в котором соотносятся цели, результаты деятельности человека и степень его воздействия на окружающую действительность. Практика, таким образом, составляет единство познания, оценки, преобразования и освоения мира человеком. Оценка устанавливает ценность какого-либо явления или объекта для субъекта (человека). Это - этап процесса познания, осознаваемый его результат, при котором явление воспринимается в его структурной целостности. Человеческая деятельность включает в себя замысел, реализацию и результат. Замысел, в свою очередь, состоит из цели, плана и ценности. Реализация одних и тех же целей (что надо сделать?) и планов (как это сделать?) может иметь разные жизненные смыслы, ценностное (аксиологическое) значение. Познание предполагает наличие некоторой общей основы, на которой происходит взаимосвязь и взаимодействие между субъектом и объектом. Познание возникло и функционирует постольку, поскольку обслуживает определенным образом процесс жизнедеятельности людей, т. е. имеет социальную ценность. Итак, практическое и познавательное освоение человеком мира неразрывно сопряжено с его ценностным освоением. Знание в неявном виде всегда содержит в себе определенную систему прагматических правил. Это означает, что из той или иной совокупности знаний на основе оценок извлекаются определенные рекомендации, нормы деятельности. Изучение взаимоотношений таких моментов познания, как полезность и бесполезность, выгодность или невыгодность, составляет важную задачу теории познания, особенно при исследовании практической реализации различных видов и форм знания. Процесс познания можно представить в трехступенчатой "вертикальной" модели (от чувственно-эмпирического к теоретическому мышлению и от него к практике) и в "фронтальной" модели, в которой чувственно-эмпирическое и теоретическое с двух сторон охватывают исследуемый объект. При этом чувственная и теоретическая формы познания вбирают в себя все проявления предметной практической жизнедеятельности. Деятельность комбинирует черты и чувственности, и духовности, замыкает познание на экзистенциальных, присущих только человеку, способностях интуиции, продуктивного воображения, символического и языкового сознания. Чувственно-эмпирическое сопровождает не только начало, но и конец познания, а практическая ориентация присуща всем фазам познавательного процесса139. Поступательность, выраженная в "вертикальной" модели, и "синтезность", представленная в "фронтальной" модели, дополняют друг друга и в целом характеризуют сложный процесс познания. Помимо чувственного отражения, абстрактного мышления и практики, познавательный процесс включает в себя различные формы психической деятельности: волю, желания, нормы, ценностное отношение к отображаемой действительности, выражающееся через призму интересов человека. Познание осуществляется в обрамлении осознания и неосознанной деятельности (см. 7.3), творчества и интуиции, веры и знания. Различаются два типа веры: религиозная и обычная (атеистическая). Для обоснования отношений между религиозной верой и разумом многое сделал Августин Блаженный. Без мысли, по его мнению, нет веры, а мысль вне веры бесполезна. Философия должна прояснять веру. Вера - конечная цель разума, а разум -поводырь для веры. Ансельм Кентерберийский учил "верить, чтобы понимать", а Абеляр — "понимать, чтобы верить". Фома Аквинский утверждал: философия призвана служить теологии. Требовалась непрерывная работа разума по истолкованию религиозно-моральных заповедей, их интерпретации в соответствии с духом изменяющегося времени. Атеистический тип веры (в формах уверенности в чем-либо, жизненных убеждений и т. п.) - неотъемлемый компонент практического опыта людей. В сложных ситуациях, допускающих несколько альтернатив в выборе направлений деятельности, индивид вынужден прибегать к вере для достижения успеха предприятия. Вера помогает действовать в условиях неопределенности. Ведь полная информированность, основанная на знании, в постоянно меняющемся виртуальном мире принципиально невозможна. Таким образом, вера и знание представляют собой диалектически взаимосвязанные противоположности и характеризуют в одном из своих аспектов сложную структуру познания.
Теория истины. Классическое понимание истины, ставшее традиционным, идет от Платона и Аристотеля, которые определяли истину как соответствие наших знаний действительности. Истина рассматривает отношение сознания к внешнему миру. В древнем Китае пробовали подойти к характеристике познания как процесса раскрытия причинности, выявления сходства и различия явлений, разделения вещей по родам. Выдвигались правила проверки истинности знаний: "основание", под которым имелись в виду опыт и суждения древних мудрецов; "источник", т. е. факты, которые слышали и видели простолюдины; "применимость", т. е. практическую пользу. Истина выражает не только результат правильного, верного отражения действительности в сознании человека, но и способ реализации его целей на основе оценочного отношения к объектам бытия, т. е. истина возможна в ее неразрывной связи с практикой. Истина представляет собой теоретическую форму разрешения противоречия между субъектом и объектом. В структуре знания выделяются два слоя: зависящий от специфики биологической и социальной организации человека, особенностей его нервной системы, мозга, способа переработки информации, языка; зависящий от объективной реальности, отражаемой познанием. Эти два слоя находятся в определенном отношении друг к другу, что зафиксировано в философских размышлениях. Открытие, считает Д. И. Писарев, есть встреча между вечным явлением и вечным умом человечества. Если бы Уатт не открыл двигательную силу пара, то ее непременно открыл бы кто-нибудь другой, потому что эта сила существовала в доисторические времена. По мнению В. С. Соловьева, истина "является для ума первоначально как субъективная идея, как мысль. Ум сталкивается с фактами. Они противоречат мысли и этим уже доказывают свою объективную действительность и силу". В современном понимании истина есть результат взаимодействия духа с материей путем своеобразного диалога человека с природой. Будучи характеристикой человеческого знания, истина существует в субъективной форме, а с точки зрения его объективного содержания истина не зависит от субъекта, от человека и человечества. Это есть объективная истина. Глубокое представление Гегелем истины как объективности, тождественной понятию143, наталкивает на мысль, что истина - понятие (образ, теория), в котором наиболее полно выражен постигаемый объект с учетом возможностей субъекта. В этом смысле общественные отношения, социальные институты, политические деяния и т. п. истинны тогда, когда они выражают высшую ступень возможностей их осуществления в соответствии с развитием человека. Отсюда мерой истины выступает полнота человеческого развития, а именно степень достижения человеческой свободы144. Итак, объективное понимание истины углубляется в ее экзистенциальных, жизненных, а не только познавательных смыслах. А. А. Богданов рассматривал истину как форму организации социального опыта, а Х.-Г. Гадамер в своей работе "Истина и метод" говорит о невозможности достижения истины лишь методологическими средствами: важнейшими способами раскрытия истины являются искусство, философия и история. Познание ориентировано на такие проблемы, как возвышение над конечностью всего преходящего и человеческого бытия, приобщение к ценностям вечно живой эстафеты духа, которое "превращает "точку конца" в многоточие традиций культуры и творчества"145. Таким образом, поиски истины сопровождают процесс культурного творчества. В отличие от метафизического материализма, представляющего истину в виде одноразового акта, раскрывающего сразу и до конца сущность постигаемого предмета, диалектический материализм рассматривает истину как исторически обусловленный процесс. Пример: а) в средние века люди считали, что Солнце и планеты вращаются вокруг Земли. Крупица объективной истины здесь: светила Солнечной системы движутся; б) в учении Коперника утверждалось, что центром планетарной системы является Солнце, а планеты, в том числе и Земля, вращаются вокруг него по концентрическим окружностям. Здесь доля объективного содержания знания выше; в) Кеплер показал, что планеты вращаются вокруг Солнца не по окружностям, а по эллипсам; г) современная астрономия вычислила траектории и законы вращения планет еще точнее. Итак, с каждым новым открытием полнота объективной истины возрастает. Всякое знание, взятое на том или ином историческом этапе развития, есть неполное, недостаточно точное представление о действительности, т. е. на каждом конкретном этапе познания мы имеем дело с относительной истиной. Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848) писал: "... Все на свете только относительно важно или неважно, велико или мало, старо или ново... Идея истины и добра признавалась всеми народами, во все века: но что непреложная истина, что добро для одного народа или века, то часто бывает ложью и злом для другого народа, в другой век". Относительность знаний не означает, однако, что эти знания лишены объективного содержания. Полное, точное, всестороннее знание о неком сущем называют абсолютной истиной. Это: а) некоторые принципы философии и науки, имеющие непреходящий характер, например, принцип несотворимости и неуничтожимое™ материи и движения, б) фактические знания об отдельных процессах и явлениях, достоверность которых не подлежит сомнению. Преувеличение значения абсолютной истины способно привести к догматизации познания. Например, некоторые базовые положения марксизма у его ортодоксальных последователей приобрели догматический характер. Это идеи "равенства" (переросло в уравниловку), "единой общенародной собственности на средства производства" (которая никому не принадлежала), "научного управления обществом" (вылившееся в директивное планирование всего, чего и спланировать иногда невозможно) и т. п. Среди современных либеральных догм, привившихся в СНГ, назовем идею свободного рыночного хозяйства и саморегулируемой экономики. Но, как считает Нобелевский лауреат по экономике 1991 г. Р. Коуз, современная экономика, — это синтез рынка и командной системы. Между относительной и абсолютной истиной нет непереходимой грани. Каждая относительная истина - ступенька, приближающая нас к абсолютной истине, содержит в себе долю абсолютной. Каждое "зерно" абсолютной истины, будучи сохранено последующим развитием научного знания, уточняется, изменяется. При этом выясняются границы, в рамках которых знание сохраняет свою объективную истинность. Например, механика И. Н
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.195.30 (0.016 с.) |