Диалектика и антидиалектика в истории философии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диалектика и антидиалектика в истории философии.



Выдающимся диалектиком является Гераклит. Он утверждал, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Природа представляет непрерывный поток из­менений, мир есть процесс. Философское открытие Гераклита заключается в обобщении - изменяется не просто кое-что, а все существующее. Гераклит подо­шел к идее о переходе явлений в свою противополож­ность, о тождественности всего сущего. "Одно и то же в нас лживое и мертвое, бодрствующее и спящее, мо­лодое и старое... Холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется". Тождество понимается как такое, которое предполагает различие, ибо все находится в становлении.

Существует мнение, что термин "диалектика" впервые применил Сократ. Он назвал свой метод об­наружения истины в диалоге путем столкновения и согласования различных, часто противоположных су­ждений диалектикой. Платон представил диалектику как метод анализа и синтеза понятий. Понятия возни­кают не как итог обобщения чувственных данных, а в результате вспоминания душой идей, которые она ко­гда-то созерцала в сверхчувственном мире, еще не будучи связанной с человеческим телом. У Платона диалектика не только метод отыскания истины, но и учение о мире истинного бытия как сферы вечных и неизменных идей. В отличие от Платона Аристотель считал, что диалектика имеет дело не с истинным, а с вероятностным знанием. Аристотель, стремясь по­знать сущность вещей через их понятия, в центр внимания поставил отношение общего к частному. Он первым соз­дал систему логики, главную задачу которой видел в установле­нии правил получения достоверных выводов из определенных посылок. Школа стоиков (конец IV в. до н. э. - II в. н. э.) разли­чала в логике риторику (науку хорошо говорить при помощи связных суждений) и диалектику (науку правильно спорить при помощи рассуждений).

Диалектика как искусство спора развивалась в средние века. П. Абеляр учил, что цель знания - истина, а диалектика есть ис­кусство для различения истины и лжи. Приемы столкновения мнений распространили на анализ противоборствующих взгля­дов, направлений мысли. Способы разрешения разногласий меж­ду людьми оказались незаменимым средством уяснения сложных ситуаций бытия.

В истории философии долго господствовало представление о периодичности процессов природы с возвратом к исходному пункту. Хотя изменчивость признавалась, но утверждалось, что мироздание сегодня такое же, каким оно было в отдаленном прошлом: звезды всегда неподвижны; планеты вращаются по по­стоянным орбитам; одна и та же поверхность Земли, материки, океаны, горы, реки, климат, растения и животные. Джамбатти-ста Вико (1668-1744) сформулировал теорию исторического круговорота общества: каждый народ проходит в своем развитии три эпохи - божественную, героическую и человеческую, воз­вращаясь после зрелости к упадку, к первоначальному состоя­нию. Итак, утверждению диалектики препятствовала господство­вавшая идея круговорота.

Открытия в естествознании и плодотворные философские гипотезы разрушали образ неизменности природы. В частности, Декарт (XVII в.) выдвинул гипотезу об образовании звезд, Солн­ца и Земли в результате длительных вихреобразных движений частиц материи, пребывающей первоначально в хаотическом со­стоянии. Кант (XVIII в.) высказал гипотезу о возникновении Солнечной системы из первоначальной туманности. Ламарк вы­двинул мысль об историческом развитии земной поверхности, Лейель - о совершенствовании строения растительных и живот­ных организмов. Долло открыл закон: в ходе эволюции видов ор­ганизмы никогда не возвращаются точно к прежнему состоянию.

Богословие "освящало" неподвижность созданного Богом мироздания. Одновременно христианское мировоззрение, вы­двинув представление о направленности во времени (жизнь есть ожидание пришествия спасителя, она развернута от прошлого в будущее), так же, как наука и философия, способствовало пре­одолению идеи круговорота.

Вторая трудность в утверждении диалектики заключалась в абсолютизации покоя, прерывности объектов бытия, что зафик­сировано в философских рассуждениях. Элеаты утверждали, что единая основа мира - бытие - находится в вечном покое. Только неизменное, рассуждали они, достойно внимания философов и является предметом науки. То же, что изменяется, - преходяще и является предметом мнений необразованных людей. По мнению Парменида,. подвижность мира есть видимость, постигаемая чув­ствами, а неизменность бытия мира есть сущность, постигаемая разумом. Впрочем, элеаты (например, Зенон в своих апориях) сыграли позитивную роль в последующем развитии диалектики, поставив проблему о выражении в логических знаниях противо­речивого характера движения.

Обогащение концепции диалектики связано с выдвижением Ф. Вольтером и Ж-.Ж. Руссо идеи исторического разви­тия, включающего этапы революционных преобразований. Ж. А. Кондорсе писал о непрерывном прогрессе как преобла­дающей форме общественного развития. (Бесконечный прогресс в общественной жизни в эпоху Просвещения объясняли лишь прогрессом человеческого разума и нравственности.)

Немецкая классическая философия подняла статус диалекти­ки до уровня научно-рационального философского метода.

Целостную концепцию развития с позиций объективного идеализма разработал Гегель, приведший в систему понятийный аппарат диалектики. Понятия у него гибкие, выражают подвиж­ные связи, переходы, развитие мира. "Высшая диалектика поня­тия состоит в том, чтобы рассматривать определение не только как предел и нечто противоположное, но породить из него пози­тивное содержание и позитивный результат, посредством чего она только и есть развитие и имманентное продвижение. Такая диалектика есть не внешнее деяние субъективного мышления, а собственная душа содержания...

Гегелем выделены принципиальные идеи универсальной свя­зи явлений, единства противоположностей и развития через диа­лектические отрицания. Источник развития заключен в самораз­витии понятия, а значит, имеет логическую, духовную природу (Гегель в диалектике понятий, как писал Ленин, угадал диалек­тику вещей). На идеалистической основе Гегель доказывал относительное единство диалектики, логики и теории познания. Ло­гика включает рассмотрение жизни. Значит, вводится момент практики в теорию познания.

Для понимания практических проблем гегелевская методоло­гия оказалась негодной из-за ее чрезмерной абстрактности и идеализма. Свое исправление основ гегелевской диалектики Маркс назвал "переворачиванием" на ноги. "Мой диалектический метод, - писал Маркс, - по своей основе не только отличен от ге­гелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления... есть демиург действительного, кото­рое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наобо­рот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней"1 3. Помимо объясненной противоположности, имеется сходство по многим позициям и преемственность в развитии диалектического метода от Гегеля к Марксу.

В "Капитале" Маркса единая материалистическая диалектика выступает в двух различных, но взаимосвязанных формах - объек­тивной и субъективной, т. е. в виде диалектики развития самого объекта, а также отраженных ее аналогов в сознании познающего субъекта. Субъективная диалектика выступает как логика и гно­сеология. Энгельс аналогично утверждал: диалектика головы есть отражение форм движения реального мира как природы, так и истории.

Энгельс проследил исторические пути развития диалектики. В книге "Анти-Дюринг" он объяснил, как проявляются законы и категории диалектики в неживой природе, обществе, духовном творчестве, показал, какое значение имеют они для научного ми­ропонимания. Он указал на огромное значение диалектического понимания мира как антидогматизма. В "Диалектике природы" впервые была проведена диалектико-философская обработка от­крытий естествознания.

В письмах по проблемам исторического материализма Эн­гельс выступил с критикой начинавшегося в то время процесса вульгаризации и упрощения учения Маркса. Главное искажение состояло в преувеличении значения экономической основы в структуре и развитии общества. Но помимо экономики, важную роль в социуме играют надстройка, культура, духовная жизнь, субъективный фактор.

В целом К. Маркс и Ф. Энгельс синтезировали диалектику и материализм, преодолели рассогласованность между гегелевским диалектическим методом и его метафизической системой, подве­ли под диалектику культурно-исторический и конкретно-научный фундамент.

Материалистическая диалектика, разъяснял В. И. Ленин, со­ставляет ядро научного философского мировоззрения, метод изучения различных явлений, раскрытия закономерностей, тен­денций развития и преобразования действительности. В фраг­менте "К вопросу о диалектике" Ленин выделил проблему источ­ника движения, единство и борьбу противоположностей как суть диалектики.

В, И. Ленин развил диалектику применительно к политике ("искусство возможного"), писал о необходимости "гибкой так­тики", умении видеть и анализировать постоянно возникающие социальные изменения (в одном из фрагментов "Детской болезни "левизны" в коммунизме"). Диалектика учит антидогматизму, умению быть самокритичным, признавать и исправлять полити­ческие ошибки и просчеты.

Зарубежная философия XX в. акцентирует внимание на от­дельных сторонах диалектики. Экзистенциалисты рассматривают диалектику как атрибут только человеческого бытия, трактуемо­го преимущественно в духе погружения индивида в коллизии личного сознания. Неотомисты усматривают диалектику в сосу­ществовании Бога и природы с момента акта творения мира. В ряде направлений диалектика отсекается от социальной филосо­фии, отрицание возводится в абсолют.

Сейчас наметились два подхода к диалектике - скептический и оптимистический. К. Поппер, один из выразителей первого подхода, говоря о пользе диалектической точки зрения, преду­преждал, что не следует приписывать ей лишних достоинств, превращать диалектический метод - всего лишь один из возмож­ных способов мышления, иногда вполне пригодный - в произ­вольную умозрительную схему. По мнению Поппера, диалектика используется марксистами не для критики и отрицания, а для за­щиты и догматизации определенной политической программы. Поппер считает, что "вовсе не таинственная сила", заключенная в двух идеях (в тезисе и антитезисе), "не загадочное напряжение, якобы существующее между ними, способствует развитию", на­оборот, "единственной силой, движущей диалектическое разви­тие, является... наша решимость не мириться с противоречиями между тезисом и антитезисом"104. Принижая диалектику, Поппер выдвинул метод проб и ошибок как метод универсальный, в котором диалектика, будучи очищена от "бетонного догматизма", может рассматриваться как частный случай.

Конечно, диалектический метод не может претендовать на то, чтобы дать единственно верные ответы на любые вопросы. Но при анализе сложных развивающихся систем данный метод, с учетом конкретных условий в единстве с другими способами на­учного познания, является эффективным. Диалектика бытия тре­бует для своего адекватного выражения соответствующей "диа-лектизации" науки, "диалектических обобщений", "диалектизи-рованных понятий", что подчеркивал, например, Г. Башляр. Анг­ло-американский философ, логик, математик и методолог науки Алфред Норт Уайтхед (1861-1947) указывал, что все противо­положности входят как элементы в природу вещей. В своей кос­мологии он стремился соединить эволюционно-генетический подход со структурным, утверждая, что в меняющемся мире надо думать диалектически. В рамках второго отмеченного подхода выступает стремление И. Пригожина посредством времени соединить бытие и становление, с единых позиций историзма и самоорганизации материи охватить как единое целое макро- и микромиры.

В наше время, когда человечество столкнулось с глобальными и крайне опасными вызовами экологии, технологии и цивилиза­ции, диалектический метод становится гуманистическим импера­тивом общественного сознания. В обществе проблемы решаются самим человеком, и если при этом он владеет диалектической культурой мышления, то имеется больше шансов на успешность его практических действий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.142.115 (0.008 с.)