Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диалектика и антидиалектика в истории философии.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Выдающимся диалектиком является Гераклит. Он утверждал, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Природа представляет непрерывный поток изменений, мир есть процесс. Философское открытие Гераклита заключается в обобщении - изменяется не просто кое-что, а все существующее. Гераклит подошел к идее о переходе явлений в свою противоположность, о тождественности всего сущего. "Одно и то же в нас лживое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое... Холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется". Тождество понимается как такое, которое предполагает различие, ибо все находится в становлении. Существует мнение, что термин "диалектика" впервые применил Сократ. Он назвал свой метод обнаружения истины в диалоге путем столкновения и согласования различных, часто противоположных суждений диалектикой. Платон представил диалектику как метод анализа и синтеза понятий. Понятия возникают не как итог обобщения чувственных данных, а в результате вспоминания душой идей, которые она когда-то созерцала в сверхчувственном мире, еще не будучи связанной с человеческим телом. У Платона диалектика не только метод отыскания истины, но и учение о мире истинного бытия как сферы вечных и неизменных идей. В отличие от Платона Аристотель считал, что диалектика имеет дело не с истинным, а с вероятностным знанием. Аристотель, стремясь познать сущность вещей через их понятия, в центр внимания поставил отношение общего к частному. Он первым создал систему логики, главную задачу которой видел в установлении правил получения достоверных выводов из определенных посылок. Школа стоиков (конец IV в. до н. э. - II в. н. э.) различала в логике риторику (науку хорошо говорить при помощи связных суждений) и диалектику (науку правильно спорить при помощи рассуждений). Диалектика как искусство спора развивалась в средние века. П. Абеляр учил, что цель знания - истина, а диалектика есть искусство для различения истины и лжи. Приемы столкновения мнений распространили на анализ противоборствующих взглядов, направлений мысли. Способы разрешения разногласий между людьми оказались незаменимым средством уяснения сложных ситуаций бытия. В истории философии долго господствовало представление о периодичности процессов природы с возвратом к исходному пункту. Хотя изменчивость признавалась, но утверждалось, что мироздание сегодня такое же, каким оно было в отдаленном прошлом: звезды всегда неподвижны; планеты вращаются по постоянным орбитам; одна и та же поверхность Земли, материки, океаны, горы, реки, климат, растения и животные. Джамбатти-ста Вико (1668-1744) сформулировал теорию исторического круговорота общества: каждый народ проходит в своем развитии три эпохи - божественную, героическую и человеческую, возвращаясь после зрелости к упадку, к первоначальному состоянию. Итак, утверждению диалектики препятствовала господствовавшая идея круговорота. Открытия в естествознании и плодотворные философские гипотезы разрушали образ неизменности природы. В частности, Декарт (XVII в.) выдвинул гипотезу об образовании звезд, Солнца и Земли в результате длительных вихреобразных движений частиц материи, пребывающей первоначально в хаотическом состоянии. Кант (XVIII в.) высказал гипотезу о возникновении Солнечной системы из первоначальной туманности. Ламарк выдвинул мысль об историческом развитии земной поверхности, Лейель - о совершенствовании строения растительных и животных организмов. Долло открыл закон: в ходе эволюции видов организмы никогда не возвращаются точно к прежнему состоянию. Богословие "освящало" неподвижность созданного Богом мироздания. Одновременно христианское мировоззрение, выдвинув представление о направленности во времени (жизнь есть ожидание пришествия спасителя, она развернута от прошлого в будущее), так же, как наука и философия, способствовало преодолению идеи круговорота. Вторая трудность в утверждении диалектики заключалась в абсолютизации покоя, прерывности объектов бытия, что зафиксировано в философских рассуждениях. Элеаты утверждали, что единая основа мира - бытие - находится в вечном покое. Только неизменное, рассуждали они, достойно внимания философов и является предметом науки. То же, что изменяется, - преходяще и является предметом мнений необразованных людей. По мнению Парменида,. подвижность мира есть видимость, постигаемая чувствами, а неизменность бытия мира есть сущность, постигаемая разумом. Впрочем, элеаты (например, Зенон в своих апориях) сыграли позитивную роль в последующем развитии диалектики, поставив проблему о выражении в логических знаниях противоречивого характера движения. Обогащение концепции диалектики связано с выдвижением Ф. Вольтером и Ж-.Ж. Руссо идеи исторического развития, включающего этапы революционных преобразований. Ж. А. Кондорсе писал о непрерывном прогрессе как преобладающей форме общественного развития. (Бесконечный прогресс в общественной жизни в эпоху Просвещения объясняли лишь прогрессом человеческого разума и нравственности.) Немецкая классическая философия подняла статус диалектики до уровня научно-рационального философского метода. Целостную концепцию развития с позиций объективного идеализма разработал Гегель, приведший в систему понятийный аппарат диалектики. Понятия у него гибкие, выражают подвижные связи, переходы, развитие мира. "Высшая диалектика понятия состоит в том, чтобы рассматривать определение не только как предел и нечто противоположное, но породить из него позитивное содержание и позитивный результат, посредством чего она только и есть развитие и имманентное продвижение. Такая диалектика есть не внешнее деяние субъективного мышления, а собственная душа содержания... Гегелем выделены принципиальные идеи универсальной связи явлений, единства противоположностей и развития через диалектические отрицания. Источник развития заключен в саморазвитии понятия, а значит, имеет логическую, духовную природу (Гегель в диалектике понятий, как писал Ленин, угадал диалектику вещей). На идеалистической основе Гегель доказывал относительное единство диалектики, логики и теории познания. Логика включает рассмотрение жизни. Значит, вводится момент практики в теорию познания. Для понимания практических проблем гегелевская методология оказалась негодной из-за ее чрезмерной абстрактности и идеализма. Свое исправление основ гегелевской диалектики Маркс назвал "переворачиванием" на ноги. "Мой диалектический метод, - писал Маркс, - по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления... есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней"1 3. Помимо объясненной противоположности, имеется сходство по многим позициям и преемственность в развитии диалектического метода от Гегеля к Марксу. В "Капитале" Маркса единая материалистическая диалектика выступает в двух различных, но взаимосвязанных формах - объективной и субъективной, т. е. в виде диалектики развития самого объекта, а также отраженных ее аналогов в сознании познающего субъекта. Субъективная диалектика выступает как логика и гносеология. Энгельс аналогично утверждал: диалектика головы есть отражение форм движения реального мира как природы, так и истории. Энгельс проследил исторические пути развития диалектики. В книге "Анти-Дюринг" он объяснил, как проявляются законы и категории диалектики в неживой природе, обществе, духовном творчестве, показал, какое значение имеют они для научного миропонимания. Он указал на огромное значение диалектического понимания мира как антидогматизма. В "Диалектике природы" впервые была проведена диалектико-философская обработка открытий естествознания. В письмах по проблемам исторического материализма Энгельс выступил с критикой начинавшегося в то время процесса вульгаризации и упрощения учения Маркса. Главное искажение состояло в преувеличении значения экономической основы в структуре и развитии общества. Но помимо экономики, важную роль в социуме играют надстройка, культура, духовная жизнь, субъективный фактор. В целом К. Маркс и Ф. Энгельс синтезировали диалектику и материализм, преодолели рассогласованность между гегелевским диалектическим методом и его метафизической системой, подвели под диалектику культурно-исторический и конкретно-научный фундамент. Материалистическая диалектика, разъяснял В. И. Ленин, составляет ядро научного философского мировоззрения, метод изучения различных явлений, раскрытия закономерностей, тенденций развития и преобразования действительности. В фрагменте "К вопросу о диалектике" Ленин выделил проблему источника движения, единство и борьбу противоположностей как суть диалектики. В, И. Ленин развил диалектику применительно к политике ("искусство возможного"), писал о необходимости "гибкой тактики", умении видеть и анализировать постоянно возникающие социальные изменения (в одном из фрагментов "Детской болезни "левизны" в коммунизме"). Диалектика учит антидогматизму, умению быть самокритичным, признавать и исправлять политические ошибки и просчеты. Зарубежная философия XX в. акцентирует внимание на отдельных сторонах диалектики. Экзистенциалисты рассматривают диалектику как атрибут только человеческого бытия, трактуемого преимущественно в духе погружения индивида в коллизии личного сознания. Неотомисты усматривают диалектику в сосуществовании Бога и природы с момента акта творения мира. В ряде направлений диалектика отсекается от социальной философии, отрицание возводится в абсолют. Сейчас наметились два подхода к диалектике - скептический и оптимистический. К. Поппер, один из выразителей первого подхода, говоря о пользе диалектической точки зрения, предупреждал, что не следует приписывать ей лишних достоинств, превращать диалектический метод - всего лишь один из возможных способов мышления, иногда вполне пригодный - в произвольную умозрительную схему. По мнению Поппера, диалектика используется марксистами не для критики и отрицания, а для защиты и догматизации определенной политической программы. Поппер считает, что "вовсе не таинственная сила", заключенная в двух идеях (в тезисе и антитезисе), "не загадочное напряжение, якобы существующее между ними, способствует развитию", наоборот, "единственной силой, движущей диалектическое развитие, является... наша решимость не мириться с противоречиями между тезисом и антитезисом"104. Принижая диалектику, Поппер выдвинул метод проб и ошибок как метод универсальный, в котором диалектика, будучи очищена от "бетонного догматизма", может рассматриваться как частный случай. Конечно, диалектический метод не может претендовать на то, чтобы дать единственно верные ответы на любые вопросы. Но при анализе сложных развивающихся систем данный метод, с учетом конкретных условий в единстве с другими способами научного познания, является эффективным. Диалектика бытия требует для своего адекватного выражения соответствующей "диа-лектизации" науки, "диалектических обобщений", "диалектизи-рованных понятий", что подчеркивал, например, Г. Башляр. Англо-американский философ, логик, математик и методолог науки Алфред Норт Уайтхед (1861-1947) указывал, что все противоположности входят как элементы в природу вещей. В своей космологии он стремился соединить эволюционно-генетический подход со структурным, утверждая, что в меняющемся мире надо думать диалектически. В рамках второго отмеченного подхода выступает стремление И. Пригожина посредством времени соединить бытие и становление, с единых позиций историзма и самоорганизации материи охватить как единое целое макро- и микромиры. В наше время, когда человечество столкнулось с глобальными и крайне опасными вызовами экологии, технологии и цивилизации, диалектический метод становится гуманистическим императивом общественного сознания. В обществе проблемы решаются самим человеком, и если при этом он владеет диалектической культурой мышления, то имеется больше шансов на успешность его практических действий.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.29.209 (0.01 с.) |