Закономерность возникновения философии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закономерность возникновения философии.



Древняя философия.

Античная философия складывалась в условиях утверждения зрелых рабовладельческих отношений и установления демокра­тического строя, что обусловило высокий теоретический уровень поисков.

Греческая философия, особенно ранняя, ориентирована на Космос как на безусловную реальность и высшую ценность. В постановке вопроса о первоначале всего сущего ("архэ") прохо­дит мысль о невидимом и умопостигаемом единстве мира, кото­рое скрыто за чувственно воспринимаемым многообразием явле­ний. Милетская школа первоначало вещей видела в образе некое­го телесного элемента или материальной стихии. Для Фалеса (625-547 до н. э.) это вода, для Анаксимена (VI в. до н. э.) — воз­дух, для Анаксимандра (VI в. до н. э.) - "апейрон", среднее между ними и потому неопределенное состояние вещества. Мир воспринимался в его рождении, становлении и развитии, а космиче­ской гармонии должна соответствовать гармония человеческой жизни. Космос, в отличие от конечного человека, вечен и бес­смертен. Бытие Вселенной, по Гераклиту (ок. 544-483 до н. э.), осуществляется на 'основе извечных превращений вещественной стихии огня. Идея становления, взаимопревращения вещей ("все течет") выступает основой единства мира, которым правит "ло­гос" - закон, поддерживающий порядок. Гераклит, развив наив­ные диалектические представления своих предшественников, по­ложил начало осознанию диалектики как философского метода мышления, указал на всеобщий источник движения и изменения вещей: противоречие как единство ("гармония") и борьба проти­воположностей (день - ночь, изобилие — голод и т. д.), пронизы­вающих космос в целом и каждое явление в отдельности. Эмпе-докл (ок. 490-430 до н. э.) высказал плодотворную догадку о за­кономерной эволюции живых существ в результате естественно­го отбора более жизнеспособных сочетаний.

Человек рассматривался по аналогии с природным космосом. Сократ (470-399 до н. э.) избрал принципом своих размышлений суждение "Познай самого себя". Основой деятельности человека названы всеобщие понятия, что отличает человека от действия стихийных природных сил. Методом обнаружения понятий Со­крат считал процедуру подведения собеседника к правильному ответу путем наводящих вопросов, обнаружения противоречий в

мыслях оппонента.

Первоначальный материализм греков имел ряд особенностей.

1. Стихийные материалисты не перешли от образа к понятию и потому сущность вещей отождествляли с явлением, общее - с единичным, субстанцию - с ее конкретным вещественным выра­жением. Философия еще не освободилась от наглядности обы­денного сознания.

2. Внимание было поглощено универсальной подвижностью происходящих в природе процессов, упускался из виду струк­турно-устойчивый план сущего, постоянство и законосообраз­ность космоса.

3. Нечетко различались природа и дух, физическое и психи­ческое. Часто вещество, как и мироздание в целом, отождествля­ли с жизнью, душой и сознанием, т. е. материализм был гилозои-стичен. Так, согласно Фалесу (ок. 625 - ок. 547 до н. э.) "все пол­но богов" и "магнит имеет душу". В таком подходе закладыва­лась возможность идеализма.

Эта возможность была реализована в пифагорейской и элеат-ской школах. Там внимание было сконцентрировано не на веще­ственном субстрате мироздания, а на господствующем в нем конструктивно-разумном управленческом начале, которое при­дает смысл всему подвижному и изменчивому, будучи само не­подвластным пространственно-временной стихии становления. Исходя из регулярности и повторяемости астрономических явле­ний, Пифагор (576-496 до н. э.) пришел к выводу, что принцип, созидающий и упорядочивающий космос, есть числа с объеди­няющим их центром - единицей (монадой). Это убеждение не лишено рационального смысла, ибо, во-первых, преодолевалась наивная "физика" натурфилософов и предвосхищалась идея ма­тематического естествознания, во-вторых, философская мысль достигла уровня абстракции, при котором высказывалась идея о закономерности Вселенной.

Наиболее четко материализм выразился в мировоззрении Демокрита (460-370 до н. э.). В поисках причины движения су­щего философ выдвинул гипотезу о мельчайших неделимых час­тицах (атомах), движущихся благодаря присущей им силе тяже­сти. (Впрочем, впервые в древнегреческой философии идею об атомах как мельчайших неделимых материальных элементах, из которых состоят все предметы, выдвинул Левкипп.) Из атомов рождается все сложное: огонь, вода, воздух, земля33. На место мифологического порождения у Демокрита становилась матери­альная причина. Все процессы в природе есть продукт противо­речия между атомами и пустотой как условие возможности их движения*. Проводя этот детерминистический принцип, Демок­рит давал материалистическое объяснение происхождения Кос­моса из спонтанного вихревого движения атомов (впоследствии к этой гипотезе возвратился Декарт). С позиций атомистики Де­мокрит объяснял психические явления, сводя душу и все умст­венные процессы к движению особых атомов, отличающихся тонкостью, легкостью и проникающей способностью. Демокрит пришел к допущению двоякого рода качеств познаваемых объек­тов: действительных, присущих самим объектам (их физико-математические параметры), и качеств мнимых, зависящих от нашей способности чувственного восприятия (цвет, вкус, запах и т. д.). В философии истории Демокрит отрицал доктрину "золо­того века" (деградации общества от некоего идеального перво­бытного состояния), одним из первых выступил с идеей общест­венного прогресса. В этике философ ограничивал принцип на­слаждения и отстаивал идеал здорового, умеренного и миролю­бивого расположения духа. В политике Демокрит был сторонни­ком демократии, считал политику важнейшим искусством.

Античный идеализм свое систематическое выражение нашел в философии Платона (427-347 до н. э.), автора свыше 30 диало­гов ("Софист", "Парменид", "Государство" и др.), основателя школы-академии (по имени мифического героя Академа). В уче­нии о мире философ противопоставил предшествующей мате­риалистической космологии произвольную умозрительную кон­струкцию. Он допускал изолированное существование вневре­менного и внепространственного мира идей (бестелесных сущ­ностей, увенчанных идеей Блага), сообразно с которыми вселен­ский художник-создатель (Демиург-Творец) из неразумной и хаотической стихии материального мира формирует и благоуст­раивает космос, как и каждую отдельную вещь в нем. Идеи су­ществуют до предметов, выступают по отношению к вещам как их образцы, причины возникновения, смысловые структуры и цели, а вещи лишь причастны к идеям, подражают им, являются их тенями, подобиями или отпечатками. Гносеология Платона основана на постулате бессмертия души, способной к перево­площениям. Познание есть оживление и пробуждение памяти о некогда созерцаемых сущностях. Средство, которое этому слу­жит, есть диалектика. Платону принадлежат слова: "Из споров рождается истина". В социологии Платон выступил против древ­негреческой рабовладельческой демократии, противопоставив ей идеал замкнутого авторитарного общества (навеяно военизиро­ванным устройством Спарты) с жесткой социальной стратифика­цией (философы-правители, воины-стражники, земледельцы и ремесленники). Каждому сословию соответствует своя доброде­тель - мудрость, мужество и воздержанность (т. е. выполнение каждым соответствующей ему в государстве функции), в соче­тании образующие высшую добродетель - справедливость. Мысль о принципиальном тождестве человеческой природы и общественного устройства (государства) в дальнейшем в новых интерпретациях неоднократно воспроизводилась в философии. Античная философия была синтезирована Аристотелем (384-322 до н. э.). Основные его труды: "Метафизика", "О душе", "Органон", "Этика", "Политика", Поэтика", "Физика", "О возник­новении и уничтожении", "О небе". Аристотель выдвинул идеал науки, очищенной от религиозно-культовых соображений: создал науку о законах мышления, формальную логику как средство систематизации категориального аппарата науки и философии. Учение Аристотеля колеблется между материализмом и идеа­лизмом. Он исходит из доверия к чувственному опыту, к сфере индивидуального и единичного бытия, подвергая с позиций ма­териалистического сенсуализма платоновский идеализм критике (Аристотелю принадлежит изречение: "Платон мне друг, но ис­тина дороже"). Для каждой вещи, полагал Аристотель, может быть несколько образов (идея человека вообще, двуногого и т. д.). В учении о первоосновах бытия Аристотель изменил мате­риализму, полагая, что мировой процесс осуществляется не как внутренне детерминируемый, а вследствие надмировой цели (Первого Двигателя, Ума, Бога), стоящей за пределами космоса и генерирующей в нем внутренний мотив (позыв) к движению и совершенствованию. Соотношение государства, общества и че­ловека Аристотель рассматривал как соотношение целого и час­ти. Он сущность человека определял через деятельность души в государстве, руководствующейся разумом. Экономику Аристо­тель противопоставил накоплению денег ради денег.

Представителем поздней античной философии, основателем неоплатонизма является Плотин (205-270). Мировой процесс, согласно учению этого древнегреческого философа, жившего в Риме, начинается с непостижимого и невыразимого божествен­ного первоединого начала. Оно проявляется вовне - сначала как мировой ум, затем как душа мира и далее как единичные души, чувственный мир явлений, единичные тела, вплоть до материи, под которой Плотин разумел небытие. Цель человеческой жизни -восхождение к божественному началу, единение с ним в экстазе. Достигается эта цель путем обуздания телесных влечений, разви­тием духовных сил, в том числе познавательных. В концепции Плотина (основное сочинение - "Эннеады") прослеживается диа­лектика: усмотрение противоположностей и их единства, обу­словливающих в мире гармонию и красоту, зло и безобразие.

В период крушения полисных идеалов, социальной неста­бильности, разложения рабовладельческих отношений античная философия обратилась к односторонне трактуемой этике, отстаивающей достижение "атараксии" - невозмутимости. Предлага­лись разные пути преодоления возникших трудностей: следова­ние судьбе и долгу (стоики), воздержание от суждений (киники), предание удовольствию (эпикурейцы). Удовольствие Эпикур по­нимал не как утоление желания, а как избежание страдания. По­этому не рвитесь к богатству и почету, ибо они заставляют чело­века метаться; сторонитесь политики: чем выше власть, тем больше завистников, жаждущих причинить зло. Кредо Эпикура -умеренность и независимость.

Идею безмятежности как цели жизни продолжил Лукреций Кар (99-55 до н. э.), римский поэт и философ-материалист, ори­гинальный продолжатель Эпикура, автор поэмы "О природе ве­щей". Философ доказывал: ничто не может никогда возникнуть из ничего, по божественной воле; ничто не обращается в ничто (идея сохранения материи). Лукреций назвал три вида движения атомов: от толчка; вниз по прямой линии вследствие тяжести; самопроизвольное отклонение. Образование миров Лукреций объяснял внутренними причинами, отклонением атомов, указы­вая, что во Вселенной нет центра. Философ высказал догадку, что жизнь произошла из неорганической природы, что между животными идет борьба за существование. Развивая теорию по­знания, Лукреций утверждал, что атомы внешних тел воздейст­вуют на атомы органов чувств, производя ощущения, данные ко­торых истолковываются и обрабатываются разумом.

Ценную диалектическую идею триадичности высказал глава школы неоплатонизма Прокл (410-485, главные сочинения: "Теологическая первооснова", "О теологии Платона"). Исходя из мысли Платона о том, что единое раскрывается во многом, а это последнее стремится к единству, Прокл назвал три ступени раз­вития сущего: пребывание, устремление вперед, обратное стрем­ление. Развитие, считал Прокл, происходит не путем деления или превращения, а вследствие полноты сил, благодаря чему одно со­зидает другое, само не изменяясь.

В целом античная философия в своем развитии прошла пе­риоды становления (У1-У вв. до н. э.), расцвета (IV в. до н. э.) и упадка (III в. до н. э. - V в. н. э.). На первом этапе философия вы­ступала преимущественно в форме натурфилософии, была кос-моцентричной, поднимала проблему первооснов бытия. На вто­ром этапе произошел переход от преимущественного изучения внешнего мира к рассмотрению человека в различных его прояв­лениях, т. е. в философии возникла субъективистско-антропологическая тенденция. Философия стремилась перейти от рас­смотрения структуры природного космоса к анализу проблема­тики организации социального космоса. Наиболее яркими пред­ставителями классического этапа в развитии античной филосо­фии были Сократ, Платон и Аристотель. На третьем этапе инте­рес философии все больше сосредоточивался на познании лично­сти, на вопросе о том, как приспособиться к сложной и противо­речивой социальной жизни.

В античной философии имелись в зародыше все позднейшие типы мировоззрения, наметились по существу все основные фи­лософские проблемы, решение которых стало задачей после­дующей истории мысли.

 

И. Кант.

Немецкая философия ХХУ1П-Х1Х вв. может быть оценена как вершина рационализма, в котором обоснована почти беспре­дельная мощь человеческого разума; как философия истории и культуры, этики, права, государства и общественной жизни че­ловека. Эта философия разделалась со всяким представлением об окончательном характере результатов человеческого мышления и действия, внесла огромный вклад в развитие диалектики, онто­логии и гносеологии. Этому способствовали определенные пред­посылки: ускорение темпов развития общества (промышленный переворот в Англии, революция 1789-1794 гг. во Франции и т. д.); прогресс естествознания (исследование физической, хими­ческой и биологической форм движения материи, развитие науки об электричестве, отрицание К. Ф. Вольфом метафизической теории преформизма в биологии, создание Ж. Б. Ламарком пер­вой целостной концепции эволюции живой природы и т. п.); раз­витие диалектических идей у философских предшественников -Декарта, Спинозы, Лейбница и др.

Родоначальник классической немецкой философии Иммануил Кант (1724-1804) прошел два периода в своем творчестве: до-критический и критический. Для первого характерны материа­лизм и диалектический подход к решению проблемы происхож­дения Солнечной системы. Во второй период Кант в своих рабо­тах "Критика чистого разума", "Критика практического разума", "Критика способности суждения" разрабатывает целый круг про­блем: границ познавательных возможностей человека; при­роды морали и эстетики; сущности религии; целесообразности в органической природе; о месте человека в мире и его предназна­чении.

Кант дуалистически разделяет действительность на два мира - вещей в себе, обозначающий материальный мир, и мир человеческого сознания, который якобы не в состоянии познать первый. "... Нам даны вещи как вне нас находящиеся предметы наших чувств, но о том, каковы они сами по себе, мы не знаем, а знаем только их явления, т. е. представления, которые они в нас производят, воздействуя на наши чувства"42. Притязания матема­тики и естествознания на научность выводятся Кантом из апри­орного (до опыта) характера форм человеческого созерцания (пространства и времени) и категорий рассудка (субстанции, взаимодействия, причинности и т. д.). Итоговым критерием дос­товерности наук была признана возможность образовывать апри­орные суждения (в математике, например, суждение "12 = 7 + 5"). Это привело к идеалистическому учению о том, что пространст­во, время и категории науки - не отражения действительности, а порождения творческой деятельности сознания. В отличие от Юма, не признававшего вещи в себе, Кант считал их необходи­мой предпосылкой функционирования знания, что характеризует внешний механизм возникновения знания. Внутренний механизм детерминации знания у Канта таков, что взаимодополняющие, определяющие друг друга рассудок и чувственное созерцание, связанные с опытом, приоритетны по отношению к вещам в себе. Если до Канта материалисты считали, что человек пассивно от­ражает внешний мир, то у Канта человек находится в центре сис­темы "мир - человек", субъект-объектных отношений: процесс познания им рассматривается как активный творческий процесс. Маркс, имея в виду Канта, Фихте и Гегеля, отмечал, что в рас­крытии познавательного отношения субъекта и объекта к роли практики "... деятельная сторона, в противоположность материа­лизму, развивалась идеализмом..."*43.

Кант отделил вопросы теоретического разума (о существова­нии Бога, души, свободы) от вопроса о практическом разуме: что мы должны делать? Идеи разума, нормы и императивы морали, то, что отличает человека от животных, - приобретено каждым индивидом не столько из личного, сколько из общечеловеческо­го, социального опыта. Кант полагал, что всемирная история есть реализация "плана природы" при активном участии людей, на­правляемых разумом.

Кант сделал гуманистический вывод о том, что человек — цель, а не средство, мораль не нуждается в религии. Мотивы по­литического поведения должны быть такими, чтобы они могли стать гласными. Восстание против правительства, например, противоречит категорическому императиву. В целом Кант был противником революционных методов борьбы и сторонником реформ, осуществляемых по инициативе сверху, защищал "есте­ственность" и "святость" частной собственности. Несмотря на отвлеченный характер требования кантовской морали - поступай так, чтобы принцип твоего поведения мог стать всеобщим зако­ном - его этика была шагом вперед в обосновании законности требований уважения достоинства личности как высшей ценно­сти на земле. А назначение человека - сделать конечной своей целью высшее возможное благо на земле, в том числе вечный мир, который Кант понимал как нравственный идеал.

 

Гегель.

Наиболее глубокую и всестороннюю разработку диалектиче­ского метода мышления и миропонимания в классической не­мецкой философии осуществил Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831). Его основные труды: "Феноменология духа", "Нау­ка логики", "Энциклопедия философских наук", "Философия права", "Лекции по истории философии", "Лекции по эстетике", "Лекции по философии истории".

Согласно Гегелю, в основе мира лежит идеальное начало -абсолютная идея, т. е. система саморазвивающихся категорий, которая является творцом природы и общества. Материя - одно из понятий, а не объективная реальность. Абсолютная идея раскрывает свое содержание поэтапно: 1) в области логического развития понятий; 2) последующего воплощения своего идеаль­ного содержания в природе (с помощью категорий пространства и времени); 3) в сфере развития духа. Развитие "мирового духа" есть взаимное "опосредование" понятий, их переход (скачок) друг в друга, их движение (через борьбу противоположностей), отрицание отрицания. Гегель выдвигает два основных требова­ния: необходимость связи и имманентное возникновение различий. Дух является той же абсолютной идеей, но обога­щенной в ходе своего диалектического развития. Дух воплощает­ся не только в сознании, но и в различных формах отношений людей.

Исходному пункту абсолютной идеи предшествуют еще бо­лее абстрактные бытие*, ничто и становление. Им соответствуют в своем движении такие категории, как качество (тезис), количе­ство (антитезис) и мера (синтез). В триадах выражена такая черта движения понятий, как взаимное отрицание и взаимное обогащение мысленного содержания тезиса и антитезиса. В синтезе эти элемен­ты находятся в снятом виде, т. е. и сохранены, и преодолены.

Гегель разработал известные нам диалектические законы и понятийный аппарат к ним, основные категории диалектики.

Диалектический метод Гегеля вступает в противовес с требо­ваниями системы, которая обязательно должна быть завершена. Гегель рассматривал свою систему как философию, венчающую собой развитие всего человечества, в которой найдена абсолют­ная истина (Дух на ступени созерцания - это искусство, на ста­дии представления - религия, а на ступени понятий - филосо­фия). Тем самым история как бы приобретает свое завершение. При всей диалектичное™ рассуждений Гегель склонялся к фата­листическому истолкованию исторического процесса, недооце­нивал фактор неопределенности, альтернативности, многовари­антности человеческой истории. Гегель абсолютизировал роль государства по отношению к личности, писал, что "вся ценность человека, вся его духовная действительность существует исклю­чительно благодаря государству"44. Такой подход, по мнению Бертрана Рассела (1872-1970), может вести к оправданию лю­бой внутренней тирании и внешней агрессии. Гегель, в отличие от Канта, допускал войну как нормальное средство решения межгосударственных конфликтов.

 

Л. Фейербах.

Чтобы освободить диалектику Гегеля от идеализма, необхо­димо было теоретическое опровержение последнего, что и осу­ществил, но не оценил при этом значения диалектики Людвиг Фейербах (1804-1872). Основные его труды: "К критике филосо­фии Гегеля", "Сущность христианства", "Предварительные тези­сы к реформе философии", "Основы философии будущего". В противовес объективно-идеалистическим построениям Фейербах дал материалистическое понимание бытия, подразумевая под ним наличность, существование, действительность, объектив­ность. Философия Фейербаха была антропологической. Он ста­вил такие важные для каждого человека вопросы, как что такое жизнь, любовь, смерть, счастье, надежда. Исходный пункт и ко­нечная цель поиска ответов - цельный, реальный человек. Клю­чевая для Фейербаха категория "человеческая природа" объеди­няет природу и человека. Но оценивается она не исторически, а как вечная. Не учитывалось, что социально-историческая прак­тика определяет тип личности каждой эпохи. Впрочем, Фейербах приблизился к пониманию сущности человека как определяемой социальными связями: "Отдельный человек как нечто обособ­ленное не заключает человеческой сущности в себе ни как в су­ществе моральном, ни как в мыслящем. Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком...".

Фейербах показал, что религиозные иллюзии - превратное отражение сущности человека, порожденное отсутствием усло­вий для ее реализации. Путь к устранению религии, в отличие от материалистов XVIII в., он видел не просто в просвещении, а в гуманистическом обновлении условий жизни путем такого при­менения науки и культуры, которые сделали бы человека госпо­дином природы, а отношения людей - коллективистскими. Пре­одоление религии Фейербах видел в преодолении чувства зави­симости от внешних природных и социальных сил, а не самой за­висимости. Здесь проявилась его непоследовательность в критике религии. Фейербах предложил новую, обожествляющую человека религию, основанную на идее всеобщей любви. В целом же Фейербах оставался на позициях идеалистического понимания истории.

Итак, немецкая классическая философия, помимо дальней­шего развития диалектики, исследовала кардинальные для миро­воззрения и судеб культуры проблемы и соотношения: между "микрокосмом" человеческой личности, в особенности его мо­ральной составляющей, и познавательными способностями чело­века (И. Кант); между человеком, взятым во всем своеобразии его природы, и обществом в перспективе устранения искажа­ющих их сущность религиозных иллюзий (Л. Фейербах); между познавательными и волевыми, деятельными возможностями че­ловека и общества (И. Фихте); между объективными законами истории и деятельностью различных субъектов исторического процесса (Г. Гегель). Деятельность людей - не приложение к од­нозначному предписанию законов развития общества, а равно­правная составляющая исторического процесса, где осуществля­ется человеческий выбор (Гегель прибег к понятию хитрости ми­рового разума, который творит историю посредством деятельно­сти людей). В направлении такого вывода вела логика развития классической немецкой философии, хотя сам этот вывод и не был ею сделан.

Сциентистские направления.

Сциентизм (сайентизм — от лат. и англ., означающего "зна­ние", "наука") возник как ответ на бурное развитие науки в конце XIX, в XX в. Основоположник позитивизма Огюст Конт (1798-1857) провозгласил, что эпоха философии (метафизики) минова­ла и наука в ней не нуждается, так как способна самостоятельно решить все проблемы. В своей основной работе "Курс позитив­ной философии" задачей философии Конт назвал систематиза­цию конкретно-научного знания на основе рациональной клас­сификации наук.

Второй формой позитивизма был эмпириокритицизм. Его основатели Эрнст Мах (1838-1916) и Рихард Авенариус (1843-1896) в основу объяснения мира положили "опыт", который пони­мали как совокупность ощущений, а сами ощущения назвали "элементами мира". Махисты настаивали на нейтральности "по­зитивной" философии в отношении материализма"и идеализма.

Третья форма позитивизма - неопозитивизм. Его основной вариант - аналитическая философия. Особенно известны кон­цепции Л. Витгенштейна, Б. Рассела, философов "Венского кружка" (М. Шлик, Р. Карнап, О. Нейрат и др.). Людвиг Витген­штейн (1889-1951) утверждает, что философия - не теория, а деятельность человека в языковом мире, заключающаяся в про­яснении предложений55. Для этого необходимо: устранить из науки все псевдопроблемы и не имеющие смысла рассуждения; обеспечить при помощи аппарата математической логики по­строение идеальных моделей осмысленного рассуждения. Рацио­нальный смысл науке придают два принципа: 1) сведения теоре­тического знания к эмпирическому; 2) чувственной, опытной проверки, верификации эмпирических высказываний.

Ряд понятий ("капитализм", "социализм", "безработица" и т. д.) и высказываний типа "все тела тяжелее воздуха падают на землю", "материя первична, сознание вторично" в диалектико-материалистической философии являются осмысленными науч­ными понятиями и высказываниями, а в логическом позитивизме лишь первое из приведенных высказываний является таковым, а остальные лишены смысла по той причине, что отдельный субъ­ект не может сопоставить их со своими ощущениями. Однако сведение теоретического знания к эмпирическому некорректно, ибо они качественно отличны друг от друга. Поэтому абсурдной является и верификация эмпирических высказываний.

Философия логического позитивизма (аналитическая) помо­гает, по замыслу ее сторонников, возрождению истинной науки, так как позволяет унифицировать язык науки и тем самым синте­зировать науки. Витгенштейн в своих "Философских исследова­ниях" выдвинул и обосновал модель "отражения" мира, где язык мыслился как предзаданный. В таком подходе заключен опреде­ленный рациональный момент: знания о мире зависят не только от того, каков мир сам по себе, но и от того, насколько адекват­ными, совершенными логико-языковыми средствами мы пользу­емся в познании действительности. Неопозитивисты выстраива­ют три уровня анализа: 1) предметы действительности; 2) языко­вые формы; 3)'ИХ смысл* - логический метаязык. Смысловое ис­следование языка ведет к общей картине языка и от нее к по­строению своеобразной картины мира. В качестве побочного ис­следуется также путь "от мира к языку". Начинает осознаваться значение таких звеньев, как поведение, деятельность людей, со­знание и познание. Вводится схема анализа и объяснения: факт -нервная система - язык - нервная система - действие.

Неопозитивисты абсолютизировали дискретность языка и мира: все можно познать, суммируя отдельные результаты диф­ференцированного знания. Но сознание, язык нацелены одновре­менно на освоение мира как целостного, непрерывного, а не только как дискретного.

Попытку преодолеть возникающие в логическом позитивиз­ме трудности, связанные с абсолютизацией роли эмпирических данных познания, предпринял критический рационализм. Карл Поппер (1902-1994, основные сочинения: "Логика научного ис­следования", "Открытое общество и его враги", "Нищета истори-цизма", "Предположения и опровержения", "Объективное зна­ние"), один из его представителей, предложил вместо принципа верификации принцип опровержения. По модели Поппера, в ос­нове науки лежат гипотезы, из которых по методу дедукции вы­водятся поддающиеся эмпирическому опровержению следствия. Рудольф Карнап (1891-1970, основные труды: "Логический син­таксис языка", "Исследования по семантике", "Значение и необ­ходимость", "Введение в символическую логику") выдвинул еще принцип подтверждаемости, т. е. частичной проверки на основе имеющихся чувственных данных.

С начала 70-х годов XX в. складывается постпозитивизм (четвертая форма позитивизма). Виднейшие его представители — И. Лакатос, Т. Кун, С. Тулмин, П. Фейерабенд, Дж. Агацци. Если логический позитивизм обращал преимущественное внимание на изучение структуры научного знания, соотношение эмпирии и

• теории, их противопоставление, придерживался линейного под- I хода (постепенное накопление знаний) к развитию науки, отгра-| ничивал науку от метафизики (ненауки), то главными проблема- [ ми постпозитивизма стали динамика научного знания, его социо-культурная детерминация, взаимопроникновение эмпирического; и теоретического уровней знания, история науки с признанием в ней революций, включение в научно-исследовательские про­граммы философских обоснований.

В социологии элементы сциентизма проявились еще в уче­нии Сен-Симона о научно и планово организованной крупной промышленности, где управление людьми будет заменено распо-1 ряжением вещами и руководством производством.

Формы "кибернетического", "компьютерного" сциентизма и ' техницизма легли в основания концепций индустриального, пост-

* индустриального и информационного общества 50-90-х годов: XX в. (У. У. Ростоу, Д. Белл, Е. Масуда, О. Тоффлер и др.). Рас­пространяются представления о грядущей власти компетентных | научно-технических специалистов. Д. Робертсон считает, что на путях своего интеллектуального восхождения человечество про-! шло 5 информационных революций. Они связаны с изобретением: 1) языка; 2) письменности; 3) книгопечатания; 4) электронных 'средств коммуникации; 5) микропроцессорных средств и особых, машиночитаемых носителей, запоминающих эту информацию.

Имеются определенные точки соприкосновения между мар-ксистской теорией социального прогресса и теорией постиндуст­риального общества.

1. Обе теории источником прогресса цивилизации и его из­мерителем называют совершенствование форм и методов мате­риального производства.

2. Обе концепции выделяют в истории человечества три большие фазы. Маркс различал архаическую, антагонистическую и коммунистическую формации, а сторонники постиндустриа­лизма - аграрное, индустриальное и постиндустриальное обще­ство.

3. В обеих теориях отмечается, что переходы от одной стадии к другой ознаменованы революционными изменениями, имею­щими длительный процесс, который революционен скорее по своей сущности, чем по характеру.

4. Общая направленность обеих теорий - гуманистическая.

5. В обеих концепциях третья фаза общественной эволюции -революции характеризуется как постэкономическая. Дело в том, что среди ценностей главной становится стремление людей к са­моразвитию и самовыражению, возникает система управления, основанная на широком участии как менеджеров, так и работни­ков. В развитых странах "возникают общества, в которых чело­век не зависит в той степени, в какой это имело место в индуст­риальной цивилизации, от собственности... на средства произ­водства, так как главным... становятся знания, неотделимые от человека, а условия их развития и применения оказываются все более доступными... "56.

Классический технократизм, построенный на методологии технологического детерминизма, во второй половине XX в. под влиянием экологизации и глобализации общественного сознания, осмысления противоречивых последствий НТР, эволюционизи-ровал, впитал в себя гуманистические ценности. Реакцией на преувеличение роли науки и техники, особенно на их негативные последствия из-за несистемного применения, стали антитехници-стские, антисциентистские произведения, в которых даются об­разы "машинизированного" будущего, отождествленного с тота­литарным государством, где подавлены свобода и индивидуаль­ность.

Для существования различных форм позитивизма имеются основания, ибо имеются противоречия в самой философии, сложностях в осуществлении ее связей с жизнью, практикой; философия загромождена полумистическими понятиями (абсолют­ный дух, чистый разум и т. д.); возрастает роль точных и кон­кретных знаний, эффективных действий, хорошо обоснованных рекомендаций во всех областях человеческой деятельности; на философию оказывают влияние стандарты культуры мышления, сложившиеся в науках о природе, в математике и математиче­ской логике. Что касается претензий на "нейтральность" в науке, то в мире, где человеческие действия пронизаны интересами, свободными от "тенденциозности", субъективности (наряду с объективностью), наук быть не может. Вместе с тем в нейтра­лизме в определенной степени просматривается стремление к це­лостности (синтезу) в многообразии (через точки соприкоснове­ния различных школ материализма и идеализма, текстов, куль­тур, ценностей и т. д.), что закладывает возможность многоас­пектного решения философских проблем.

Результаты "позитивизации" неоднозначны.

Ее положительное влияние сказывается в том, что философия подключается к общим процессам развития точного знания, ока­зывается воздействие на развитие логики и методологии науки, укрепляется "дисциплина" мысли, конкретнее разрабатываются философские проблемы естествознания, математики, техниче­ских наук. К достижениям философов-позитивистов относятся результаты изучения границ и возможных видов формализации знания, создание семиотики - науки о знаковых системах. Ре­зультаты исследований в области семиотики легли в основу со­временных искусственных кибернетических языков. Это имеет не только конкретно-научное, но и философское значение, по­скольку выявляются различия и связи обыденного и искусствен­ных (научных) языков и соответствующих им видов знания. Не­которые идеи социологического сциентизма использованы в раз­работке концепции цивилизационного развития.

Вместе с тем происходит сужение поля философии, умаление или исключение из анализа деятельности человека, порождается определенный разрыв между эмпирическим и теоретическим знанием.

 

Закон отрицания отрицания.

Диалектика отрицания

Рассматриваемый закон характеризует направление и форму развития и связей, единство поступательности и преемственно­сти, возникновения нового и относительной повторяемости оп­ределенных сторон старого. Основополагающей для данного за­кона является категория диалектического отрицания.

В философской классике отрицание связывалось с представ­лениями о динамике бытия и небытия, вещей и духа. "Отрица­тельное, - писал Гегель, - равным образом и положительно..., противоречащее себе не переходит в... ничто..."117. Только сила отрицания от всего прошедшего, - писал Чернышевский, - соз­дает нечто новое и лучшее.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.69.45 (0.047 с.)