Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Генезис и развитие социальнофилософского знания. Смысл натуралистической и идеалистической концепции общества.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Первоначальное значение понятия "общество" -общность, союз, сотрудничество (латинский глагол "социо" означает соединить, затевать совместный труд). Сократ обратился к поиску регуляторов социального единения людей в деятельности. Аристотель называл человека "политическим животным", имея в виду, что только люди способны добровольно и сознательно объединяться в общество. Рассматривая общество как государство с его отношениями "господства-подчинения", Аристотель выделил собственно социальную связь, возникающую между независимыми (частными) индивидами как гражданами, реализующими свое естественное право. Таким образом, у Аристотеля наметилась тенденция гуманно-демократической трактовки общества. Напротив, в концепции Платона отношения людей в государстве жестко регламентированы, отвергается что-либо частное, т. е. Платон заложил тенденцию тоталитарной трактовки общественного устройства. Для средневековья характерны теологические концепции общественного развития (Августин Блаженный, Фома Аквинский). В новое время Д. Вико выдвинул принцип историзма в объяснении человеческого мира, отличал социальное бытие от природного. Он приблизился к пониманию того, что общественное бытие определяет сознание. Это вытекает из принципа совпадения истинного и содеянного: мы можем знать только то, что сами делаем. Исторический мир — объективная реальность, воздействующая на сознание и чувства индивидов, поэтому порядок идей должен следовать за порядком вещей: (хотя исторический процесс в целом Вико трактовал провиденциально). Философы пытались выявить закономерности, движущие силы общественных изменений в самых различных факторах: корыстных интересах и ненасытных желаниях человеческой природы; воздействии географической среды; совершенствовании знаний. Т. Гоббс, Д. Локк, П. Гассенди, Б. Спиноза, ж. Руссо, А. Радищев, Т. Джефферсон развивали теорию общественного договора. Возникновение государства объяснялось соглашением людей перейти от естественного состояния (при наличии полной свободы и отсутствии защищенности) к гражданскому, где государство призвано защищать право каждого на личнукэ жизнь и собственность. Впрочем, Руссо частную собственность считал состоянием вражды и угнетения и утверждал идею закошости социальных революций для восстановления равенства индивидов. Философский взгляд на общество неотделим от философии человека, хотя и не сводится к этой проблеме. Человек для Гегеля - средство благоденствия целого, т. е. государства. Преследуя собственные интересы как побудительные мотивы деятельности, люди действенно воплощают интересы общества. При этом Гегель осознавал неадекватное совпадение целей и результатов деятельности211. Франсуа Гизо (1787-1874) считал, что отношения между государством и гражданским обществом есть отношения между властью и индивидуальной свободой. Наиболее общие проблемы исторического процесса изучает "философия истории". Сам этот термин впервые употребил Вольтер (XVIII в.), который имел в виду универсальное историческое обозрение человеческой культуры. Философы стремились сформулировать цель и смысл истории, разрабатывали проблему единства исторического процесса и многообразия его форм, исторической закономерности, свободы и необходимости. Развивая диалектический метод, Гегель устранял предшествующие упрощенные концепции линейного прогресса, выдвинул мысль о необходимости выделения при исследовании социума объективных законов. О. Конт изложил концепцию социологии как учения о законах связи и развития общественных явлений. Идеальное общество он представил по формуле: "любовь как принцип, порядок как основание и прогресс как цель". В философии истории Н. К. Михайловский приоритет отдавал субъективному моменту, выраженному в признании за каждым человеком способности влиять на исторические события (посредством идеалов и ценностей познающей личности). Философия истории, считал Н. И. Кареев, играет ту же роль по отношению к истории, какую натурфилософия играет по отношению к природе: она домысливает недостающие связи, исходя из своих представлений о должном, основанных на знании общих законов развития 12. Существенный вклад в развитие обществоведческой мысли внесли марксизм и ленинизм (см. 2.7). В зарубежной социологии XX в. можно выделить следующие основные блоки: социально-философские концепции, пытающиеся выявить общие черты и направления исторического процесса; социологические теории, рассматривающие социальный организм под углом зрения структурно-функционального анализа; школы, занятые описанием и первичной классификацией социальных явлений (эмпирическая социология); концепции, истолковывающие социальные последствия научно-технического прогресса, В рамках первого блока вызывает интерес схема мировой истории, предложенная К. Ясперсом, где выделены: 1) прометеевская эпоха: возникновение речи, появление орудий труда, использование огня; 2) эпоха великих культур древности: письменность, магическая религия, государственность; 3) осевая эпоха: формирование человека в его духовной открытости миру; 4) эпоха науки и техники: мир как единая сфера общения. В последней трети XX в. (применительно к СССР - особенно с 80-х гг.) начинается новый этап в развитии обществоведческой мысли. Глобализация мира, интеграция жизни людей планеты превращают человечество в единого субъекта истории. Однако с исторической сцены не исчезли разнообразие общественных систем, регионов и народов, дифференцированность и разнонаправ-ленность интересов. На этой основе складывается едино-глобальная и одновременно плюралистическая многомерная картина социума. Вступив в новое поле проблем и их осмысления, обществоведение, как и наука в целом, переходит в постнеклас-сическую стадию. Это, конечно, не умаляет роли классического философского наследия в современном теоретическом знании. Например, идеи приоритета общечеловеческого над классовым, единого закономерного мирового процесса, соединения противоположностей, полезных компромиссов, обшецивилизационного развития были сформулированы в общем виде классиками (И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, А. Бергсон, Г. Спенсер и др.). Сейчас эти идеи наполняются конкретным содержанием, становятся концептуальными, системными. Смысл натуралистической и идеалистической концепции общества. Получила распространение, особенно в новое время, натуралистическая концепция, описывающая общество лишь как живую популяцию, объясняющая социальные явления исключительно действием природной закономерности: физической, географической, биологической, космической. Ш. Фурье, например, пытался создать "социальную науку", исходя из закона всемирного тяготения И. Ньютона. Тип общественного устройства и ход истории определяется якобы генетическими, расовыми и половыми особенностями человека (социобиологи Э. Уилсон, Р. Докинс и др.), спецификой географической и при-родно-климатической среды (Ш. Монтескье, Л. И. Мечников), ритмами солнечной активности и космических излучений (А. Л. Чижевский, Л. Н. Гумилев). Г. Спенсер считал основным законом истории выживание наиболее приспособленных индивидов и народов к естественным условиям существования. Натурализм высшие формы бытия сводит к низшим, человека растворяет в природе, лишает своей качественной определенности, свободной воли. Так, в системе Т. Гоббса свобода есть лишь модификация необходимой причины: "... каждое... действие является вынужденным", "все действия необходимы"214. Отрицая свободу и принижая духовное предназначение человека, подобный метафизический материализм становится фаталистическим и антигуманным. В описываемой концепции человек уподоблялся социальному атому, а общество - механическому агрегату индивидов-атомов. Идея индивида-атома пробуждала мысль к выработке концепции "гражданского общества" и "договорного государства", одновременно она утверждала модель общества, в котором постоянно идет война каждого против всех*. В качестве цементирующего начала общественной жизни помимо пользы называлась половая любовь (Л. Фейербах). И. Кант принципиально иначе подошел к обоснованию социального бытия человека. Принципу пользы ("разумного эгоизма") он противопоставил концепцию самоценности личности, а из постулатов практического разума на первое место поставил свободу. Русские философы XIX в., обосновывавшие необходимость поворота к гуманистическим ценностям, к усвоению всего богат.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.78.185 (0.007 с.) |