Генезис и развитие социальнофилософского знания. Смысл натуралистической и идеалистической концепции общества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Генезис и развитие социальнофилософского знания. Смысл натуралистической и идеалистической концепции общества.



Первоначальное значение понятия "общество" -общность, союз, сотрудничество (латинский глагол "социо" означает соединить, затевать совместный труд). Сократ обратился к поиску регуляторов соци­ального единения людей в деятельности. Аристотель называл человека "политическим животным", имея в виду, что только люди способны добровольно и соз­нательно объединяться в общество. Рассматривая об­щество как государство с его отношениями "господ­ства-подчинения", Аристотель выделил собственно социальную связь, возникающую между независимы­ми (частными) индивидами как гражданами, реали­зующими свое естественное право. Таким образом, у Аристотеля наметилась тенденция гуманно-демокра­тической трактовки общества. Напротив, в концепции Платона отношения людей в государстве жестко рег­ламентированы, отвергается что-либо частное, т. е. Платон заложил тенденцию тоталитарной трактовки общественного устройства.

Для средневековья характерны теологические концепции общественного развития (Августин Бла­женный, Фома Аквинский).

В новое время Д. Вико выдвинул принцип исто­ризма в объяснении человеческого мира, отличал со­циальное бытие от природного. Он приблизился к по­ниманию того, что общественное бытие определяет сознание. Это вытекает из принципа совпадения ис­тинного и содеянного: мы можем знать только то, что сами делаем. Исторический мир — объективная реальность, воздействующая на сознание и чувства индивидов, поэто­му порядок идей должен следовать за порядком вещей: (хотя ис­торический процесс в целом Вико трактовал провиденциально).

Философы пытались выявить закономерности, движущие си­лы общественных изменений в самых различных факторах: ко­рыстных интересах и ненасытных желаниях человеческой при­роды; воздействии географической среды; совершенствовании знаний. Т. Гоббс, Д. Локк, П. Гассенди, Б. Спиноза, ж. Руссо, А. Радищев, Т. Джефферсон развивали теорию общественного договора. Возникновение государства объяснялось соглашением людей перейти от естественного состояния (при наличии полной свободы и отсутствии защищенности) к гражданскому, где госу­дарство призвано защищать право каждого на личнукэ жизнь и собственность. Впрочем, Руссо частную собственность считал состоянием вражды и угнетения и утверждал идею закошости со­циальных революций для восстановления равенства индивидов.

Философский взгляд на общество неотделим от философии человека, хотя и не сводится к этой проблеме. Человек для Геге­ля - средство благоденствия целого, т. е. государства. Преследуя собственные интересы как побудительные мотивы деятельности, люди действенно воплощают интересы общества. При этом Ге­гель осознавал неадекватное совпадение целей и результатов деятельности211. Франсуа Гизо (1787-1874) считал, что отноше­ния между государством и гражданским обществом есть отноше­ния между властью и индивидуальной свободой.

Наиболее общие проблемы исторического процесса изучает "философия истории". Сам этот термин впервые употребил Вольтер (XVIII в.), который имел в виду универсальное истори­ческое обозрение человеческой культуры. Философы стремились сформулировать цель и смысл истории, разрабатывали проблему единства исторического процесса и многообразия его форм, ис­торической закономерности, свободы и необходимости. Развивая диалектический метод, Гегель устранял предшествующие упро­щенные концепции линейного прогресса, выдвинул мысль о не­обходимости выделения при исследовании социума объективных законов. О. Конт изложил концепцию социологии как учения о законах связи и развития общественных явлений. Идеальное об­щество он представил по формуле: "любовь как принцип, поря­док как основание и прогресс как цель". В философии истории Н. К. Михайловский приоритет отдавал субъективному моменту, выраженному в признании за каждым человеком способности влиять на исторические события (посредством идеалов и ценностей познающей личности). Философия истории, считал Н. И. Кареев, играет ту же роль по отношению к истории, какую натурфилософия играет по отношению к природе: она домысли­вает недостающие связи, исходя из своих представлений о долж­ном, основанных на знании общих законов развития 12. Сущест­венный вклад в развитие обществоведческой мысли внесли мар­ксизм и ленинизм (см. 2.7).

В зарубежной социологии XX в. можно выделить следующие основные блоки: социально-философские концепции, пытаю­щиеся выявить общие черты и направления исторического про­цесса; социологические теории, рассматривающие социальный организм под углом зрения структурно-функционального анализа; школы, занятые описанием и первичной классификацией социаль­ных явлений (эмпирическая социология); концепции, истолковы­вающие социальные последствия научно-технического прогресса,

В рамках первого блока вызывает интерес схема мировой ис­тории, предложенная К. Ясперсом, где выделены: 1) прометеев­ская эпоха: возникновение речи, появление орудий труда, ис­пользование огня; 2) эпоха великих культур древности: письмен­ность, магическая религия, государственность; 3) осевая эпоха: формирование человека в его духовной открытости миру; 4) эпо­ха науки и техники: мир как единая сфера общения.

В последней трети XX в. (применительно к СССР - особенно с 80-х гг.) начинается новый этап в развитии обществоведческой мысли. Глобализация мира, интеграция жизни людей планеты превращают человечество в единого субъекта истории. Однако с исторической сцены не исчезли разнообразие общественных сис­тем, регионов и народов, дифференцированность и разнонаправ-ленность интересов. На этой основе складывается едино-глобальная и одновременно плюралистическая многомерная кар­тина социума. Вступив в новое поле проблем и их осмысления, обществоведение, как и наука в целом, переходит в постнеклас-сическую стадию. Это, конечно, не умаляет роли классического философского наследия в современном теоретическом знании. Например, идеи приоритета общечеловеческого над классовым, единого закономерного мирового процесса, соединения противо­положностей, полезных компромиссов, обшецивилизационного развития были сформулированы в общем виде классиками (И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, А. Бергсон, Г. Спенсер и др.). Сейчас эти идеи наполняются кон­кретным содержанием, становятся концептуальными, системными.

Смысл натуралистической и идеалистической концепции общества.

Получила распространение, особенно в новое время, нату­ралистическая концепция, описывающая общество лишь как живую популяцию, объясняющая социальные явления исключительно действием природной закономерности: физиче­ской, географической, биологической, космической. Ш. Фурье, например, пытался создать "социальную науку", исходя из закона всемирного тяготения И. Ньютона. Тип общественного уст­ройства и ход истории определяется якобы генетическими, расо­выми и половыми особенностями человека (социобиологи Э. Уилсон, Р. Докинс и др.), спецификой географической и при-родно-климатической среды (Ш. Монтескье, Л. И. Мечников), ритмами солнечной активности и космических излучений (А. Л. Чижевский, Л. Н. Гумилев). Г. Спенсер считал основным законом истории выживание наиболее приспособленных инди­видов и народов к естественным условиям существования. Нату­рализм высшие формы бытия сводит к низшим, человека раство­ряет в природе, лишает своей качественной определенности, сво­бодной воли. Так, в системе Т. Гоббса свобода есть лишь моди­фикация необходимой причины: "... каждое... действие является вынужденным", "все действия необходимы"214. Отрицая свободу и принижая духовное предназначение человека, подобный мета­физический материализм становится фаталистическим и антигу­манным. В описываемой концепции человек уподоблялся соци­альному атому, а общество - механическому агрегату индивидов-атомов. Идея индивида-атома пробуждала мысль к выработке концепции "гражданского общества" и "договорного государст­ва", одновременно она утверждала модель общества, в котором постоянно идет война каждого против всех*. В качестве цементи­рующего начала общественной жизни помимо пользы называ­лась половая любовь (Л. Фейербах).

И. Кант принципиально иначе подошел к обоснованию соци­ального бытия человека. Принципу пользы ("разумного эгоизма") он противопоставил концепцию самоценности личности, а из по­стулатов практического разума на первое место поставил свобо­ду. Русские философы XIX в., обосновывавшие необходимость поворота к гуманистическим ценностям, к усвоению всего богат.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.198.146 (0.005 с.)