Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Взаимодействие общества и природы и философские проблемы экологии.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В ходе эволюции ослабевает непосредственная зависимость социума от природы, ибо человек повышает свою защищенность от ее стихийных сил. Зато опосредованная зависимость, в связи с углублением контактов между обществом и природой, усиливается. Общество выступает как более активная сила этого противоречия. Воздействие природы на общество осуществляется стихийно. 1. Природа - необходимая предпосылка возникновения и существования человека, составная часть причин функционирования и развития общества. Так, в процессе жизнедеятельности растений благодаря солнечной энергии у имеющихся у земной поверхности веществ ежегодно образуется около 180 млрд тонн биомассы и около 300 млрд тонн кислорода, без которых невозможна жизнь человека. Природа является естественной кладовой предметов труда. Она обеспечивает общество материалом для создания орудий труда. Природные силы, присоединенные к человеческим, многократно их усиливают. 2. Природные факторы существенно влияют на формы и темпы исторического процесса. Природные циклы (время суток, года) определяют ритм жизнедеятельности людей и характер их труда. Резкие колебания в природных процессах (засухи, наводнения, тектонические явления) способны уничтожать плоды труда человека и тормозить развитие общества. Результаты труда во многом зависят от природных условий. Например, биологические потенциальные возможности для сельскохозяйственного производства разнятся в разных регионах мира, одной и той же страны. Дифференциация и разнообразие природных условий несут в себе стимулы для общественного разделения труда и соответственно умножения человеческих потребностей и способностей, для развития адаптационной гибкости. В "Капитале" Маркс развивает мысль Форстера о том, что нет большего несчастья для народа, чем оказаться в условиях, где природа в изобилии дает все средства существования. Недостаток природных условий и ресурсов двойствен: тормозит развитие общества; стимулирует поисковую деятельность для нахождения заменителей и более эффективных направлений деятельности в условиях международного разделения труда. 3. Природный фактор оказывает воздействие на развитие культуры. Русский историк, культуролог и политический деятель П. Н. Милюков показал, что субтропические пояса, где в изобилии имеются влага и тепло, наиболее пригодны для становления культуры, а пояса умеренные с разнообразием условий и ресурсов - для продолжения ее развития. Милюков подчеркнул, что человек посредством культуры может в известном смысле "освободиться" от влияния среды и, в свою очередь, оказывать влияние на среду. Чем дальше развивается культура, тем "независимость" от среды и влияние на нее становятся значительнее. Условия месторазвития, природно-климатического фактора влияют на прошлое и будущее культурно-исторического процесса. При этом природные условия порождают различные по характеру культуры, которые не отгорожены друг от друга стеной, а активно взаимодействуют94. Современная философия утверждает, что природа и культура "пронизывают" друг друга, а их гармоничный синтез есть цивилизация95. 4. Природа влияет на формирование и развитие общественного сознания. Она становится моментом оценочного отношения с помощью понятий блага, красоты и т. д. М. Хайдеггер выделял утилитарное и бескорыстное отношение к природе, видел в ней прекрасное. Генри Торо (1817-1862) утверждал, что нравственное очищение возможно при условии постоянного контакта человека с природой. Происходит "экологизация" общественного сознания, т. е. осмысление роли экологии в совершенствовании социальных отношений, осознание угрозы существованию человечества вследствие исчезновения природных ресурсов и опасного для жизни загрязнения среды его обитания. Ученые подсчитали, что можно потреблять не более 1/10 доли живого вещества на планете, иначе процессы становятся невосполнимыми. Воздействие общества на природу целенаправленно, универсально и динамично, осуществляется через практическую деятельность людей. 1. Расширяются пространственные границы освоения природы человеком. Достигнут планетарный характер производственно-хозяйственной деятельности. Человек вышел в ближний космос и использует его в своих целях. Происходит также дальнейшее изучение и освоение природы "вглубь", открытие и использование новых элементов, ранее неизвестных свойств и законов природы. Широко применяются полимеры, ядерные превращения, полупроводники, лазеры, биологические способы защиты растений, очистки вод. 2. Человечество превратилось в мощную биогеохимическую силу. Техногенное воздействие человека изменяет целые геологические структуры, создаются искусственные водохранилища, изменяется атмосфера и т. д. Повышается интенсивность и эффективность использования природных ресурсов (культивация земель, более полное использование сырья и т. п.). Вместе с тем, это приводит к исчезновению ресурсов и загрязнению среды. Взаимодействие общества и природы носит исторический характер. Первобытные коллективы жили в тесном единстве со своей средой обитания, их зависимость от природы на стадии присваивающего хозяйства была полной. Было относительное тождество общества и природы, перешедшее в различие. В классовом обществе различие переросло в противоположность. Потребительское отношение к природе при капитализме, особенно на стадии первоначального накопления капитала, отсталость технологий в развивающихся странах, бесхозяйственность при государственном социализме привели к экологическому кризису. Приведем некоторые данные об угрозах, чреватых риском планетарной катастрофы: площадь тропических лесов сокращается на 11 млн гектаров ежегодно; каждый год подвергается эрозии 26 млн гектаров земли; площадь пустынь увеличивается ежегодно на 6 млн гектаров; тысячи озер индустриального Севера биологически мертвы, многие продолжают умирать; в ряде районов катастрофически сокращаются резервуары подземных вод; в ближайшие 20 лет может исчезнуть 1/5 всех существующих видов животных и растений; продолжается разрушение озонового слоя в верхней части атмосферы. Противоречие между безграничными потребностями развития общества и ограниченными возможностями биосферы удовлетворять их - основная причина экологического кризиса, принявшего глобальный характер, что требует и всеобщих усилий по его устранению. Однако эгоизм сравнительно небольшой части населения Земли сталкивается с интересами остальных людей. В конце XX в. каждый человек, родившийся в "развитой" западной стране, использует в десятки раз больше ресурсов планеты, чем житель государств "третьего" мира. Такая модель развития ведет "к рискам и дисбалансам". Действия, ставящие под вопрос само существование человечества, приобретают характер антагонизма - между наиболее развитыми странами капитализма и остальным человечеством, по отношению к которому осуществляется экологическая неоколониальная политика. Многие зарубежные философы объясняют экологические трудности материальными причинами, недостаточно зрелым уровнем НТР, несовершенством технологий. Отсюда вытекает вывод о необходимости дальнейшего прогресса науки и техники, но без изменений в общественном строе свободного предпринимательства (Фурастье, Наваки). Это - концепция технократического оптимизма. Второй вывод идет от Руссо — "назад к природе". Например, Форрестер и другие члены "Римского клуба" предлагают прекратить или затормозить рост материального производства и населения мира. Это означает отказ от достигнутого уровня развития производительных сил. Одна из главных причин экологического кризиса усматривается в том, что окружающая среда из вещно-предметной становится информационно-знаковой. Естественное при этом вытесняется искусственным, для которого природа является материалом, а отношения с ней приобретают преимущественно функциональную форму, форму деятельности. Но кроме ответа на вопрос "Как изменять мир, природу?", необходимо думать о том, зачем и всегда ли это надо делать, а если делать, то как? Причина экологических трудностей усматривается и в духовной сфере, в области мировоззренческого отношения к природе (Печчеи, Уайт). Указывается, что для преодоления экологического кризиса необходимо совершенствование морали и экологического сознания человека. Современная диалектико-материалистическая наука комплексно осмысливает значение материального и духовного факторов в решении экологических проблем. Речь идет о формировании экологической культуры, нового экологического мировоззрения. Это означает, во-первых, утверждение принципа гармонии человека и природы. Во-вторых, формируется принцип личной ответственности каждого человека и коллективной ответственности человечества за все живое на Земле. Возникает проблема достижения равновесия между познавательной и практической деятельностью человека, его неутолимой жаждой познания и преобразования и стремлением к сохранению целостности (но отнюдь не девственности) природной среды. Обеспечивая жизнестойкость нашей цивилизации, преодолевая экологический эгоизм отдельных стран и слоев, общество постепенно утверждает идеал умеренности в отношении материальных благ, признавая при этом безграничность интеллектуального и духовного роста человека. В целом, современная наука к экологической проблеме подходит с позиций реализма и гуманизма, усматривает комплекс направлений: а) научно-технический прогресс, позволяющий разрабатывать и внедрять наукоемкие, экономически эффективные и одновременно антропоморфные и экологически чистые технологии; б) всеобщее социальное переустройство в направлении роста гуманизма, демократии и культурности; в) перестройка правовых и политических взаимоотношений между странами, международное сотрудничество в борьбе за выживание человека; г) формирование новой экологической парадигмы, которая утверждает высшую ценность природы и соответственно государственное регулирование с целью защиты природы и человека. Из надзирателя за строгим соблюдением того, что есть, перспективная государственная машина должна все более трансформироваться в прогнозирование того, что должно быть, разработку и закрепление новых форм трудового, технологического, бытового и эстетического взаимодействия человека и природной среды96; д) формирование экологически воспитанного*, компетентного и ответственного человека. Согласованное, взаимодополняющее развитие человека, общества и природы в их единстве - таков магистральный путь развития. Проблема сознания возникла тогда, когда люди начали понимать отличие психических процессов от физических, идеального от материального, выработали представление о "духе" и "душе". В идеалистической и религиозной философии дух - перво-двигатель космоса, мира и человека, их формообразующее начало (Платон, Аристотель, библейско-христианские учения). Гегель различал "субъективный дух" (индивидуальное сознание), "объективный дух" (трансформации идеи в социальных реалиях) и "абсолютный дух" (метаморфозы мирового разума в общественном сознании). Русский религиозный философ-неогегельянец Иван Александрович Ильин (1882-1954) определял дух как "силу личного самоутверждения в человеке", как верное восприятие своей личности в ее "предстоянии Богу и в ее достоинстве". Человек, не осознающий своего достоинства, есть бездуховный: он не сможет верно управлять собой и строить свою жизнь. У Аристотеля душа - активная целесообразная "форма" живого тела, у Декарта - внутренний духовный мир человека, у Лейбница - замкнутая в себе монада, у Гегеля - первичная форма субъективного духа. В русской религиозной философии душа -вселенская реальность, собранная воедино любовью Бога и озаренная красотой святого духа. В материалистической философии дух как противоположное природе есть ценностное выражение интеллекта и эмоций, воплощаемое через волевые усилия в действия, а душа - то, что противостоит телесному, нравственно-психологическая грань сознания человека, характеризующая сопереживание им межличностных отношений и действий. В синтезе дух и душа образуют духовность. Это: а) нематериальное; б) одухотворенность; в) идеальные аспекты миропонимания, реализуемые в поступках человека. Идеальное в его отношении к материи представлено в следующих основных философских позициях: 1. Субъективные идеалисты рассматривают сознание как врожденное свойство человеческой души, только как идеальное, не имеющее выхода к объективной реальности. Абсолютизированы такие свойства сознания, как субъективность, абстрактность и активность. 2. Согласно объективному идеализму, объективное идеальное лежит в основе материальных явлений. Платон и Аристотель для описания сознания применяли метафору печати на воске: как буквы отпечатываются на дощечке воска, так объект запечатлевается на "дощечке разума". Тем самым была открыта направленность сознания на объект. В средние века обострение потребности человека обращать внимание на собственные переживания (вызвано необходимостью при помощи молитвы и исповеди обращаться с трансцендентным Богом) направило сознание еще и на внутренний духовный опыт человека, обогатив и расширив содержание сознания. С развитием общества религиозные и мистические компоненты сознания уменьшались, в нем утверждались правила логики. Р. Декарт заложил основы отождествления сознания с предметно-логическим содержанием. Античное сознание - восприятие перерастало в сознание — воображение, нацеленное на переделку и улучшение мира и человека. 3. Имманентная философия (в современных вариантах) исходит из предположения, что внешний мир есть сознание вообще, дан сознанию во всех своих связях и целокупности, а каждый отдельный объект есть спецификация сознания, т. е. сознание объемлет все сущее. Главный тезис имманентной философии: нет объекта без субъекта и наоборот. 4. По представлениям вульгарных материалистов (П. Ж. Ж. Кабанис, К. Фохт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт) сознание материально, головной мозг предназначен для производства мысли, подобно тому как желудок и кишки совершают пищеварение, печень вырабатывает желчь. 5. Концепция материальности сознания не тождественна материалистической линии в понимании сознания. Еще Демокрит, Эпикур и Лукреций Кар учили, что сознание зависит как от тела человека, так и от воздействия окружающих его вещей. К середине XIX в. давление социально-экономических факторов на все сферы жизнедеятельности людей обнаружилось столь зримо, что это позволило К. Марксу и Ф. Энгельсу подчеркнуть первичность материального, экономического интереса, соответственно сформулировать идею вторичности общественного сознания, его детерминированности материальными факторами. Сознание анализировалось Марксом как продукт социально-исторического развития человека. "Практическая деятельность человека, отмечал Ленин, - миллиарды раз должна была приводить сознание человека к повторению логических фигур, дабы эти фигуры могли получить значение аксиом"97. Итак, сознание предстает как момент чувственно-рационально-практической деятельности людей. 6. Сознание есть идеальное свойство человеческого мозга, высший продукт развития материи (Д. Дидро, К. Гельвеции, Л. Фейербах и др.). Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова и А. И. Введенского доказали нераздельность физиологического и психического. П. К. Анохин и Н. А. Бернштейн показали инте-гративность деятельности мозга как целостной функциональной системы, раскрыли физиологический механизм опережающего отражения действительности, способствовали преодолению такого недостатка метафизического материализма, как непонимание активной роли сознания. Еще в XIX в. неврологи обнаружили, что функции двух полушарий мозга у высших животных и человека неодинаковы. У человека в восприятии наглядных явлений действительности ведущая роль принадлежит правому полушарию. От него зависит умение ориентироваться в пространстве, правильно определять положение и взаимоотношение частей собственного тела. Оно ответственно за целостность зрительного восприятия, образную память. Все связанное с обобщением данных действительности, оперированием знаками, словами, а следовательно, и абстрактное мышление, зависит от деятельности левого полушария. Исследованиями Р. Сперри было установлено, что функциями левого полушария (у правшей) являются речь, чтение, письмо, мышление, математические действия, анализ, а функциями правого - синтез, творческая научная и художественная деятельность. За эти открытия Сперри в 1981 г. была присуждена Нобелевская премия. Специализация полушарий распространяется и на подкорковые структуры, ведающие эмоциональными состояниями. В них имеются отделы, ответственные за различные ощущения, типы поведения и эмоции. Например, физиолог Альварес Паскуаль-Леоне установил участок, от которого зависят грусть и печаль. Право-левая ассиметрия возникает на нейрофизиологической и социально-психологической основах. Специализированный на право-левые различия, мозг одновременно един. В познавательной, творческой и повседневной деятельности в каждый момент переплетаются и взаимодействуют анализ словесных и несловесных сигналов, абстрактное и конкретное мышление, образная и словесная память. 7. В деятельности сознания есть два параллельных потока, не имеющих единой основы, - психическое и физиологическое как самостоятельные ряды (дуализм, психофизиологический параллелизм). 8. Сознание одновременно идеально и материально в равных отношениях98. Сознание есть субъективная идеальная реальность. Но наука допускает и материальность сознания, его существование в соответствии с объективными физическими, кибернетическими, физиологическими, историческими и иными законами. Происходит бесконечное объективирование состояния сознания. В рамках рассматриваемой концепции находятся некоторые представления, выводящие сознание за границы мозга. "...Возможно, существенным, каким-то первичным образом сознание размещено вне индивида и представляет собой какое-то полевое образование"99. Как подчеркивают некоторые философы (например, А. К. Манеев), мозг можно представить в виде блока считывания информации, которая хранится в биополевой системе. Носителями же сознания могут быть элементарные частицы -лептоны. Согласно современной гипотезе торсионного поля, когда предмета (прежде всего человека) уже нет в данном месте, его след в пространстве сохраняется, пока другие торсионные поля его не нарушат. Накапливаясь в физическом вакууме, "информационный сгусток" может после гибели нашей Вселенной реализоваться в иной материальной форме и продолжить свое существование в возникающих новых космических системах. Позиция равноодинаковости идеального и материального в сознании, особенно мнение об элементарных частицах как носителях сознания, с методологической точки зрения нами не может быть принята. Вышеобозначенный подход не согласуется с классической философской аксиомой о сознании как высшей форме отражения (само же отражение есть атрибут материи). Движение материи вне нас, логика действительности, предметов определяют движение и логику сознания, которое не только пассивно отражает, но и активно воздействует на действительность. Сознание вторично по отношению к материи по происхождению, по физиологической основе (продукт материальной коры больших полушарий мозга) и по содержанию, как образ вторичен к оригиналу. В эволюции взглядов на природу сознания можно выделить ряд рациональных подходов: выделение понятия идеального как противоположности материальному, чувственно-предметному (Платон); признание сознания как активной деятельной силы (Лейбниц и другие идеалисты); утверждение принципа диалектики и постановка вопроса о социально-исторической основе сознания (Гегель); подчеркивание зависимости психики человека от его телесной организации и выделение качественной специфики мышления (Фейербах); осмысление сознания как продукта социально-исторического развития человека, как образа внешнего мира, возникающего в результате активного изменения людьми действительности (диалектический материализм); понимание сознания не как противоположности материи, а как духовного регулятива ее саморазвития в лице человека (космизм, имманентная философия).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 431; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.20.205 (0.011 с.) |