Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Духовная жизнь в системе общества.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Духовная жизнь - сфера социума, соотносящаяся с материально-производственной, социальной и политической жизнью. Основными функциями общественного сознания (духовной жизни) являются: а) познавательно-информационная; б) идеологическое обоснование общественных отношений, благодаря которому осознаются и выражаются потребности и интересы классов, наций, народов -и т. д.; в) идеальное конструирование действительности, формирование общественного идеала, проектов изменения социальной и духовной реальности; г) коммуникативная; д) воспитательная. Эти функции сознания можно свести -к двум главным: отражательной и регулятивной (управленческой). Г. Фихте в идеалистической форме показал связь практически-*еятельного и теоретически-созерцательного отношения к пред-гету. Рассуждая с материалистических позиций, В. И. Ленин под-{еркнул, что сознание не только отображает мир, но и творит его. Не все, что рождает дух человека, становится моментом ис->рического процесса. Например, из-за слабости материально-гхнической базы в России (и по другим причинам) не был реализован разработанный И. И. Ползуновым в середине XVIII в. проект паровой машины. Или концепции социалистов-утопистов не претворились в практику из-за их иллюзорности* (случается и иначе, когда утопические идеи сопровождают развитие истории в качестве активно действующих факторов). В России и некоторых других странах СНГ в 90-х годах не претворились в практику замыслы политических радикалов о создании "среднего класса" (основы социальной стабильности и политической демократии) и решении продовольственной проблемы на базе перевода сельского хозяйства на фермерский путь. Упускалось из виду, что материальная основа для формирования среднего класса в России, в которой производство валового национального продукта на душу населения было в 3—5 раз меньше, чем в странах Запада, отсутствовала. Для массовой фермеризапии также отсутствовали необходимые для этого производственно-техническая база и социо-культурные предпосылки. В соотношении отражательной и управленческой функций сознания возможны: 1) абсолютизация роли регулятивной функции, что приводит к идеализму; 2) преувеличение значения отражательной функции, что сближает такой подход с созерцательным материализмом. Встает вопрос о мере проявления регулятивной функции сознания, которая "срабатывает" при следующих основных условиях: - отражение должно быть верным (адекватность теории объективным закономерностям общественного развития); - должны быть материальные, экономические, социально-политические, экологические и другие средства и предпосылки для реализации знаний, идей, планов. Пространственно-временная, ресурсная, познавательная ограниченности ставят барьеры на пути претворения духовного в материальное; - углубление демократических начал общественной жизни, что позволяет широким слоям народа принимать участие в обсуждении, экспертизе, в известной степени в принятии решений и реализации идей, из которых отсеиваются элементы случайности, иллюзий, нежизненности. Демократический стиль общественной жизни, правовое обеспечение активизируют человеческий фактор истории; - зрелость субъектов (социальных и политических сил общества, индивидов) должна быть достаточно высокой. Имеет значение и морально-психологическая готовность человека. Компетентный, квалифицированный и умелый субъективный фактор способен реализовать возможности, заложенные в объективных условиях, рационально организовать дело и использовать разнообразные ресурсы. Возможны два варианта в соотношении теории, нацеленной на реализацию, и зрелости субъектов отражения и действия. Ограниченность исходной теоретической "модели" (или ее отсутствие) впустую растрачивает энергию народа и в конечном счете, из-за неудач в практике, развивает у субъекта безразличие и апатию, переходящие в недовольство и протест против официальной политики "верхов". Во втором случае возникает несоответствие между глубиной тех или иных идей, при всех их недостатках, и полупрофессионализмом, дилетантством, убогой политической культурой низовых функционеров и масс, призванных претворять теорию в жизнь. Остаются актуальными мысли А. И. Герцена о том, что с консерватизмом народа бороться труднее, чем с консерватизмом трона и амвона. Некомпетентные, малоподвижные люди ориентируются не на дело, результат, а на попечительство со стороны государства. На основе единства названных выше условий в идеале осуществляется синтез теории, политики и практики через деятельность людей. Объективность субъективируется посредством деятельности по цепочке: факт (объективной реальности) - вывод на основе оценок (теоретический) - решение (политическое) — действие (практическое). Достигается взаимосвязь теоретического диагноза, политической организаторской работы и деловитости как воплощения слова (задач, программ и т. д.) в конкретные действия. Гармоничность человеческой жизни требует комплексного решения экономических, социально-политических и духовных проблем. Целостность в этом задает духовность личности, народа и человечества. Духовный мир личности — индивидуальная форма проявления духовной жизни общества. Сторонами этого мира являются знание, ум, рассудок, разум, вера и убеждение, которые интегрируются в мировоззрение. Мировоззрение трансформируется в жизненную позицию личности, реализуемую в действиях. Динамизм общественного бытия обусловливает динамизм и гибкость сознания, его ориентированность на новизну. Модернизация социума и его элементов начинается с "прорыва" в сознании, осуществляемого "творческим меньшинством", "пассиона-риями". Вместе с тем не все старое в сознании отрицательно. У массового обыденного сознания, наряду с недостатками (отсутствие четкости, систематизированности, глубины проникновения в мир), есть и ряд положительных сторон: трезвость суждений, реалистический подход к действительности, нацеленность на сохранение лучшего, преемственность. Под воздействием науки обыденное сознание интеллектуализируется, сближается с теоретическим, уменьшается значение предрассудков, слухов, верований, а "здравый смысл", народная медицина, производственный опыт получают научное обоснование. Вместе с тем чрезмерный рационализм, экспансия техники способны вызывать ответную иррациональную реакцию. В определенных условиях (кризисов, неопределенности ситуации в переходные периоды развития общества) нередко идет обратный процесс - мистификация сознания, усиление в нем мифологических, религиозных и идеалистических элементов. Возвысившиеся на волне неустойчивости слои общества провоцируют развитие мистического сознания, призванного "скрыть" реальные механизмы перераспределения собственности и власти. Для формирования неадекватного сознания используются различные методы. Еще в 30-е годы XX в. американские ученые Института анализа пропаганды выделили приемы манипулятив-ного воздействия на сознание людей: Ф умышленная подмена одних понятий, явлений или суждений другими; 4 выхватывание внешнего сходства явлений вне какой-либо связи; * маскировка формальной правильностью вместо глубокого изучения конкретной обстановки событий в их совокупности и развитии; * принцип волюнтаристских умозаключений, который позволяет отрицать объективные закономерности и необходимость изменений в обществе, а решающее значение в решении проблем придается субъективному фактору -воле; * распространение заранее ложных мнений, т. е. подача происходящих явлений в значении, диаметрально противоположном их сущности; и постановка объективно невыполнимых задач. При этом провал таких задач дискредитирует саму постановку вопроса об общественных преобразованиях; * применение эмоционально-волевых воздействий на массы во время публичных выступлений на собраниях, митингах и т. п.; * ссылка на "мнение народа" или заранее подготовленные, не соответствующие действительности "социологические исследования"243. Духовность выражается в мировоззренческих ориента-циях. Таковыми являются "наивно-реалистическая" (термин В. И. Ленина), научно-теоретическая и пережиточная, Наивно-реалистическая (на уровне обыденного сознания) ориентация -это преимущественно стихийно-материалистическая. Носителями научно-теоретических установок являются глубоко и широко информированные люди (в областях естествознания, науки, техники, обществознания и т. д.), профессионалы своего дела и одновременно универсально-культурные люди. Вместе с тем случается так, что официально проводимые теоретические ориентации идут вразрез с подлинной наукой. Сознание советских людей представляло собой сочетание принципов научного понимания мира, общества и социально-утопических, вуль-гарно-социологическмх наслоений, волюнтаристских интерпретаций извращенного марксизма-ленинизма. В СНГ в качестве научно-теоретических установок порой фигурировали абсолютизированные экономические идеи монетаристской школы. Пережиточная линия включает в себя религиозно-мистическую, обиходно-прагматическую и антисоциальную ориентации. "Пережитки" прошлого имеют питательную среду в настоящем и по сути являются "нажитками" тоталитарного общества и современной капитализации сознания и поведения значительной части людей (в форме нецивилизованной первоначальной дифференциации на богатых и бедных). Осуждение потребительства не должно вести к ограничению в потреблении. Последнее ведет к аскетизму и психологии бездействия. Расширение масштабов потребления, связанное с функционированием мотиваций общественно и лично полезного и эффективного труда - явление прогрессивное. При усилении роли экономических методов хозяйствования возрастает значение мате--риального стимулирования за труд. Встает задача преодоления экономического нигилизма и одновременно - культа наживы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.184.236 (0.007 с.) |