Духовная жизнь в системе общества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Духовная жизнь в системе общества.



Духовная жизнь - сфера социума, соотносящаяся с матери­ально-производственной, социальной и политической жизнью. Основными функциями общественного сознания (духовной жиз­ни) являются: а) познавательно-информационная; б) идеологиче­ское обоснование общественных отношений, благодаря которому осознаются и выражаются потребности и интересы классов, на­ций, народов -и т. д.; в) идеальное конструирование действитель­ности, формирование общественного идеала, проектов изменения социальной и духовной реальности; г) коммуникативная; д) воспитательная. Эти функции сознания можно свести -к двум главным: отражательной и регулятивной (управленческой). Г. Фихте в идеалистической форме показал связь практически-*еятельного и теоретически-созерцательного отношения к пред-гету. Рассуждая с материалистических позиций, В. И. Ленин под-{еркнул, что сознание не только отображает мир, но и творит его.

Не все, что рождает дух человека, становится моментом ис->рического процесса. Например, из-за слабости материально-гхнической базы в России (и по другим причинам) не был реализован разработанный И. И. Ползуновым в середине XVIII в. проект паровой машины. Или концепции социалистов-утопистов не претворились в практику из-за их иллюзорности* (случается и иначе, когда утопические идеи сопровождают развитие истории в качестве активно действующих факторов). В России и некоторых других странах СНГ в 90-х годах не претворились в практику за­мыслы политических радикалов о создании "среднего класса" (основы социальной стабильности и политической демократии) и решении продовольственной проблемы на базе перевода сельско­го хозяйства на фермерский путь. Упускалось из виду, что мате­риальная основа для формирования среднего класса в России, в которой производство валового национального продукта на душу населения было в 3—5 раз меньше, чем в странах Запада, отсутст­вовала. Для массовой фермеризапии также отсутствовали необ­ходимые для этого производственно-техническая база и социо-культурные предпосылки.

В соотношении отражательной и управленческой функций сознания возможны: 1) абсолютизация роли регулятивной функ­ции, что приводит к идеализму; 2) преувеличение значения отра­жательной функции, что сближает такой подход с созерцатель­ным материализмом. Встает вопрос о мере проявления регуля­тивной функции сознания, которая "срабатывает" при следую­щих основных условиях:

- отражение должно быть верным (адекватность теории объ­ективным закономерностям общественного развития);

- должны быть материальные, экономические, социально-политические, экологические и другие средства и предпосылки для реализации знаний, идей, планов. Пространственно-временная, ресурсная, познавательная ограниченности ставят барьеры на пути претворения духовного в материальное;

- углубление демократических начал общественной жизни, что позволяет широким слоям народа принимать участие в обсу­ждении, экспертизе, в известной степени в принятии решений и реализации идей, из которых отсеиваются элементы случайно­сти, иллюзий, нежизненности. Демократический стиль общест­венной жизни, правовое обеспечение активизируют человече­ский фактор истории;

- зрелость субъектов (социальных и политических сил обще­ства, индивидов) должна быть достаточно высокой. Имеет значе­ние и морально-психологическая готовность человека. Компе­тентный, квалифицированный и умелый субъективный фактор способен реализовать возможности, заложенные в объективных условиях, рационально организовать дело и использовать разно­образные ресурсы.

Возможны два варианта в соотношении теории, нацеленной на реализацию, и зрелости субъектов отражения и действия. Ог­раниченность исходной теоретической "модели" (или ее отсутст­вие) впустую растрачивает энергию народа и в конечном счете, из-за неудач в практике, развивает у субъекта безразличие и апа­тию, переходящие в недовольство и протест против официальной политики "верхов". Во втором случае возникает несоответствие между глубиной тех или иных идей, при всех их недостатках, и полупрофессионализмом, дилетантством, убогой политической культурой низовых функционеров и масс, призванных претворять теорию в жизнь. Остаются актуальными мысли А. И. Герцена о том, что с консерватизмом народа бороться труднее, чем с кон­серватизмом трона и амвона. Некомпетентные, малоподвижные люди ориентируются не на дело, результат, а на попечительство со стороны государства.

На основе единства названных выше условий в идеале осу­ществляется синтез теории, политики и практики через деятель­ность людей. Объективность субъективируется посредством деятельности по цепочке: факт (объективной реальности) - вывод на основе оценок (теоретический) - решение (политическое) — действие (практическое). Достигается взаимосвязь теоретическо­го диагноза, политической организаторской работы и деловито­сти как воплощения слова (задач, программ и т. д.) в конкретные действия. Гармоничность человеческой жизни требует ком­плексного решения экономических, социально-политических и духовных проблем. Целостность в этом задает духовность лич­ности, народа и человечества.

Духовный мир личности — индивидуальная форма проявле­ния духовной жизни общества. Сторонами этого мира являются знание, ум, рассудок, разум, вера и убеждение, которые интегри­руются в мировоззрение. Мировоззрение трансформируется в жизненную позицию личности, реализуемую в действиях.

Динамизм общественного бытия обусловливает динамизм и гибкость сознания, его ориентированность на новизну. Модернизация социума и его элементов начинается с "прорыва" в созна­нии, осуществляемого "творческим меньшинством", "пассиона-риями". Вместе с тем не все старое в сознании отрицательно. У массового обыденного сознания, наряду с недостатками (отсут­ствие четкости, систематизированности, глубины проникновения в мир), есть и ряд положительных сторон: трезвость суждений, реалистический подход к действительности, нацеленность на со­хранение лучшего, преемственность. Под воздействием науки обыденное сознание интеллектуализируется, сближается с теоре­тическим, уменьшается значение предрассудков, слухов, верова­ний, а "здравый смысл", народная медицина, производственный опыт получают научное обоснование. Вместе с тем чрезмерный рационализм, экспансия техники способны вызывать ответную иррациональную реакцию. В определенных условиях (кризисов, неопределенности ситуации в переходные периоды развития об­щества) нередко идет обратный процесс - мистификация созна­ния, усиление в нем мифологических, религиозных и идеалисти­ческих элементов. Возвысившиеся на волне неустойчивости слои общества провоцируют развитие мистического сознания, при­званного "скрыть" реальные механизмы перераспределения соб­ственности и власти.

Для формирования неадекватного сознания используются различные методы. Еще в 30-е годы XX в. американские ученые Института анализа пропаганды выделили приемы манипулятив-ного воздействия на сознание людей:

Ф умышленная подмена одних понятий, явлений или суж­дений другими;

4 выхватывание внешнего сходства явлений вне какой-либо связи;

* маскировка формальной правильностью вместо глубокого изучения конкретной обстановки событий в их совокуп­ности и развитии;

* принцип волюнтаристских умозаключений, который по­зволяет отрицать объективные закономерности и необхо­димость изменений в обществе, а решающее значение в решении проблем придается субъективному фактору -воле;

* распространение заранее ложных мнений, т. е. подача происходящих явлений в значении, диаметрально проти­воположном их сущности; и постановка объективно невыполнимых задач. При этом провал таких задач дискредитирует саму постановку во­проса об общественных преобразованиях;

* применение эмоционально-волевых воздействий на массы во время публичных выступлений на собраниях, митин­гах и т. п.;

* ссылка на "мнение народа" или заранее подготовленные, не соответствующие действительности "социологические исследования"243.

Духовность выражается в мировоззренческих ориента-циях. Таковыми являются "наивно-реалистическая" (термин В. И. Ленина), научно-теоретическая и пережиточная,

Наивно-реалистическая (на уровне обыденного сознания) ори­ентация -это преимущественно стихийно-материалистическая.

Носителями научно-теоретических установок являются глу­боко и широко информированные люди (в областях естествозна­ния, науки, техники, обществознания и т. д.), профессионалы своего дела и одновременно универсально-культурные люди. Вместе с тем случается так, что официально проводимые теоре­тические ориентации идут вразрез с подлинной наукой. Сознание советских людей представляло собой сочетание принципов науч­ного понимания мира, общества и социально-утопических, вуль-гарно-социологическмх наслоений, волюнтаристских интерпре­таций извращенного марксизма-ленинизма. В СНГ в качестве на­учно-теоретических установок порой фигурировали абсолютизи­рованные экономические идеи монетаристской школы.

Пережиточная линия включает в себя религиозно-мистическую, обиходно-прагматическую и антисоциальную ори­ентации. "Пережитки" прошлого имеют питательную среду в на­стоящем и по сути являются "нажитками" тоталитарного общест­ва и современной капитализации сознания и поведения значи­тельной части людей (в форме нецивилизованной первоначаль­ной дифференциации на богатых и бедных).

Осуждение потребительства не должно вести к ограничению в потреблении. Последнее ведет к аскетизму и психологии без­действия. Расширение масштабов потребления, связанное с функционированием мотиваций общественно и лично полезного и эффективного труда - явление прогрессивное. При усилении роли экономических методов хозяйствования возрастает значение мате--риального стимулирования за труд. Встает задача преодоления эко­номического нигилизма и одновременно - культа наживы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.01 с.)