Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Единство и многообразие общественной жизни. Духовные и исторические посылки общественного прогресса.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Единство общественной жизни определено единством биологической, социальной и духовной организации человека. Труд по отношению ко всей истории человечества есть "вечное естественное условие человеческой жизни, и потому он... обш всем ее общественным формам"244. Формирующиеся в процессе труда общественные связи и отношения, сознание и язык явились теми общими силами, которые превратили обезьяноподобное существо в человека. Проявления единства исторического процесса разнообразны: установление экономических и иных связей между странами, развитие товарно-денежных отношений, что стимулирует подвижность населения, консолидацию народностей, рост городов. Факторами интеграции выступают машинная техника, транспорт, наука, образование, обмен информацией и культурными ценностями, общее использование исторически оправдавших себя рынка, стандартов и норм демократии. Сейчас формируется взаимозависимый, во многом целостный мир, свидетельством чего выступают: интернационализация экономики, сближение общеци-вшшзашюнных механизмов хозяйствования, включение народов в международное разделение труда; усиление экономической свободы и на ее основе других свобод; демократизация политической жизни как господствующая тенденция; решение общечеловеческих глобальных проблем. Преодоление социальной разобщенности, гибкое сочетание самоналаживающихся экономических процессов и их стратегического регулирования в надстройке, повышение значения свободного времени человека становятся общими чертами цивилизации. Обнаруживается всеобщая закономерность аккумуляции низших ступеней развития в высших. Реальная история протекает, вместе с тем, в конкретных многообразных формах. Одним из источников многообразия является неравномерность исторического развития. Ока проявилась уже в период неолитической революции, когда не все, а лишь некоторые племена из-за различий в природных условиях начали переходить от охоты и собирательства к земледелию. История обнаружила, что более зрелые производительные силы способны далее развиваться более быстрыми темпами. На одной и той же экономической и сходной природной основе нередко функционируют весьма разнообразные способы жизнедеятельности, культуры, надстроечные формы. Уникальность событиям придают также яркие личности как зачинатели исторических преобразований, оказывающие определенное влияние на форму общественных процессов. Логика истории совпадает с реальным историческим процессом лишь в основных тенденциях, но расходится с ним во множестве деталей. Отсюда - попятные движения, относительная самостоятельность вторичных явлений. Так, в ряде стран технологические революции предшествовали, совпадали по времени или следовали за революциями в производственных отношениях. Или периоды взлета духовной культуры часто не совпадали по времени с периодами экономического подъема. Одним из показателей разнообразия является то, что некоторые народы в сложившихся конкретно-исторических условиях полностью или частично миновали отдельные формации (например, германцы, славяне, тюрки от первобытного строя перешли к феодальному). Разнообразие, плюрализм базируются на признании противоречий как источника общественного развития. Чтобы между элементами общества (личностями, институтами одного уровня, например, экономическими субъектами, политическими партиями и т. д.) были соревнование и борьба как источник прогресса, они должны быть автономными и равноправными. Автономия предполагает децентрализацию и исключает тоталитарное общество. Плюрализм предполагает поддержание равновесия между общественными структурами и их элементами с помощью системы сдержек, противовесов. Единство и многообразие не действуют разобщенно. В отдельном человеке заложены черты типизации и уникальности. Человек и социум как формы бытия Универсума есть единство многообразия. Единство человеческого рода, общая направленность исторического процесса сочетается с сохранением самобытности этносов, разнообразием путей развития всемирной ис-. тории, наличием возможностей исторического выбора, необходимостью строгого учета конкретных исторических условий деятельности, отказом от однолинейности. В. С. Соловьев выступал за такое устройство мирз, где при общности нравственных абсолютов обеспечивается полное самобытное развитие каждого элемента. Он понимал всемирно-исторический процесс как многомерное и незавершенное становление в многоединстве. Э. Берншгейн и В. И. Вернадский выявили тенденцию обеспечения на основе "стратегии Разума" направляемого развития различных общественных форм в общем социальном поле. Усиление кооперативных начал в жизни людей и реформистских социальных изменений развивает человеческую солидарность, которая развертывается на фоне национальной и культурной самобытности. В целостном мире переплетаются и сталкиваются две линии мировых процессов. Первая - неудержимого экономического развития, нацеленного на неутоляемый потребительский рынок. Эта перспектива, развивающаяся в рамках либеральной стихии, способна приблизить конфликт с окружающей средой и биологической природой человека. Вторая тенденция -роста социализации общественного устройства (в гуманно-демократическом варианте) - освобождаясь от собственных не-юстатков, способна преодолеть издержки первой. Социализация гизни измеряется преобладанием организованности над стихийностью, равенства над свободой, управления над самоуправлени-коллективного над индивидуальным при наличии, сохранении >ды, самоуправления, индивидуальности. Духовные и исторические посылки общественного прогресса. Ход истории человечества обнаруживает, что в общественном развитии имеются восхождение (прогресс), цикличность (повторение) и деструктивные процессы (регресс). Идея "прогресса - регресса - цикличности" обусловлена историческим развитием общества. Гесиод, отражая упадок первобытного строя, выразил пессимистическую идею регресса, утверждая, что на каждой последующей фазе (золотой, серебряный, медный, героический и железный века) жизнь становится хуже и труднее. Платон и Аристотель жили в эпоху господства рабовладельческих отношений, открывших новые перспективы общественного развития. Это нашло отражение в их взглядах на историю как на процесс, идущий по восходящей линии. Платон выделил: естественное, природное (дообщественное) состояние, общественное состояние, не отвечающее природе человека, и разумное, идеальное общество будущего. Представление о мире как о замкнутой сфере, перенесенное на развитие общества, привело к идеям, согласно которым общество развивается не бесконечно, а в ограниченном круге, повторяя уже пройденные в определенном ритме этапы (Пифагор). Мыслители эпохи феодализма отвергали внутреннюю закономерность истории и понимали ее как направленный, заданный Богом процесс. Так, Августин Блаженный источниками движения назвал теологические силы и расчленил историю на младенческий, отроческий, юношеский, зрелый, пожилой и старческий этапы, отождествляя историю общества и индивида. Проводилась идея линейного движения от начальной точки (сотворения мира Богом или космической силой) до конечного пункта (прихода Мессии и тысячелетнего Царства Божия). Теории исторического прогресса возникли в период развития капитализма, олицетворяющего в сопоставлении с феодализмом общественный прогресс. Жан Антуан Кондорсе (1743-1794) в своем "Эскизе исторической картины прогресса человеческого разума" доказывал, что общественный прогресс подчинен общим законам. Если люди знают эти законы, то они могут предвидеть и ускорить развитие общества. Основными ступенями прогресса Сен-Симон называл переход от первобытного идолопоклонства к рабству, затем к феодально-сословному строю и индустриально-промышленному. По его мнению, капиталистическое общество, пройдя фазы детства, юности, возмужания и старения, перейдет в социалистическое общество. Ш. Фурье считал, что человечество в своем развитии прошло дикость, варварство и цивилизацию и идет к обществу всеобщей гармонии. Гегель утверждал, что развитие есть движение вперед от несовершенного к более совершенному, доказывал, что несовершенное должно быть понято и как нечто такое, что содержит в себе, в зародыше, в тенденции, свою собственную противоположность, т. е. совершенное. Гегель понимал исторический прогресс как процесс саморазвития "абсолютной идеи". Провозглашая идею бесконечного прогрессивного развития, Гегель вместе с тем полагал, что венцом истории является конституционная монархия, реализованная в Пруссии. К. Маркс, опираясь на гегелевские принципы, подчеркивал внутреннюю противоречивость социальной эволюции, ее неоднозначность и ритмичность, триадность, пришел к представлению о конечном совершенном состоянии ("царство свободы"), которое завершает социальную эволюцию ("царство необходимости", "предысторию"). Гегель и Маркс как классики диалектики, проводя идею конечного совершенства, изменяли диалектике*. Ведь достижение совершенного, непротиворечивого общества в принципе невозможно, а историческая необходимость и свобода всегда являются единством взаимодействующих противоположностей (см. 15.5). В XIX в.. по мере упрочения капитализма, идея общественного прогресса во многом совпадала с концепцией социальной эволюции. На общественную жизнь было перенесено эволюционное учение Ч. Дарвина. Г. Спенсер социальную эволюцию включал в систему Большой Эволюции, функционирующей благодаря непрерывному взаимодействию дифференциации и интеграции. Некоторые мыслители (частично русские революционеры-демократы), наоборот, преувеличивали значение революционных скачков в прогрессе общества. Идею цикличности развития государств, народов и культур (рождение, рост, расцвет, угасание и смерть) разработал и обосновал Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891), Философ приводил аргументы, развенчивающие концепции линейного прогресса, "уравнительные" идеалы. Во-первых, идея непрерывного поступательного движения общества противоречит основному принципу органического бытия: все созданное природой имеет определенный предел жизни. Во-вторых, идеалы прогресса, понимаемого как движение ко всеобщему благу и счастью, иллюзорны. Ведь отсутствуют четкие критерии блага: одни находят его в удовольствиях, другие – в страданиях и т. д. Как органическая природа живет разнообразием, антагонизмом, обретая в этом единство и гармонию, так и человечество не может основываться только на счастье и добре. Спутниками истории постоянно выступают также зло и страдания. В-третьих, эгалитарный прогресс, считал Леонтьев, приводит к потере человеческой индивидуальности, следовательно, к кризису культуры, основанной на своеобразии. Ритмичность истории обусловила выделение размерности (4, 12, 36, 100 и 144-летние циклы). И. Кант показал, что разумность или закономерность истории, это в значительной мере вопрос масштаба, приложенного к ней. При малом масштабе на первый план выступают случайности. При крупном масштабе становятся очевидными нарастающие процессы, выявляются тенденции. Ф. Бродель (XX в.) говорил, что исторические события - это пыль, а главное - циклы (в 100 и более лет). Абсолютизация какого-либо одного направления в социальной жизни (история, идущая вспять; повторение одних и тех же форм бытия; лишь поступательный прогресс) приводила к одностороннему восприятию истории. Так, представление о цикле как о замкнутом круге (Пифагор, Гераклит, Эмпедокл, Дж. Вико, О. Шпенглер, К. Н. Леонтьев, Л. Н. Гумилев и др.) некорректно, ибо распадающиеся цивилизации и этносы оказывают сильное влияние на формирование новых цивилизаций и этносов. Например, древнегреческая цивилизация оказала огромное культурное воздействие на древнеримскую, а последняя — на западноевропейскую, византийская цивилизация воздействовала на восточно-славянскую и т, п. Таким образом, исторический цикл оказывается незамкнутым, он предполагает поступательность общего культурного, технологического, политического и т. д, движения человечества в целом или отдельного этноса. Волюнтаристское понимание общественного прогресса абсолютизирует цели человека, отрывая их от объективных законов истории. Концепция прямолинейного прогресса преувеличивала автоматизм вос-ходяшего развития, не оценила роли повторяемости и случайности в развитии общества, отмежевалась от фактов социальных тупиков, застоя и социальных катастроф. Опыт продемонстрировал недостаточность и пагубность безальтернативного видения прогресса, сводящего его к какой-то единственной линии - экономике, технике, целям человека, эволюции или революции, конвергенции или дивергенции, свободному предпринимательству или коллективистскому обществу. Помимо исторической обусловленности, восприятие направленности общественного прогресса зависит и от духовного климата эпохи. В античном обществе господствовала преимущественно идея круговорота. "...Античный чувственно-материальны и космос... обязательно требовал идеи вечного возвращения... Подобное вечное круговращение хаоса и космоса было в античности не только понятно и убедительно, но и успокоительно и утешительно.. "245. Мировоззрение античного человека, связанного с мифологией, антиисторично и фаталистично. Мировоззрение средневекового европейца становится религиозно-историческим (проводилась идея движения человечества на основе реализации божественно установленной цели к более совершенному миру) и преимущественно аскетичным (на первое место выдвигалось обретение духовных ценностей, личное спасение). Для культуры той эпохи характерна идея "преображения", т. е. стремления к коренному изменению внутреннего мира человека. В новое время мировоззрение человека становилось преимущественно рационалистичным: утверждалось прогрессистское понимание истории как реализация не божественной, а природной цели, как естественная необходимость в установлении общества разума (Тюрго. Гельвеции, Кондорсе). Для XVII! в., когда в науке и философии утвердилась концепция плоского эволюционизма (Ламарк, Сент-Илер, французские просветители), характерно одностороннее понимание прогресса как чистой поступательности. В настоящее время формируется подход к изучению развития сложных социальных систем, который исходит из волнообразного характера их эволюции, Волнообразность предполагает, с одной стороны, определенную направленность развития, усложнение социальной системы, а с другой - наличие сменяющих друг друга волн изменений. Циклически-волновой процесс включает множество переходов и критических "точек бифуркации", в которых исход событий заранее не предрешен. В обыденном языке термин "бифуркация" означает развилку или разветвление надвое. В современном понимании он отражает фундаментальную особенность поведения сложных систем, подверженных сильным внутренним напряжениям и состояниям неопределенности. Возникновение бифуркаций делает эволюцию социума нелинейной и непредсказуемой. Неопределенность (системный хаос) увеличивает количество степеней свободы поведения как отдельного человека, так и различных социальных групп. При этом хаос может оказаться прелюдией к новому развитию, к порождению более высоких форм порядка и организации246. В представлении о волновом движении "прошлая эпоха не исчезает бесследно.., она продолжает жить в новой эпохе в виде техники и технологии, культуры, мировоззрения людей, в виде сделанного в прошлом выбора... Оказывается, что даже если в данной фазе восторжествовал какой-либо один вариант развития, "закрывший" другие альтернативы, то это "закрытие" имеет лишь временный характер: в другой фазе, когда условия и сам вектор развития изменяется, несостоявшиеся альтернативы могут осуществиться, хотя и в измененном виде"247. В прошлом при всем многообразии социального развития преобладала линия прогресса. Осознание данной тенденции в каждый исторический период было затруднено многочисленными фактами социальной несправедливости, войн, гибели государств и целых человеческих популяций. В настоящее время наряду с традицией прогрессивного понимания истории сильны позиции сторонников социального круговорота (теории локальных цивилизаций) и, в связи с обострением глобальных проблем, социальной деградации и даже конца цивилизации. Это обусловлено тем, что человечество находится на "переломе" истории, в вероятностном и достаточно неопределенном состоянии, что вызывает социальную напряженность, национальное противоборство и региональные конфликты, борьбу за обладание природными ресурсами и т. д. Многие ученые полагают, что в мире сейчас соотношение порядка и хаоса меняется и наступает стадия непредсказуемости. Настроения пессимизма и соответственно утраты смысла в истории питаются ныне также возможностью ядерного апокалипсиса, ростом бездуховности и преступности, падением жизненного уровня в ряде стран и т. п. В такой ситуации теряются социальные цели истории и у человека часто остается личная цель - выжить, "урвать" от жизни как можно больше благ и удовольствий. Мировоззрение современного человека зачастую становится эклектичным, ибо перед лицом возможности общей гибели идет "перебор" вариантов и поиск объединяющего принципа, который служил бы обоснованием идеи выживания. Конечно, в целом поступательное развитие общества отнюдь не исключает тенденции попятного движения. Преодоление мировоззренческого эклектизма в понимании прогресса и обретение смысла в истории возможно на пути четкого выявления критериев общественного прогресса.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.85 (0.013 с.) |