Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Духовность и проблема смысла жизни.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Все переживаемое и творимое человеком содержит духовное; замысел, цель, мотив, интерес или иное побуждение к действию. Без эмоций, социальных чувств и идей невозможна совместная жизнь людей. Духовность есть приверженность доброте, любви, милосердию, состраданию и терпимости, совести, красоте, свободе и чести, верности идеалам, стремление раскрыть тайны бытия и смысла жизни и т. п. Антипод духовности бездуховность выражается в злобе, невежестве, зависимости от низменных побуждений и вожделений, смене идеалов идолами. При этом человек превращается в "одномерное" существо, в нем усиливаются цинизм, нигилизм, агрессивность, разрушительные страсти, жестокость., одичание и идиотизация. О бездуховности, в широком понимании, можно говорить в тех случаях, когда человек неспособен к рефлексией, теряет свою автономность и уникальность. т. е. становится "роботом"; когда внутренний мир человека низводится до уровня биологической системы (животного состояния), например, в результате употребления наркотиков, чрезмерного алкоголизма и т. п. Духовность человека проявляется: 1) в уникальности человеческой индивидуальности; 2) в сопричастности к универсальности, к целостности природы и культуры. "Лишь все человечество вместе является истинным человеком, и индивид может только тогда радоваться и наслаждаться, если он обладает мужеством чувствовать себя в этом целом"184. Человек соотнесен с внешним миром, конформнрован и одновременно обособлен от него, >сознает самого себя как отдельное существо185. Метафизиче-;кий разрыв названных противоположностей, абсолютизирова- [ие одной из них ведет то ли к индивидуализму, то ли к раство-ю индивидуального в общем (от религиозного до политиче-жого). Понимание смысла приходит тогда, когда самобытный шутренний космос вступает в общение со всем мирозданием. огда личность начинает жить не только в физическом, но и в гуховном простра-нстве, создаваемом культурой. Смысл жизни 1ыявляет как притязания личности, ее стремления и интересы, ik и реальную способность выразить себя в многогранной деятельности. Утрата смысла жизни всегда рассматривалась как одна из ве-шчайших трагедий, как потеря главной точки опоры. В мифоло- ш древних греко в боги наказали Сизифа за преступные деяния бессмысленным, бесплодным трудом - вменили в вечную обязанность вкатывать на гору тяжелый камень, который, достигая вершины, скатывается вниз. А дочери царя Даная, в брачную ночь заколовшие кинжалами спящих мужей, вынуждены наполнять водой сосуд, не имеющий дна. Ф. М. Достоевский в "Записках из мертвого дома" размышлял о том, что если бы заставили человека переливать воду из одного ушата в другой и обратно или толочь песок, то он бы через некоторое время наделал бы тысячу преступлений или удавился из-за отсутствия разумной цели. А. Экзюпери утверждал, что каторга не там. где работают киркой, и каторга ужасна не тем, что это тяжкий труд. Каторга там, где удары кирки лишены смысла. Когда киркой работает каторжник, каждый ее удар унижает каторжника. Но если кирка находится в руках изыскателя, каждый ее удар возвышает изыскателя. В центре внимания культуры всегда стояли задачи: разумного обустройства общественной жизни; поддержания соответствия между обществом и природой; гармонизации внутреннего мира человека. В поиске гармонии люди отдают предпочтение либо внешней (материальному процветанию, жажде славы, громкого успеха), либо внутренней гармонии, "томлению духа". Очевидно, смысл жизни заключается не в противопоставлении внутренней и внешней гармонии, а в их взаимодополняемости. Диалектико-материалистическая философия исходит из самоценности жизни и видит ее смысл для человека во всестороннем развитии своих способностей, внесении личного вклада в прогресс общества, его культуры через улучшение собственного статуса (материального и духовного). В этом - и смысл жизни человечества в целом. На протяжении индивидуальной жизни человек никогда не достигает "цели" жизни родовой, исторической, поэтому испытывает определенную неудовлетворенность ситуацией и собой. Это возбуждает побудительные мотивы творческой деятельности и самосовершенствования человека. Все многоклеточные организмы смертны, но лишь человек осознает неизбежность своей смерти, отказываясь тем самым от возможности утешения. Смерть есть вечная тема культуры, "вдохновляющий гений философии" (Сократ). Смысл же смерти — создать условия для обогащения жизни. Неизбежность смерти делает жизнь не абсурдной, а, напротив, содержательной и ответственной. Согласно М. Хайдеггеру, человек познает себя через страх смерти. Чувство страха проистекало из инстинкта самосохранения, основного для высших животных и характерного также для человека. Пытаясь избавиться от страха, человек бежит от самого себя и "растворяется" в обществе, забывается в суете общественной жизни. Понимая, что общественные связи и отношения лишены смысла, человек лишается внутренней опоры. В пессимистическом варианте смерти жизнь становится абсурдной. В русской религиозной философии смерть - таинство поглощения времени вечностью, соединения человека с Богом. Как компенсация неизбежности смерти родилась мечта о бессмертной душе, остающейся после разложения тела и переселяющейся в другие существа или обретающей вечную жизнь в Боге (Гераклит, Пифагор, Сократ, Платон, Кант, Достоевский). Л. Н. Толстой и В. С. Соловьев писали о неизбежности биологической смерти и утверждении нравственного, духовного бессмертия человека. Ф, Ж. Кюри рассуждал о научном бессмертии, о бесконечном существовании человека через жизнь остающихся после него идей. Н. Ф. Федоров высказывал мысль о возможности обретения человеком и человечеством более высокого онтологического статуса, включающего его бессмертие, вплоть до возвращения ("имманентного воскрешения" на основе "регуляции природы") к преобразованной жизни всех прошедших поколений*. Борьба за независимость человека от сил разрушения и смерти казалась Федорову неизмеримо существеннее всякой другой борьбы, социальной или политической. Вопрос "о богатстве и бедности" *торичный, входящий в более широкий вопрос "о жизни и смер-i". Объединение против одного общего врага ("общее дело") -:мерти - ведет к гармонизации мира и человеческой природы на шом фундаментальном уровне. Учение "общего дела" (в целом Зантастическое), одухотворяющее природу, человека и мир, противостоит апокалиптическому сознанию, отравляющему и обессиливающему умы и души. Современный интерес к проблеме смерти обусловлен: а) си-/ацией глобального цивилизационного кризиса, который может эивести к самоуничтожению человечества; б) изменением цен-юстного отношения к жизни и смерти в связи с общей ситуацией Земле (обесценивание жизни из-за бедности, отсутствия ме-щинской помощи, разгула терроризма). Сейчас известно, что даже одна клетка умершего организма несет в себе всю генетическую информацию о нем. Одним из активно обсуждаемых стал вопрос о праве не только на жизнь, но и на смерть, особенно когда речь идет об эвтаназии, "легкой" смерти для прекращения страданий при неизлечимых болезнях. В некоторых современных представлениях возобновляется на новой основе идея о формировании нетленной душевной субстанции. Эта идея опирается, во-первых, на закон сохранения и превращения энергии: полное уничтожение психической энергии невозможно. Во-вторых, гипотетическое бессмертие основывается на идее бесконечности материи в пространстве и времени. Современные космологические представления допускают существование принципиально иных структур, форм жизни. По мнению ученых, у обитателей четырехмерного пространства открывается гораздо больше возможностей для действий, чем у нас, и когда прошедшие через состояние умирания рассказывают об абсолютном чувстве свободы, о быстром проникновении через любые плотные предметы, это имеет, вероятно, определенные основания. В-третьих, обладание разумом делает человека существом неисчерпаемой глубины. Смерть не означает полного исчезновения с разрушением тела, а предполагает выход интеллектуально-эмоционального сгустка в форме биополевой структуры* на более высокий уровень бытия186. Появляются сведения о наличии у каждого человека своеобразного энергетического фантома, который покидает человека незадолго до физической смерти, но продолжает существовать в иных измерениях. Даже те, кто считает, что индивидуальное мышление не существует после смерти тела, ведь смерть разрушает организацию мозга, признают, что смерть рассеивает потребляемую извилинами энергию187. Если с позиции Ничто все культурные ценности, созданные человечеством, есть лишняя трата сил, меркнущая перед зевом небытия, то с позиции Нечто через духовность все искания человека имеют свою бессмертную значимость, а человек превращается не в ничто, а в нечто. Современный доктор философии К. Кедров полагает, что человечество стоит на пороге обретения бессмертия. Люди при известных условиях могут обрести биологическое бессмертие в результате "клонирования". Суть его состоит в том, что разрушен барьер между "смертными" клетками и "бессмертными" яйцеклетками. При клонировании удалось внедрить в ядро смертной клетки генетическую информацию "бессмертной" яйцеклетки. Каждая сохранившаяся клетка умершего может тогда "воскреснуть", если вживить в ее ядро код другой оплодотворенной яйцеклетки. (Может быть, древние египтяне не зря бальзамировали своих умерших?)188. Здесь речь идет только о биологическом бессмертии. А человек не сводим к биологии. Хотя некоторые сторонники криогеники надеются, что ученые в дальнейшем узнают достаточно о функциях памяти, чтобы готовить к "возрождению" жизненно важные структуры мозга. Однако духовное в человеке не ограничено лишь функциями памяти. Возникают и другие вопросы: если все сущее развивается непрерывно-прерывно, то люди способны вроде бы к приобретению лишь статуса непрерывности, лишаясь прерывности. Не прервется ли в условиях приобретения бессмертия социальное наследование? Возможен ли общественный прогресс без постоянной смены индивидов? По всей видимости, идею бессмертия человека можно отнести к паранауке, по аналогии близкой к отвергнутой мечте о вечном двигателе. Эта идея вредна, ибо потенциально через кло-нирование может привести к попытке управлять человеческим поведением (зомбированию). Если мысленно допустить "воскрешение" умерших людей (по Н. Ф. Федорову) или бессмертие, то как тогда решить проблему расселения огромного числа людей? Еще Л. Н. Толстой скептически отнесся к идее расселения "лишних" людей в космосе, Норберт Винер (1894-1964), один из создателей кибернетики, писал, что человечество не смогло бы долго вынести бесконечного продления всех жизней, которые рождаются на Земле. Если пространственные, ресурсные и другие возможности ограничены, то может возникнуть острая социальная проблема дележа права на бессмертие (или на длительную жизнь). С точки зрения науки и реалистической философии можно рассуждать о видах относительного бессмертия человека: а) в генах потомства; б) растворение тела и духа умершего во Вселенной, вхождение их в вечный кругооборот материи; в) результат жизненного творчества человека; г) значительное продление средней продолжительности жизни человека. Так, российскими (А. М. Словников) и американскими (Д. Шей и В. Райт) учеными открыт теломеразный механизм, останавливающий (в конечном счете замедляющий) старение человеческих клеток. Реализация смысла жизни возможна лишь в единой цепочке "человек - человечество - природа", что потенциально и реально ведет к всестороннему, гармоничному и целостному развитию человека. Индивидуальный уровень человека зависит от общеисторического и цивилизационного (формационного) развития и одновременно относительно самостоятелен. Поэтому он в реализации смысла жизни уступает динамике культурно-исторического процесса, но в отдельных своих осуществлениях, особенно у выдающихся личностей, опережает свое время. Саморазвитие человека через реализацию тенденций саморазвития мира, через диалог своей уникальности и универсальности, свободы и ответственности за становление мира до уровня ноосферы - в этом заключается высший смысл человеческой жизни. Смысл существования - в самом бытии человека, а ценность его жизни — в способности, преодолевая трудности, улучшая мир, совершенствоваться самому. Вместе с тем, как полагает А. Камю (в работе "Бунтующий человек"), человеку, несмотря на улучшения в мироздании, суждено всегда нести "крест несчастья и факел надежды". При всем желании можно лишь арифметически уменьшить количество горя и страданий. М. Хайдеггер различает два вида пессимизма: от силы и от слабости. Пессимизм от слабости и слабость — абсолютизация бессмысленности, никчемности жизни людей. Пессимизм от силы и как сила выражает собой состояние человека, знающего, во имя каких ценностей стоит жить, и одновременно осознающего, что такая жизнь и борьба не могут завершиться абсолютным утверждением добра, она сопровождается ошибками, риском, заблуждениями.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 976; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.42.59 (0.014 с.) |