Ценности и их роль в жизни общества и человека. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ценности и их роль в жизни общества и человека.



С момента своего становления философия обращала внима­ние на оценку познаваемых явлений. Например, один из древне­греческих мудрецов Аристипп говорил, что лучше быть нищим, чем невеждой, ибо невежда лишен человеческого образа. Древ­негреческие философы возвеличивали такие ценности, как исти­на, добро и красота.

Религиозно-христианские философы средневековья в качест­ве незыблемой основы мира предложили Бога, а главной ценно­стью - спасение души.

Возрождение науки и искусства в новое время ориентирова­ло мысль на такие ценности, как труд, собственность, техника, государство, просвещение, познание.

Впервые понятие ценности разработал И. Кант. У ценностей, по его мнению, нет бытия, но есть значимость. В философии Г. Гегеля семья, гражданское общество и государство рассматри­вались не только как восходящий ряд социальных явлений, но и как шкала ценностей. В государстве как высшей ценности, писал Гегель, воплощается полнота абсолютной идеи.

Вопрос о значимости как сущностном признаке познания после Канта исследовал далее в конце ХГХ в. немецкий философ Р. Лотце, который выделил ценность как особую сферу реальности.

М. Шелер выразил согласие с Кантом в том, что если челове­ческую волю поставить в зависимость от внешних целей (благ), то сами понятия добра и зла будут меняться с изменением целей. По мнению Шелера, ценности не следует отождествлять с мате­риальной природой различных благ. Познание ценностей проис­ходит в сфере духа путем переживания и предпочтения (симпатии). Русские мыслители XIX-XX вв. в качестве важнейшей цен­ности считали соборность. Соборность - социально-духовная общность людей, в которой индивид раскрывает свои способно­сти во имя процветания сообщества. Соборность противополож­на как разъедающему общество индивидуализму, так и погло­щающему людей государственному тоталитаризму.

Ценности в их соотношении между собой и взаимопереходах подразделяются на предметно воплощенные, личностные и идеалы.

Ценность — положительная или отрицательная значимость объектов и процессов для человека. Ценности аккумулируют в себе общую направленность потребностей, интересов и пережи­ваний субъектов, закрепляются в обычаях, нравственности, об­щественном мнении, вкусах. Ценность (жизненный смысл) - ос­нование выбора субъектом целей (что надо сделать?), планов (как это делать?), средств и условий деятельности, отвечающих на вопросы, во имя чего совершается данная деятельность и ка­кова ее результативность, что предпочесть, от чего отказаться, как установить очередность предпочтений и уступок. Процедура выбора на основании ценностей есть оценка. Направленность субъекта в его деятельности на ту или иную ценность называется ценностной ориентацией. Благодаря ценностям человек выраба­тывает определенную жизненную позицию.

Личностные ценности, формирующиеся в индивидуаль­ном опыте субъекта, "отражают... не столько динамические ас­пекты самого индивидуального опыта, сколько инвариантные ас­пекты социального и общечеловеческого опыта, присваиваемого индивидом"210. Личностные ценности выступают как мотивация человеческого поведения и находят предметное воплощение. Ценностная предметность проявляется лишь в процессе функ­ционирования предметов в системе общественных отношений.

Мир ценностей характеризует как индивидуальное, так и об­щественное сознание и формы деятельности, многообразен и на­правлен на природные, технико-экономические, социально-политические отношения, этические, эстетические, научные сис­темы, т. е. важнейшие компоненты культуры. Ценности подраз­деляются на материальные и духовные, а последние выступают в форме идей добра и зла, справедливости и несправедливости, прекрасного и безобразного и т. д. Основная форма, вбирающая в себя ценности, - идеал, который выражает высшую, совершен­ную цель стремлений и желаний человека, прообраз действи­тельности на пути движения от сущего к должному. Для общества весьма важно не терять из виду основные цели и не подменять фундаментальные ценности инструментальными. Так, для сооб­щества людей фундаментальное значение имеет осуществление прав и свобод каждой личности, а прикладное, инструментальное — техника, экономика, рынок, политика, демократия и т. п. С по­мощью инструментальных средств общество создает предпосыл­ки для проявления творческих качеств человека.

Различают идеалы: а) общечеловеческие - истина, красота, справедливость; б) конкретно-исторические ценности больших социальных групп - равенство, демократия, державность; в) цен­ности малых групп - успех, богатство, мастерство, самосовер­шенствование. Идеалы задают ориентиры индивидуальной и коллективной деятельности людей.

Ценности историчны и их системы иерархичны. Один из высших уровней такой иерархии занимают общечеловеческие ценности - объекты природы, жизнь человечества, мир между людьми, элементарные нормы нравственности, произведения ве­ликих художников, выдающиеся открытия ученых и т. д. В клас­совом обществе большая часть ценностей — представления о доб­ре и зле, свободе, равенстве, социальной справедливости, правах и обязанностях граждан, национальном достоинстве - носит классовый характер. При этом то, что оценивается положительно одним классом, нередко враждебно воспринимается другим и на­оборот, т. е. мир ценностей конкретен. Помимо общечеловеческих и социально-классовых, выделяются еще ценности общения -дружба, любовь, доверие; ценности деятельности - познание ис­тины, претворение ее в действительность; эстетические ценности -красота и безобразное и т. п.

В различные эпохи и у разных субъектов деятельности выделяются три основные направления ценностных ориентации: 1) на потусторонний мир; 2) на самого себя; 3) на общество.

Первый тип ориентации возникает в условиях: а) когда чело­век чувствует себя слабым перед таинственными силами миро­здания, неудовлетворенным своей "посюсторонней" жизнью; б) испытывает благоговение перед величием открывающейся пе­ред ним вечности и бесконечности*. Здесь обнаруживается пре­клонение перед сверхъестественным и сопричастность к святому.

Древнеиндийские философы, например, учили о слиянии индивидуальной и мировой душ, уходили от давящих условий кастового строя и постигали благо­говейное чувство единения с миром. Ориентация на сверхъестественное характерна для эпох (от пер­вобытного общества до Возрождения) и типов личностей, когда господствовало мироощущение коллективной слабости перед ре­альностью, а отдельный человек еще не осознавал себя лично­стью. Ориентация на святое вызывалась неудовлетворенностью реальной жизнью, стремлением уйти от нее в свой внутренний мир и в то же время ощутить величие мира в целом, трактуя его как Бога, абсолютную идею и т. д. При материалистическом ис­толковании первый тип ценностной ориентации предстает как ощущение человека микрокосмом, как взгляд на мир, где все свято само по себе (мир не только мастерская для человека, но и храм).

Ориентация на самого себя предполагает выделение лично­сти из общества, определенный уровень рефлексии. Уход в лич­ную жизнь и разочарование во всем, что выходит за ее пределы, сопутствует эпохам упадка, неоправдавшихся надежд: скепти­цизм после распада империи Александра Македонского; вуль­гарный гедонизм (когда смысл жизни сводится к наслаждению) в период распада Римской империи. Неустойчивое, вероятностное развитие современного общества также вызывает у многих лю­дей "замыкание" на личную жизнь.

Третий тип ориентации, на общество, возникает тогда, когда вера в авторитет мирового духа слабеет, а гедонизм демонстри­рует разложение. В античности это стоицизм (человек должен мужественно принимать свою судьбу, какой бы она ни была), в новое время - категорический императив Канта, требование ста­вить долг выше личных склонностей. Человек при этом понима­ется либо абстрактно, как представитель рода человеческого, ли­бо низводится до функции общества. Современная глобализация проблем также способствует развитию ориентации на общество.

Каждая из ценностных ориентации, взятая в отдельности, яв­ляется односторонней. Эта односторонность преодолевается по­пыткой синтеза разных подходов. Так, в концепции всеединства В. С. Соловьева все типы направленностей рассматриваются как моменты, подчиненные такой высшей ценности, как свободное творческое становление богочеловечества, воплощение образа Бога в мире через человека. Идея единства человека и мира при­вела к концепции ноосферы В. И. Вернадского, оказала влияние на А. Швейцера. Последний стремился доказать смысл ценност­ной ориентации как единство благоговения перед жизнью, долга и творческого проявления личностных склонностей. Марксизм говорит о необходимости гармонизации отношений между человеком, природой и обществом, человека с человеком и видит высшую ценность в свободном саморазвитии человека. Задача органического объединения ценностных ориентации на самоцен­ность мира, на долг перед обществом и самореализацию полно­стью не решена и поныне.

В капиталистическом обществе идет борьба между классиче-;кой буржуазной ориентацией - силой добиваться удовлетворения потребностей по максимуму - и новой ориентацией на обще-1еловеческие ценности, на выживание человечества и планеты в целом. Для сохранения социальной стабильности неокапитализм, шираясь на демократические нормы, вынужден составлять и:уществлять социальные программы.

В обществах деформированного социализма хищнически-потребительская тенденция также принимала уродливые формы, поскольку между хозяевами общественного производства (административно-командной системой) и его результатами наруша-[ась обратная связь, не было прямой заинтересованности и ответственности за качество результатов. Противоположные тен­денции в ходе обновления общества опираются на развертываю­щиеся процессы превращения работников в реальных хозяев производства (восстановление обратной связи между интересами и результатами), восстановление (там, где они были) или созда­ние демократических традиций, возрождение корней историче­ского сознания, культурных традиций.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.14.164 (0.006 с.)