Проблема личности в истории философии. Индивид, индивидуальность, личность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема личности в истории философии. Индивид, индивидуальность, личность.



В античности оценивалась роль человека как гражданина по­лиса. В целом же подход к человеку был умозрительным. Эту черту унаследовала средневековая философия, которая, к тому же, оторвала духовную природу человека от телесной, теологизи-ровала личность. Вместе с тем внимание к внутренней душевной жизни приводит к философскому открытию самосознания как осо­бой субъективной реальности, к формированию понятия "я".

Зарождающийся капитализм требовал инициативности и ак­тивности, проявления уникальности каждого индивида, что вы­ступает признаками личности. В XVIII в. появились теории гра­жданина мира* как выразителя общечеловеческих ценностей, гражданского общества и правового государства.

В теориях о будущем устройстве жизни Морелли, Г. Бабеф, Э. Кабе (на рубеже XVIII—XIX вв.) ориентировались на центра­лизацию, управление на основе единого хозяйственного плана, на регламентацию всех сфер жизни, уравнительство в системе распределения. Это течение принижало личность. Гуманистиче­ская концепция, напротив, возвышала личность, защищала право людей на беспрепятственное развитие их "естественной природы", рассматривала человека, удовлетворение его материальных и ду­ховных запросов сквозь призму развития производства, тех или иных форм трудовых объединений людей, науки и просвещения.

Полемизируя с предшествующей философской мыслью, К. Маркс и Ф. Энгельс отметили, что ни природа, ни разум не раскроют сущность человека, если в стороне оставить реальное общество, в котором функционирует человек. "Как само общест­во производит человека как человека, так и он производит обще­ство"189. Хотя воспитание и обстоятельства играют существен­ную роль в формировании человека, он не является простой иг­рушкой социальных сил. Изменяя условия своего бытия, участ­вуя в преобразованиях, человек становится творцом истории, раскрывая в этом процессе грани личности.

Представители биологизаторско-индивидуалистической кон­цепции объясняют личность исключительно действием наследст­венности и нейрофизиологических структур организма, утвер­ждают, что закон борьбы за существование (естественный отбор) действует не только в природе, но и в обществе. В действитель­ности экономическая и иная конкуренция зиждется на социаль­но-экономических основаниях, развивается иными путями, чем внутри- и межвидовая борьба в мире живого (естественный от-'эор в обществе имеет частичное, несущественное применение, в

Впервые в античной Греции киники (V-IV вв. до н. э.) именовали себя "гражда­нами мира", отрицая чувство и понятие Родины. Основатель кинизма Анти-сфен, будучи незаконнорожденным, выразил опыт человека, отторгнутого от патриархальных связей, лишенного опоры.

Концепции гражданина мира, общечеловеческих ценностей и патриотизма, го­сударственной гордости в идеале составляют единство взаимодополняющих противоположностей. основном в экстремальных ситуациях). Приверженцы структура­листского подхода, признавая социальную обусловленность лич­ности, сводят социум к безличностным структурам общества и человеческого духа. Многие зарубежные философы преодолели узкоструктуралистский взгляд на личность, связывая личность с функционированием социального характера (Э. Фромм), с про­цессом социализации (Ю. Хабермас).

Односторонней является позиция (например, у Тейяра де Шардена), противопоставляющая общество и индивида, массы людей и уникальную личность. Современная философия ком­плексно и конкретно подходит к вопросу о роли народа и лично­сти в истории. Л. Н. Гумилев в своих рассуждениях об этносе пи­сал о пассионариях (целеустремленных отдельных индивидах, способных вести за собой других, заражая их своим энтузиаз­мом), гармоничных личностях и субпассионариях (пассивной массе населения). На различных этапах развития этноса соотно­шение названных групп людей меняется.

Индивид, индивидуальность, личность.

Индивид - человеческая единица, представитель человече­ского рода (всеобщности) и исторически определенного общест­ва или группы (особенного).

Индивидуальность — система унаследованных и приобретен­ных социальных свойств, присущих конкретному человеку, ха­рактеризующих его неповторимость, исключительность. Инди­видуальность предполагает как целостность нашего "я", так и на­бор его специфических черт и свойств. Индивидуальность прояв­ляется на биологическом, психическом и социальном уровнях. Важнейшим признаком индивидуальности является универса­лизм, способность овладевать многими видами деятельности. Поясняя это, мыслители часто обращаются к выдающимся деяте­лям эпохи Возрождения. Так, Леонардо да Винчи был не только великим живописцем, но и выдающимся математиком, механи­ком и инженером. А. Дюрер был живописцем, гравером, скульп­тором, архитектором. Н. Макиавелли был государственным дея­телем, историком, поэтом, военным писателем. "Герои того вре­мени не стали еще рабами разделения труда... Отсюда та полнота и сила характера, которые делают их цельными людьми"190-Впрочем, культура Возрождения была элитарным духовным об­разованием и создавалась за счет народа.

Всесторонность развития личности относится не только к эпохе Возрождения. Физик, математик, механик и астроном Ньютон ставил алхимические опыты и комментировал Библию. Физик Юнг расшифровывал египетские иероглифы. Математик Гельмгольц - автор основополагающих трудов по физиологии слуха и зрения. Лауреат Нобелевской премии мира, врач Швей­цер имел докторские ученые степени по философии, богословию, музыке и праву. Композитор Бородин имел степень доктора медицины.

Рассматривая проблему художественного творчества, И. В. Гете, Ф. Шлегель, Новалис и Ф. Шлейермахер пришли к выводу, что гармоническое многообразие способностей достига­ется путем реализации какого-то главного призвания - дарова­ния, отличающего данного конкретного индивида. Это положе­ние, вероятно, справедливо для любого творчества. Человек в це­лом построен иерархически: "равномерное развитие всех сил... не наблюдается даже в физическом созревании человека... Иерархи­ческая структура... ставит вопрос о том, что в той или иной инди­видуальности является наиболее творческим и значительным"1 1. Универсализм, с одной стороны, есть признак индивидуаль­ности, а с другой стороны, есть движение к интегративности (множественности в человеке). И то, и другое (индивидуальность и интегративность) опираются на объективные процессы, проис­ходящие в обществе: а) конвергенцию и дивергенцию; б) соци­альную интеграцию и социальную дифференциацию; о) вхожде­ние в мировую цивилизацию, использование мирового опыта и "замыкание" на специфику. Как писал Э. Фромм в своей работе "Бегство от свободы", связи людей друг с другом и с природой соединяют человека с миром, но не уничтожают его индивиду­альности,

Интегративные качества личности антиномичны. Они суть: О выражение безликости, единообразия, преувеличенной регла-1ентации жизни; б) синтез индивидуальностей, показатель уни-зерсальности, что облегчает приобщение к достижениям миро-

>й культуры. Противоречива также индивидуальность: а) как жизненная

зиентация она есть признание самоценности, самостоятельно-человека, противостоящей всем формам монополизма, то-тьности; б) чрезмерная индивидуальность превращается в эгоштризм. предпосылки личностного развития закладываются во внут­риутробном периоде. У новорожденного ребенка с каждым днем увеличивается потребность в многообразных реакциях на окру­жающий мир.

Становление личности шло через осознание чувств страха и стыда в античности, любви к Богу, греховности человека и кор­поративной морали в средние века, через утверждение самоцен­ности человека в новое время.

Мировые религии выработали свой идеал личности. В основе христианского стереотипа личности лежит любовь к Богу и ближнему. Личностное развитие - расцвет всех талантов, данных человеку Богом, постоянное приготовление к вечной жизни, осознание своей греховности и спасительной миссии Христа. В исламе.главное в личности - строгое и безукоризненное выпол­нение воли Аллаха. Запрещается удовлетворять желания одного человека за счет других, осуждаются воровство, мошенничество, азартные игры и т. п. Половые роли четко распределены: муж -глава семьи, жена посвящает себя домашнему хозяйству и воспи­танию детей. Поощряется пользование всеми радостями жизни и запрещается самоотречение, аскетизм. В буддийской модели личности страдание является фундаментальным свойством чело­веческого существования.

Для высших млекопитающих характерно игровое поведение. Оно перешло и в человеческое поведение (особенно присущее детям). Формой свободного самовыражения человека, не связан­ного с достижением какой-либо утилитарной цели, доставляю­щей радость и удовольствие, стала игра. Игра — сокращенное и обобщенное выражение социальных отношений. Культура чело­вечества есть свободная и честная игра (И. Хейзинга), человек должен выбирать: "быть ничем или играть" (Ж.-П. Сартр). Игра -один из важнейших феноменов человеческого бытия.

Видимо, не случайно слово личность обозначало в европей­ских языках игровую театральную маску. Затем оно стало озна­чать самого актера и его роль. В дальнейшем понимание соци­альной роли (например, воспитателя, врача, художника, отца и т. д.) принимается человеком не как игра, а всерьез*: человек воз­лагает ее на себя свободно и с готовностью нести всю полноту связанной с этой ролью ответственности. Социальная роль — со­вокупность функций, образцов поведения и действий, выполняе­мых человеком, обладающим определенным социальным стату­сом. Уклонение от самостоятельного решения и ответственности | (но в рамках законопослушания) равносильно признанию своей личностной неразвитости.

В поведении человека проявляются различные варианты.

В флюгерно-приспособительном варианте человек мыслит и действует беспринципно, добровольно подчиняясь обстоятельст­вам, социальной моде, собственной склонности, власти и прово-|.димой ею идеологии (в изображении И. Канта, субъект "мечется туда и сюда, подобно туче комаров"). При изменении обстоя­тельств и власти приспособленец потенциально готов поменять свои взгляды и служить новому "идолу-божку", иной доктрине.

Второй вариант - консервативно-традиционалистский. Его носитель с недостаточным творческим потенциалом либо не спо­собен гибко реагировать на изменяющиеся обстоятельства и на-| ходится в плену прежних догм, либо, выражая интересы опреде­ленного слоя, упрямо держится "принципов".

Данную позицию нельзя отождествлять с личностно-независимым поведением (третий вариант), смысл которого был выражен Мартином Лютером (1483—1546): "на том стою и не! могу иначе". Два века спустя Кант автономное поведение харак­теризовал так, что человек задает себе сам определенное правило поведения, ставит его выше своих меняющихся желаний, при­страстий и преходящих обстоятельств, к которым надо приспо­сабливаться. Верно улавливая достоинства личностно-независимого поведения человека, Кант недооценивает объектив­ную обусловленность поступков человека. Автономность сознания и поведения уважительна, если она не превращается в упрямство. I При анализе четвертого варианта мы исходим из того, что в | процессе антропосоциогенеза в человеке формируются устойчи­вость и гибкость. Устойчивость выражается через мировоззренче­ское "ядро", убеждения, гибкость - в умении реагировать на новое, корректировать свои убеждения в определенном диапазоне. Миро­воззренческое ядро не выступает в роли оков и позволяет уточнять, в известной степени изменять позиции по каким-то вопросам. JJejio-век с объективной ориентацией на вещи и процессы, диалектически мыслящий и морально честный, сохраняет принципиальность в важнейших мировоззренческих вопросах, не изменяя внутреннему 'я", одновременно творчески откликается на реалии жизни. Понятие личность обозначает целостного человека в единст­ве его индивидуальных способностей и выполняемых им соци­альных ролей (функций). Личность - это человек со своими со­циально обусловленными индивидуально выраженными качест­вами: интеллектуальными, эмоциональными, волевыми.

В первобытном обществе из-за нерасчлененности общест­венных функций отдельный человек не мог стать личностью. Дальнейшее развитие общества привело к тому, что человек все больше выделялся из непосредственного слияния с родом и с природой, осуществлял многообразные социальные функции и тем самым развивал в себе личностные качества. Итак, личность — понятие конкретно-историческое.

Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе социализации. Под социализацией понимается: а) освоение чело­веком системы социальных норм и ценностей, социальных по­требностей; б) реальное включение индивида в общественную жизнь, процесс наделения людей социальными свойствами. "Со­циализация, - по К. Марксу, - не есть механическое наложение на индивида готовой социальной формы. Индивид, выступаю­щий как объект социализации, является в то же время субъектом общественной активности, творцом общественных форм"1.

Социализация в целом означает процесс цивилизации членов общества. Социализация человека многогранна и включает:

4 отношение "я - я" - внутренний диалог человека с самим собой, формирующий самосознание;

* отношение "я - ты" - коммуникация (общение, связь) человека с другим человеком как условие формирова­ния нравственного чувства, любви, дружбы, ненависти и т. д.:

* отношение "я - мы" — разные пласты экономического и социально-политического бытия личности, ее взаимодей­ствия с технологиями и формами собственности, соци­альной средой, народом, государством, на основе чего че­рез формирование той или иной системы ценностей про­исходит воспитание чувств и формирование идей нацио­нальной, классовой и государственной гордости, группо­вой солидарности, социальной справедливости;

* отношение "я - человечество", осознание своей причаст­ности к виду "человека разумного", к истории, источник социально-философских, исторических, футурологиче-ских и иных рефлексий;

4 отношение "я - природа", область формирования натурфи­лософских проблем, экологического сознания и поведения;

4 отношение "я - вторая природа", к миру вещей, создавае­мых человеком, возможность стать "мерой всех вещей";

4 отношение "я - универсум", источник мировоззрения, фи­лософских рефлексий, религиозных идей, рассуждений о смысле жизни и смерти, ответственного отношения к себе и всему окружающему.

На основе коммуникаций "я" с различными средами форми­руются онтологические гносеологические, праксиологические, аксиологические и философски-антропологические рефлексии и чувствования, складываются определенные нормы поведения и деятельности людей.

Важнейшими формами социализации являются: обычаи, тра­диции, государственно-правокые нормы, язык. Посредством этих форм осуществляется воспитание, обучение и деятельность чело­века. Личность проявляется через свойства: способность к труду, сознание и разум, свободу и ответственность, направлен­ность и неповторимость, харакгтер и темперамент.

Индивидуальное поступательное развитие личности не бес­конечно. Биологическое разви тие измеряется состоянием обмена веществ и функций организма. Социальный возраст определяется уровнем социального развития, зависит от овладения индивидом набором социальных ролей. ГПсихическое развитие определяется уровнем умственного, эмоционального и т. д. развития личности. Существует также, помимо объективных показателей, субъек­тивное, опирающееся на внутреннюю точку отсчета, представле­ние личности о степени своего развития.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 549; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.96.61 (0.014 с.)