Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема личности в истории философии. Индивид, индивидуальность, личность.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В античности оценивалась роль человека как гражданина полиса. В целом же подход к человеку был умозрительным. Эту черту унаследовала средневековая философия, которая, к тому же, оторвала духовную природу человека от телесной, теологизи-ровала личность. Вместе с тем внимание к внутренней душевной жизни приводит к философскому открытию самосознания как особой субъективной реальности, к формированию понятия "я". Зарождающийся капитализм требовал инициативности и активности, проявления уникальности каждого индивида, что выступает признаками личности. В XVIII в. появились теории гражданина мира* как выразителя общечеловеческих ценностей, гражданского общества и правового государства. В теориях о будущем устройстве жизни Морелли, Г. Бабеф, Э. Кабе (на рубеже XVIII—XIX вв.) ориентировались на централизацию, управление на основе единого хозяйственного плана, на регламентацию всех сфер жизни, уравнительство в системе распределения. Это течение принижало личность. Гуманистическая концепция, напротив, возвышала личность, защищала право людей на беспрепятственное развитие их "естественной природы", рассматривала человека, удовлетворение его материальных и духовных запросов сквозь призму развития производства, тех или иных форм трудовых объединений людей, науки и просвещения. Полемизируя с предшествующей философской мыслью, К. Маркс и Ф. Энгельс отметили, что ни природа, ни разум не раскроют сущность человека, если в стороне оставить реальное общество, в котором функционирует человек. "Как само общество производит человека как человека, так и он производит общество"189. Хотя воспитание и обстоятельства играют существенную роль в формировании человека, он не является простой игрушкой социальных сил. Изменяя условия своего бытия, участвуя в преобразованиях, человек становится творцом истории, раскрывая в этом процессе грани личности. Представители биологизаторско-индивидуалистической концепции объясняют личность исключительно действием наследственности и нейрофизиологических структур организма, утверждают, что закон борьбы за существование (естественный отбор) действует не только в природе, но и в обществе. В действительности экономическая и иная конкуренция зиждется на социально-экономических основаниях, развивается иными путями, чем внутри- и межвидовая борьба в мире живого (естественный от-'эор в обществе имеет частичное, несущественное применение, в Впервые в античной Греции киники (V-IV вв. до н. э.) именовали себя "гражданами мира", отрицая чувство и понятие Родины. Основатель кинизма Анти-сфен, будучи незаконнорожденным, выразил опыт человека, отторгнутого от патриархальных связей, лишенного опоры. Концепции гражданина мира, общечеловеческих ценностей и патриотизма, государственной гордости в идеале составляют единство взаимодополняющих противоположностей. основном в экстремальных ситуациях). Приверженцы структуралистского подхода, признавая социальную обусловленность личности, сводят социум к безличностным структурам общества и человеческого духа. Многие зарубежные философы преодолели узкоструктуралистский взгляд на личность, связывая личность с функционированием социального характера (Э. Фромм), с процессом социализации (Ю. Хабермас). Односторонней является позиция (например, у Тейяра де Шардена), противопоставляющая общество и индивида, массы людей и уникальную личность. Современная философия комплексно и конкретно подходит к вопросу о роли народа и личности в истории. Л. Н. Гумилев в своих рассуждениях об этносе писал о пассионариях (целеустремленных отдельных индивидах, способных вести за собой других, заражая их своим энтузиазмом), гармоничных личностях и субпассионариях (пассивной массе населения). На различных этапах развития этноса соотношение названных групп людей меняется. Индивид, индивидуальность, личность. Индивид - человеческая единица, представитель человеческого рода (всеобщности) и исторически определенного общества или группы (особенного). Индивидуальность — система унаследованных и приобретенных социальных свойств, присущих конкретному человеку, характеризующих его неповторимость, исключительность. Индивидуальность предполагает как целостность нашего "я", так и набор его специфических черт и свойств. Индивидуальность проявляется на биологическом, психическом и социальном уровнях. Важнейшим признаком индивидуальности является универсализм, способность овладевать многими видами деятельности. Поясняя это, мыслители часто обращаются к выдающимся деятелям эпохи Возрождения. Так, Леонардо да Винчи был не только великим живописцем, но и выдающимся математиком, механиком и инженером. А. Дюрер был живописцем, гравером, скульптором, архитектором. Н. Макиавелли был государственным деятелем, историком, поэтом, военным писателем. "Герои того времени не стали еще рабами разделения труда... Отсюда та полнота и сила характера, которые делают их цельными людьми"190-Впрочем, культура Возрождения была элитарным духовным образованием и создавалась за счет народа. Всесторонность развития личности относится не только к эпохе Возрождения. Физик, математик, механик и астроном Ньютон ставил алхимические опыты и комментировал Библию. Физик Юнг расшифровывал египетские иероглифы. Математик Гельмгольц - автор основополагающих трудов по физиологии слуха и зрения. Лауреат Нобелевской премии мира, врач Швейцер имел докторские ученые степени по философии, богословию, музыке и праву. Композитор Бородин имел степень доктора медицины. Рассматривая проблему художественного творчества, И. В. Гете, Ф. Шлегель, Новалис и Ф. Шлейермахер пришли к выводу, что гармоническое многообразие способностей достигается путем реализации какого-то главного призвания - дарования, отличающего данного конкретного индивида. Это положение, вероятно, справедливо для любого творчества. Человек в целом построен иерархически: "равномерное развитие всех сил... не наблюдается даже в физическом созревании человека... Иерархическая структура... ставит вопрос о том, что в той или иной индивидуальности является наиболее творческим и значительным"1 1. Универсализм, с одной стороны, есть признак индивидуальности, а с другой стороны, есть движение к интегративности (множественности в человеке). И то, и другое (индивидуальность и интегративность) опираются на объективные процессы, происходящие в обществе: а) конвергенцию и дивергенцию; б) социальную интеграцию и социальную дифференциацию; о) вхождение в мировую цивилизацию, использование мирового опыта и "замыкание" на специфику. Как писал Э. Фромм в своей работе "Бегство от свободы", связи людей друг с другом и с природой соединяют человека с миром, но не уничтожают его индивидуальности, Интегративные качества личности антиномичны. Они суть: О выражение безликости, единообразия, преувеличенной регла-1ентации жизни; б) синтез индивидуальностей, показатель уни-зерсальности, что облегчает приобщение к достижениям миро- >й культуры. Противоречива также индивидуальность: а) как жизненная зиентация она есть признание самоценности, самостоятельно-человека, противостоящей всем формам монополизма, то-тьности; б) чрезмерная индивидуальность превращается в эгоштризм. предпосылки личностного развития закладываются во внутриутробном периоде. У новорожденного ребенка с каждым днем увеличивается потребность в многообразных реакциях на окружающий мир. Становление личности шло через осознание чувств страха и стыда в античности, любви к Богу, греховности человека и корпоративной морали в средние века, через утверждение самоценности человека в новое время. Мировые религии выработали свой идеал личности. В основе христианского стереотипа личности лежит любовь к Богу и ближнему. Личностное развитие - расцвет всех талантов, данных человеку Богом, постоянное приготовление к вечной жизни, осознание своей греховности и спасительной миссии Христа. В исламе.главное в личности - строгое и безукоризненное выполнение воли Аллаха. Запрещается удовлетворять желания одного человека за счет других, осуждаются воровство, мошенничество, азартные игры и т. п. Половые роли четко распределены: муж -глава семьи, жена посвящает себя домашнему хозяйству и воспитанию детей. Поощряется пользование всеми радостями жизни и запрещается самоотречение, аскетизм. В буддийской модели личности страдание является фундаментальным свойством человеческого существования. Для высших млекопитающих характерно игровое поведение. Оно перешло и в человеческое поведение (особенно присущее детям). Формой свободного самовыражения человека, не связанного с достижением какой-либо утилитарной цели, доставляющей радость и удовольствие, стала игра. Игра — сокращенное и обобщенное выражение социальных отношений. Культура человечества есть свободная и честная игра (И. Хейзинга), человек должен выбирать: "быть ничем или играть" (Ж.-П. Сартр). Игра -один из важнейших феноменов человеческого бытия. Видимо, не случайно слово личность обозначало в европейских языках игровую театральную маску. Затем оно стало означать самого актера и его роль. В дальнейшем понимание социальной роли (например, воспитателя, врача, художника, отца и т. д.) принимается человеком не как игра, а всерьез*: человек возлагает ее на себя свободно и с готовностью нести всю полноту связанной с этой ролью ответственности. Социальная роль — совокупность функций, образцов поведения и действий, выполняемых человеком, обладающим определенным социальным статусом. Уклонение от самостоятельного решения и ответственности | (но в рамках законопослушания) равносильно признанию своей личностной неразвитости. В поведении человека проявляются различные варианты. В флюгерно-приспособительном варианте человек мыслит и действует беспринципно, добровольно подчиняясь обстоятельствам, социальной моде, собственной склонности, власти и прово-|.димой ею идеологии (в изображении И. Канта, субъект "мечется туда и сюда, подобно туче комаров"). При изменении обстоятельств и власти приспособленец потенциально готов поменять свои взгляды и служить новому "идолу-божку", иной доктрине. Второй вариант - консервативно-традиционалистский. Его носитель с недостаточным творческим потенциалом либо не способен гибко реагировать на изменяющиеся обстоятельства и на-| ходится в плену прежних догм, либо, выражая интересы определенного слоя, упрямо держится "принципов". Данную позицию нельзя отождествлять с личностно-независимым поведением (третий вариант), смысл которого был выражен Мартином Лютером (1483—1546): "на том стою и не! могу иначе". Два века спустя Кант автономное поведение характеризовал так, что человек задает себе сам определенное правило поведения, ставит его выше своих меняющихся желаний, пристрастий и преходящих обстоятельств, к которым надо приспосабливаться. Верно улавливая достоинства личностно-независимого поведения человека, Кант недооценивает объективную обусловленность поступков человека. Автономность сознания и поведения уважительна, если она не превращается в упрямство. I При анализе четвертого варианта мы исходим из того, что в | процессе антропосоциогенеза в человеке формируются устойчивость и гибкость. Устойчивость выражается через мировоззренческое "ядро", убеждения, гибкость - в умении реагировать на новое, корректировать свои убеждения в определенном диапазоне. Мировоззренческое ядро не выступает в роли оков и позволяет уточнять, в известной степени изменять позиции по каким-то вопросам. JJejio-век с объективной ориентацией на вещи и процессы, диалектически мыслящий и морально честный, сохраняет принципиальность в важнейших мировоззренческих вопросах, не изменяя внутреннему 'я", одновременно творчески откликается на реалии жизни. Понятие личность обозначает целостного человека в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных ролей (функций). Личность - это человек со своими социально обусловленными индивидуально выраженными качествами: интеллектуальными, эмоциональными, волевыми. В первобытном обществе из-за нерасчлененности общественных функций отдельный человек не мог стать личностью. Дальнейшее развитие общества привело к тому, что человек все больше выделялся из непосредственного слияния с родом и с природой, осуществлял многообразные социальные функции и тем самым развивал в себе личностные качества. Итак, личность — понятие конкретно-историческое. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе социализации. Под социализацией понимается: а) освоение человеком системы социальных норм и ценностей, социальных потребностей; б) реальное включение индивида в общественную жизнь, процесс наделения людей социальными свойствами. "Социализация, - по К. Марксу, - не есть механическое наложение на индивида готовой социальной формы. Индивид, выступающий как объект социализации, является в то же время субъектом общественной активности, творцом общественных форм"1. Социализация в целом означает процесс цивилизации членов общества. Социализация человека многогранна и включает: 4 отношение "я - я" - внутренний диалог человека с самим собой, формирующий самосознание; * отношение "я - ты" - коммуникация (общение, связь) человека с другим человеком как условие формирования нравственного чувства, любви, дружбы, ненависти и т. д.: * отношение "я - мы" — разные пласты экономического и социально-политического бытия личности, ее взаимодействия с технологиями и формами собственности, социальной средой, народом, государством, на основе чего через формирование той или иной системы ценностей происходит воспитание чувств и формирование идей национальной, классовой и государственной гордости, групповой солидарности, социальной справедливости; * отношение "я - человечество", осознание своей причастности к виду "человека разумного", к истории, источник социально-философских, исторических, футурологиче-ских и иных рефлексий; 4 отношение "я - природа", область формирования натурфилософских проблем, экологического сознания и поведения; 4 отношение "я - вторая природа", к миру вещей, создаваемых человеком, возможность стать "мерой всех вещей"; 4 отношение "я - универсум", источник мировоззрения, философских рефлексий, религиозных идей, рассуждений о смысле жизни и смерти, ответственного отношения к себе и всему окружающему. На основе коммуникаций "я" с различными средами формируются онтологические гносеологические, праксиологические, аксиологические и философски-антропологические рефлексии и чувствования, складываются определенные нормы поведения и деятельности людей. Важнейшими формами социализации являются: обычаи, традиции, государственно-правокые нормы, язык. Посредством этих форм осуществляется воспитание, обучение и деятельность человека. Личность проявляется через свойства: способность к труду, сознание и разум, свободу и ответственность, направленность и неповторимость, харакгтер и темперамент. Индивидуальное поступательное развитие личности не бесконечно. Биологическое разви тие измеряется состоянием обмена веществ и функций организма. Социальный возраст определяется уровнем социального развития, зависит от овладения индивидом набором социальных ролей. ГПсихическое развитие определяется уровнем умственного, эмоционального и т. д. развития личности. Существует также, помимо объективных показателей, субъективное, опирающееся на внутреннюю точку отсчета, представление личности о степени своего развития.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 605; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.240.14 (0.012 с.) |