Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы импирического и теоретического исследования. Этика науки.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Косновным методам эмпирического исследования отно-|сятся наблюдение, измерение и эксперимент. Наблюдение - целенаправленное восприятие предметов и яв-|лений, постижение их смысла и значения, непосредственное и с помощью приборов, в их естественном виде. Наблюдение опирается не только на работу органов чувств, но и на вырабатываемую наукой способность истолковывать чувственные данные. (Различают наблюдение внешнее (со стороны) и включенное (на-податель выступает участником изучаемого процесса). Опытное естествознание, начало которому положено труда-ш Леонардо да Винчи, Г. Галилея и И. Ньютона, своим расцветом обязано применению измерений. Измерение есть установле-ше одной величины с помощью другой, принятой за эталон, а 1кже описание этой процедуры. К постановке эксперимента прибегают тогда, когда необхо-[мо изучить некоторое состояние предмета наблюдения, естест-1енным образом не всегда присущее предмету. Воздействуя на "редмет в специально подобранных условиях, исследователь це-1енаправленно вызывает нужное ему состояние предмета, а затем шблюдает его. Современные эксперименты разнообразны: охватывают лабораторные опыты, области техники, технологии, экосистемы, демографии, включают научные методы организации труда и управления, экономические эксперименты. Возможен и "мысленный" эксперимент. В обществе применение эксперимента затруднено тем, что подвергаемые испытанию социальные объекты невозможно изолировать от других общественных явлений, что нарушает "чистоту" опыта. К тому же большинство социальных явлений невоспроизводимо в лабораторных условиях. В эксперименте сказывается активность субъекта, в нем слиты познавательная и преобразующая функции. К общелогическим методам научного познания относятся взаимосвязанные между собой анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение. Анализ — мысленное или фактическое разделение предмета на его отдельные части, составные элементы. Синтез - процесс реального или мысленного объединения различных сторон, частей предмета в единое образование (систему). Индукция - метод исследования, связанный с движением мысли от единичного к общему. Дедукция - восхождение процесса познания от общего к единичному. Широко известны методологическая программа Ф. Бэкона - эмпирико-индуктивная* и Р. Декарта - рационалистически-дедуктивная. К. Маркс, изучая капиталистический способ производства, сначала мысленно расчленил его на отдельные стороны (собственно производство, обращение, распределение) и изучил каждую из них. Затем, объединив уже исследованные стороны, он получил знание о капитализме в целом. Здесь применен единый аналити-ко-синтетический способ познания, где переплетаются индукция и дедукция. Абстрагирование представляет собой некоторый отход (отвлечение) от непосредственно воспринимаемой действительности. Результатом такой деятельности мышления являются абстракции (как отдельно взятые понятия и категории, так и их системы). Особенно велика роль абстракции при изучении общества. Здесь сила абстракции, по мнению Маркса, заменяет микроскоп и все прочие приборы. К другим особенностям социального научного познания относятся: С помощью законов индукции Бэкона можно открыть лишь простейшие эмпирические закономерности о регулярной связи наблюдаемых свойств явлений природы. * преимущественная ориентация на качественный анализ событий, явлений, изучение единичного, индивидуального на основе общего, закономерного; * обращенность прежде всего на мир человека, который выступает и как объект познания, и как субъект познания и преобразования действительности; *• социальное познание пронизано ценностным подходом; *• общественным отношениям присущ более противоречивый и многомерный характер, нежели связям в природе (отклонения, зигзаги, обратные и "попятные" движения, случайности на фоне необходимости, альтернативы и т. п.). Это обусловливает более выраженное "вероятностное" и динамичное социальное познание, отсутствие общепризнанных парадигм, расплывчатость его эмпирического базиса. В отличие от естествознания социальной науке сложнее выявить социальные факты и труднее "измерить" социальные события. Движение мысли идет от абстрактного к конкретному. Абстрактное - сторона, момент, часть целого, фрагментарное. Конкретное выступает результатом воссоединения выделенных в процессе абстрагирования понятий в нечто единое, целостное. Конкретное являет собой объект, отраженный в мышлении в единстве его компонентов, связей и отношений. К. Маркс в "Капитале", отправляясь от понятия товара - исходной абстракции, характеризующей сущность капиталистического производства, восходил к абстракциям все более богатым и содержательным (деньги, капитал, прибавочная стоимость, заработная плата и др.), постепенно воссоздавая всестороннюю картину капиталистической экономики в целом. В результате капиталистическое производство предстало как конкретное, как "синтез многих определений", как "единство многообразного". Но прежде чем сформировать абстрактные понятия, а затем синтезировать их в конкретное целое, Маркс изучил огромное множество фактов капиталистической действительности, доступных непосредственному созерцанию. Эти факты явились исходным материалом для абстрагирования, выделения понятий, а затем - для восхождения от абстрактного к конкретному. Абстрагирование неких свойств и отношений объектов создает основу для их объединения в единый класс. Обобщение -логический прием, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов. Пределом обобщения выступают философские категории. Обобщение связано с индукцией и абстрагированием. Противоположность обобщения - ограничение. Основные средства теоретического научного познания: идея, проблема, гипотеза, теория (концепция). Идея - понятие, обозначающее смысл, значение, сущность вещи. Идея - это мысль, достигшая высокой степени объективности, полноты и конкретности, нацеленная на практическую реализацию. Идея выступает в качестве принципа объяснения явлений, отражает ценностное отношение к сущему, намечает выход за пределы наличного знания. Проблемы вырастают из потребностей практической деятельности человека в ходе стремления к новому знанию. Проблемы возникают, по мнению К. Поппера, либо как следствие противоречия в отдельной теории, либо при становлении двух различных теорий, либо в результате столкновения теории с наблюдениями. Постановка проблемы включает в себя предварительное знание путей ее решения. Разрешение одной научной проблемы ведет к появлению новых проблем, ибо расширение круга знаний сопровождается увеличением области неизведанного (на это обратил внимание древнегреческий философ Зенон). Проблема есть единство неизвестного и известного, незнания и знания. Без постановки вопросов целенаправленный научный поиск невозможен*, а без ответов на поставленные вопросы, без решений проблем наука останется лишь собранием предположений. Необходимым моментом развития научного знания выступает выдвижение, обоснование и доказательство гипотез. Гипотеза -знание, в основе которого лежит предположение, это еще не доказанное теоретическое построение (рассуждение). Это — некоторое утверждение о реальности, истинность или ложность которого должен показать эксперимент, т. е. гипотезы должны подчиняться природе явлений. Самым надежным методом в исследовании природы, полагал И. Ньютон, служит установление опытами свойств природных явлений, а гипотезы относительно их возникновения можно отложить на второй план. Одни гипотезы носят предварительный характер, служат для первоначальной систематизации фактов, другие используются для более глубокого Даже мнимые проблемы (в их основе лежит ошибочная исходная мысль), приводя к негативному результату (или отсутствию такового), в конечном счете снимают тот или иной вопрос и способствуют научному прогрессу (например, отвергнутая проблема вечного двигателя способствовала утверждению идеи, что для получения движения нужна энергия). [объяснения фактов и со временем, после подтверждения их практикой, могут стать достоверными теориями. Часто в науке одновременно существует несколько конкурирующих между собой •ипотез. Из них выбирается наиболее вероятная. При построении игютезы пользуются определенными правилами. Гипотеза не должна логически противоречить ранее установленному знанию (фактам, законам, принципам), достоверность которого уже доказана; она должна объяснять все факты, относящиеся к данному эугу явлений. Не подтвержденные проверкой гипотезы либо видо-леняются, либо отбрасываются, превращаются в заблуждения. Обоснование и доказательство гипотезы превращает ее в •георию. В широком значении теория - это наука, знание вообще, отличие от практической деятельности людей. В узком понимании теория - знание, имеющее строго определенную форму. Теория отражает закономерности, сущностные характеристики определенной области действительности. По своему строению научная теория представляет собой целостную и внутренне дифференцированную систему взаимосвязанных понятий, законов и высказываний об изучаемых объектах. В построении теории участвуют логика и методология, философские установки и ценностные факторы. Исходные положения теории - аксиомы или постулаты. Из них все остальные утверждения должны выводиться логическим путем на основе принимаемых правил вывода и определения. Аксиоматический метод применяется прежде всего в математике, а в ходе математизации науки - в естествознании, экономических науках, социологии и т. д. Любая теоретическая система, доказывал К. Поппер, должна удовлетворять двум основным требованиям: непротиворечивости (логическая согласованность принимаемых в теории высказываний, отсутствие нарушений законов формальной логики) и опытной экспериментальной проверяемости. Если эмпирики началом познания считают обнаружение новых фактов, их анализ и последующее индуктивное обобщение, то рационалисты правильно подмечают, что для этого необходима в первую очередь определенная идея, рациональная мысль. Индуктивные и дедуктивные рассуждения в отдельности оказываются недостаточными для научного познания. Они должны быть соединены (как у Маркса) и дополнены абдуктивными рассуждениями. Понятие абдукции в научный оборот ввел американский логик и философ Чарлз Сандерс Пирс (1839-1914). Он характеризует абдукцию (репродуктивные рассуждения) как генерирование новых объяснительных гипотез. Абдукция охватывает все операции, посредством которых возникают теории и понятия 5. Обществоведческая теория выступает посредником, связывающим людей с объективными условиями их деятельности, следовательно, фактором, утверждающим историю. Теория призвана дать научную картину действительности и выработать правильные социальные и политические ориентации в обосновании практических действий. Существуют объекты (например, становление Вселенной, возникновение человека и т. п.), которые не могут быть воспроизведены в опыте. Для их изучения прибегают к историческому и логическому методам. Использование исторического метода предполагает описание реального процесса возникновения и развития объекта, осуществляемое с максимальной полнотой. Задачей такого исследования является раскрытие конкретных условий, обстоятельств и предпосылок различных явлений, их последовательности и смены одних стадий развития другими. Без исследования генезиса невозможно понять явления живой природы, характер геологических, исторических и других процессов. В наибольшей степени генезисно-исторический подход применим к обществу. Конкретно-исторический анализ определенных ситуаций дает возможность правильно осмыслить и объяснить реальный ход истории. Например, противоборство в прошлом тенденций чрезмерного огосударствления, обезличивания жизни и гуманно-демократического развития во многом объясняет современное переходное состояние нашего общества, где наличествуют элементы тоталитаризма и демократии. Принцип историзма означает: обусловленность настоящего и будущего прошлым; рассмотрение явлений как в контексте общего мирового развития, так и специфики той или иной страны; относительное перенесение характеристик особенных исторических форм для выяснения степени зрелости других социально-исторических состояний (например, анализ капитализма для Маркса стал основой создания диалектико-материалистического понимания истории в целом); учет единства объективных условий и субъективных факторов -человеческого выбора, идеалов, воли к действию. Исторический метод органично перерастает в логический, который фиксирует объективную логику развития событий, отвлекаясь от их случайных конкретно-исторических особенностей. Логическое являет собой отражение исторического прощесса в освобожденном от случайностей, от несущественного (иде. В ходе логического анализа исследование более поздних и [витых форм процесса дает ключ к пониманию и изучению ран- х его форм. Одним из методов теоретического научного исследования вступает аналогия - прием познания, при котором на основе содства объектов в одних признаках заключают об их сходстве в других признаках. Близок к аналогии метод моделирования -шем познания, который позволяет посредством одной системы ([естественной, а чаще искусственной, созданной человеком) вос-гроизвести другую, более сложную систему, являющуюся объек-»м исследования. Первые попытки моделирования относятся к шохе Возрождения, когда Филиппе Брунеллески создал модель >бора во Флоренции, а Микеланджело Буанаротти - модель ку-юла собора Святого Петра в Риме. Различаются модели материальные и идеальные. Материаль-ie модели - вещественное воспроизведение исследуемого объекта (например, модели различных органов и тканей живого организма). Идеальные модели представляют собой совокупность вычислительных элементов - математических формул, уравнений, логических символов, различного рода знаков и т. д. В современном познании компьютер способен моделировать самые различные процессы (например, колебания рыночных цен, динамику фодонаселения, взлет и выход на орбиту искусственного спутника Земли, химическую реакцию и т. д.). В целом все методы исследования, эмпирические и теорети-1еские, составляют единый комплекс. Этика науки. Социолог науки Роберт Кинг Мертон (р. 1910) называет следующие ценности науки: а) универсализм - истинность ут-:рждений независимо от возраста, пола, авторитета, титулов, *ваний тех, кто их формулирует; б) открытость знаний для даль-1ейшего использования; в) бескорыстность* как стимул научной стельности; г) организованный скептицизм, т. е. каждый уче-ш несет ответственность за оценку доброкачественности того, сделано им и его коллегами. Это не отвергает, на наш взгляд, значения материального стимулирования труда ученых В целом, важнейшими нормами научной этики являются: отрицание плагиата; неприятие фальсификации данных эксперимента; бескорыстный поиск и отстаивание истины; результат должен быть новым знанием, логически, экспериментально обоснованным. Чтобы стать полноценным научным работником, надо помимо профессионализма, методологической вооруженности, диа-лектико-материалистического мышления выработать определенные социально-психологические качества. Они формируются как через коллектив, общение, так и индивидуально. Среди этих качеств одно из важнейших - творческая интуиция. Надо быть "вписанным" в коллектив и одновременно проявлять самостоятельность, оригинальность, быть "терпимым" к людям, идеям и вместе с тем принципиальным. Ученый, наряду с уверенностью, постоянно сомневается, стремится обнародовать свои результаты и порой ограничивает это желание, чтобы сохранить авторское право на идеи, стремится к "многознанию", широкой информированности и порой противится этому, чтобы не оказаться в плену чужих мыслей. Является ли знание силой, служащей человеку, не оборачивается ли оно против него? - такой вопрос издавна волнует человечество. Сократ учил, что познание является необходимым условием и составной частью благой, доброй жизни. Противоположное мнение высказал Аристотель: кто движется вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед. Аналогично рассуждал Ж.-Ж. Руссо, считавший, что в какой степени нарастала мощь науки и искусства, в той же степени происходило падение моральных устоев общества. Проблема соотношения истины и добра перерастает в проблему связи свободы и ответственности в деятельности ученых, в проблему комплексного и долговременного учета неоднозначных последствий развития науки. При оценке результативности науки необходим конкретный подход к конкретным научным идеям, затрагивающим интересы живущих и будущих поколений. А для этого необходимо широкое, гласное, демократическое, а главное, компетентное обсуждение предлагаемых решений. Сложность состоит в том. что широкое участие людей в экспертизе и компетентность могут оказаться несовместимыми. Метафизическое разъединение науки и нравственности порой приводит к тому, что многие ученые считают своим долгом лишь поиск "чистой" истины, а практическое применение и учет последствий якобы должны осуществлять другие специалисты. Конечно, разделение труда в науке, как и в любой деятельности, существует. Тем не менее, от ученого требуются высокое самосознание и чувство нравственной ответственности за возможные последствия тех или иных предлагаемых научных проектов (особенно в генной инженерии, биотехнологии, биомедицинских и генетических исследованиях человека). Идея неограниченной свободы исследования, которая была прогрессивной на протяжении многих столетий, ныне не может приниматься безоговорочно. Например, в 1975 г. ведущие ученые мира заключили мораторий, временно приостановив ряд исследований, потенциально опасных для человека и других форм жизни на нашей планете. Знание не всегда ведет к добродетели (например, создание на основе научного знания оружия массового уничтожения людей). Но отсюда не вытекает, будто путем к добродетели является невежество. "Мы только уйдем в сторону от существа проблемы, если будем перекладывать на науку ответственность за извращение человеческих ценностей". Сейчас сталкиваются позиции сциентизма (слепого преклонения перед наукой) и антисциен-тизма (страха перед наукой). Оправданными можно считать только те научные решения, которые восприняты обществом на основе достаточно полной информации и где наличествует не только высокий профессионализм, но и учтены социальные и моральные компоненты (последствия).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.131.115 (0.016 с.) |