Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Историческая необходимость и свобода личности.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Проблема соотношения необходимости и свободы нашла шрокое отражение в философской мысли. Платон, исходя из ж примата общего над единичным, в "Государстве" и "Зако-шх" впервые нарисовал утопическую модель общества, в кото->м граждане во имя блага общества лишаются свободы выбора стельности, на интимную жизнь, но ощущают себя счастливыми, гордясь силой и величием государства. Предложенное решение - апология долга во всей его тотальности. Согласно учению стоиков, осознанное подчинение судьбе (необходимости) - условие и путь к свободе. Ислам предписывает покорность Аллаху и земным властям, буддизм - любовь и милосердие ко всем живым существам. Согласно христианской философии, условием освобождения (спасения), перехода в царство свободы ("царствие небесное") является любовь к Богу и человека к человеку. Олицетворением же несвободы выступает неискоренимая греховность человека перед Богом. Спинозовское определение свободы как осознанной необходимости вытекало из убеждения, что "порядок идей в разуме" соответствует "порядку вешей в природе" и наоборот. Весь мировой процесс совершается в силу абсолютной необходимости, а человеческая воля ничего не в состоянии изменить. Кант, сопоставляя культуру и цивилизацию, соотносил их со свободой и необходимостью. Проблему свободы он пытался решать путем нравственного преобразования общества, посредством культивирования категорического императива. Ф. Шлегель возможность свободы связывал со становлением мира. "Если бы мир был завершен, то в нем ничего больше нельзя было бы изменить и создать, и свобода была бы невозможной... Только человечеству в целом, а не отдельному человеку может быть приписана вполне позитивная свобода и способность воздействовать на мир". Французские материалисты (Дидро, Гольбах), понимая человека как природное существо, отрицали саму возможность свободы; "разумность" их мира тождественна всеобщей фатальности. В русской философии категория свободы соотносилась с понятием воли и вольницы (дозволенности). Л. Н. Толстой сформулировал взгляд на историю как совершающуюся независимо от человеческой свободы. Он пришел к выводу о необходимости соединения людей в рамках внегосударственных форм, основанных на принципе любви к ближнему. В. С. Соловьев отвергал тезис Толстого о непротивлении злу насилием. Для Маркса и его последователей уничтожение частной собственности и преодоление отчуждения труда есть переход "из царства необходимости в царство свободы", в котором свободное развитие каждого является условием свободного развития всех, а труд перестанет быть только средством для жизни, станет сам первой потребностью жизни. Проблема свободы связана с процессами труда. "Свобода труда" или "свобода от труда" (досуг)? - так можно поставить вопрос. Раннему периоду антагонистического общества пр исущ выбор второго варианта, когда досуг как время для свобо-дного духовного развития, осознания человеком своего "я" присваивался господствующими классами наряду с прибавочным продуктом. "...Математические искусства были созданы прежде всего в Египте, ибо там было предоставлено жрецам время для досуга"222 (Аристотель). В противовес элитарному идеалу "досужсной жизни" Сен-Симон, Маркс и Энгельс выдвигали идеал преобразования природы трудом ассоциированного человека, когда труд из тяжкого бремени превращается в наслаждение. Одновременно основоположники марксизма подчеркивали, что свобода лежит "по ту сторону сферы собственно материального производства"223. Подобная неопределенность - не столько слабость, сколько сила в трактовке этого вопроса, так как подсказывает "подвижное равновесие"224 "трудовой" и "досужной", материально-преобразо-вательной и "созерцательной" жизни. Абсолютизация объективно закономерного, необходимого и сознательно-волевого, свободного в жизнедеятельности: привело к возникновению фатализма и волюнтаризма. Фатализм — философское направление, которое утверждает неотвратимость единственно возможного развертывания событий, что исключает свободу выбора и случайность. Предопределенность поступков человека объясняется то ли судьбой (в мифологии и язычестве), то ли волей Бога (в христианстве и исламе), то ли детерминизмом замкнутой системы, где каждое последующее событие жестко связано с предыдущими (Гоббс, Спиноза, Лаплас), Фатализм возник и развивался на основе абсолютизации положении механистического детерминизма, что несовместимо с такими фундаментальными свойствами материального мира, как его открытость и неопределенность (незавершенность). Волюнтаризм исходит из признания способности человека вырабатывать цели, принимать решения и действовать в соответствии со своей волей, которая возвышается над другими проявлениями жизни человека. Корни волюнтаризма содержатся в христианской догматике, учениях Канта, Фихте, Шопенгауэра, Гартмана, Ницше. В социально-политической практике волюнтаризм проявляется как попытка, не считаясь с объективными законами, произвольно решать общественные проблемы. Ряд философов высказывает озабоченность процессами нарастающей дегуманизации общества, отсюда вытекает сокращение возможностей свободы (Э. Фромм). Ситуация осложняется еще и новой тотальностью — всесилием средств массовой информации, манипулирующих сознанием. Философы-экзистенциалисты, напротив, рассматривают свободу как первичную реальность по отношению к необходимости. Так, Ж.-ГТ. Сартр полагает, что свобода неотъемлема от человека, поскольку только он лично делает выбор, не согласовывая его с детерминизмом внешнего бытия и таким образом беря на себя ответственность за свое поведение. Ортега-и-Гассет социальному уровню человеческих отношений (необходимости) противополагает межиндивидуальный (свободный), в котором приоритет отдается богатству индивидуальных проявлений. В реальной действительности историческая необходимость и свобода личности взаимосвязаны. Люди не вольны в выборе объективных условий своей деятельности. Последние во многом определяют круг интересов людей, их стремлений, чаяний. Однако люди обладают и значительной свободой в определении целей своей деятельности, поскольку в каждый исторический момент существует не одна, а несколько возможностей развития. Люди также более или менее свободны в выборе средств для достижения поставленных перед собой целей. Необходимость отражает нечто устойчивое, сохраняющееся, упорядоченное, отраженное в социальных законах. Свобода же выражает появление разнообразного, новых возможностей, но на базе необходимости. Таким образом, историческая необходимость и свобода в равной степени объективны. И естественный отбор в биологической эволюции, и свобода выбора в обществе выполняют роль важнейшего движущего фактора в поступательном развитии живой природы и социума. Различия между ними состоят в следующем: 1. В процессе естественного отбора биологический индивид является объектом действия законов эволюции, выживания наиболее приспособленных к окружающей среде организмов. Свобода выбора предполагает, что социальный индивид выступает не только объектом, но и субъектом общественного процесса. 2. В ходе естественного отбора биологические преимущества индивидов передаются их непосредственным потомкам. Благодаря свободе выбора достижения отдельных индивидов - накопление знаний, изобретения, опыт, нравственные и духовные ценности — потенциально могут восприниматься всеми людьми, г имеющими к ним доступ. Отсюда - колоссальное ускорение об-I шественного прогресса в сопоставлении с темпами биологической эволюции. Стремление к свободе выражается в различных вариантах: а) борьба за свободу через конфликт человека с обществом; б) бегство от общества,, когда человек не способен обрести свободу среди людей, в свой "мир" (например, в монастырь, в какое-то занятие, которому отдаются все душевные силы) с целью найти способ свободной самореализации; в) адаптация человека к миру, с тем чтобы, поступаясь чем-то, обрести новый уровень свободы (ограниченной) в модифицированной форме. В странах с развитыми формами демократии возможно, на основе исполь-|3ования экономического механизма и строгого соблюдения прав [человека, более тесное совпадение интересов личности и общества в обретении свободы. Поведение человека детерминировано "социокодом" и вместе с тем носит случайно-вероятностный характер. Последнее обстоятельство ведет к противоборству хаоса и порядка в человеке. Социальными средствами подавления хао-|тических разрушительных сил, исходящих от самого человека (например, когда рассудок борется со страстью) или группы людей, общества, служат различные социальные институты, юриди-|ческие законы, моральные и религиозные установки и т. п. Развитие общества не есть историческое выпрямление диа-1лектики, а представляет собой непрерывную борьбу различных альтернатив. Историческая альтернатива — один из способов реализации назревшей исторической необходимости - предпола-1гает выбор: "или - или", что свидетельствует о динамизме обще-|ствэ. Обстоятельства порождают выбор, а выбор углубляет обстоятельства. Выбор есть разрешение назревшего социального (противоречия, связан с изменением понимания путей дальнейшего развития общества. Выбор осуществляют активно действующие социальные и политические силы общества. В результате Ввыбора общество выходит то ли на новый вариант формационно-|го развития, осуществляемый в ходе социальной революции, то [и на варианты внутриформационного развития (социальные ре-Вформы, перестройки). Названные варианты сочетаются с обще-|цивилизационным развитием. Исторический выбор лишь тогда может привести к успеху, |если опирается на объективные процессы. Естественно-[историческое состояние социума — его самоорганизация. Н. А. Бердяев полагал, что конфликт духа и организованного общества с его законничеством есть вечный конфликт. Действительно, чрезмерная заорганизованность, регулируемость процессов нарушает естественность развития общества и способна подорвать устои человеческой жизни, привести к коррупции, бюрократизации управления, мафиозности. Вместе с тем, самоорганизация не анархический процесс, включает управление и контроль, элементы стратегического планирования, т. е. субъективный момент, но в той мере, в какой это вытекает из "естественной" логики самого процесса, а не навязывается ему извне. Проблема соотношения естественного самопротекания процессов и их регулирования просматривается в механизмах развития рынка. Здесь в основе эффективного производства и социальной справедливости лежит свобода выбора человеком своего места в сфере производства и обмена (предприниматель, наемный работник и т. д.), свобода распоряжения продуктами своей деятельности, свобода выбора партнеров и способов взаимодействия с ними. Вместе с тем осуществляется регулирование рыночных отношений институтами и средствами гражданского общества, обеспечивающее социальное партнерство, реализацию и баланс всех экономических интересов. Вне права предпринимательская активность вырождается в экономический разбой и спекуляцию, ведущие к обнищанию большинства людей. Развитый рынок предполагает существование союзов предпринимателей, профсоюзов наемных работников, органов производственного самоуправления, потребительских обществ и других структур, смягчающих столкновение множества частных устремлений. Государство, активно внедряющее рынок, должно осуществлять защиту населения от преступности, оказывать помощь малоимущим и нетрудоспособным людям, финансировать бюджетные сферы - науку, образование, здравоохранение, экологию. В соотношении самоорганизации общества и его регулирования на каждый исторический момент нужен свой подход. До ЗО—ФО-х годов XX в. в экономике государство выполняло только роль сторожевого пса (Смит), рынок сам все регулировал, т. е. господствовала экономическая необходимость. Экономический кризис 30-х годов вызвал теорию (и соответствующую практику) Кейнса: обязательность регулирования рыночного процесса государством. Дж. Гэлбрейт предупреждал, что в обширной сфере полагаться только на рыночный механизм (на автоматизм экономики) нельзя и необходимо более или менее сознательное планирование спроса и предложения. Однако чрезмерное вмешательство государства в экономику начало мешать прогрессу.. Фридман предложил вернуться к саморегулированию рынка путем движения денежной массы. В целом самоорганизация и организация в развитии общества есть единство взаимопроникающих противоположностей. "Главная проблема заключается в том, как управлять, не управляя, как малым резонансным воздействием подтолкнуть систему на один из собственных и благоприятных для субъекта путей развития, как обеспечить самоуправляемое и самоподдерживаемое развитие. Проблема также в том, как преодолевать хаос, его не преодолевая, а делая его симпатичным, творческим, превращая его в поле, рождающее искры инноваций"225. Соотношение обстоятельств и выбора проявилось в опыте шития России, а затем СССР (в том числе и Беларуси). Альтернативными вариантами развития России перед октяб-:м 1917 г. были капитализм и социализм. Второй тенденции содействовало то. что общество не прошло через фазы длительного шития капиталистических отношений и рационализации своего сознания. Возобладал притягательный для масс социальный идеал большевизма, ориентированный на грандиозные (но далеко не реалистические) планы свершений. После Октябрьской революции столкнулись два возможных шанта развития: 1) к постепенному ходу преобразований с ис-юльзованием элементов частнохозяйственной инициативы; 2) к окоренному созданию "государственного" социализма. Утверждению второй тенденции способствовали исторические предпо-;ылки прошлого состояния России, где целостность обществу сдавали не столько экономика, сколько властные факторы, а 1кже издержки теоретической доктрины классической модели щиализма. Социалистический проект в форме "военного коммунизма" шалился. Появилась необходимость повышения эффективно-экономики. по замыслу Ленина, путем допущения частной >ственности и предпринимательства под политическим кон-юлем диктатуры пролетариата. Нэп завершал дело, начатое ка-ггализмом и столыпинской реформой, ибо разрушал крестьян-fKyio обшину, где личностные различия были нивелированы. Все:нья хозяйственной цепи были нацелены на общий результат -шизвести то, что пользуется спросом. Нэп вместе с тем обост->ил классовые антагонизмы, имущественное неравенство, безработицу, подрывал защищенность, которая присутствовала в стабильной и косной структуре общинного уклада жизни. К 1926-1927 гг. обнаружился ряд недостатков нэпа: неэквивалентный товарообмен между городом и деревней, кризис уплаты налогов, разгул бандитизма, отсутствие осмысленной инвестиционной политики, засилье спекулятивного (а не производительного) капитала, коррумпированность чиновничества, вывоз капитала за рубеж. Был осуществлен выбор противоположного по отношению к нэпу пути, связанного с командно-административными методами. "Застой" общества, обусловленный чрезмерной "зарегулиро-ванностью" процессов, породил последующий альтернативный выбор, сопряженный с общественной перестройкой, начатой в 1985 г. В настоящее время имеются признаки движения к "син-тезному" типу социума со смешанной экономикой, развитыми атрибутами гражданского общества и правового государства. Напряжение и неудовлетворенность социума своим существующим положением есть процесс перехода необходимости в свободу. Мера свободы в каждую эпоху зависит от уровня развития производительных сил, от социальных отношений и политического строя данного общества, от прогресса сознания, контролирующего условия человеческого существования. Негативная свобода (от эксплуатации, социального и национального гнета, политического произвола и т. п.) является условием позитивной свободы (для чего-либо), осуществления различных прав. Свобода не тождественна своеволию. Последнее есть субъективная несвобода. Исторической необходимости противостоит не свобода, а несвобода. Свобода не есть лишь пассивное субъективное осознание объективной необходимости, на чем настаивал созерцательный материализм. Свобода не является и только внутренним переживанием, волевым и нравственным феноменом, что характеризует позицию стоицизма и экзистенциализма. Свобода должна объективироваться, найти реальное воплощение в практическом действии. Свобода: а) процесс "познания необходимости"; выбирать линию поведения среди реальных возможностей и "принимать решения со знанием дела"226; б) на этой основе - процесс преобразования действительности. Свобода состоит в возможности человека мыслить и действовать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения. Относительная свобода выбирать и определять линию поведения возлагает на личность социальную и моральную ответственность. Движение от несвободы к свободе, - считал Ф. Энгельс, -осуществляется по мере того, как чуждые человеку природные и общественные силы "поступают под контроль самих людей. И только... тогда приводимые ими в движение общественные причины будут иметь в преобладающей и все возрастающей мере и те следствия, которые они желают"227. Однако следует иметь в виду, что индивидуальная свобода "ограничивается коллективными эффектами, свойственными сложным системам природы и общества, которые не поддаются контролю и не предсказуемы на достаточно большом промежутке времени"228. Всегда относительное движение к свободе не исключает необходимость. Многогранно проявляясь в социально-экономической, политической и духовной областях социума, свобода становится движущей силой общества. В целом же свободное общество - социальный идеал, совпадающий с гуманистической тенденцией развития человечества. В свободном обществе достигается тождество (относительное) труда и собственности, сокращается этакратизм, расширяются элементы политического и духовного плюрализма (см. также 13.4 и 17.3).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 441; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.54.136 (0.016 с.) |