Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 30. Экзистенционально-религиозная философия Н.А. Бердяева. Свобода и творчество.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Николай Александрович Бердяев (1874—1948) — один из влиятельнейших русских философов XX века. В своих взглядах Бердяев прошел эволюцию от увлечения марксизмом к неокантианству, далее — к персонализму, поискам «нового религиозного сознания» и, наконец, к религиозному экзистенциализму. Достоинство его философии — в обосновании значимости творчества, свободы и достоинства личности, активизации совести и социальной ответственности людей. Основные работы Бердяева: «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» (1916), «Смысл истории» (1923), «Я и мир объектов» (1934), «Дух и реальность» (1937), «О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии» (1939), «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого» (1947) и другие. Онтология Бердяева строится на противопоставлении духа и природы. Дух есть субъект, воплощающий в себе свободу, творческое начало, жизнь. Дух — это Бог, который присутствует в творческой деятельности духовно одаренных людей, святых. Природа есть - все, что не находится в духе, что объективно, множественно и делимо в пространстве. Это реальность: объекты, вещи, существующие по принципу множественности, вражды, замкнутости, разделённости, пассивности и необходимости. Отношение Духа и Природы определяется Бердяевым дуалистически: это два обособленных мира, имеющие общий источник первичный принцип, предшествующий и Богу, и миру. Таким источником является, по мысли Бердяева, некий первичный хаос, воплощающий в себе абсолютную свободу, и значит, возможность любого бытия. Бог как творец рождается из этого первичного хаоса и затем творит мир. Однако свобода как важнейший атрибут хаоса неподвластна Богу и не сотворяется им. Все сотворенное Богом свободно, и поэтому Бог не в состоянии ни предвидеть действия сотворенных им существ, ни отвечать за зло, которое они могут причинить. Задача Бога состоит в том, чтобы побудить человека использовать свободу во благо, для добра. Свобода не рассматривается Бердяевым как некое абсолютное благо, ибо она может быть иррациональной, т. е. причастной к появлению и действию злого начала. Такая свобода приводит человека к отпадению от Бога, зависимости человека от внешнего вещного мира, распаду его бытия и, значит, к рабству вместо свободы. Свобода может быть и рациональной, и определяться как следование моральным нормам. Но и эта свобода оценивается как разновидность рабства человека у навязываемых ему обществом моральных требований. И только свобода как любовь к Богу делает человека по-настоящему свободным и добрым. Таким образом, лишь духовная жизнь и любовь есть достойный, человека способ существования, и поэтому непосредственный опыт духовной жизни — самое важное обретение человека. В нем преодолевается раздвоение личности на мир его объективированных проявлений (т. е. мир вещей, созданных человеком) и мир внутренний; индивид свободно и самостоятельно преодолевает это раздвоение, а Бог является его ориентиром. Становление человека Бердяев понимает как приближение его к богочеловеку, как единение с Богом. Поэтому никакое принуждение не способно помочь становлению человека, оно античеловечно и аморально, так как делает его средством, орудием или объектом действия, в то время как человек является самодостаточным творческим субъектом, и его совесть является для него главным критерием в оценке и общества, и себя самого- «Чистая совесть». Бог сотворил зло и не он несет за него ответственность, зло вытекает из несотворенной свободы. История и культура, с точки зрения Бердяева, всегда были неудачей человека, ибо они порождают мир отчужденных от него объектов, противоречат персоналистической природе личности. Выход из трагической реальности истории Бердяев видит в творческой деятельности человека. Любой творческий акт приводит к концу одного предмета (мира) и возникновению нового, небывалого. Благодаря творческим усилиям человека «мир должен кончиться, история должна кончиться. Иначе все бессмысленно». Конец есть торжество смысла, соединение божественного и человеческого: Конец заключается в преодолении объективации, т. е. мира отчужденности, необходимости, безличности, вражды: но это же и преображение, создание Царства Божия. Время перестанет существовать, наступит иная длительность — вечность. Итак, первична добытийная свобода, источником развития (новизны) является творчество, исходящее из свободы и пребывающее в вей. Но творчество действует не само по себе, а через субъекта — Бога и человека. В основе онтологии Бердяева лежит дуалистическое представление о двухслойной действительности, разделенной на мир подлинный и неподлинный. Подлинная реальность выражается в актах творческой новизны, в сугубо субъективном, ей противоречит застывший «мир объектов», внешняя необходимость, которые преодолеваются божественным и человеческим творчеством. В своей гносеологии Бердяев полностью отвергает западноевропейское рационалистическое понимание познания (отделение субъекта от объекта). Объектом познания у Бердяева выступают «мировые тайны», например, тайна свободы, творчества, грехопадения. Познание человека покоится на том, что человек космичен по своей природе, что он — центр бытия. Вселенная, считал Бердяев, входит в человека, «поддается его творческому усилию» как «малой вселенной». Однако слияние этих «двух вселенных возможно лишь в церкви, где макрокосм и микрокосм реально cоприкасаются, познаются в их подлинном существовании. Дух дан человеку в его непосредственном, нерационализированном, т. е. мистическом опыте. Основными формами философского познания Бердяев называл мистический оныт, интеллектуальную интуицию, религиозное откровение. Мировые тайны, а также Бог познаются, в частности, через мистическое проникновение в подлинный смысл библейско-христианских догматов, образов, сюжетов. В процессе познания Бердяев особое значение придавал символам, т. е. явлениям истории, естественного мира, несущим человеку сверхъестественный смысл. Понимание истины: разгадка смысла вещей скрыта в самом человеке, знать истину—значит быть истинным, познание истины означает перерождение и развитие человека, это его путь и жизнь. Философская антропология ( проблема назначения, оправдания и творчества человека), по собственному признанию Бердяева находилась в центре его размышлений. Против «тиранического» господства всеобщего над индивидуальным, поглощения абсолютной идеей всего человеческого (Гегель). Внимание философии должно быть обращено к личности, а не к абстрактному человеку как представителю рода. Индивид есть часть природы и общества. Личность же не может быть частью чего-то: она есть единое целое, она соотносительна обществу, природе и Богу. Резко критиковал тезис о примате общества над личностью, так как, по его мнению, судьба человека зависит от понимания им свободы и умения ею пользоваться, его призвание — не выбирать между внеположными ему добром и злом, а созидать добро. Бердяев высоко ценил христианство за то, что его основная тема — богочеловечность (антропоцентрично). Оно предполагает не только веру в Бога, но и в человека и этим отличается от отвлеченного монотеизма, иудаизма и ислама, от брахманизма... Но возмущали христианские концепии, в которых человек рассматривался как конечное, несовершенное, греховное существо. Воссоединение человека с Богом разрешит конфликты человека и природы, человека и истории. Как существо творческое человек может реализовать экзистенциальную свободу — принять высшие ценности и жить ими. Социальная концепция Бердяева является конкретным приложением его общих философских воззрений: представляя историю как борьбу иррациональной свободы и добра, он полагает, что основная тема истории — мессианство, спасение человечества. Три силы действуют в истории: Бог, судьба и свобода. Отказ от Бога, торжество иррациональной свободы приводят к воцарению хаоса, зачастую отождествляемого Бердяевым с социальной революцией. В соответствии с этой концепцией находится и периодизация истории, которую Бердяев разделяет на следующие этапы: до христианства человек находится во власти природы, не свободен, ведет полуживотный образ жизни; природа в этот период является простым объектом механического воздействия. В эпоху Возрождения — человек свободен и от природы, и от Бога, он подчиняется созданной им механизированной среда. И только преодоление отчуждения человека от Бога Бердяев представляет как самостоятельное и свободное творчество человека, достигающего победы духа над природой. Будущее человечества он видал лишь в перспективе так называемого «коммюнитарного» социализма, где личность является высшей ценностью. В условиях «коммюнитарности» каждый ответственен за всех, равно как и все за каждого, и каждый руководствуется только собственной совестью. Земной проекцией «коммюнитарности» он считал персоналистический социализм. Это высший тип общества, в котором объединены и принцип личности, и принцип общности. Однако Бердяев был далек от того, чтобы полагать возможным создание идеального общества в этом мире, в реальной истории. Вся история рассматривается им лишь как одно из состояний мира, которое конечно и трагично. Смысл истории состоит в том, чтобы выйти в радикально иной мир, находящийся за пределами исторического времени с его прошлым, настоящим и будущим и отождествляемый с царством Божиим, которое существует извечно и в любое время может соприкасаться со здешним миром. Бердяев последовательно и настойчиво отстаивал идею самоценности конкретной личности. Он утверждал, что этика человечности должна быть, построена на отношении к человеку как к неповторимо-индивидуальному, а не безлично-общему, и что ценность личности выше интересов общего блага, коллектива…Вопрос 45. Социальная философия и теоретическая социология.
Объект социальной философии - соц жизнь и соц. процессы Субъект - социальная общность или общество в целом. или общество. Социальная философия - система научного знания о наиболее общих закономерностях и тенденциях взаимодействия социальных явлений, функционирования и развития общества, целостного прогресса социальной жизни. Функции: 1. Гносеологическая: исследует и объясняет наиболее общие закономерности и тенденции развития всего общества и социальные процессы на уровне больших социальных групп. 2. Методологическая: выступает как общее учение о методах познания социальных явлений, наиболее общих подходах к их изучению. 3. Интеграция и синтез социального знания: установление всеобщей связи общественного бытия. 4. Прогностическая: формулировка гипотез об общих тенденциях развития соц. жизни и человека. 5. Мировоззренческая: понятийное, абстрактно- теоретическое объяснение социального мира. 6. Аксиологическая: проблема выбора пути развития в переходные периоды. 7. Социальная: объяснение социального бытия и способствование его материальному и духовному изменению.
Соц. Ф. выступает в качестве общей методологии познания социальных явлений для более конкретных общественных наук, рассматривая наиболее общие закономерности и тенденции развития общества. Выступает в качестве общей теории развития общества, исторического процесса. Соц. Ф. формулирует наиболее общие закономерности, принципы и категории соц. познания, помогает в формулировке конкретных категорий и методов исследования других общественных наук.
СФ - это философская наука, знание о сущем и должном, представление о об идеалах, об утопиях. Ответ: что есть человеческое общество, что им движет, каковы направления его развития. В рамках социальной философии: концепции общей структуры общества, классификации этапов развития общества. СФ - постижение общего, занание о сущем. Имеет ди человеческая истори я смысл. К СФ относиться вопрос соотношения объективного и субъективного в истоическом процессе, роль личности в нем. 4 концепции построения общества: - натуралистическая модель (географическая школа), естественнонаучные картины мира - материалистическая (или техноморфная) модель - марксистская модель - идеалистическая модель (внеприродные факторы, человеческая свобода. ценности - феноменологическая - общественные отношения Социология и ее функции: конкретные формы социальных девиаций, изучение общественного мнения, формирование общественного мнения. Социология - это конкретная наука, знание о сущем.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 535; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.119.163 (0.009 с.) |