Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 10. Эволюция английского эмпиризмаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Эмпиризм – учение в теории познания, считающее чувственный опыт единственным источником знаний, утверждающее, будто все знание обосновывается в опыте и посредством опыта. Идеалистический эмп-зм (Беркли, Юм, Мах) ограничивает опыт совокупностью ощущений или представлений, отрицая, что в основе опыта лежит объективный мир. Материалистический эмп-зм (Ф.Бэкон, Локк, Гоббс) считает, что источником чувственного опыта является объективно существующий внешний мир. Бэкон Френсис (1561-1626). Родоначальник английского эмпиризма. Важнейшая задача человека - в покорении природы и целостном преобразовании культуры на основе познания природы. Для этого человеку нужно отказаться от ложных предрассудков. Единственно надежный метод познания - индукция, которая ведет к познанию законов; от них снова можно спуститься к опыту, придти к тем изобретениям, которые закрепляют власть человека над природой. Основные работы: О достоинстве и приращении наук 1605, Новый органон 1620, Новая Атлантида. Локк Джон (1632-1704). Главный представитель эмпиризма. Исследует происхождение, достоверность и объем человеческого знания, основы и степень веры с т. зрения психологии и теории познания. Этим он хотел побудить человека не заниматься вещами, которые выше его способности понимания. Отрицает врожденность идей, какими бы они ни были, теоритичсскими или практическими. Сознание сначала чисто, как белая бумага, и только с помощью опыта оно приобретает содержание - "идеи". Опыт же не является ни восприятием, ни самонаблюдением. Опыт различен у каждого индивида и народа, следовательно, безусловно само различие высших принципов. Основной труд: "Опыт о человеческом разуме". Беркли Джордж (1684-1753). Считает, что внешний мир не существует вне зависимости от восприятия и мышления. Исходя из того, что человек непосредственно воспринимает только свои "идеи" (=ощущения), он пришел к выводу, что существование вещей состоит в их воспринимаемости. Идеи пассивны, они воспринимаются бестелесной субстанцией, душой, которая активна и может порождать идеи. Идеи потенциально существуют в божественном уме, но актуальнос существование они получают в человеческом разуме. Критика понятия материи с позиций номинализма (учение о том, что общие понятия - это только названия единичных предметов, не отражающие их свойств и качеств) как внутренне противоречивого и бесполезного ддя познания. Отрицает мировоззренческое значение науки. Бытие вещей состоит в том, что они воспринимаются, вообще нет ничего реально существующего, кроме субстанции духа, души и моего Я. В 19 в. на Беркли ориентировались эмпириокритицисты и прагматисты. Основной труд: "Трактат о началах человеческого знания". Юм Дэвид (1711-1776). Задача знания - не в постижении бытия, а в способности быть руководством для практической жизни. Единственный достоверный предмет знания - объекты математики - все ост. предметы исследования касаются фактов, которые не могут быть доказаны логически, а выводятся только из опыта. Действительность - лишь поток впечатлений, причины которых неизвестны и непостижимы. Отрицал объективный характер причинности (причинность нс может быть никак доказана). В этике развил теорию утилитаризма, объявил полезность критерием нравственности. Его скептицизм, агностицизм - один из истоков неопозитивизма. В философии религии - отвергал всякие учения о Боге. Основной труд: "Исследование о человеческом разуме" Вопрос 10(вариант). Эволюция английского эмпиризма. (Бэкон, Локк, Юм)
Основы английского эмпиризма были сформулированы Френсисом Бэконом (1561-1626). Центральная часть философии Б. учение о методе. Метод - величайшая преобразующая сила, т.к. правильно ориентирует теоретическую и практическую деятельность человека, максимально поднимает ее эффективность. Метод указывает кратчайший путь к познанию. Метод основывается на признании ведущей роли в познании опыта - эмпиризм. Познание - изображение внешнего мира в сознании человека. Оно начинается с чувственных познаний, которые нуждаются в экспериментальной проверке, в подтверждении и дополнении. “самое лучшее доказательство ест опыт, если он корениться в эксперименте. Б. был сторонником крайнего эмпиризма. Он разграничивает опыт на плодоносный (практическая польза исследования) и светоносный (теоретическое исследование в целях более глубокого познания предмета). Б. не абсолютизирует роль практической пользы, указывает на значимость светоносных опытов. Опыты по Б. должны ставиться по определенному методу. Таким методом в философии выступает индукция. Индукция необходима для наук, опирается на показания органов чувств, единственная истинная форма доказательства и метод познания природы. Если в дедукции порядок движения мысли от общего к частному, то в индукции - наоборот. Предложенный Б. метод предусматривает последовательное прохождение пяти этапов исследования, каждый из которых фиксируется в соответствующей таблице: 1. таблица присутствия (перечисление всех случаев встречающегося явления) 2. таблица отклонения или отсутствия (случаи отсутствия признака) 3. таблица сравнения или степеней (сопоставление увеличения или уменьшения данного признака в одном предмете) 4. таблица отбрасывания (исключение отдельных случаев, которые не типичны для данного явления) 5. таблица сбора плодов (формирование вывода)
Д.Локк (1632-1704) Первым в наиболее общем виде сформулировал задачу исследования происхождения и объема человеческого знания. Всесторонне обосновал положение об опытном происхождении всякого знания. Категорически отвергает существующую теорию о врожденных идеях. Говорит, что те или иные идеи принимаются не по причине своей врожденности а в следствии своей полезности. Отвечая на вопрос каков источник этих идей, Л. формулирует основной принцип эмпиризма - все знание основывается на опыте. Различает два вида опыта: внешний (совокупность определений) и внутренний(наблюдения ума над своей внутренней деятельностью). источником внешнего является материальный мир, который воздействует на органы чувств человека и вызывает ощущения. На этой основе возникают простые идеи, имеющие реальное содержание. Внешний опыт или рефлексия - деятельность ума, когда он занимается переработкой приобретенных идей. Деятельность ума протекает только на основе чувственных данных, возникающих раньше идей рефлексии. Душа не может мыслить прежде, чем чувства снабдят ее идеями для мышления. Но при получении идей рефлексии наш ум на пассивен, а активен, строит из простых идей другие. Внешний опыт - основание для всего последующего знания. По способам образования и формирования идеи делятся на простые и сложные. Простые содержат в себе однообразные представления и восприятия и не распадаются на составляющие элементы. Сложные идеи образуются из простых идей в результате самодеятельности ума. В соответствии с характером образования различает три вида сложных идей: 1) идеи модусов или эмпирических субстанций, либо зависят от первичных основании или имеют их свойства; 2) идеи отношения, состоящих в сопоставлении идей; 3) идеи субстанции, т.е. носитель простых идей не имеющий самостоятельного существования. Второе положение эмпиризма послужило основанием для физики: это теория о первичных и вторичных качествах. Первичные - неотделимые от тела (плотность, протяженность, движение и покой, число). Вторичные - цвета, запахи, звуки и т.п. Первичные качества исконно присущи телам и неизменны, а вторичные существуют только в восприятиях субъекта. Д. Юм (1711-1776) Основой всего процесса познания является опыт. Юм исключает из понятия опыт объект, существование материального мира вещей, независимых от нашего сознания.. Утверждает, что человеческому уму недоступно ничего, кроме образов и восприятии. То, что стоит за этими образами и восприятиями не поддается рациональному обоснованию. Люди в силу природного инстинкта или предрасположенности готовы верит своим чувствам. Т.о. Юм видит задачу философии в постижении субъективного мира человека., его образов, восприятия, определение тех отношений, которые складываются между ними в человеческом сознании. Юм осмысливает опыт как процесс. Основными элементами его являются восприятия(перцепции), которые состоят их двух форм познания: впечатлений и идей. При этом под восприятием подразумевается всякое содержание сознания независимо от источника его формирования. Впечатления - перцепции, которые входят в сознание с наибольшей силой и охватывают все ощущения. Под идеями подразумеваются слабые образы этих впечатлений в мышлении и рассуждении. Юм делит все впечатления на “впечатления ощущения” (причина появления неизвестна) и “впечатления рефлексии” (возникают в результате действия на ум некоторых ощущений). Все впечатления сохраняются и перерабатываются в уме в иди с помощью способности памяти и воображения. Вся творческая сила ума сводится к способностям соединять, перемещать, увеличивать или уменьшать материал, доставляемый внешними чувствами или опытом. Вопрос о связи между идеями формулируется как проблема ассоциаций., которые бывают трех типов: 1) по сходству, 2) по смежности в пространстве и времени, 3) по причинности. Все типы ассоциаций или принципы на являются врожденными свойствами человека, а получены из опыта.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 421; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.244.98 (0.007 с.) |