Вопрос 27. Ф.М. Достоевский о свободе и ответственности человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 27. Ф.М. Достоевский о свободе и ответственности человека



Огромное место в истории русской и мировой философской мысли занимает великий писатель-гуманист, гениальный мыслитель Федор Михайлович Достоевский (1821—1881). В своих обще­ственно-политических исканиях Достоевский пережил несколько периодов. После увлечения идеями утопического социализма (участие в кружке петрашевцев) произошел перелом, связанный с усвоением им религиозно-нравственных идей. Начиная с 60-х гг. он исповедовал идеи почвенничества, для которого была характерна религиозная ориентированность философского осмысления судеб русской истории. С этой точки зрения вся история человече­ства представала как история борьбы за торжество христианства. Самобытный путь России в этом движении заключался в том, что на долю русского народа выпала мессианская роль носителя высшей духовной истины. Он призван спасти человечество через новые формы жизни, искусства благодаря широте его «нравст­венного захвата». Характеризуя этот существенный срез в миро­воззрении Достоевского, Вл. Соловьев пишет, что положительный Общественный взгляд еще не был вполне ясен уму Достоевского по возвращении из Сибири. Но три истины в этом деле «были для него совершенно ясны: он понял прежде всего, что отдельные лица, хотя бы и лучшие люди, не имеют права насиловать общество во имя своего личного превосходства; он понял также, что общественная правда не выдумывается отдельными умами, а коренится во всена­родном чувстве, и, наконец, он понял, что эта правда имеет значе­ние религиозное и необходимо связана с верой Христовой, с идеа­лом Христа. У Достоевского, как отмечают его исследователи, в частности Я. Э. Голосовкер, было «исступленное чувство личнос­ти». Он и через Ф. Шиллера, и непосредственно остро чувствовал нечто глубинное у И. Канта: они как бы слиянны в осмыслении христианской этики. Достоевского, как и Канта, тревожило «лжеслужение Богу» католической церковью. Эти мыслители сходились в том, что религия Христа является воплощением высшего нравственного идеала личности. Все называют шедевром легенду Досто­евского «О Великом Инквизиторе», сюжет которой восходит к жестоким временам инквизиции (Иван Карамазов фантазирует, что было бы, если бы Христос сошел на Землю, — его распяли бы и сожгли бы сотни еретиков).

Достоевский — один из самых типичных выразителей тех начал, которые призваны стать основанием нашей своеобразной националь­ной нравственной философии. Он был искателем искры Божией во всех людях, даже дурных и преступных. Миролюбие и кротость, лю­бовь к идеальному и открытие образа Божия даже под покровом вре­менной мерзости и позора — вот идеал этого великого мыслителя, который был тончайшим психологом-художником. Достоевский делал упор на «русское решение» социальных проблем, связанное с отрицанием революционных методов общественной борьбы, с разра­боткой темы об особом историческом призвании России, способ­ной объединить народы на основе христианского братства.

Писатель, лауреат Нобелевской премии Генрих Бёлль говорил, что произведе­ния Достоевского, прежде всего такие, как «Бесы» и «Идиот», сохраняли для него неизменную актуальность. «Бесы» — не только потому, что описание убийства Шатова он не мог забыть с 1938 г., когда читал роман, но и потому, что за пережитые с.тех пор 30 лет современной истории они успели стать столько же классической, сколь­ко пророческой моделью слепого, абстрактного фанатизма политических групп и те­чений.

Философские взгляды Достоевского имеют небывалую нравственно-эстетическую глубину. Для Достоевского «истина есть добро, мыслимое человеческим умом; красота есть то же добро и рта же истина, телесно воплощенная в живой конкретной форме. И полное ее воплощение уже во всем есть конец и цель, и совершенство, и вот почему Достоевский говорил, что красота спасет мир». В понимании человека Достоевский выступал как мыслитель экзистенциально-религиозного плана, пытающийся через призму индивидуальной человеческой жизни решить «последние вопросы» бытия. Он развивал специфическую диалектику идеи и живой жизни, при этом идея для него обладает бытийно-энергийной силой, и в конце концов живая жизнь человека есть не что иное, |как воплощение, реализация идеи («идееносные герои» романов Достоевского). Сильные религиозные мотивы в философском творчестве Достоевского противоречивым образом иногда сочетались с отчасти даже богоборческими мотивами и религиозными со мнениями. В области философии Достоевский был скорее великим прозорливцем, нежели строго логичным и последовательным мыслителем. Он оказал сильное влияние на религиозно-экзистенциальное направление в русской философии начала XX в., а также стимулировал развитие экзистенциальной и персоналистской философии на Западе.

Достоевский ставит 3 вопроса:

1. Всегда ли воля хочет добра

2. Всегда ли воля определяется разумным знанием

3. Если воля не хочет добра, не предопределяется разумным знанием – свободна она или нет

 

Ответы:

1. То благо, к которому стремится воля, не является ни объективным, ни субъективным – это субъективное добро – то, что человеку кажется хорошим, это может быть как истинно полезным, так и соответствовать удовлетворению произвола – не истинно полезное = злое. Следовательно, происходит размывание границ добра, т.е. воля не хочет добра.

2. Утилитаристы утверждали: воля определяется разумным знанием. Достоевский считал, что воля и разум могут идти рука об руку до определенного момента. Природа человека лучше знает, что нужно человеку – проблема иррационального. Человечество не может жить рационализированно – отвергает вожможность построения «хрустального замка разума».

Причины:

1. Законы разума не являются законами действительности

2. Человеческая душа ещё мало исследована

3. Субстанциональная душа и религия отвергаются современной наукой

Следовательно, человеческая воля не определяется разумным разумом.

3. Человек творит вредные дела, чтобы доказать свою свободу.

Законы:

1. Природы – в природе всё подчиняется строгим фундаментальным взаимоотношеням, но есть и свобода. По Достоевскому – однородные проявления реальности при прочих равных условиях и эти же отношения, формулирующиеся законами науки. В перспективе все законы природы будут раскрыты и будут служить человечеству.

2. Нравственные – свобода человека заключается не только в нарушении законов нравственности – человек задумывается о цели своего рождения – законы природы не могут ответить на этот вопрос. Высшая свобода человека в том, что он может ставить вопрос о значении своего собственного существования.

Свободен ли человек вообще?

Детерминисты считали, что воля полностью определяется законами причинности. Индетерминисты считали, что воля свободна.

Достоевский говорит, что хотя законы природы определяют человека, но оставляют простор для деятельности. Человек может отвергнуть свое собственное признание.

Человек познает сущность вещей – становится свободным от законов причинности, т.к. может указать на него и проверить. Несвобода непереносим для человека и он её не переносит. (Последовательный детерминизм уничтожает мыслящего человека). Свобода необходима для человека в той мере, насколько продвинуты её познания и насколько основательно человек понимает причинную связь с собственной волей. Т.о. воля человека многообразно связана с природными закономерностями и имеет ограниченную свободу деятельности в сущностном поле нравственного выбора между добром и злом, т.е. свобода есть, но она многообразно ограничена.

Выводы:

1. Воля не хочет добра

2. Воля не определяется разумным знанием

3. Свобода ограничивается природными закономерностями.

 

Вопрос 28. Религиозная философия B.C. Соловьева (общая характеристика и основные понятия)

Владимир Сергеевич Соловьев (1853—1900) — выдающийся, ис­тинно гениальный мыслитель России, поражающий многогранностью своих интересов. В его жилах билась кровь проповедника, публицис­та, оратора, литературного критика, поэта, иной раз даже какого-то пророка и вообще человека, преданного изысканным духовным интересам. Для философа по призванию, как сказал Вл. Соловьев, нет ничего более желательного, чем осмысленная или проверенная мышлением истина; поэтому он любит самый процесс мышления как единственный способ достигнуть желанной цели и отдается ему без всяких посторонних опасений и страхов. К нему еще более, чем к поэту, приложима заповедь А.С. Пушкина поэту: Дорогою свободной иди, куда влечет тебя свободный ум.

Он обладал удивительной эрудицией вообще и прежде всего глу­боким знанием мировых философских систем и учений и критико­вал такие их недостатки, как отвлеченность и односторонность: одни подчеркивали всеобщее и рационализм, а другие впадали в противоположную крайность — эмпиризм, частное. И та, и другая крайности заводили философскую мысль в тупик, преграждая путь к адекватному осмыслению единого сущего. Он первым в России создал свою особую философскую систему. По словам С. Булга­кова, философская система Вл. Соловьева есть самый полнозвуч­ный аккорд в истории философии. Предельно высшим единством сущего, по Соловьеву, является Бог. Вся глубина и полнота сущего предполагает принцип абсолютной личности, энергийно-волевой, всеблагой, любящей и милостивой, но наказующей за грехи. Имен­но Бог олицетворяет положительное всеединство сущего. Все не­исчислимое многообразие сущего скреплено божественным един­ством. Все материальное одухотворено божественным началом, выступая в качестве мировой души, или Софии, т.е. смыслонаполненностью вещей и событий, что связано с идеей творческого мас­терства. Таким образом, стержневым принципом философии Со­ловьева является философия положительного всеединства. Сущее содержит в себе благо как проявление воли, истину как проявление разума и красоту как проявление чувства. Из этого вытекает прин­цип: Абсолютное осуществляет благо через истину в красоте. Эти три начала — благо, истина и красота — составляют нерасторжи­мое единство, предполагающее любовь — силу, подрывающую корни эгоизма.

Рассматривая роль философии в истории человечества, Соло­вьев ставит вопрос: «Что же делала философия?» — и отвечает: «Она освобождала человеческую личность от внешнего насилия и давала ей внутреннее содержание. Она низвергала всех ложных богов и развивала в человеке внутреннюю форму для откровения истинного Божества... Она делает человека вполне человеком».

Им была заложена основа собственно философского принципа всеединства — оригинального и глубоко продуманного принципа нашей философии, обогатившего сокровищницу мировой фило­софской мысли. Соловьев развил плодоносную тенденцию к синте­зу философской и богословской мысли, рационального и иррационального типов философствования, единения западной и восточной культурных традиций.

Реальный мир представал у Соловьева как самоопределение, или воплощение абсолютно-сущего, — это тело Божие или мате­рия Божества, субстанциональная премудрость Бога, проникнутая началом божественного единства, посредником между ними высту­пала София — Мудрость Божия. Разделяя, таким образом, общех­ристианский взгляд на природу как на творение Бога, Соловьев не мог признать его совершенным, но лишь идущим к совершенству. Эмпирический, материальный мир, в котором действуют временная и пространственная разорванность и механическая причин­ность, находится в хаотическом состоянии. Призванием человека, который является, по словам Соловьева, «центром всеобщего со­знания природы», выступает его мессианская по отношению к при­роде роль — роль ее освободителя и спасителя («теурга»). Именно человечество является посредником между Божеством и природой. В его сознании уже содержится форма всеединства. В силу своего посреднического положения человек призван видоизменить приро­ду до ее одухотворения, совершенной интеграции. Отсюда цель ми­ровой истории — единство Бога и внебожественного мира, воз­главляемого человечеством. Нравственный смысл личности, явля­ющейся связующим звеном между божественным и природным ми­рами, реализуется в акте любви к другому человеку, к природе, к Богу. В сущности акт любви есть нравственный поступок, которым человек приближает себя в Абсолюту. Истинный предмет любви — Вечная Женственность, личный образ всеединства.

В обществе идея всеединства раскрывается как богочеловеческий союз людей, как некая вселенская церковь, объединяющая в себе все национальности, снимающая все социальные противоре­чия и способствующая установлению на земле «царства божьего», понимаемого как «действительный нравственный порядок». Зало­гом установления такого всеединства является объединение запад­ной и восточной, т.е. католической и православной, церквей.

Рассматривая проблему «человек и общество», Соловьев ут­верждал, что человек — вершина творения Бога. Общество есть расширенная личность, а личность — это сосредоточенное обще­ство. Идеалы совершенного добра открывает христианство. Юри­дическое право не в состоянии это сделать: оно способно преградить путь для проявления лишь крайних форм зла. Требования |бра необходимы в политике, экономике и вообще во всех сферах социума.

Как центральная фигура во всей истории российской философ­ий мысли (это утверждали и его современники), Соловьев оказал огромное влияние на целую плеяду русских мыслителей, которые в период распространения марксизма в России составили религиозно-философское направление.

Его основные труды: «Оправдание Добра», «Кризис западной философии (про­тив позитивизма)», «Философские начала цельного знания», «Критика отвлеченного начала», «Чтение о Богочеловечестве» и др.

Вопрос 28. Религиозная философия Соловьева. (общая характеристика и основные понятия).

 

Сын историка С. М. Соловьева. Хорошее домашнее образование, учился в университете, но не любил его. Работал в Москве, в Петербурге. Стал свободным философом, не имел собственного дома.

Ему 3 раза являлась София - мудрость божья. “Оправдание добра”, “Чтение богочеловека”.

 

2 идеи

1. Цельные знания: Цельность - синтез всех форм культуры: науки, религии, философии (эмпирических, рационалистических и мистических видов знания).

2.Богочеловечество:

- а)проникновение в природную среду божественного логоса;

- б)победа сил добра над злом и несовершенством;

- в)единение всех людей с Богом.

1. Цельные знания

Истина - то, что есть, но “есть” - все. ÞИстина - есть все.

Любой предмет, взятый из этого всего, уже не истина, а ложь. Истина - целостность.

Эмпиризм не дает целостности, рационализм дает не полную целостность, мистицизм - дает целостность (непосредственное вхождение в реальность и убеждение в существовании Бога).

Онтология. I. Абсолют (Бог) ® II.Отпадение от абсолюта (Мир). ® III.Восстановление единства (богочеловек).

Все оживлено, пронизано миром. Мир приведет к единству (это стремление - София - символ души мира). София собирает мир в единое. Нижестоящее присоединится к вышестоящему. Человек - соратник Бога в восстановлении единства, в борьбе со злом.

Идеал социального устройства - теократия, ближе всего к этому Россия. Русский народ имеет самоотречение, легче отказаться от патриотизма, чем от совести. Следовательно, Россия встанет во главе единого религиозного движения.

 

Преодолев Религиозный кризис юношеских лет, Соловьев приходит к убеждению что человечество может духовно возродиться лишь благодаря истине во Христе. Теоретические изыскания Соловьева всегда преследовали практические цели: совершенствование мира, преодоления себялюбия, осуществление христианских идеалов любви к ближнему, достижение абсолютных ценностей. Принято делить творческую жизнь, если это слово здесь уместно, на три периода: в первый период интересы Соловьева сосредоточиваются в основном в области теософии, во второй - в области теократии, и в третий - в области теургии. На первом этапе, он надеялся, что осуществление Софии, мудрости в мире, может быть достигнуто посредством познания Бога и его отношения к миру. Затем Вл. Соловьев обращает свой взор в сторону государства, осуществляющего христианские идеи, что гарантировало бы, как он считает, справедливость во всех отношениях. И на третьем этапе Соловьев всецело занят теургией, т.е. мистическим искусством, создающем новую жизнь, согласно божественной истине. Читаем у него: "... полное определения истины выражается в трех предметах: сущее, единое, все. Вообще, истина для Вл Соловьева - это абсолютная ценность, принадлежащая самому всеединству, а не нашим суждениям или выводам. Познать ее - значит преступить пределы субъективного мышления и вступить в область существующего единства всего того, что есть, т.е. Абсолюта. Существа этого мира только в том случае могут подняться до Бога, если они проникаются чувством совершенной любви, т.е. отрекаются от своего самоутверждения, что отнюдь не приводит к потере индивидуальности, напротив, существо обнаруживает свое истинное я, дух, заложенный, в нем. Существа же, сохраняющие свою эгоистическую исключительность, становятся непроницаемыми друг для друга. Их жизнь строится на грубых принципах материального мира. Вот тут то и начинается то, с чем пытался бороться Федоров,- разобщенность людей, их "борьба за место под солнцем."

Вот как делит Вл. Соловьев процесс восхождения мира к Богу. На низшей ступени этого процесса - эволюции природы - создаются предварительные ступени и условия единства мира. Таких ступеней пять: "царство минеральное, царство растительное, царство животное, царство человеческое и Царство Божие" эти ступени представляют собою ряд наиболее твердо определенных и характерных повышений бытия с точки зрения нравственно смысла, осуществляемого в богоматериальном процессе". Процесс же духовного роста человечества описывается им следующим образом:"...природное человечество посредством своей деятельности совершенствует свою жизнь и на определенном этапе возвышается до идеи безусловного совершенства. Человечество духовное или от Бога рожденное не только понимает умом, но принимает сердцем и делом это безусловное совершенство как действительное начало всего того, что должно быть во всем, и стремится осуществить его до конца или воплотить в жизни всего мира". И далее," каждый новый тип представляет новое условие,... для того чтобы достигнуть своей высшей цели или проявить свое безусловное значение, существо прежде всего должно быть, затем он должно быть живым, потом - быть сознательным, далее - быть разумным и, наконец,- быть совершенным."

 

С. высказывается за универсальный синтез науки, философии религии.

Начало всего сущего, согласно С. - абсолютное. Абсолютное и Бог - понятия однозначные, тождественные. Первое абсолютное, сверхсущее божество следует отличать от идеального космоса, т.е. от божественной идеи. Абсолютное воспринимается не разумом, а только через веру. Оно содержит в себе вечные идеи. Видимый физический мир условен, он порожден миром идеальным и связан с абсолютным началом через человека, который обладает и материальной м идеальной субстанцией.

Высшее предшествует низшему, идеальное - материальному, условия того или иного явления происходят от естественной эволюции, но само являемое - от бога. С. говорит о наличии гармонии в природе, предустановленной богом в силу любви бога к существам и любви существа к богу.

Истина по С. находится в абсолюте, в Боге, она может быть познана только через веру.

По с. в отношениях между собой люди должны забыть все распри и руководствоваться христианским учением о любви к ближнему. Этот же принцип должен быть положен между в основу отношений между отдельными государствами., и легче всего его может осуществить христианская религия. Чтобы претворить в жизнь христианский принцип любви к ближнему т окончательно исключить из общества классовые и национальные противоречия, православной, католической и протестантской церквям необходимо слиться воедино под эгидой римского папы и русского самодержавия, образовав вселенскую теократию.

С. выдвигал учение о народе - богоносце., который призван преодолеть действующий в обществе центростремительную и центробежную силу религиозной или божественной силой. Такими народами С. называет славянские народы и особенно русский народ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1716; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.230.35.103 (0.043 с.)