Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Ретроспектива самопознания человека и человечества. Русская философия.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ЛИТЕРАТУРА: 1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. – 608 с. 2. Гербер Р. Вибрационная медицина. – М.: София, Гелиос, 2001. – 592 с. Д.Губин. Философия: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2003. – 331 с. 3. Гуревич П.С. Основы философии: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2003. – 438 с.
Отличительные особенности русской философии (до ХХ в.): · Основные темы – нравственные искания и философия истории (особый путь России); · Слабое внимание вопросам онтологии и гносеологии, рациональному пониманию мира; · Отсутствие внимания к разработке методологических проблем, к логике; · Господство ценностно-эмоционального стиля, морализаторства; · Тесная связь с литературой, высокий уровень беллетризации.
Первый период русской философии – средневековая философия: ИЛЛАРИОН – автор первого религиозно-философского сочинения (XI в.). Противопоставление Закона и Благодати как Ветхого и Нового Заветов. Мораль выше права. Равноправие народов, историческая роль Руси. ИСИХАЗМ – это средневековая идеология православного аскетизма и мистицизма, открытого противостояния рациональным ориентациям (Ф. Печерский, Н. Сорский, В. Патрикеев). Полемика нестяжателей и иосифлян (стяжателей) – выражение идеологической борьбы в церкви вокруг вопроса о секуляризации духовной культуры и самого общества, общественных богатств. Поддержка великим московским князем иосифлян символизировала заключение стратегического союза церкви и государства, который постепенно привел к огосударствлению церкви. Второй период русской философии – Возрождение: М.В. ЛОМОНОСОВ – сторонник деизма и теории двойственной истины: мир веры и мир знаний имеют собственные сферы, но не противоречат и не мешают друг другу. С Ломоносова началась секуляризация российской науки. Ломоносов предложил свое определение материи: «материя есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность». При этом ему удалось избежать отождествления материи и вещества, однако механицизма избежать не удалось. Кроме того, Ломоносов известен своим атомистически-корпускулярным подходом, гелиоцентрической картиной мира и законом сохранения энергии. А.Н. РАДИЩЕВ – антимонархизм и приоритет прав народа над правами монархов. Радищев противопоставлял Закон и власть, предлагает свою программу преобразования российской государственности на республиканских началах. Он сформулировал положение о повторимости революции, о вечности радикализма. Именно Радищев создал русскую философскую антропологию – в своем трактате «О человеке, его смертности и бессмертии». Довольно последовательно применяя материалистическую методологию к анализу психики, человеческой духовности, Радищев не нашел способа материалистически же решить вопрос о форме существования души. Душа у него обречена на вечное существование и реинкарнацию (ср. Платон). Отсюда сомнения Радищева в собственной теории, духовный кризис и самоубийство. Третий этап – русское Просвещение: П.Я. ЧААДАЕВ первый русский профессиональный философ, выдвинул концепцию «русского пути». Отказав России в самобытности социальной и экономической (причина – византийское православие), Чаадаев, тем не менее, глубоко верил в ее духовный мессианизм, высокое назначение в будущем. Призвание России – осуществить окончательный религиозный синтез. А.И. ГЕРЦЕН пытался принципиально дистанцироваться как от материализма (упрекал за отрицание объективности разума, сведение мышления к отдельной, частной способности одного типического человека), так и от идеализма. В философии он предпочитал среднюю линию – рационалистического реализма, который принимал установку философского реализма на объективацию разума, но делал это в интересах антропологизации и гуманизации природы. По существу это предтеча русского космизма. При этом Герцен пытался соединить диалектику с элементами материализма. Примечательно его философия истории. Общий закон развития вполне допускает и даже предполагает бесконечное число (непредвиденных) вариаций, возможностей. Одномерность и предзаданность развития существует лишь в воображении. Он разделял (с оговорками) теорию пути к социализму на основе крестьянской общины. Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ считал возможным для России, минуя капитализм, перейти непосредственно к социализму. Общинное владение – единственное разумное и полное средство соединить частную выгоду земледельца с улучшением земли, а его методы производства с добросовестным исполнением работы. А это и есть социализм. Таким образом его социалистическая теория оказалась в плену консервативного идеала.
Русская философия второй половины Х1Х века: Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ глубочайший духовно-психологический аналитик, разработал и обосновал в художественной форме религиозно-этическое почвенничество. Становление личности предполагает путь страданий и морального катарсиса на основе внутренней веры. Достоевский не приемлет свободы без веры, предпочитая не переделку мира, а обновление самого человека. Смысл жизни – в обретении человеком самого себя, а на этой основе - в приобщении ко всему человечеству. Более всего к этому способен русский человек в силу широты и многосторонности его натуры и православной веры. Л.Н. ТОЛСТОЙ – попытка создания «новой религии» на основе раннего христианства, но очищенного от ненужной обрядовости и таинственности мистики. Ее основной принцип – непротивление злу насилием, а общий подход – этический индивидуализм. В результате Толстой приходит к этическому отрицанию государственности вообще и политической активности, выдвигает лозунг самоизоляции всех частных людей от общества и государства в некие ненасильственные сообщества, основанные на любви к ближнему.
Русская религиозная философия рубежа Х1Х – ХХ вв.: В.С. СОЛОВЬЕВ выступал за «универсальный синтез науки, философии и религии», за философию всеединства. В основе его взглядов – пантеизм. Отсюда онтологическая трактовка проблемы зла: бог сам служит источником и причиной всякого зла в мире. Для творческой самореализации необходима свобода, а свобода чревата злом. Воплощение в мире божьей премудрости (Софии) достигается путем осуществления · свободной теософии – знание о боге и о его отношении к миру; · свободной теократии – установления правильного общественного и государственного порядка, предполагающего единение государств и церквей (под духовной эгидой католицизма); · свободной теургии – создания и распространения особого мистического искусства, творящего новую жизнь и новую нравственность согласно правде божьей. При этом источник возрождения мира – богочеловек, а София - это одновременно вечная женственность, душа мира и церковь. Н.А. БЕРДЯЕВ – предложил оправдание человека в творчестве и через творчество. У него творчество не оправдывается и не допускается религией, а само является религией. Его цель – поиск смысла, трансцендентного по своей сущности. Смысл есть ценность, отсюда – аксиологический подход к творчеству. При этом Бердяев абсолютизирует свободу, отделяя ее и от бога, и от человека. Другая сквозная тема Бердяева – русская идея. Он открыто конструировал историософию России, совершенно не связывая себя ни логикой, ни доказательствами, ни фактами. В основе его концепции – интуитивный тезис о глубинной саморазорванности и противоречивости русской души. Русская идея в понимании Бердяева – это целостное, тоталитарное миросозерцание, принципиально свободное в путях познания и реализации.
Философские идеи русских естествоиспытателей: И.М. СЕЧЕНОВ – один из основоположников естественнонаучного материализма в России. Жизнь на всех этапах развития есть приспособление организмов к условиям существования. Принцип единства и родства психических и соматических процессов. Однако содержание психической деятельности, умственное развитие человека определяется, прежде всего, воспитанием и условиями его социального бытия. Следовательно, необходимо определять сущность человека на основе культурно-исторических критериев. И.И. МЕЧНИКОВ – на основе открытого им явления фагоцитоза (способность организма к внутриклеточному перевариванию инородных частиц) выдвинул теорию ортобиоза – рациональной жизни, основанной на природе самого человека, измененной сообразно идеалу человеческого счастья. Основная проблема – преодоление страха смерти. Именно страх смерти является сущностью и главной причиной религии.
Философия космизма. Н.Ф. ФЕДОРОВ – предложил концепцию супраморализма: долг человека – осуществить синтез теоретического и практического разума, с тем, чтобы стать Разумом Вселенной. Путем знаний и действий человек должен превратить все силы природы в орудия и органы человечества. Достигнув управления природой, человечество сможет преодолеть и главное зло - смерть. Более того, оно сможет поставить и решить задачу воскрешения всех умерших предков. Причем речь идет именно о воскрешении в теле, а не души. Путь к воскрешению – познание связи между атомами и молекулами, управление на этой основе процессом жизни. К.Э. ЦИОЛКОВСКИЙ – при рассмотрении материи выдвигал три принципа: время, пространство и сила. Монизм материи приводил к глубокой онтологизации психического. Материя Циолковского одухотворена, действует одновременно по законам и физического, и психического мира. Роль человеческого разума - в пресечении зла в космосе, которое порождено регрессивными тенденциями (энтропией). Для этого понадобится новое мировоззрение и этика, должно быть усовершенствовано само человечество. Во имя будущего необходимо осуществить подбор к человечеству: все уклоняющиеся ко злу люди оставляются без потомства. Даже атомы будут соединяться только в существах разумных и сознательных, либо в усовершенствованных разумом телах.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.79.72 (0.008 с.) |