Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ретроспектива самопознания человекаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
И ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА.
Социальные предпосылки формирования марксизма: 1. Формирование буржуазно-рыночных отношений. 2. Возникновение новых антагонистических классов и 3. Новых форм классовой борьбы. Естественнонаучные предпосылки марксизма: 1. Теория эволюции Ч. Дарвина. 2. Открытие клетки – как структурной основы живых организмов. 3. Закон сохранения и превращения энергии. Теоретические предпосылки: 1. Английская политэкономия (А. Смит, Д. Рикардо). 2. Французский утопический социализм (Ш. Фурье, А. Сен-Симон). 3. Немецкая классическая философия (Г. Гегель, Л. Фейербах).
ЛИТЕРАТУРА: Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. – 608 с. Гербер Р. Вибрационная медицина. – М.: София, Гелиос, 2001. – 592 с. Д. Губин. Философия: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2003. – 331 с. Гуревич П.С. Основы философии: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2003. – 438с.
Маркс К. Тезисы о Фейербахе//Маркс К. Сочинения.2 изд. Т.3. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология//Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, 2 изд. Т.3. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие//Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 42. Маркс К., Экономико-философские рукописи 1844 г.//Сочинения. Т.42. Энгельс Ф. Диалектика природы//Сочинения. Т.20. Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Сочинения. Т.13. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии//Сочинения. Т.21.
История философии: Запад – Россия – Восток. Т.2. – М.,1996. История философии в кратком изложении.- М.,1996. Контрольные вопросы: 1. В чем заключается сущность переворота, совершенного марксизмом в философии? 2. Каково отношение Маркса к гегелевской диалектике? 3. В чем сущность материалистической диалектики и диалектического материализма? 4. Что такое исторический материализм? 5. Марксистское понимание практики? 6. В чем заключается марксистская концепция человека? 7. Назовите основные идеи марксистской концепции отчуждения и пути его преодоления. 8. В чем принципиальная новизна марксистской концепции истории? 9. В чем суть марксистского гуманизма? 10. Что нового внесла марксистская философия в теорию познания? 11. Каковы реальные проблемы свободы в марксистской философии? Темы рефератов: 1. Проблема человека в марксистской философии. 2. Основные идеи философского мировоззрения марксизма. 3. Отчужденный труд и общественное отчуждение человека. 4. Марксизм о путях отчуждения человека. 5. Развитие Марксом диалектики. 6. Человек как субъект истории. 7. Новая концепция истории. 8. Практика – специфический человеческий способ отношения к миру. 9. Структура практической деятельности и ее основные формы. 10. Проблема сознания в марксистской философии. 11. Диалектико-материалистическая концепция познания. 12. Марксистская концепция истины. 13. Марксизм как исходный методологический принцип анализа общества. 14. Базис и надстройка. 15. Движущие силы и субъекты исторического процесса. 16. Объективный критерий и типы социального прогресса. 17. Проблема общественного прогресса в философии марксизма. 18. Проблема свободы и необходимости в марксистской философии.
Специфика онтологии и гносеологии марксизма: ¨ Марксизм впервые соединил диалектику и материализм. Эта диалектика принципиально отличалась от идеалистической. Самодвижение понятий Гегеля Маркс заменяет объективным процессом развития материи и бытия. Диалектика понятий становится теперь отражением объективной диалектики. При этом мышление у Маркса не просто пассивное отражение внешней реальности, а преобразование материального. Однако за материальным началом марксизм однозначно признавал безусловную первичность по отношению к духовному началу. ¨ В учении о бытии Маркс и Энгельс не видели необходимости специального рассмотрения проблемы соотношения между бытием и существованием. Они предложили исторический подход к пониманию природы. Иначе говоря, они объясняли природу не через категорию «существования» (как большинство философов), а через соединение диалектики с историческим развитием природы. Природа ими мыслилась как исторический процесс бесконечного развития. ¨ Марксизм выдвинул и теоретически обосновал тезис о материальном единстве мира (Энгельс). ¨ Марксизм впервые в истории философии взялся решать проблему материального бытия путем анализа человеческой деятельности. Поэтому для марксизма категория «практики» является исходной и определяющей, связывающей все части этого учения. Практика – это материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека по освоению и преобразованию природных и социальных систем. ¨ В теории познания Маркс и Энгельс продолжили линию сенсуализма: чувственное восприятие внешнего мира – единственный источник всех наших знаний. Однако при этом они подчеркивали, что абстрактное мышление содержит и новое (по сравнению с чувственным восприятием) знание. При этом практика и в гносеологии оказывается стержневым понятием, ибо действие выводилось из потребностей, а идеи – из действий. Поэтому в марксистской философии материальным источником новых понятий и знаний выступает не природа непосредственно, а практика, прежде всего производственные отношения. В результате природа становится общественной деятельностью с человеческой предметностью.
Специфика антропологии и социальной философии марксизма: ¨ Впервые человек понимается и анализируется как единство двух его аспектов и начал: социального и активно-деятельностного. Поэтому ¨ Энгельс и выдвигает трудовую теорию происхождения человека. ¨ Маркс и Энгельс впервые распространили материализм на понимание человека, общества и истории. ¨ Общество – это система объективных условий и форм жизнедеятельности людей. Основой общества выступают материальные (производственные) отношения. В свою очередь, эти отношения определяются экономикой общества («уровнем и характером развития производительных сил общества»). Таким образом, марксизм формулирует теорию общественно-экономических формаций. Общественно-экономическая формация – это конкретно-исторический тип общества и одновременно его структура. ¨ Отчуждение – это социальный процесс утраты человеком свободы и контроля над собственной деятельностью и ее результатами, превращение их в самостоятельную силу, господствующую над человеком и даже враждебную ему. Источник отчуждения – это система товарно-денежных (т.е. рыночных) отношений и частной собственности, которые порождают социальную дифференциацию и эксплуатацию. Отчуждение выражается в господстве овеществленного труда над трудом живым, в превращении личности в объект эксплуатации и манипулирования со стороны господствующих классов, в стихийности общественного развития, в отсутствии контроля над условиями, средствами и продуктами труда. ¨ Определяющий фактор системы производственных отношений – форма собственности. Именно она детерминирует уровень, характер и направление экономического и социального развития, структуру самого общества. Под влиянием определенной формы собственности формируются классы. Классы – это большие группы людей, различающиеся по своему отношению к средствам производства, к механизмам распределения и обмена, по месту в системе общественного производства. Между противоположными классами неминуемо разворачивается классовая борьба. ¨ Общественное развитие складывается как результирующая экономического прогресса (развития производительных сил и производственных отношений) и соответствующего развития классовых сил общества. При этом именно борьба классов выступает непосредственной движущей силой истории. ¨ Общественное развитие переходит с одного этапа на другой через мощный тотальный кризис, охватывающий все сферы и институты общества. Этот кризис Маркс назвал социальной революцией. А история предстает как последовательная смена общественно-экономических формаций. ¨ Решить задачу перехода к сознательному управлению человеком общественными отношениями, а также изменения человеком своего отношения к природе призвана коммунистическая формация. Коммунизм – это общество, в котором высший уровень развития производительных сил приводит к утверждению общественной собственности и принципа распределения «От каждого – по возможностям, каждому – по потребностям». В этом обществе всесторонне и гармонично развитых людей именно свободное время станет мерилом индивидуального и общественного благосостояния.
Таким образом, марксизм доказал, что производство существует не ради производства или извлечения прибыли, а ради потребления, и что в процессе производства происходит также и производство самого человека. Тема 2.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.24.228 (0.011 с.) |