Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философские альтернативы 20 века.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Феноменология Э.Гуссерля, понятия «интенциональности» и «жизненного мира».Гуссерль о кризисе науки. 2. Экцистенциализм о человеческом существовании как философской проблеме. Основные представители школы экзистенциализма. М.Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю, К.Ясперс и др. 3. Неопозитивизм и его эволюция. 4. Психоаналитическая философия. 5. Современная философия и медицина: плюрализм методологических оснований.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. – 608 с. 2. Гербер Р. Вибрационная медицина. – М.: София, Гелиос, 2001. – 592 с. Д. Губин. Философия: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2003. – 331 с. 3. Гуревич П.С. Основы философии: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2003. – 438 с.
Буржуазная философия середины 19 – начала 20 века.- М.,1988. Быховский Б.Э. Кьеркегор.- М.,1997. Введение в феноменологическую философию//ВФ, 1996,№ 7. Гуссерль Э. Идеи чистой феноменологии и феноменологии философии. - М., 1988.: В кн. История современной зарубежной философии. - С-Пб, 1990. Гуссерль Э.,Гадамер, Виндельбанд, Рассел: В кн. Мир философии. Т.1. Долгов К.М. От Кьеркегора до Камю.- М.,1991. Западная философия 20 века.- М.,1994. Кьеркегор С., Шопенгауэр А. Антология мировой философии в 4 тт.Т.4.- М.,1971. Лейбин В. Психоанализ и современная западная философия.- М.,1990. Мотрошилова Н.В. Принципы и противоречия феноменологической философии. - М.,1998. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней.- СПб,1996. Феноменология и ее роль в современной философии.//ВФ, 1988, № 12. Фрейд З. Введение в психоанализ.- М.,1989. Ясперс К. Смысл и значение истории.- М.,1991.
Темы рефератов: 1. Кьеркегор: индивид как «причина христианства». 2. Гуссерль об интенциальности сознания в феноменологической редукции. 3. Феноменология как метод и как фундаментальная онтология. 4. Феноменологическое конструирование. 5. Понятие «жизненного мира» у Гуссерля. 6. Экзистенциализм Хайдеггера и его фундаментальная онтология и философская антропология. 7. Атеистический экзистенциализм Ж.-П.Сартра и проблема свободы и ответственности личности. 8. Проблема трансцендентного в экзистенциализме Ясперса. 9. Онтология человеческого бытия в психологической философии. 10. Феноменология бессознательного и психоаналитическая теория познания ЭДМУНД ГУССЕРЛЬ (1859 - 1938) – немецкий ученый основатель феноменологии. В понимании Гуссерля феноменология – это наука о созерцании сущности, о сознании, созерцающем сущность. Внешний мир дан субъекту в потоке феноменов (возникающие в сознании смыслы предметов). Осуществляя (воздержание от суждений), феноменолог в ходе феноменологической редукции, сводит поля анализа к этому потоку феноменов. Оперируя феноменами, философ интендирует, т.е. имеет дело только с внешним, но и с внутренним миром человека. Начиная анализ с феноменологической редукции, феноменолог переходит к эйдосу (образ, понятие, идея, в феноменологии Гуссерля равнозначно сущности). Путем воображения предмету придаются различные присущие ему свойства, что составляет эйдическое описание. Эйдос обозначается высказыванием. На основе эйдосов и полученных высказываний интерпретируется содержание предмета анализа. Эта интерпретация дает возможность более полного взгляда на мир. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ. «Экзистенция» - существование. Центральная проблема философии экзистенциализма / человек и его существование в мире. Идейный вдохновитель Сёрен Кьеркегор (1813-1855) – датский философ и теолог. Считая что на пути к существованию (существовать – значит реализовать себя через свободный выбор как загадочный, внезапный и интуитивный поступок духа). Один человек для другого является препятствием. Истинно лишь единичное. В процессе существования единичное проходит в три стадии: 1) эстетическую (человек лишь игрушка в руках стихии собственных эмоций ), 2)этическую (человек испытывает тягу к различным поступкам, но всеобщие нравственные принципы требуют других действий от индивида, что приводит к страданиям ), 3) религиозную (хотя это и есть подлинное человеческое существование, но и оно не избавляет от страданий). Вывод Кьеркегора – «Отчаяние лежит в самом человеке, оно есть определение духа». Немецкая школа экзистенциализма: Мартин Хайдеггер (1889-1976), « Бытие и время». В этой работе Хайдеггер вводит понятие «экзистенциал», которым обозначает различные выражения состояний бытия. В систему экзистенциалов включаются понятия «бытие-в-мире», «бытие-с-другими», «бытие-здесь». По мнению Хайдеггера, человек испытывает «ничто» главным образом, в переживании страха. Страх как состояние есть способ бытия-в-мире. Взятое в его полноте, явление страха характеризует поэтому существование как фактически существующее бытие-в-мире. К существованию принадлежит также смерть. Забегание в смерть раскрывается в явлении страха. Бытие есть бытие, направленное к смерти. Карл Ясперс (1883-1969), «Смысл и назначение истории», «Разум и экзистенция», «Философия и мир». Основатель религиозного экзистенциализма. Постижение человеком своей сущности происходит в неких пограничных ситуациях, которые позволяют человеку очистить себя от господствующих норм, ценностей и правил. Экзистенция помогает человеку понять всю иллюзорность бытия и соприкоснуться с богом, с трансценденцией. Человек живет и действует в определенной исторической ситуации. Ясперс предлагает собственную трактовку исторического процесса. Всеобщая история делится на следующие периоды: 1) прометеевская эпоха, 2) эпоха великих культур древности, 3) «осевая эпоха», 4) эпоха развития техники. Французская школа (Жан-Поль Сартр, Альбер Камю). Сартр Ж.-П.(1905-1980), «Бытие и ничто», «Экзистенциализм – это гуманизм». Литературные произведения – «Тошнота», «Дороги свободы», «Мухи». Сартр пыталсявстать «по ту сторону " материализма и идеализма и обратитьсяк трагичности человеческого существования. Человек всегда одинок, окружающая внешняя реальность, общество - лишь немая серая масса,в которой он вынужден жить. Человек – единственный носитель сознания. Сознание – это свобода и творчество, поэтому взаимоотношение человека и общества всегда трагично и конфликтно. Человек сам за себя все выбирает, но эту, личную свободу, всегда ограничивает серая безликая масса реальности. Трагизм человека в том, что он не знает смысла этой конфронтации, а значит и не видит смысла своей собственной жизни. Камю А.(1913-1960), «Миф о Сизифе», «Чума», «Бунтующий человек». Главные вопрос – о наличии или отсутствии смысла человеческой жизни. Камю считает жизнь абсурдной. Абсурдный человек – это человек, осознавший себя и свои пределы, поставивший под сомнение все ценности и противопоставивший себя миру посредством бунта. Бунт рождается из страдания, и именно он придает человеческой жизни ценность, а также порождает у индивида стремление выйти за собственные пределы, стать иным. Основные проблема философии – проблема самоубийства. Камю отрицает его, поскольку самоубийство предлагает согласие с собственным пределом, нежелание стать иным. Камю связывает понятия «бунта» и «свободы». Бунт – моральный протест против всего реального, а свобода – потребность самовыражения. Стать человеком – значит постоянно самоутверждать себя. ПОЗИТИВИЗМ. Позитивное – положительное. Появляется в 20 веке и претендует на звание философии науки. Наиболее популярен в 30-50 гг.20 века, когда и формируются его основные принципы: верификации и фальсификации. Огюст Конт (1798-1857) – основатель позитивизма .»Курс позитивной философии», «Социология». Считал, то необходимо построить систему положительного» знания, опирающегося на факты. Человеческий дух в своем развитии проходит три стадии: теологическую, метафизическую, и позитивную. (объединение теории и практики). Конт вводит термин «социология» (наука об обществе). В обществе действует закон двойственной эволюции: интеллектуальной и технической. Интеллектуальное развитие – это развитие человеческого духа. Техническое – развитие общества, также имеющее три стадии – традиционное общества, доидустриальное, индустриальное. НЕОПОЗИТИВИЗМ – представители данного направления объявляли бессмысленными философские вопросы, ибо они формулируются с помощью терминов, не поддающихся проверке. Единственно возможным знанием является специально-научное знание. Идеи неопозитивизма сформированы в рамках Венского кружка. Именно здесь сформулирован принцип верификации – методологическое понятие, обозначающее процесс установления истинности научных утверждений в результате их опытной проверки. Рудольф Карнап (1891-1970) – представитель логического позитивизма. Разработал неопозитивистскую модель научного знания. Согласно этой модели, в основе научного знания лежат абсолютно достоверные протокольные предложения. Все остальные предложения должны быть верифицированы, т.е. сведены к протокольным. Предложения, не поддающиеся верификации, должны быть исключены из науки. Карл Поппер (1902-1994) – английский философ, социолог, логик, («Открытое общество и его враги», «Нищета историцизма»). Основоположник критического рационализма. Основная задача философии – отделение научного знания от ненаучного. Методом демаркации является принцип фальсификации (опровержимость любого утверждения относимого к науке). Любое научное знание носит лишь гипотетический, предположительный характер. Рост научного знания состоит в выдвижении смелых гипотез и осуществлении их опровержений. В области социальной философии Поппер выступил с критикой марксизма и историзма. Идеал Поппера – это открытое общество)общество, члены которого имеют возможность целесообразно и созидательно управлять социальным развитием и постепенно формировать государственные институты сообразно реальным потребностям людей. Томас Кун (1922 гр.),«Структура научных революций ». Создает концепцию философии науки. История науки – конкурентная борьба научных сообществ,сопровождаемая сменой парадигм (моделей теоретического мышления). Господство парадигмы период нормальной науки, затем появляется проблема, неразрешимая в рамках данной парадигмы, начинается кризис науки, завершающийся сменой парадигмы, посредством революции в науке. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Зигмунд Фрейд (1856-1939) – австрийский философ, невропатолог, психиатр «Я и Оно», «Толкование сновидений», «О психоанализе». Основатель одного из влиятельнейших направлений первой половины 20 века. Изначально психоанализ не претендовал на роль философского учения, а являлся своеобразным подходом к лечению неврозов. Однако, изучая своих пациентов, Фрейд приходит к выводу, что психика человека состоит из ряда компонентов, оказывающих влияние на жизнь человека. Первый компонент – Оно – глубинный слой человеческой психики, сфера бессознательного, живет в себе и для себя, не считаясь с реалиями внешнего мира. Второй компонент – Я – сфера сознания и самосознания личности. Третий компонент – сверх – Я – некая критическая инстанция, внутриличностная совесть. По Фрейду, «Я» - несчастное создание. Ему постоянно приходится разрываться между «сверх/Я» и «Оно». Таким образом, Фрейд вводит в философию проблему соотнесения сознательного и бессознательного, отводя последнему решающее место во влиянии на жизнь человека.. Ядро бессознательного составляют так называемые первичные влечения, доминирующую роль в которых играют Эрос (или инстинкт жизни) и Танатос (или инстинкт смерти). Карл Густав Юнг (1875-1961) – ученик Фрейда. «Об архетипах коллективного бессознательного». Юнг делает следующий шаг в познании бессознательного. Он четко разделяет индивидуальное и коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное представляет скрытые следы памяти человеческого прошлого, это некий опыт, характерный для всех рас и народностей. Структурными элементами коллективного бессознательного становятся «архетипы» - формальные образцы поведения или символические образы,, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием образы, соответствующие в реальной жизни стереотипам сознательной деятельности человека. Эрих Фромм (1900-1980) – основоположник неофрейдизма. («Иметь или быть», «Бегство от свободы»). Создатель концепции гуманистического психоанализа. Человек – это единственное живое существо, для которого собственное существование является проблемой. Человеку изначально присущ ряд потребностей, которые деформируются обществом, что приводит человека к ненависти и агрессии. В свою очередь, это состояние побуждает чувство свободы, справедливости и правды. Окружающее общество,по мнению Фромма, искореняет в человеке человеческое. Главный принцип любого общество – иметь, и это не делает его свободным. Свободным общество будет тогда, когда принцип «иметь» буден заменен принципом «быть», т.е. умением принимать решения и отвечать за их последствия.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.157 (0.012 с.) |