Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 68. Классическая и неклассическая наука. особенности стиля мышления в науке 20 века.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 23 из 23 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Под классической наукой понимается наука 17-19 веков. Под некласической наукой понимаются новые веяния 20 века.
Для традиционной классической научной деятельности характерны следующие особенности: - предмет исследования - макромир. - изучаемая модель имеет какой-либо прообраз в реальном мире - представления носят однозначный характер, описания - причинно-следственный характер - отрасли классической науки обособлены друг от друга, сама наука обособлена от других сфер деятельности - в научных описаниях классическая наука стремиться избегать субъективности, научные суждения подвергаются экспериментальной проверке.
В неклассической науке: - предмет познания - не только макромир, но и мега и микромиры - объект не поддается непосредственной наглядной интерпретации - модель предстает не прообразом, а одним из аспектов раельности - мир предстает вероятностным (вместо причинно-следственой связи), в ход идут другие детерминации - функциональные, структурные, системные, вместо объективности - субъективность - научная деятельность не носит обособленный характер - модели - ненаблюдаемые, или в лучшем случае частично
Возникает вопрос: является ли неклассическая наука наукой, рациональна ли она? Рациональное в понимании классической науки - это то, что закономерно, что поддается описанию, что необходимо. Т.е. случайность - иррациональна, субъективное - иррационально, противоречие - один из признаков иррационального. Получается, что неклассическая наука с точки зрения классической иррациональна.
Классическая рациональность восходит к идее разумности (рационально - то, что разумно, при этом разум понимается как нечто имеющее постоянную природу и носящее богоподобный характер. Разум проявляет себя в рассуждении, умозаключении, т.е. логике. Этот разум находится в основе природы, человека и т.п.. В той степени, в которой природа разумна - она рациональна). В 20 веке все эти идеалы рациональной разумности претерпели массу изменений. Это связано с событиями происходившими в 20 веке - войнами, техногенными катастрофами. Человеческая разумность попала под серьезное подозрение: насколько она соответствует миру, насколько это представляет ценность. Выяснилось, что человеческий разум обладает значительной долей иррациональности (Фрейд). Для человеческой культуры и следовательно науки оказались важными такие иррациональные явления как нонсенс, абсурд и пр.. Вообще в 20 веке сложилась традиция мизологии (ненависти к разуму и его претензиям, отрицание разума). Пришли к ому, что научное - это не только логически рациональное и непротиворечивое, это также и психика и чувства. Было утверждено, что идея рациональности не исчерпывается идеей разумности. Рациональность не исчерпывается лишь наукой, она есть и в искусстве и в религии. Что же есть рациональность? Идея рационального оказалась вполне соотносима с идеей эффективности. Идея эффективности: эффективность - это соответствие результатов какой-либо деятельности преследуемой цели - это отношение результатов к затратам - отношение преследуемой цели к реальным потребностям. Цели можно сократить, но роль цели для психики очень важна. В современном понимании: - рациональность - то, что позволяет справляться с проблемами - то, что позволяет в максимальной степени достичь результатов - то, что экономит средства Это приводит к тому, что рациональное - технологическое содержание человеческого мышления, значит можно говорить о рациональности человеческого повеления. Идея рациональности зависит от цели человеческой деятельности, используемых средств. В этом смысле рациональность носит также исторический характер, и следовательно универсальной рациональности не существует. Но все же можно говорить по крайней мере о двух основных типах рациональности: 1. техническая рациональность (эффективность) 2. космос как единая целостность мира - рациональность единого, целостного. В этом смысле техническая рациональность как эффективность является ограниченной, первичную роль играет рациональность как единое целое. Проблема свободы встала впереди проблемы ответственности, как и должно было быть, но в 19 веке не было. Вопрос 1. Космоцентризм и основные понятия античной философии(Космос, Природа, Логос, Эйдос, Душа) 1 Вопрос 3. Жизнь и философствования Cokpamа. 1 Вопрос 4. Учение Платона о бытии (проблема статуса идей-эйдосов) душе и познании. 3 Вопрос 5. Учение Аристотеля о причинах, материи и форме. 4 Вопрос 6. Эллинистическая философия (общая характеристика, основные школы и проблематика). 4 Вопрос 7. Бог, человек и мир в средневековой христианской философии. 5 Вопрос 8. Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения. 6 Вопрос 9. Рационалистическая метафизика 17 века (Декарт, Спиноза, Лейбниц) 7 Вопрос 10. Эволюция английского эмпиризма. 9 Вопрос 11. Социальная философия французского Просвещения. 10 Вопрос 12. Критическая философия Канта (задачи, основные проблемы и понятия). 12 Вопрос 13. Этическая теория Канта. 15 Вопрос 14. Система и метод философии Гегеля. 16 Вопрос 16 Сущность материалистического понимания истории К.Маркса. Общественно-экономические формации. 20 Вопрос 17. Позитивизм 19 в. (общая характеристика и эволюция). Позитивизм и наука. 22 Вопрос 18. Волюнтаризм А. Шопенгауэра (1788-1860 гг.) «Мир, как воля и представления». 23 Вопрос 19. Программа «переоценки всех ценностей и имморализм Фридриха Ницше (1844- 1900). 24 Вопрос 20. Психоанализ и философия неофрейдизма. 27 Вопрос 21. Э. Гуссерль и основные идеи феноменологической философии. 29 Вопрос 22. Экзистенциональная философия (основные положения, проблемы, понятия) 30 Вопрос 23. Современная философская герменевтика. Г. – Г. Гадамер. 32 Вопрос 24. П.Я. Чаадаев о российской истории и историософии. 35 Вопрос 25. Разработка идеологии славянофильства (А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, К.С.Аксаков) 36 Вопрос 26. А.И. Герцен (1812 - 1870) как философ. 38 Вопрос 27. Ф.М. Достоевский о свободе и ответственности человека. 39 Вопрос 28. Религиозная философия B.C. Соловьева (общая характеристика и основные понятия) 41 Вопрос 29. Русская «философия всеединства» конца 19 - начала 20 вв. Знание и вера. 43 Вопрос 30. Экзистенционально-религиозная философия Н.А. Бердяева. Свобода и творчество. 44 Вопрос 31 Онтология, гносеология, аксиология, как основные разделы философии. 46 Вопрос 32. Категории как высшие роды бытия и ступени познания. 47 Вопрос 33. Проблема единства мира и пути ее решения. 48 Вопрос 34. Пространство и время. Субстанциональная и реляционная концепция пространства и времени. 49 Вопрос 35. Основные формы движения. Эволюция и революция. Прогресс и регресс. 52 Вопрос 36. Принцип детерминизма. Категории, причины и следствия. Причина и цель. 54 Вопрос 37. Понятие экосистемы. Глобальные экологические проблемы современной цивилизации. 56 Вопрос 38. Происхождение человека. Основные факторы антропосоциогенеза. 56 Вопрос 39. Человек и его место в мире. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества. 57 Вопрос 40. Психика, мышление, сознание. Чувственные (ощущение, восприятие, представление) и интеллектуальные (понятие, суждение, умозаключение) компоненты сознания. 61 Вопрос 41. Бессознательное как психический феномен. Структура бессознательного. 61 Вопрос 42. Природа познавательного отношения. Субъект и объект познания. 63 Вопрос 44. Истина как цель познания. Классическое определение истины и пути его исторического развития. 64 Вопрос 45. Социальная философия и теоретическая социология. 66 Вопрос 46. Индивид, личность, индивидуальность. Свобода и ответственность личности. 66 Вопрос 47. Общественные отношения. 70 Вопрос 48. Эволюция средств коммуникации: устная, письменная, печатная и машинно-компьютерная форма слова и социальной информации. 71 Вопрос 49. Понятие ноосферы. 73 Вопрос 50. Социальный институт, его структура и функции. 74 Вопрос 51. Социально-экономические классы и структура общества. 74 Вопрос 52. Этнос и окружающая Среда. 75 Вопрос 53. Натуралистические представления в социальной философии геополитические доктрины. 76 Вопрос 54. Историософия 20 века. Основные подходы. 76 Вопрос 55. Роль научной рациональности в развитии общества. 77 Вопрос 56. Россия, Восток, Запад: диалог культур в современном мире. 78 Вопрос 57(хуёвый). Проблемы человека в современной культуре. 79 Вопрос 59. Средства и методы эмпирического познания. 79 Вопрос 60. Средства и методы теоретического познания. 79 Вопрос 61. Наука в системе культуры. 80 Вопрос 62. Современные концепции и модели развития науки и научного знания (неопозитивизм, Поппер, Кун, Лакатос, Фейерабенд, Холтон). 80 Вопрос 64. Понятия и виды объяснения и понимания. Соотношение понимающего и объясняющего подходов в различных науках. 83 Вопрос 65. Единство знания и проблема критериев выбора теорий. 84 Вопрос 66. Многообразие ценностных ориентаций науки как социального института. 84 Вопрос 67. Сциентизм и антисциентизм. 85 Вопрос 68. Классическая и неклассическая наука. особенности стиля мышления в науке 20 века. 86
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 806; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.21.96 (0.007 с.) |