Вопрос 17. Позитивизм 19 в. (общая характеристика и эволюция). Позитивизм и наука. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 17. Позитивизм 19 в. (общая характеристика и эволюция). Позитивизм и наука.



Позитивизм в общем смысле - философское течение, основанное на принципе, что все подлинное, положительное (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных дисциплин и их синтетического объединения, и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование. С точки зрения позитивизма умозрительная философия занимается бесплодными спекуляциями, химерами, не имеет практического выхода, следовательно, бесполезна. В первоначальном истолковании основателя позитивизма О.Конта позитивизм означал требование к философии отказаться от поисков первопричин, каких-либо субстанциальных начал и вообще сверхчувственных сущностей.

На формирование позитивизма оказало влияние ускоренное развитие науки, а также утилитаристская установка опытных наук, связанная с развитием промышленной революции. Позитивизм явился формой самосознания науки, освободившейся от давления старых религиозных и философских концепций. Определенную роль в формировании позитивизма сыграло распространение идей прогресса, прежде всего прогресса науки и его влияния на развитие общества. Позитивизм опирался на многие идеи философии Просвещения, хотя, с другой стороны, явился реакцией на просветительскую идеологию. В истории позитивизма выделяют три основных этапа:

"Первый позитивизм" - 20-е годы XIX - начало XX вв. Этот этап представлен основателем позитивизма Огюстом Контом и его непосредственными учениками и последователями: ЭЛиттрс по Франции, Дж. С. Миллем, Г. Спенсером в Англии, Е.B. де Роберти, Г.Н. Вырубовым и В.В Лесевичем в России.

"Второй позитивизм" (эмпириокритицизм, махизм) - 70-е годы XIX - начало XX вв. Представителями его были в основном ученые-естествоиспытатели - Э.Мах, Р.Авсанариус, А.Пуанкаре.

Неопозитивизм (логический позитивизм, логический эмпиризм) оформляется в 20-е годы XX в. под влиянием работ Бертрана Рассела и Людвига Витгенштейна, а затем существует в в виде трех философских школ: Венского кружка, Берлинского общества эмпирической философии и Львовско-Варшавской школы.

В середине XX в. трудности, с которыми столкнулись неопозитивисты, привели к возникновению и широкому распространению постпозитивизма, который уже основывается на других установках и к позитивизму не относится. К общим чертам позитивизма можно отнести следующие:

1). Познание должно быть освобождено от всякой мировоззренческой и ценностной интерпретации.

2). Прежняя традиционная философия как метафизическая должна быть упразднена и заменена либо непосредственно специальными науками, либо обобщенным обзором системы знаний, либо учением о соотношении между науками, об их языке и тд.

3). Основная позиция позитивизма - феноменализм, т.е. установка, согласно которой познание имеет дело с совокупностью элементарных чувственных компонентов (ощущений, чувственных данных и тд.). Считая, что все содержание познания может быть редуцировано к чувственным восприятием, феноменализм признает их единственной реальностью, доступной человеку.

В истории позитивизма можно усмотреть, что последователи, как правило, критикуют своих предшественников за то, что они недостаточно очистили опыт от метафизики, за склонность к метафизике.

Вопрос 17 (вариант). Позитивизм 19 века. (Общая характеристика и эволюция) Позитивизм и наука.

 

П. - философское направление, исходящее из тезиса о том, что все подлинное, “положительное” (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук или их синтетического объединения, и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности не имеет права на существование.

П. оформился в 30-е гг 19 века и за свою историю эволюционировал в направлении все более четкого выявления и доведения до логического конца присущей ему с самого начала тенденции к субъективному идеализму.

П. исходит из признания существования некой реальности, которая со всей очевидностью дана человеку. Понятие позитивное и данное - тождественны. Данное - это то, что поддается проверке эмпирическими или логико-математическими средствами.

Позитивизм понимает свое значение как критику ненаучного знания, основное острие этой критики направлено против метафизического подхода.

 

Первая стадия.

Создатель П., французский мыслитель О. Конт провозгласил решительный разрыв с философской традицией, считая, сто наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философией. Это по мнению позитивистов не исключает существования синтеза научного знания, за которым можно сохранить старое название “философии”. Она сводится т.о. к общим выводам из естественных и общественных наук. Поскольку П. не имеет дела с философскими проблемами он отвергает как идеализм так и материализм. Пережитки философии, к которым относятся по мнению Конта претензии на раскрытие причин и сущностей, должны быть удалены из науки. Наука не объясняет, а лишь описывает явления и отвечает на вопрос “почему”, а не на вопрос “как”. Последовательное развитие этого тезиса ведет к точке зрения феноменализма. Однако, наряду с субъективно-идеалистической тенденцией, Контовский П. сохраняет некоторые элементы естественнонаучного материализма, идущего от традиций французского Просвещения 18 века. Следуя за Просветителями, Конт высказывает убеждение в способности науки к бесконечному развитию, утверждает, что любая научная истина относительна, неполна.

П. подход предполагает два коренных преобразования: в сфере науки - отказ от метафизических наслоений. Отрицая прежнюю метафизическую философию, он не отказывается от философии как таковой. Он полагает, что для осознания действительности отдельных частных наук недостаточно. Существует объективная необходимость разработки общенаучных методов познания, а также раскрытия связи между отдельным науками, создания системы научного знания. Решение этих задач является прерогативой “новой философии”. Таким образом П. претендует на роль философии науки.

По замыслам Конта, конкретные науки должны выявлять частные закономерности различных предметных областей знаний, философия же должна направить свои усилия на познание наиболее общих закономерностей, на систематизацию научного знания.

Спенсер, используя в своих обобщениях новые открытия естествознания 2-ой половины 19 в. исследуя проблемы классификации наук, развивает агностическое учение о непознаваемости объективной реальности, о том, что в сущность реальности можно проникнуть посредством религии, а не с помощью науки. П. оказал значительное влияние на методологию естественных и общественных наук, в т.ч. социологии, права, политической экономии, историографии, литературоведения и др. Философия по мнению Спенсера, в отличие от науки, которая представляет собой лишь отчасти объединенное знание, есть вполне объединенное знание, высший теоретический синтез. Наиболее общие истины, составляющие область обшей философии, должны быт сформулированы в терминах вещества, движения, силы и т.д.

 

Вторая стадия

Вторая стадия П. - эмпириокритицизм (критика опыта) Э. Маха и Р. Авенариуса. Э. сохраняет основную установку П. на описание позитивного, опытного знания. Его представители настаивают на необходимости борьбы в науке с засильем метафизических подходов, на изъятие таких понятии как субстанция, причинность, материальное, идеальное и т.д. Отличие от предшествующей стадии состоит в том, что основную задачу философии видели в создании теории научного знания.

 

Третий этап.

В конце 19 века П. переживает кризис, вызванный прогрессом естественнонаучного знания, коренной ломкой понятии в физике на рубеже 19 и 20 веков. Этому способствовало интенсивное развитие психологических исследований, заставлявших предпринимать анализ тех самых “предельных” философский вопросов знания, которые избегал П. Все это заставило снова поставить вопрос о месте философии в системе наук. Преобразованный П. вступает в новый второй этап своей революции - неопозитивизм.

В силу двойственности П., пытающегося способствовать прогрессу науки, допуская однако и религиозную веру, его роль в истории философии противоречива.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.28.48 (0.006 с.)