Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рационализм XIX – первой половины XX века (позитивизм, неопозитивизм).

Поиск

Позитивизм складывается в середине XIX в, после победы буржуазии в борьбе за политическую власть. Исходная идея позитивизма – призыв к преодолению противоположности материализма и идеализма. В истории позитивизма выделяют так называемые первый позитивизм, махизм(«второй позитивизм») и неопозитивизм. Основатель позитивизма – Огюст Конт (1798 – 1857). Позитивисты утверждают, что основной массив знаний о мире, человеке и обществе, нужных в практической жизни, предоставляют специальные науки. Это знание («позитивное знание») противопоставляется традиционной философии как «метафизике». Конт высказал тезис о том, что наука заменяет собой традиционную философию. Наука, по Конту, должна в принципе ограничиваться описанием внешней структуры явлений, отвечая на вопрос о том, как протекают явления, а не о том, какова их сущность (последнее – ненужная «метафизика»). Описание явлений позволяет вывести законы, определить функциональные (не причинные) отношения между элементами данной структуры. Конт говорит, что человечество в своем умственном развитии последовательно пользуется тремя методами познания – сначала теологическим (явления объясняются сверхъестественными факторами), затем метафизическим (используются некие философские абстракции Абсолют, Идея и т.д.) и, наконец, позитивным (когда познаются действительные законы явлений). Позитивная стадия должна полностью сменить обе предыдущие. Герберт Спенсер (1820-1903) также видел задачу науки в познании сосуществования и последовательности явлении. При этом он допускал, что есть некая единая «Сила» или «Мощь», но они – тайна, в принципе непознаваемая человеческим разумом. Задача философии – систематизировать научные знания. Наиболее общие истины, к которым приводит анализ действительности, - понятия вещества, движения, силы, эволюции. Спенсер уделял особое внимание эволюции, которую он характеризовал как высший закон всего существующего. В эволюции Спенсер выделяет следующие моменты: 1.интеграция (переход от бессвязности к связности); 2.дифференциация (переход от однородного к разнородному); 3.возрастание порядка (переход от неопределенности к определенности). Спенсер считал, что эволюция имеет предел – равновесие системы, когда уравновешиваются все противодействующие силы, в частности, в обществе – консервативные и прогрессивные силы. Но состояние равновесия сменяется разложением под влиянием внешних сил, затем возможно новое равновесие и т.д. Лидерами «второго позитивизма» были Эрнст Мах (1838 – 1916) и Рихард Авенариус (1843 – 1896). Мах выступал против понимания материи как объективной реальности. Все существующее – совокупность ощущений, «комплексы ощущений образуют тела». Махисты использовали понятие «элементы мира». Их они хотели представить как нечто «нейтральное» по отношению к материи и сознанию, утверждая, что «элементы мира» могут быть в одном отношении физическими, а в другом – психическими. Например, огонь, вызывая ощущения тепла и света, является психическим «элементом», а с другой стороны, как совокупность определенных химических и физических процессов он представляет собой «физический элемент». Махисты утверждали, что между физическими и психическими «элементами» существует неразрывная связь, одни не могут быть без других. Авенариус заявлял также о «принципиальной координации» нашего Я и среды (не-Я). Сознание человека – центральный член, внешний мир – противочлен; они неразрывно связаны друг с другом. Отсюда можно прийти к субъективному идеализму.

Неопозитивизм задачу философии изначально видел в деятельности, направленной на анализ языковых форм сознания. В значительной мере становлению и развитию неопозитивизма способствовал Бертран Рассел (1872-1970), который заявил, что «подлинно философские» проблемы сводится к проблемам логики. Задача философии не в том, чтобы открыть факты или строить обобщения о фактах, а в том, чтобы подвергнуть логическому анализу высказывания науки, тем самым обеспечивая прояснение знаний. При этом нужно на основе логики создать искусственный язык. В неопозитивизме сложились два главных течения: логический позитивизм и лингвистическая философия. Лидер первого, Рудольф Карнап (1891 – 1970) выступает против традиционной философии, утверждая что предложения (суждения), из которых состоят философские учения, не являются подлинными предложениями. Они лишены научного смысла, поскольку в них, в частности, входят «псевдопонятия» (например, «дух», «вещь в себе» и т.п.), которым ничто не соответствует в реальности. Если сторонники логического позитивизма занимались анализом языка науки, обращая особое внимание на формализованные языки, то адепты лингвистической философии обратились к обыденному, естественному языку, делая упор на прагматический аспект языка. Людвиг Витгенштейн (1889 – 1951) сравнивает язык с играми, которые происходят по определенным правилам. Правила языковой игры (употребления языка) устанавливаются и изменяются людьми; при этом одно и то же слово в разных языковых играм может иметь различный смысл. Люди могут играть в различные языковые игры, думая, что «игра» у них общая. Отсюда важная задача – выяснения значений, способов употребления слов. Задача философии – прояснение употребления слов и выражений в различных контекстах. В лингвистической философии была предложена идея о том, что язык определяет образ мыслей, что люди, говорящие на разных языках, с разной грамматической структурой, по-разному воспринимают и постигают мир (гипотеза лингвистической относительности). Были предложения о реформе языка (например, об ограничении использования общих понятий). В 1960-е гг. формируется новый комплекс концепций, получивший название постпозитивизма. Здесь на первый план выходят проблемы развития научного знания. Карл Раймунд Поппер (1902 – 1994) показывает позитивную роль философии для развития науки. Он по-новому ставит проблему разграничения научного и ненаучного знания. Поппер вводит принцип фальсификации, согласно которому теория является научной только тогда, когда она в принципе допускает фальсификацию (опровержение). Томас Сэмуэл Кун (1922 – 1996) вводит понятие парадигмы, означающее способ деятельности, стиль мышления, критерии научности и рациональности определенного научного сообщества. Кун предложил концепцию истории науки, которая включает в себя следующие этапы: «нормальная наука» (период господства определенной парадигмы), «научная революция» (распад данной парадигмы, конкуренция между новыми парадигмами, победа одной из них) и снова «нормальная наука». Имре Лакатос (1922 – 1974) предложил концепцию науки, основанную на идее научно-исследовательских программ. Историю науки он понимал как смену этих программ.

 

Феноменология.

Эдмунд Гуссерль (1859 – 1938) – немецкий философ, основоположник оригинальной версии субъективного идеализма, названной феноменологией (наукой о феноменах). Феноменология – наука о феноменах, т.е. явлениях вещей (в отличие от их независимого бытия) в нашем сознании. В отличие от Беркли, защищавшего здравый смысл, Гуссерль ставит цель освободить его от всего, что ему не принадлежит или является субъективным. Основной мотив – найти новые объективные основания для наук в самом сознании и преодолеть кризис в основаниях математики и физики в конце XIX столетия. Гуссерль считал, что новая, символическая логика, независимая от какого бы то ни было опыта, указывает путь к решению данной задачи: феноменология должна стать теорией достижения объективного смысла. Цель феноменологии – анализ вещей как субъективных актов сознания с априорным и объективным содержанием – идеями, понятиями, образами, суждениями и другими смысловыми объектами. Допущения феноменологии: все люди обладают сознанием; все познается и существует для нас посредством актов, т.е. феноменов, сознания; сознание интенционально – направлено на нечто (смысл объекта), что сознанием не является, но ему принадлежит; существует априорная интенциональная структура сознания. Пример: Допустим, некто утверждает «Я убежден, что Баба-Яга существует». В этом утверждении следует различать: акт сознания – суждение «Я убежден, что Баба-Яга существует»; субъект акта сознания – «Я» утверждающего; объект акта сознания – сказочное существо по имени «Баба-Яга»; интенцию акта сознания – отношение «Х убежден, что У существует», а также смысл объекта сознания «Баба-Яга». Элементы акта сознания – {Субъект, Объект, Смыслы}. Обычные люди верят в объективность внешнего мира (естественная установка), феноменолог – в априорную реальность смыслов своего сознания (феноменологическая установка). Для перехода от естественной установки к феноменологической необходимо совершить три редукции. Психологическая редукция устраняет из сознания все, что ему не принадлежит – внешний мир и все науки, которые его изучают. Результат, к которому она приводит – ограничение актов сознания до множества {Субъект, Смыслы}. Эйдетическая редукция открывает в актах сознания неизменные и априорно заданные эйдосы (формы), которые и обозначают смыслы осознаваемых объектов. Но эти смыслы еще не очищены от априорного «Я» утверждающего как своей основы. Трансцендентальная редукция исключает априорное «Я» утверждающего в качестве источника всех смыслов. В результате феноменолог ограничивает акты сознания одним множеством {Смыслы} и достигает абсолютной объективности и достоверности объектов своего исследования, т.е. феноменологической установки.

 

20. Психоаналитическая философия.

О том, что человек осознает не все, что содержится в его душе, говорил еще Платон. На существование в человеческой психике не только сознательного формулируемого, но и бессознательного (или подсознательного, несознаваемого, «темного», «неявного») знания указывали Лейбниц, Кант, Бергсон и другие философы. Однако предметом специального систематического исследования бессознательное стало впервые в учении Фрейда (1856 – 1939). Согласно концепции Фрейда, психика индивида имеет трехслойную структуру. Первый слой (Фрейд называл его «Оно») представляет собой бессознательное психическое начало. Оно – глубинный источник психической энергии, «кипящий котел» несознаваемых влечений. В нем властвует Эрос – инстинкт жизни, стремление к удовольствиям и Танатос – инстинкт смерти, склонность к агрессии, разрушению и самоистязанию. Свойственная Оно бузрассудная тяга к наслаждению погубила бы человека, если б над Оно не подстроился второй слой психики – сознательное, разумное Я. Я учитывает требования реальности и управляет Оно. Однако Оно то и дело выходит из подчинения, и исходящие из него импульсы заставляют человека делать то, что его сознательное Я не может допустить. Под влиянием родителей и воспитателей, внушающих индивиду с детства нормы поведения, принятого в обществе, у него формируется третий слой – сверх-Я. Как Оно так и сверх-Я функционирует, не подчиняясь контролю сознания. Если Я нарушает требования сверх-Я, то испытывает чувство вины, угрызения совести. Далеко не все в учении Фрейда является бесспорным и достаточно обоснованным. Но благодаря трудам Фрейда и его последователей была принята важная роль бессознательного в человеческой жизни.

 

Экзистенциализм.

Экзистенциализм (от лат. – существование) сформировался в первой половине XX в. Исходное понятие экзистенциализма – понятие существования (экзистенции). Основная проблема – определение места человеческого существования в общей структуре существования. Экзистенциалисты утверждают, что существование человека не определяется какой-то природой, общественной или собственной сущностью; такой сущности просто нет. Человек сначала просто существует, а потом строит свою сущность. Человек делает самого себя, каждый свою мораль. Моральный выбор – акт свободного творчества. Но здесь возникает пессимизм, страх сделать неправильный выбор. Мартин Хайдеггер (1889 – 1976) говорит о трех аспектах человеческого бытия: «брошенность» (мы находим себя уже существующими в мире, без нашего предварительного на то согласия), «фактичность» и «экзистенциальность» (наше существование всегда есть «проект» выхождения за пределы данного). Единство этих аспектов образуют «временность», поскольку брошенность – обнаружение прошлого, фактичность – настоящее, а экзистенциальность раскрывается в будущем. В зависимости от того, какой модус времени для человека стоит на переднем плане, его бытие будет подлинным или неподлинным. Смысл существования осознается в пограничных ситуациях, в состояниях на грани жизни и сметри, при трагических поворотах судьбы. Здесь человек осознает свою конечность. Но у человека есть выбор: или бегство от смерти в мир обыденной жизни, что – неподлинное бытие, или – принятие экзистенциальной перспективы и жизнь с учетом своей конечности. Карл Ясперс (1883 – 1969) решительно отказывается от рационалистической линии в философии. Философия должна выражаться не в научных терминах, а в понятиях психологии. Экзистенция в отличие от эмпирических объектов не может быть понята рационально; для этого есть единственная возможность – «экзистенциальное прояснение». Экзистенция не может удовлетвориться повседневным бытием. «Неустойчивость бытия» заставляет человека искать прочное, непреходящее. В пограничных ситуациях раскрывается трансцендентальное – Бог. И у человека есть свобода выбора направленности своей жизни. Жан-Поль Сартр (1905 – 1980) утверждает своеобразную «философию свободы». Свобода в том, что человек сам выбирает свои поступки, свое будущее и не может ссылаться на объективные обстоятельства. Человек стоит перед «неизбежность» свободного выбора. Но выбор может привести к конфликту с другим, к страданию, к страху. Сама свобода превращается в мучительную необходимость, от свободы никуда не уйти, «человек осужден быть свободным». Альберт Камю (1913 – 1960) в принципе не отрицает ценности научного знания, онтологических и гносеологических проблем в философии. Но не в этом главное. «Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема – проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии». Камю говорит, что человек живет в каком-то абсурдном мире суеты, беспросветности, нелепости существования. Реальность – абсурдна. Из абсурда могут быть разные выходы. Первый – самоубийство. Но это – ошибка. Второй – признание абсурда и жизнь в нем. Но это не все. Камю поднимает тему бунта. Обрести свободу можно лишь восстав против абсурда. В итоге – нигде нет позитивного выхода.

 

Постмодернизм.

Постмодернизм (последняя треть XX века) – идейное развитие и продолжение постструктурализма (оба движения часто отождествляются). Самое эклектическое и амбициозное направление современной философии. Ставит своей целью доказательство полной несостоятельности идеалов и методов классической философии, преодоление всякой метафизики в принципе. Постструктуралисты боролись с диктатом структур, постмодернисты пошли дальше и объявили своей целью борьбу со всеми формами диктата, освобождение искусства, литературы и науки от стандартов эпохи «модерна» (XVIII –первая половина XX в.). Термин «посмодернизм» был введен французским философом и социологом Жаном-Франсуа Лиотаром (1924 – 1998). Наука эпохи модерна создает, считает Лиотар, в лице философии особые мифы, с помощью которых узаконивает правила и цели своего собственного существования. Исчезновение общего единого философского языка, общей единой онтологии, обей единой методологии с жестко фиксированным разделением функций субъекта и объекта – главный признак науки эпохи постмодерна. Информация – базисный капитал общества в эпоху постмодернизма. Выживает то общество, которое минимизирует потери информации и максимизирует ее создание и приобретение.

 

23.Понятие бытия в философии

Бытие - филос.категория, которое фиксирует существующие и взаимосвязь предметов и явлений (людей, состояний, идей, мира в целом). Оно представлено в нескольких формах. 1)Бытие вещей и процессов. В свою очередь также может быть представлено в двух формах: а)бытие вещей и состояний природы, которые большинство людей воспринимают как объективную реальность, которая существовала до них и от них не зависит. Это взгляд с позиции материализма. б)Идеалистическая позиция. Бытие второй природы, цивилизации. Это бытие двойственно, т.к.с одной стороны, они сделаны из тела природы, а с другой- в них вложена сознание и душа человека. 2)Бытие человека. а)бытие человека в мире вещей (человек рассматривается как часть природы, как вещь); б)специфическое человеческое бытие (человек не как тело, а как индивидуум). 3)Бытие духовного, идеального. а) индивидуально духовное (сознание индивида). Структура бессознательного: *рефлексы*, *подсознательное*, *интуиция*. б) объективно-существующее духовное - то, что материализовано в культуре. 4)Бытие социальное. а) бытие человека; б) бытие человека в обществе.

 

25.Законы диалектики

Д. - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Материалистич. д. - метод изуч-я различ. явлений, раскрытия закономерностей, тенденций р-я и преобраз-я действит-сти. Через диал-ку форм, методов, приемов познания раскрыв. мир. Осн. принципы Д. - всеобщая связь, становление и развитие, к-рые осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и законов. В марксизме Д. выступает как учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития бытия и мышления. Материалистич. Д. выражается в системе филос. категорий и законов. Одной из центр. проблем античн ф. - пробл. единого и многого. Со временем она превр. в пробл. связи единичн./общего, части/целого и т.д. Такие универс. связи бытия стали важными предметом д-ки. Главные законы: 1) превращение количества в качество, 2) взаимное проникновение полярных противоположностей и превращение их друг в друга, когда они доведены до крайности (единство и борьба противоположностей), 3) развитие путем противоречия, или отрицание отрицания - спиральная форма развития. Диал. отриц. вкл. в себя триединый пр-с: 1) Деструкция (разруш., преодол.) прежнего. Обесп. почву для след. фазы пр-са. Но сама по себе деструкция отрабывала бы процесс вспять, разрушала бы предпосылки продвиж-я к след. фазам. Нор. продолжение пр-са, его связь, единство, целостность обесп. 2) кумуляция - частич. сохранение, преемственность. Без этого пр-с всегда возращался бы к исх. точке, сл. движ. нарастает, движ. к фазе 3) конструкция - новации, формир. качеств. новых связей,F, черт. Реальн. аналогом о.о. в прир. и о-ве служат спиралевидн. процессы, сочет. цикличность, относит. повторяемость и поступат-сть: рождение и смерть, истор. пр-с.

 

26.Соотношение биологического и социального в человеке

Все современное человечество принадлежит к одному биологическому виду – человек разумный (Homo sapiens), представляющему собой уникальную жизненную форму, соединяющую биологическую и социальную сущности. Жизнедеятельность человеческого организма основывается на фундаментальных биологических механизмах, закономерностях обмена веществ и энергии, обусловленных морфофункциональными особенностями организма, которые обеспечивают адаптацию к окружающей среде. В то же время биологическая сущность проявляется в условиях действия законов высшей, социальной формы движения материи. В процессе антропогенеза формировалась социальная сущность человека как система материальных и духовных факторов, межчеловеческих и психоэмоциональных отношений, возникающих в совместной трудовой деятельности. Социальный фактор оказывает существенное влияние на жизнедеятельность человека, на его здоровье.

Вопрос соотношения биологического и социального в человеке всегда интересовал ученых. Существуют два противоположных представления о закономерностях становления личности. Сторонники пан-биологизма объясняют все особенности человека его биологической сущностью, наследственными генетическими программами. Пансоциологизм считает, что наследственные факторы у всех людей одинаковы, а индивидуальные особенности личности развиваются под влиянием общественных отношений, обучения и воспитания.

 

27.Философия человека

Человек — это сложная целостная система, являющаяся компонентом более сложных систем — биологической и социальной.

Философы видели отличие человека от животного и объясняли его сущность, пользуясь различными специфическими качествами человека. На самом деле человека можно отличать от животного и по плоским ногтям, и по улыбке, и по уму, и по религии и т. д. Но нельзя не заметить, что в данном случае сущность человека пытаются определить исходя не из самого человека, а обращаясь к признакам, отличающим его от ближайшего вида, как бы со стороны.

Такой субстанцией, которая лежит в основе исторического бытия и развития человека и составляет его сущность, как свидетельствует современная наука, является трудовая деятельность, осуществляемая всегда в рамках общественного производства. Люди не могут заниматься трудовой деятельностью, не вступая прямо или опосредованно в общественные отношения, совокупность которых и образует общество. С развитием общественной деятельности и трудового производства развиваются и общественные отношения людей.

При этом нужно учитывать всю совокупность общественных отношений:

— материальных и идеальных(идеологических);

— настоящих и прошлых.

Это положение означает, что человека надо понимать диалектически. Другими словами, его нельзя сводить лишь к «экономическому человеку», или только к «человеку разумному», или к «человеку играющему» и т. д. Человек может быть одновременно:

— производящим;

— разумным;

— культурным;

— нравственным;

— политическим и т. д.

Другая сторона этого вопроса состоит в том, что человек — это дитя человеческой истории. Человек в современном мире не взялся «ниоткуда», он — результат развития общественно-исторического процесса. Другими словами, речь идет о единстве человека и человеческого рода.

Человек оказывается в одно и то же время и объектом, и субъектом общественных отношений, потому что он не только результат общества и общественных отношений, но и, в свою очередь, их творец.

Существует диалектическое взаимоотношение между человеком и обществом:

— человек — это микрообщество, проявление общества на микроуровне;

— общество — это человек в его общественных отношениях.

В своем реальном проявлении сущность обнаруживается в существовании человека.

Человеческим существованием называется бытие индивида как целостного существа во всем многообразии форм, видов и свойств его проявления.

Целостность бытия выражается в первую очередь в том, что человек — это единство трех основных начал:

— биологического;

— социального;

— психического.

Таким образом, человек — это биопсихосоциальный феномен.

Свое наиболее полное выражение проблема человеческого существования нашла в экзистенциализме (философии существования).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 641; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.241.15 (0.011 с.)