Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рационализм XIX – первой половины XX века (позитивизм, неопозитивизм).Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Позитивизм складывается в середине XIX в, после победы буржуазии в борьбе за политическую власть. Исходная идея позитивизма – призыв к преодолению противоположности материализма и идеализма. В истории позитивизма выделяют так называемые первый позитивизм, махизм(«второй позитивизм») и неопозитивизм. Основатель позитивизма – Огюст Конт (1798 – 1857). Позитивисты утверждают, что основной массив знаний о мире, человеке и обществе, нужных в практической жизни, предоставляют специальные науки. Это знание («позитивное знание») противопоставляется традиционной философии как «метафизике». Конт высказал тезис о том, что наука заменяет собой традиционную философию. Наука, по Конту, должна в принципе ограничиваться описанием внешней структуры явлений, отвечая на вопрос о том, как протекают явления, а не о том, какова их сущность (последнее – ненужная «метафизика»). Описание явлений позволяет вывести законы, определить функциональные (не причинные) отношения между элементами данной структуры. Конт говорит, что человечество в своем умственном развитии последовательно пользуется тремя методами познания – сначала теологическим (явления объясняются сверхъестественными факторами), затем метафизическим (используются некие философские абстракции Абсолют, Идея и т.д.) и, наконец, позитивным (когда познаются действительные законы явлений). Позитивная стадия должна полностью сменить обе предыдущие. Герберт Спенсер (1820-1903) также видел задачу науки в познании сосуществования и последовательности явлении. При этом он допускал, что есть некая единая «Сила» или «Мощь», но они – тайна, в принципе непознаваемая человеческим разумом. Задача философии – систематизировать научные знания. Наиболее общие истины, к которым приводит анализ действительности, - понятия вещества, движения, силы, эволюции. Спенсер уделял особое внимание эволюции, которую он характеризовал как высший закон всего существующего. В эволюции Спенсер выделяет следующие моменты: 1.интеграция (переход от бессвязности к связности); 2.дифференциация (переход от однородного к разнородному); 3.возрастание порядка (переход от неопределенности к определенности). Спенсер считал, что эволюция имеет предел – равновесие системы, когда уравновешиваются все противодействующие силы, в частности, в обществе – консервативные и прогрессивные силы. Но состояние равновесия сменяется разложением под влиянием внешних сил, затем возможно новое равновесие и т.д. Лидерами «второго позитивизма» были Эрнст Мах (1838 – 1916) и Рихард Авенариус (1843 – 1896). Мах выступал против понимания материи как объективной реальности. Все существующее – совокупность ощущений, «комплексы ощущений образуют тела». Махисты использовали понятие «элементы мира». Их они хотели представить как нечто «нейтральное» по отношению к материи и сознанию, утверждая, что «элементы мира» могут быть в одном отношении физическими, а в другом – психическими. Например, огонь, вызывая ощущения тепла и света, является психическим «элементом», а с другой стороны, как совокупность определенных химических и физических процессов он представляет собой «физический элемент». Махисты утверждали, что между физическими и психическими «элементами» существует неразрывная связь, одни не могут быть без других. Авенариус заявлял также о «принципиальной координации» нашего Я и среды (не-Я). Сознание человека – центральный член, внешний мир – противочлен; они неразрывно связаны друг с другом. Отсюда можно прийти к субъективному идеализму. Неопозитивизм задачу философии изначально видел в деятельности, направленной на анализ языковых форм сознания. В значительной мере становлению и развитию неопозитивизма способствовал Бертран Рассел (1872-1970), который заявил, что «подлинно философские» проблемы сводится к проблемам логики. Задача философии не в том, чтобы открыть факты или строить обобщения о фактах, а в том, чтобы подвергнуть логическому анализу высказывания науки, тем самым обеспечивая прояснение знаний. При этом нужно на основе логики создать искусственный язык. В неопозитивизме сложились два главных течения: логический позитивизм и лингвистическая философия. Лидер первого, Рудольф Карнап (1891 – 1970) выступает против традиционной философии, утверждая что предложения (суждения), из которых состоят философские учения, не являются подлинными предложениями. Они лишены научного смысла, поскольку в них, в частности, входят «псевдопонятия» (например, «дух», «вещь в себе» и т.п.), которым ничто не соответствует в реальности. Если сторонники логического позитивизма занимались анализом языка науки, обращая особое внимание на формализованные языки, то адепты лингвистической философии обратились к обыденному, естественному языку, делая упор на прагматический аспект языка. Людвиг Витгенштейн (1889 – 1951) сравнивает язык с играми, которые происходят по определенным правилам. Правила языковой игры (употребления языка) устанавливаются и изменяются людьми; при этом одно и то же слово в разных языковых играм может иметь различный смысл. Люди могут играть в различные языковые игры, думая, что «игра» у них общая. Отсюда важная задача – выяснения значений, способов употребления слов. Задача философии – прояснение употребления слов и выражений в различных контекстах. В лингвистической философии была предложена идея о том, что язык определяет образ мыслей, что люди, говорящие на разных языках, с разной грамматической структурой, по-разному воспринимают и постигают мир (гипотеза лингвистической относительности). Были предложения о реформе языка (например, об ограничении использования общих понятий). В 1960-е гг. формируется новый комплекс концепций, получивший название постпозитивизма. Здесь на первый план выходят проблемы развития научного знания. Карл Раймунд Поппер (1902 – 1994) показывает позитивную роль философии для развития науки. Он по-новому ставит проблему разграничения научного и ненаучного знания. Поппер вводит принцип фальсификации, согласно которому теория является научной только тогда, когда она в принципе допускает фальсификацию (опровержение). Томас Сэмуэл Кун (1922 – 1996) вводит понятие парадигмы, означающее способ деятельности, стиль мышления, критерии научности и рациональности определенного научного сообщества. Кун предложил концепцию истории науки, которая включает в себя следующие этапы: «нормальная наука» (период господства определенной парадигмы), «научная революция» (распад данной парадигмы, конкуренция между новыми парадигмами, победа одной из них) и снова «нормальная наука». Имре Лакатос (1922 – 1974) предложил концепцию науки, основанную на идее научно-исследовательских программ. Историю науки он понимал как смену этих программ.
Феноменология. Эдмунд Гуссерль (1859 – 1938) – немецкий философ, основоположник оригинальной версии субъективного идеализма, названной феноменологией (наукой о феноменах). Феноменология – наука о феноменах, т.е. явлениях вещей (в отличие от их независимого бытия) в нашем сознании. В отличие от Беркли, защищавшего здравый смысл, Гуссерль ставит цель освободить его от всего, что ему не принадлежит или является субъективным. Основной мотив – найти новые объективные основания для наук в самом сознании и преодолеть кризис в основаниях математики и физики в конце XIX столетия. Гуссерль считал, что новая, символическая логика, независимая от какого бы то ни было опыта, указывает путь к решению данной задачи: феноменология должна стать теорией достижения объективного смысла. Цель феноменологии – анализ вещей как субъективных актов сознания с априорным и объективным содержанием – идеями, понятиями, образами, суждениями и другими смысловыми объектами. Допущения феноменологии: все люди обладают сознанием; все познается и существует для нас посредством актов, т.е. феноменов, сознания; сознание интенционально – направлено на нечто (смысл объекта), что сознанием не является, но ему принадлежит; существует априорная интенциональная структура сознания. Пример: Допустим, некто утверждает «Я убежден, что Баба-Яга существует». В этом утверждении следует различать: акт сознания – суждение «Я убежден, что Баба-Яга существует»; субъект акта сознания – «Я» утверждающего; объект акта сознания – сказочное существо по имени «Баба-Яга»; интенцию акта сознания – отношение «Х убежден, что У существует», а также смысл объекта сознания «Баба-Яга». Элементы акта сознания – {Субъект, Объект, Смыслы}. Обычные люди верят в объективность внешнего мира (естественная установка), феноменолог – в априорную реальность смыслов своего сознания (феноменологическая установка). Для перехода от естественной установки к феноменологической необходимо совершить три редукции. Психологическая редукция устраняет из сознания все, что ему не принадлежит – внешний мир и все науки, которые его изучают. Результат, к которому она приводит – ограничение актов сознания до множества {Субъект, Смыслы}. Эйдетическая редукция открывает в актах сознания неизменные и априорно заданные эйдосы (формы), которые и обозначают смыслы осознаваемых объектов. Но эти смыслы еще не очищены от априорного «Я» утверждающего как своей основы. Трансцендентальная редукция исключает априорное «Я» утверждающего в качестве источника всех смыслов. В результате феноменолог ограничивает акты сознания одним множеством {Смыслы} и достигает абсолютной объективности и достоверности объектов своего исследования, т.е. феноменологической установки.
20. Психоаналитическая философия. О том, что человек осознает не все, что содержится в его душе, говорил еще Платон. На существование в человеческой психике не только сознательного формулируемого, но и бессознательного (или подсознательного, несознаваемого, «темного», «неявного») знания указывали Лейбниц, Кант, Бергсон и другие философы. Однако предметом специального систематического исследования бессознательное стало впервые в учении Фрейда (1856 – 1939). Согласно концепции Фрейда, психика индивида имеет трехслойную структуру. Первый слой (Фрейд называл его «Оно») представляет собой бессознательное психическое начало. Оно – глубинный источник психической энергии, «кипящий котел» несознаваемых влечений. В нем властвует Эрос – инстинкт жизни, стремление к удовольствиям и Танатос – инстинкт смерти, склонность к агрессии, разрушению и самоистязанию. Свойственная Оно бузрассудная тяга к наслаждению погубила бы человека, если б над Оно не подстроился второй слой психики – сознательное, разумное Я. Я учитывает требования реальности и управляет Оно. Однако Оно то и дело выходит из подчинения, и исходящие из него импульсы заставляют человека делать то, что его сознательное Я не может допустить. Под влиянием родителей и воспитателей, внушающих индивиду с детства нормы поведения, принятого в обществе, у него формируется третий слой – сверх-Я. Как Оно так и сверх-Я функционирует, не подчиняясь контролю сознания. Если Я нарушает требования сверх-Я, то испытывает чувство вины, угрызения совести. Далеко не все в учении Фрейда является бесспорным и достаточно обоснованным. Но благодаря трудам Фрейда и его последователей была принята важная роль бессознательного в человеческой жизни.
Экзистенциализм. Экзистенциализм (от лат. – существование) сформировался в первой половине XX в. Исходное понятие экзистенциализма – понятие существования (экзистенции). Основная проблема – определение места человеческого существования в общей структуре существования. Экзистенциалисты утверждают, что существование человека не определяется какой-то природой, общественной или собственной сущностью; такой сущности просто нет. Человек сначала просто существует, а потом строит свою сущность. Человек делает самого себя, каждый свою мораль. Моральный выбор – акт свободного творчества. Но здесь возникает пессимизм, страх сделать неправильный выбор. Мартин Хайдеггер (1889 – 1976) говорит о трех аспектах человеческого бытия: «брошенность» (мы находим себя уже существующими в мире, без нашего предварительного на то согласия), «фактичность» и «экзистенциальность» (наше существование всегда есть «проект» выхождения за пределы данного). Единство этих аспектов образуют «временность», поскольку брошенность – обнаружение прошлого, фактичность – настоящее, а экзистенциальность раскрывается в будущем. В зависимости от того, какой модус времени для человека стоит на переднем плане, его бытие будет подлинным или неподлинным. Смысл существования осознается в пограничных ситуациях, в состояниях на грани жизни и сметри, при трагических поворотах судьбы. Здесь человек осознает свою конечность. Но у человека есть выбор: или бегство от смерти в мир обыденной жизни, что – неподлинное бытие, или – принятие экзистенциальной перспективы и жизнь с учетом своей конечности. Карл Ясперс (1883 – 1969) решительно отказывается от рационалистической линии в философии. Философия должна выражаться не в научных терминах, а в понятиях психологии. Экзистенция в отличие от эмпирических объектов не может быть понята рационально; для этого есть единственная возможность – «экзистенциальное прояснение». Экзистенция не может удовлетвориться повседневным бытием. «Неустойчивость бытия» заставляет человека искать прочное, непреходящее. В пограничных ситуациях раскрывается трансцендентальное – Бог. И у человека есть свобода выбора направленности своей жизни. Жан-Поль Сартр (1905 – 1980) утверждает своеобразную «философию свободы». Свобода в том, что человек сам выбирает свои поступки, свое будущее и не может ссылаться на объективные обстоятельства. Человек стоит перед «неизбежность» свободного выбора. Но выбор может привести к конфликту с другим, к страданию, к страху. Сама свобода превращается в мучительную необходимость, от свободы никуда не уйти, «человек осужден быть свободным». Альберт Камю (1913 – 1960) в принципе не отрицает ценности научного знания, онтологических и гносеологических проблем в философии. Но не в этом главное. «Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема – проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии». Камю говорит, что человек живет в каком-то абсурдном мире суеты, беспросветности, нелепости существования. Реальность – абсурдна. Из абсурда могут быть разные выходы. Первый – самоубийство. Но это – ошибка. Второй – признание абсурда и жизнь в нем. Но это не все. Камю поднимает тему бунта. Обрести свободу можно лишь восстав против абсурда. В итоге – нигде нет позитивного выхода.
Постмодернизм. Постмодернизм (последняя треть XX века) – идейное развитие и продолжение постструктурализма (оба движения часто отождествляются). Самое эклектическое и амбициозное направление современной философии. Ставит своей целью доказательство полной несостоятельности идеалов и методов классической философии, преодоление всякой метафизики в принципе. Постструктуралисты боролись с диктатом структур, постмодернисты пошли дальше и объявили своей целью борьбу со всеми формами диктата, освобождение искусства, литературы и науки от стандартов эпохи «модерна» (XVIII –первая половина XX в.). Термин «посмодернизм» был введен французским философом и социологом Жаном-Франсуа Лиотаром (1924 – 1998). Наука эпохи модерна создает, считает Лиотар, в лице философии особые мифы, с помощью которых узаконивает правила и цели своего собственного существования. Исчезновение общего единого философского языка, общей единой онтологии, обей единой методологии с жестко фиксированным разделением функций субъекта и объекта – главный признак науки эпохи постмодерна. Информация – базисный капитал общества в эпоху постмодернизма. Выживает то общество, которое минимизирует потери информации и максимизирует ее создание и приобретение.
23.Понятие бытия в философии Бытие - филос.категория, которое фиксирует существующие и взаимосвязь предметов и явлений (людей, состояний, идей, мира в целом). Оно представлено в нескольких формах. 1)Бытие вещей и процессов. В свою очередь также может быть представлено в двух формах: а)бытие вещей и состояний природы, которые большинство людей воспринимают как объективную реальность, которая существовала до них и от них не зависит. Это взгляд с позиции материализма. б)Идеалистическая позиция. Бытие второй природы, цивилизации. Это бытие двойственно, т.к.с одной стороны, они сделаны из тела природы, а с другой- в них вложена сознание и душа человека. 2)Бытие человека. а)бытие человека в мире вещей (человек рассматривается как часть природы, как вещь); б)специфическое человеческое бытие (человек не как тело, а как индивидуум). 3)Бытие духовного, идеального. а) индивидуально духовное (сознание индивида). Структура бессознательного: *рефлексы*, *подсознательное*, *интуиция*. б) объективно-существующее духовное - то, что материализовано в культуре. 4)Бытие социальное. а) бытие человека; б) бытие человека в обществе.
25.Законы диалектики Д. - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Материалистич. д. - метод изуч-я различ. явлений, раскрытия закономерностей, тенденций р-я и преобраз-я действит-сти. Через диал-ку форм, методов, приемов познания раскрыв. мир. Осн. принципы Д. - всеобщая связь, становление и развитие, к-рые осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и законов. В марксизме Д. выступает как учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития бытия и мышления. Материалистич. Д. выражается в системе филос. категорий и законов. Одной из центр. проблем античн ф. - пробл. единого и многого. Со временем она превр. в пробл. связи единичн./общего, части/целого и т.д. Такие универс. связи бытия стали важными предметом д-ки. Главные законы: 1) превращение количества в качество, 2) взаимное проникновение полярных противоположностей и превращение их друг в друга, когда они доведены до крайности (единство и борьба противоположностей), 3) развитие путем противоречия, или отрицание отрицания - спиральная форма развития. Диал. отриц. вкл. в себя триединый пр-с: 1) Деструкция (разруш., преодол.) прежнего. Обесп. почву для след. фазы пр-са. Но сама по себе деструкция отрабывала бы процесс вспять, разрушала бы предпосылки продвиж-я к след. фазам. Нор. продолжение пр-са, его связь, единство, целостность обесп. 2) кумуляция - частич. сохранение, преемственность. Без этого пр-с всегда возращался бы к исх. точке, сл. движ. нарастает, движ. к фазе 3) конструкция - новации, формир. качеств. новых связей,F, черт. Реальн. аналогом о.о. в прир. и о-ве служат спиралевидн. процессы, сочет. цикличность, относит. повторяемость и поступат-сть: рождение и смерть, истор. пр-с.
26.Соотношение биологического и социального в человеке Все современное человечество принадлежит к одному биологическому виду – человек разумный (Homo sapiens), представляющему собой уникальную жизненную форму, соединяющую биологическую и социальную сущности. Жизнедеятельность человеческого организма основывается на фундаментальных биологических механизмах, закономерностях обмена веществ и энергии, обусловленных морфофункциональными особенностями организма, которые обеспечивают адаптацию к окружающей среде. В то же время биологическая сущность проявляется в условиях действия законов высшей, социальной формы движения материи. В процессе антропогенеза формировалась социальная сущность человека как система материальных и духовных факторов, межчеловеческих и психоэмоциональных отношений, возникающих в совместной трудовой деятельности. Социальный фактор оказывает существенное влияние на жизнедеятельность человека, на его здоровье. Вопрос соотношения биологического и социального в человеке всегда интересовал ученых. Существуют два противоположных представления о закономерностях становления личности. Сторонники пан-биологизма объясняют все особенности человека его биологической сущностью, наследственными генетическими программами. Пансоциологизм считает, что наследственные факторы у всех людей одинаковы, а индивидуальные особенности личности развиваются под влиянием общественных отношений, обучения и воспитания.
27.Философия человека Человек — это сложная целостная система, являющаяся компонентом более сложных систем — биологической и социальной. Философы видели отличие человека от животного и объясняли его сущность, пользуясь различными специфическими качествами человека. На самом деле человека можно отличать от животного и по плоским ногтям, и по улыбке, и по уму, и по религии и т. д. Но нельзя не заметить, что в данном случае сущность человека пытаются определить исходя не из самого человека, а обращаясь к признакам, отличающим его от ближайшего вида, как бы со стороны. Такой субстанцией, которая лежит в основе исторического бытия и развития человека и составляет его сущность, как свидетельствует современная наука, является трудовая деятельность, осуществляемая всегда в рамках общественного производства. Люди не могут заниматься трудовой деятельностью, не вступая прямо или опосредованно в общественные отношения, совокупность которых и образует общество. С развитием общественной деятельности и трудового производства развиваются и общественные отношения людей. При этом нужно учитывать всю совокупность общественных отношений: — материальных и идеальных(идеологических); — настоящих и прошлых. Это положение означает, что человека надо понимать диалектически. Другими словами, его нельзя сводить лишь к «экономическому человеку», или только к «человеку разумному», или к «человеку играющему» и т. д. Человек может быть одновременно: — производящим; — разумным; — культурным; — нравственным; — политическим и т. д. Другая сторона этого вопроса состоит в том, что человек — это дитя человеческой истории. Человек в современном мире не взялся «ниоткуда», он — результат развития общественно-исторического процесса. Другими словами, речь идет о единстве человека и человеческого рода. Человек оказывается в одно и то же время и объектом, и субъектом общественных отношений, потому что он не только результат общества и общественных отношений, но и, в свою очередь, их творец. Существует диалектическое взаимоотношение между человеком и обществом: — человек — это микрообщество, проявление общества на микроуровне; — общество — это человек в его общественных отношениях. В своем реальном проявлении сущность обнаруживается в существовании человека. Человеческим существованием называется бытие индивида как целостного существа во всем многообразии форм, видов и свойств его проявления. Целостность бытия выражается в первую очередь в том, что человек — это единство трех основных начал: — биологического; — социального; — психического. Таким образом, человек — это биопсихосоциальный феномен. Свое наиболее полное выражение проблема человеческого существования нашла в экзистенциализме (философии существования).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 641; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.141 (0.014 с.) |