Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные формы мировоззрения.

Поиск

Основные формы мировоззрения.

Фил-я это одна из форм мировоззрения.Мировоззрение-это целостный взгляд на мир и место чел-ка в нем по средствам связи ощущений представлений, суждений, умозаключений. Миров-е как целостный способ объяснения мира может быть осознаваем, а мб и не осознаваем. Историч. сущ.3 основ.формы мировоззрения: миф, религия, фил-ия. Миф и религия как способ объяснения мира не выделяют себя из выстроенной опред.образом картины мира. Специфика мифологич.способа объяснения мира 1.политеизм(принцип признания множества богов)2.синкретизм(принцип неразрывной связи противополож.идеального и материального).3.натурализм и символизм(принцип натуральн.зримо-вещного того,что в действит.физически незримо и предметно не сущ.,но формы соц.культурных связей между людьми).Это отношение связи по поводу истинности,справедливости. Антропоморфизм-принцип объяснен.природных процессов по подобию человеч.существован. Религия,как форма мировоззрения.. Монотеизм-принципп признания сущ.одного ед.Бога.Принципипеальн.разделение мира на две сферы:-мир естественного;-мир сверхъестествен. Бог сверхъестеств.и поэтому он совершенен,идеален.

 

3.Античная фил-я(Ранний период)

1.Открывает Милетская школа:Фалес-основатель школы.(Анаксимер-фил).Фалес представит.первоначало-вода.Гераклид:осн.проблема – первоначало.Его символ-Огонь. 2.Школа элеатов.Парменид-основатель.Зенон-ученик.Осн.идея-обоснование принципа единства мира как главного.В основании мира лежит бытие. Принцип бытия – принцип едн-ва СвойстваБытия:1)выражениесущественного,2)непротиворечивость,3)постоянство,отсуств.изменений,вечность;4)неделимость. Бытие мб охвачено лишь разумом.Значение истинное;Бытие и мыслимое – одно и то же. Ксенон для док.теории использ.-бессмысленное убеждение. 3.Школа атомистов. Демокрит-представитель. Проблема первоначала/единства,многого,разнообразного. Основа жизни-бытие.Состоит из атомов.Св-ва атомов надёжность, неизменность, однородность Отличается весом,формой(атомы).Атом,как элементарное- не нуждается в объяснения. Пифагор считает,что первоначало-число,в основе единицы. 4.Школа сафистов. Основатель –Протагор. Осн.принцип относительности истины. Протагор осн.идеи:1)гл.хар.мира-его изменчивость и многообразие,2)всеменяется и приходит в противоречие с самим собой.3)человек-есть мера всех вещей.4)поскольку всё истинно,можно говорить только о лучшей или худшей истине. Критерии лучшей-выгода. Антифон:1)сам мир не имеет порядка,он изменчив.2)человек нуждается в порядке.3)человек,по своей природе двойственен,с одной стороны-природное сущ.,с др.-соц-культурное.Отсюда вытекает необходимость лицемерия,человек обречен на ложь,прикрывая свои природные потреб.

 

 

4. Античная фил-я(Период расцвета Сократ).

Основ.тема фил-и Сократа-тема человек;особенности чел-кого существов.Сократ был некот.время учеником в школе софистов у Протагора. 1.Предметом фил-и явл.человек.Познай самого себя и тебе откроется весь мир.2.Критерии истинны:все сторонние признание умение учитыв.индивидуальн.др.чел-ка,а также умение наход.общее во множестве отдельных мнений.*постоянная готовность,к тому,чтобы делать добро.СОКРАТ НИЧЕГО НЕ ПИСАЛ ПРИНЦИПИАЛЬНО! Метод о познании истины-диалектика. Диалектика-диалог двух противополож.сторон с выявлениями противоречий в них и поиском в них единства. 3.Важная составляющая:*Майевтика(?)-иск-во приема нового знания.*Ирония-«я знаю,что ничего не знаю»-важнейший принцип самоиронии.

 

Античная фил-я(Период расцвета Платон).

Основные разделы учения Платона:*Отнология-учение о Бытие.Бытие=действительность=мир идеальный,возглавляемый высшей идеей. Сво-во идей:1.первичность к материальному миру.2.вечность.3.Знание существенного. *Теология-учение о Боге.*космология-учение о духотворении Богом материи.*Космогогия-учение о появл.материального мира *Телеология-учение об отдаленных целях,причинах мира:1.истинная причина мира Бог.2.Причина о видимости(средства осущ.1 причины).сред-ва природного хар-ра,а также связ.с деятельностью людей. *Гносеология-теория познания.Условия познания:1.душа,2.противоречивость,огранич.вещей. Узнать что-то-значит найти знание в самом себе. 3 вида знания:1.совершенно доставерное(умозрение,интеллект,интуиция)2.близко у достав.(мат-ка,астрономия,музыка)3.мнимое знание(чувственное знание).

Учение о гос-ве Платона:Причина воз-я гос-ва:-рост многообраз.чел.потребностей=>обществ.разделение труда.1.управление,контроль за частным посредством общего.2.Создание условий для тв-ва,совершенства.Главный признакиидеальн.гос-ва – строгая иерархия основных слоёв населения:1слой-аристократия(мудрецы-философы),2 слой- войны.3слой-земледельцы и ремесленники. Главный признак идеал.гос-ва-каждый долж.знать своё место.

 

Античная фил-я(Период расцветаАристотель).

Аристотель-ученик Платона,учитель Александра Македонского.Заслуги:1.величайший систематизатор предшеств.древне-греч.философии.2.написал первый словарь фил.терминов.3.стал основателем логики как науки об основных законах мышления. Основные идеи:1.различал два вида фил-и:-1 фил-я(метафизика-сверхучение о природе),-2 фил-я (физика).Метафизика-изучает первые причины сущего.Физика-изучает материю,изменчивые данные чувственно сущности вещей.Первопричина,кот изучает метафизика=первая сущность=форма=суть бытия.

Аристотель впервые создает систему философских категорий,выделяет 10 основных категорий:1.сущность2.кол-во.3.кач- во. 4 отношения. 5 действия. 6 страдания. 7 место. 8 время. 9 положение. 10 обладание. Главной из категории-явл. сущности.Сущность-общее и в то же время отдельное. Аристотель в понимании сущности критикует Платона,считает,что он разделили общее и единичное.Согласно Аристотелю,действит.не тождественно сущности. Действительность-всегда конкретно оформленная сущность.Строение мира:1.форма всех форм(первопричина мира,высший разум, она вечна).2.формы вещей(сами вещи).3.материя:а)возможность формы,конкрет.вещи;б)то,из чего эта вещь состоит,т.е.вещ-во. Виды наук теор(метафизика, физика) Создает разумные идеи.2.практические науки(этика,политика,)Вырабатывает технику умения воплощения разумных идей.3.творческие науки.Выраб.умение совершенствов.. Этика-наука о нравственности.Прекрасное выполн.разумнопоставл.цели-опред.разумность чел.

Сво-ва нравствен.чел-ка:1.контроль управления собой и окруж.миром.2. уметь воплощать свои знания на практике.3.придержив.принципа и золотой середины.4.высший добродеятель-высшее созерцание посред.высш.мышления через науч.занятия с ориентацией на практику.Учение о гос-ве:*полития-большинство политиков у власти.

 

Философия эпохи Возрождения

Самые известные философы: Николай Коперник, Никколо Макиавелли, Томас Мор, Джордано Бруно, Галилео Галилей. В качестве идеала эпоха провозгласила античность. Главным предметом стал человек, результатом философствования- создание нового идеала личности. Гуманисты Возрождения вслед за античными философами утверждали единство человека и космоса. Пришла безграничная свобода личности. В это время появляется пантеизм- философское учение, которое отожествляет природу, разум и Бога. Считают, что мир во всем его многообразии вечно порождается безличным Богом, который слит с природой. Философы возрождения полагали, что могут познать все законы и на их основе управлять миром

Рационализм

Представители: Декарт, Спиноза, Лейбниц. Утверждали, что знание нельзя получить из опыта, потому что опыт обманывает, достоверное знание выводится из разума, а поэтому мышление является главной познавательной способностью человека. Для объяснения процесса познания Декарт предложил теорию врожденных идей. Источником врожденных идей является бог, но не тот что из религии, а методологический принцип, который выражает модель абсолютного знания и стимулирует человеческое познание. В интеллекте изначально заложены всеобщие и необходимые истины, а мышление производит истину по заранее установленным правилам. Достоверное знание выводится дедуктивным путем. Знание, конечно, можно получить из опыта, но опыт ведет к ошибкам и не гарантирует истины и достоверности

12. Субъективный идеализм Д. Беркли и Д. Юм Философские идеи Беркли Джордж Беркли приобрел значение в философии своим отрицанием существования материи. Он утверждал, что материальные объекты существуют, только будучи воспринимаемыми. По мнению Беркли, идеи совершенно пассивны. Напротив души, в отличие от идей активны. Философское учение Джорджа Беркли направлено на опровержение материализма и обоснование религии. Для этих целей он использовал номиналистические принципы, установленные Уильямом Оккамом.

"Все, что существует, единично". Это номиналистическое основоположение служит для Беркли отправным пунктом, из которого следует, что ничто соответствующее действительности не может быть неединичным и абстрактные понятия суть понятия ложные. Философские идеи Юма Позиция Юма выражается примерно так: существует ли внешний мир, материальная природа как источник наших ощущений, этого доказать мы не можем. Наш разум оперирует лишь с содержанием наших ощущений, а не с тем, что их вызывает. То, что внешний мир не существует объективно (как утверждает Беркли), мы тоже не можем доказать'''. Наши восприятия так же мало говорят как о его существовании, так и о его не существовании. Из этого Юм выводит, что вопрос, поставленный таким образом, нельзя решить вообще, а потому его и не следует ставить подобным образом. Все причины или то, что считается причинами, Юм объясняет как отношения пространственного сосуществования и временной последовательности. Из того, что два явления следуют друг за другом, нельзя еще вывести заключение, что первое явление может быть причиной второго, а второе следствием первого.

Феноменология.

Эдмунд Гуссерль (1859 – 1938) – немецкий философ, основоположник оригинальной версии субъективного идеализма, названной феноменологией (наукой о феноменах). Феноменология – наука о феноменах, т.е. явлениях вещей (в отличие от их независимого бытия) в нашем сознании. В отличие от Беркли, защищавшего здравый смысл, Гуссерль ставит цель освободить его от всего, что ему не принадлежит или является субъективным. Основной мотив – найти новые объективные основания для наук в самом сознании и преодолеть кризис в основаниях математики и физики в конце XIX столетия. Гуссерль считал, что новая, символическая логика, независимая от какого бы то ни было опыта, указывает путь к решению данной задачи: феноменология должна стать теорией достижения объективного смысла. Цель феноменологии – анализ вещей как субъективных актов сознания с априорным и объективным содержанием – идеями, понятиями, образами, суждениями и другими смысловыми объектами. Допущения феноменологии: все люди обладают сознанием; все познается и существует для нас посредством актов, т.е. феноменов, сознания; сознание интенционально – направлено на нечто (смысл объекта), что сознанием не является, но ему принадлежит; существует априорная интенциональная структура сознания. Пример: Допустим, некто утверждает «Я убежден, что Баба-Яга существует». В этом утверждении следует различать: акт сознания – суждение «Я убежден, что Баба-Яга существует»; субъект акта сознания – «Я» утверждающего; объект акта сознания – сказочное существо по имени «Баба-Яга»; интенцию акта сознания – отношение «Х убежден, что У существует», а также смысл объекта сознания «Баба-Яга». Элементы акта сознания – {Субъект, Объект, Смыслы}. Обычные люди верят в объективность внешнего мира (естественная установка), феноменолог – в априорную реальность смыслов своего сознания (феноменологическая установка). Для перехода от естественной установки к феноменологической необходимо совершить три редукции. Психологическая редукция устраняет из сознания все, что ему не принадлежит – внешний мир и все науки, которые его изучают. Результат, к которому она приводит – ограничение актов сознания до множества {Субъект, Смыслы}. Эйдетическая редукция открывает в актах сознания неизменные и априорно заданные эйдосы (формы), которые и обозначают смыслы осознаваемых объектов. Но эти смыслы еще не очищены от априорного «Я» утверждающего как своей основы. Трансцендентальная редукция исключает априорное «Я» утверждающего в качестве источника всех смыслов. В результате феноменолог ограничивает акты сознания одним множеством {Смыслы} и достигает абсолютной объективности и достоверности объектов своего исследования, т.е. феноменологической установки.

 

20. Психоаналитическая философия.

О том, что человек осознает не все, что содержится в его душе, говорил еще Платон. На существование в человеческой психике не только сознательного формулируемого, но и бессознательного (или подсознательного, несознаваемого, «темного», «неявного») знания указывали Лейбниц, Кант, Бергсон и другие философы. Однако предметом специального систематического исследования бессознательное стало впервые в учении Фрейда (1856 – 1939). Согласно концепции Фрейда, психика индивида имеет трехслойную структуру. Первый слой (Фрейд называл его «Оно») представляет собой бессознательное психическое начало. Оно – глубинный источник психической энергии, «кипящий котел» несознаваемых влечений. В нем властвует Эрос – инстинкт жизни, стремление к удовольствиям и Танатос – инстинкт смерти, склонность к агрессии, разрушению и самоистязанию. Свойственная Оно бузрассудная тяга к наслаждению погубила бы человека, если б над Оно не подстроился второй слой психики – сознательное, разумное Я. Я учитывает требования реальности и управляет Оно. Однако Оно то и дело выходит из подчинения, и исходящие из него импульсы заставляют человека делать то, что его сознательное Я не может допустить. Под влиянием родителей и воспитателей, внушающих индивиду с детства нормы поведения, принятого в обществе, у него формируется третий слой – сверх-Я. Как Оно так и сверх-Я функционирует, не подчиняясь контролю сознания. Если Я нарушает требования сверх-Я, то испытывает чувство вины, угрызения совести. Далеко не все в учении Фрейда является бесспорным и достаточно обоснованным. Но благодаря трудам Фрейда и его последователей была принята важная роль бессознательного в человеческой жизни.

 

Экзистенциализм.

Экзистенциализм (от лат. – существование) сформировался в первой половине XX в. Исходное понятие экзистенциализма – понятие существования (экзистенции). Основная проблема – определение места человеческого существования в общей структуре существования. Экзистенциалисты утверждают, что существование человека не определяется какой-то природой, общественной или собственной сущностью; такой сущности просто нет. Человек сначала просто существует, а потом строит свою сущность. Человек делает самого себя, каждый свою мораль. Моральный выбор – акт свободного творчества. Но здесь возникает пессимизм, страх сделать неправильный выбор. Мартин Хайдеггер (1889 – 1976) говорит о трех аспектах человеческого бытия: «брошенность» (мы находим себя уже существующими в мире, без нашего предварительного на то согласия), «фактичность» и «экзистенциальность» (наше существование всегда есть «проект» выхождения за пределы данного). Единство этих аспектов образуют «временность», поскольку брошенность – обнаружение прошлого, фактичность – настоящее, а экзистенциальность раскрывается в будущем. В зависимости от того, какой модус времени для человека стоит на переднем плане, его бытие будет подлинным или неподлинным. Смысл существования осознается в пограничных ситуациях, в состояниях на грани жизни и сметри, при трагических поворотах судьбы. Здесь человек осознает свою конечность. Но у человека есть выбор: или бегство от смерти в мир обыденной жизни, что – неподлинное бытие, или – принятие экзистенциальной перспективы и жизнь с учетом своей конечности. Карл Ясперс (1883 – 1969) решительно отказывается от рационалистической линии в философии. Философия должна выражаться не в научных терминах, а в понятиях психологии. Экзистенция в отличие от эмпирических объектов не может быть понята рационально; для этого есть единственная возможность – «экзистенциальное прояснение». Экзистенция не может удовлетвориться повседневным бытием. «Неустойчивость бытия» заставляет человека искать прочное, непреходящее. В пограничных ситуациях раскрывается трансцендентальное – Бог. И у человека есть свобода выбора направленности своей жизни. Жан-Поль Сартр (1905 – 1980) утверждает своеобразную «философию свободы». Свобода в том, что человек сам выбирает свои поступки, свое будущее и не может ссылаться на объективные обстоятельства. Человек стоит перед «неизбежность» свободного выбора. Но выбор может привести к конфликту с другим, к страданию, к страху. Сама свобода превращается в мучительную необходимость, от свободы никуда не уйти, «человек осужден быть свободным». Альберт Камю (1913 – 1960) в принципе не отрицает ценности научного знания, онтологических и гносеологических проблем в философии. Но не в этом главное. «Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема – проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии». Камю говорит, что человек живет в каком-то абсурдном мире суеты, беспросветности, нелепости существования. Реальность – абсурдна. Из абсурда могут быть разные выходы. Первый – самоубийство. Но это – ошибка. Второй – признание абсурда и жизнь в нем. Но это не все. Камю поднимает тему бунта. Обрести свободу можно лишь восстав против абсурда. В итоге – нигде нет позитивного выхода.

 

Постмодернизм.

Постмодернизм (последняя треть XX века) – идейное развитие и продолжение постструктурализма (оба движения часто отождествляются). Самое эклектическое и амбициозное направление современной философии. Ставит своей целью доказательство полной несостоятельности идеалов и методов классической философии, преодоление всякой метафизики в принципе. Постструктуралисты боролись с диктатом структур, постмодернисты пошли дальше и объявили своей целью борьбу со всеми формами диктата, освобождение искусства, литературы и науки от стандартов эпохи «модерна» (XVIII –первая половина XX в.). Термин «посмодернизм» был введен французским философом и социологом Жаном-Франсуа Лиотаром (1924 – 1998). Наука эпохи модерна создает, считает Лиотар, в лице философии особые мифы, с помощью которых узаконивает правила и цели своего собственного существования. Исчезновение общего единого философского языка, общей единой онтологии, обей единой методологии с жестко фиксированным разделением функций субъекта и объекта – главный признак науки эпохи постмодерна. Информация – базисный капитал общества в эпоху постмодернизма. Выживает то общество, которое минимизирует потери информации и максимизирует ее создание и приобретение.

 

23.Понятие бытия в философии

Бытие - филос.категория, которое фиксирует существующие и взаимосвязь предметов и явлений (людей, состояний, идей, мира в целом). Оно представлено в нескольких формах. 1)Бытие вещей и процессов. В свою очередь также может быть представлено в двух формах: а)бытие вещей и состояний природы, которые большинство людей воспринимают как объективную реальность, которая существовала до них и от них не зависит. Это взгляд с позиции материализма. б)Идеалистическая позиция. Бытие второй природы, цивилизации. Это бытие двойственно, т.к.с одной стороны, они сделаны из тела природы, а с другой- в них вложена сознание и душа человека. 2)Бытие человека. а)бытие человека в мире вещей (человек рассматривается как часть природы, как вещь); б)специфическое человеческое бытие (человек не как тело, а как индивидуум). 3)Бытие духовного, идеального. а) индивидуально духовное (сознание индивида). Структура бессознательного: *рефлексы*, *подсознательное*, *интуиция*. б) объективно-существующее духовное - то, что материализовано в культуре. 4)Бытие социальное. а) бытие человека; б) бытие человека в обществе.

 

25.Законы диалектики

Д. - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Материалистич. д. - метод изуч-я различ. явлений, раскрытия закономерностей, тенденций р-я и преобраз-я действит-сти. Через диал-ку форм, методов, приемов познания раскрыв. мир. Осн. принципы Д. - всеобщая связь, становление и развитие, к-рые осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и законов. В марксизме Д. выступает как учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития бытия и мышления. Материалистич. Д. выражается в системе филос. категорий и законов. Одной из центр. проблем античн ф. - пробл. единого и многого. Со временем она превр. в пробл. связи единичн./общего, части/целого и т.д. Такие универс. связи бытия стали важными предметом д-ки. Главные законы: 1) превращение количества в качество, 2) взаимное проникновение полярных противоположностей и превращение их друг в друга, когда они доведены до крайности (единство и борьба противоположностей), 3) развитие путем противоречия, или отрицание отрицания - спиральная форма развития. Диал. отриц. вкл. в себя триединый пр-с: 1) Деструкция (разруш., преодол.) прежнего. Обесп. почву для след. фазы пр-са. Но сама по себе деструкция отрабывала бы процесс вспять, разрушала бы предпосылки продвиж-я к след. фазам. Нор. продолжение пр-са, его связь, единство, целостность обесп. 2) кумуляция - частич. сохранение, преемственность. Без этого пр-с всегда возращался бы к исх. точке, сл. движ. нарастает, движ. к фазе 3) конструкция - новации, формир. качеств. новых связей,F, черт. Реальн. аналогом о.о. в прир. и о-ве служат спиралевидн. процессы, сочет. цикличность, относит. повторяемость и поступат-сть: рождение и смерть, истор. пр-с.

 

26.Соотношение биологического и социального в человеке

Все современное человечество принадлежит к одному биологическому виду – человек разумный (Homo sapiens), представляющему собой уникальную жизненную форму, соединяющую биологическую и социальную сущности. Жизнедеятельность человеческого организма основывается на фундаментальных биологических механизмах, закономерностях обмена веществ и энергии, обусловленных морфофункциональными особенностями организма, которые обеспечивают адаптацию к окружающей среде. В то же время биологическая сущность проявляется в условиях действия законов высшей, социальной формы движения материи. В процессе антропогенеза формировалась социальная сущность человека как система материальных и духовных факторов, межчеловеческих и психоэмоциональных отношений, возникающих в совместной трудовой деятельности. Социальный фактор оказывает существенное влияние на жизнедеятельность человека, на его здоровье.

Вопрос соотношения биологического и социального в человеке всегда интересовал ученых. Существуют два противоположных представления о закономерностях становления личности. Сторонники пан-биологизма объясняют все особенности человека его биологической сущностью, наследственными генетическими программами. Пансоциологизм считает, что наследственные факторы у всех людей одинаковы, а индивидуальные особенности личности развиваются под влиянием общественных отношений, обучения и воспитания.

 

27.Философия человека

Человек — это сложная целостная система, являющаяся компонентом более сложных систем — биологической и социальной.

Философы видели отличие человека от животного и объясняли его сущность, пользуясь различными специфическими качествами человека. На самом деле человека можно отличать от животного и по плоским ногтям, и по улыбке, и по уму, и по религии и т. д. Но нельзя не заметить, что в данном случае сущность человека пытаются определить исходя не из самого человека, а обращаясь к признакам, отличающим его от ближайшего вида, как бы со стороны.

Такой субстанцией, которая лежит в основе исторического бытия и развития человека и составляет его сущность, как свидетельствует современная наука, является трудовая деятельность, осуществляемая всегда в рамках общественного производства. Люди не могут заниматься трудовой деятельностью, не вступая прямо или опосредованно в общественные отношения, совокупность которых и образует общество. С развитием общественной деятельности и трудового производства развиваются и общественные отношения людей.

При этом нужно учитывать всю совокупность общественных отношений:

— материальных и идеальных(идеологических);

— настоящих и прошлых.

Это положение означает, что человека надо понимать диалектически. Другими словами, его нельзя сводить лишь к «экономическому человеку», или только к «человеку разумному», или к «человеку играющему» и т. д. Человек может быть одновременно:

— производящим;

— разумным;

— культурным;

— нравственным;

— политическим и т. д.

Другая сторона этого вопроса состоит в том, что человек — это дитя человеческой истории. Человек в современном мире не взялся «ниоткуда», он — результат развития общественно-исторического процесса. Другими словами, речь идет о единстве человека и человеческого рода.

Человек оказывается в одно и то же время и объектом, и субъектом общественных отношений, потому что он не только результат общества и общественных отношений, но и, в свою очередь, их творец.

Существует диалектическое взаимоотношение между человеком и обществом:

— человек — это микрообщество, проявление общества на микроуровне;

— общество — это человек в его общественных отношениях.

В своем реальном проявлении сущность обнаруживается в существовании человека.

Человеческим существованием называется бытие индивида как целостного существа во всем многообразии форм, видов и свойств его проявления.

Целостность бытия выражается в первую очередь в том, что человек — это единство трех основных начал:

— биологического;

— социального;

— психического.

Таким образом, человек — это биопсихосоциальный феномен.

Свое наиболее полное выражение проблема человеческого существования нашла в экзистенциализме (философии существования).

 

Структура личности.

Понятием "индивид" обычно обозначается человек как единичный представитель той или иной социальной общности. Понятие "личность" применяется по отношению к каждому человеку, поскольку он индивидуально выражает значимые черты данного общества.

Непременными характеристиками личности являются самосознание, ценностные ориентации и социальные отношения, относительная самостоятельность по отношению к обществу и ответственность за свои поступки, а ее индивидуальность - это то специфическое, что отличает одного человека от других, включая как биологические, так и социальные свойства, унаследованные или приобретенные.

Сознание.

Содержание сознания можно рассматривать как субъективный образ объективного мира, как свойство высокоорганизованной материи – головного мозга, как высшей формы отражения действительности. Можно выделить следующие концепции, объясняющие происхождение и сущность сознания: объективно-идеалистическая, дуалистическая, метафизическая, вульгарно-материалистическая, диалектико-материалистическая.

Объективно-идеалистический концепция при объяснении сущности сознания признает в качестве первоосновы материального мира объективно существующее абсолютное духовное начало: мир идей у Платона, абсолютная идея у Гегеля, Бог – у теологов. Сознание предстает как чувственно непостижимая сущность, порождающая мир вещей и человеческих идей.

Диалектический материализм рассматривает сознание в неразрывном единстве и связи с материальным миром, как существенное свойство материи. В качестве первоосновы выступает материя, а сознание является вторичным, производным от нее. Сознание существует реально, но лишь в связи с материальным, как его отражение.

С точки зрения марксизма, содержание сознания зависит от объективных факторов, в частности, общественных отношений.

 

У человека психика носит осознанный и неосознанный характер. Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики человека, возникшая как результат общественно-исторических условий формирования его в трудовой деятельности при постоянном общении с помощью языка с другими людьми. Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. В структуру сознания входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. К этим процессам относят ощущения и восприятия, память, воображение и мышление. Сознание обеспечивает целеполагающую деятельность человека путем формирования целей деятельности, с определением и оценкой ее мотивов, принятием волевых решений.

Бессознательное - непременная составная часть психической деятельности каждого человека. Первое упоминание о бессознательном встречается у Платона. В 18-19 веках представителями идеалистической философии (Кант, Шопенгауэр, Гартман) и материалистами (Сеченов, Павлов) были созданы теории бессознательного. Бессознательное есть фактор, учет которого необходим при анализе самых различных вопросов поведения, наследственности, природы эмоций, взаимоотношения людей. После появления трудов З.Фрейда началась новая эра в изучении бессознательного.

Научное понимание проблемы бессознательного разделяется на два основных направления: теорию психоанализа (родоначальник З. Фрейд) и теорию неосознаваемой психологической установки. Психоанализ рассматривает сознание и бессознательное как взаимоисключающие элементы психической деятельности. Психология установки, напротив, имеет в основе идею целостной психики - опирается на представление о фундаментальном единстве человеческой личности.

Поведенческие акты на бессознательном уровне регулируются биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биогенных и социогенных потребностей, на сохранение организма и вида. Сознание фокусируется на определенных объектах, а бессознательное перерабатывает второстепенную информацию. В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне (сновидения); движения, бывшие в прошлом сознательными, но в силу повторения автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые.

 

Проблема сознания - одна из самых трудных и загадочных, поскольку сознание не существует как отдельный предмет или вещь. Нам дано все благодаря сознанию: оно присутствует в каждом нашем образе восприятия, оно мгновенно приводит в связь наши ощущения, восприятия, мысли, чувства. Содержание сознания можно рассматривать как субъективный образ объективного мира, как свойство высокоорганизованной материи – головного мозга, как высшей формы отражения действительности. К основным функциям сознания относят прежде всего отражательную функцию. Она предполагает обобщенное, целенаправленное (сознание образов, предвосхищающих практические действия), оценочное (избирательная ориентация на выработанное обществом и принятые субъектом ценности) отражение действительности.

Известный тезис о том, что сознание не только отражает, но и творит мир, раскрывает преобразовательную функцию сознания. Именно в изменении природы и реальности, а не в природе как таковой находит существенную и ближайшую основу развития мышления и сознания. Преобразовательная функция может носить конструктивный характер и быть связана с целесообразным сознанием нового содержания; стихийно-спонтанной, предполагающий интуитивное смыслообразование.

Важной функцией сознания является его ориентационная функция, которая включает в себя регулирование – принятие решений в едином строю норм жизнедеятельности, а также самоконтроль, связанный с синхронизацией внутренних и внешних оценочных критериев. Самоконтроль предполагает анализ мотивов собственного поведения, выбор наиболее рационального способа достижения поставленных целей

 

33. Позна́ние

совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом гносеологии (теории познания). Проблемы критериев истины

Первый: отождествление познавательного образа с материальным объектом, устранение различия между ними. В такой интерпретации содержание сознания субъекта ставится в полную зависимость от объекта: познавательный образ есть отпечаток в мозгу человека.. Если сознание полностью сводимо к понятию вещественной материи, то между ними нет никакого различия, и вопрос о соотношении содержания знания и объекта не имеет смысла: знание - просто буквальный вещественный отпечаток одного объекта в другом.
Второй: помещение познаваемого объекта в сознание субъекта, утверждение, что в познании человек сталкивается только с такими предметностями, которые конструирует его сознание. В этом случае разрыва между субъектом и объектом, а значит, познавательным образом и познаваемым предметом также не существует: познаваемый предмет находится в сознании.
Третий: поиск связующего звена между субъектом и объектом, объединяющим в себе характеристики и того, и другого. Таким третьим элементом, позволяющим соотнести знание об объекте и сам объект знания, является практика. Практика определяется как предметно-чувственная деятельность человека по преобразованию материальных систем. Именно она рассматривается в качестве ведущего критерия истины. Если знание истинно, то основанная на нем практическая деятельность будет успешной. Напротив, если практическая деятельность признается неудачной, то лежащее в ее основе знание с большой вероятностью является ложным.

Формы и уровни познания.

2 уровня: чувственное и рациональное. Формы чувственного: ощущение - отображение отдельных свойств непосредственно восприятием объекта.

восприятие – интеграция отдельных ощущений, целостный образ объекта, непосредственное воздействие с объектом.

Представление - интеграция многих целостных образов, их обобщение. Элементы абстрактности об обобщенном объекте: отсутствие факта воздействия объекта на органы чувств.

Формы рационального познания: понятие- форма мышления, по средствам которого среди множества свойств объекта выделяются его существенные. Суждение - форма мышления, по средствам которой его сущ. признаки выделяются через отношение сущ признаков других объектов.

Умозаключение- форма по средствам которой из нескольких суждений выводится новое.

Виды умозаключений: индуктивное- от частных суждений к общему выводу.

Дедуктивное- от общих суждений к частному выводу.

 

Проблема периодизации

основные подходы к этой проблеме это формационный и цивилизационный.

1(по Марксу)

В советской исторической науке наибольшее распространение получила схема пяти формаций (так называемая «пятичленка»), которая была разработана советскими учёными на основе произведений Маркса и Энгельса. Суть концепции заключалась в том, что любое человеческое общество проходит в своём развитии пять последовательных этапов — первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую формации.

В настоящее время один из наиболее последовательных сторонников формационной теории остаётся Ю. И. Семёнов. Он создал глобальную формационную (эстафетно-формационную) концепцию м



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 349; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.198.148 (0.013 с.)