Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия классического позитивизма( I позитивизм).

Поиск

в 19 веке произошел большой скачек в развитии математики, химии, физике, появилась микробиология.т.о. доверие к царице наук Ф сменяется скептическим отношением к ней. Конт утверждал, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии — "наука сама себе философия".

принципы

1.описательности

2.экономии

основные идеи

1.отказ отпоиска сущности вещей и установка на описание явлений

2.запрет на поиск абсолютов

3.сведение сложных процессов развития к простому сочетанию интеграции и дифференциации

идологическое кредо: порядок, прогресс. прогресс всегда связан с эволюцией: однообразие приводит к многообразию(однообр. космич. туманность порожд. многообр. космич. тел.), хаос переходит в порядок (рассеяние энергии).

выделиили 3 стадии раазсития человества:теологическая(фетишизм, политеизм, монотеизм), метафизическая (заменила богов на абстрактные понятия), позитивизм(научное знание - единств. форма знания)

осн. кредо - нужно искать не сущность явлений, а их отношение, выраженно с помощью законов.

Философия эмпириокритицизма (2 позитивизм).

Революция в естествознании на рубеже XIX—XX вв. вновь поставила вопрос о месте философии в системе знаний и отвергла ответ, предлагавшийся Контом. Возникает вторая историческая форма позитивизма — эмпириокритицизм, махизм.При сохранении основной позитивистской линии махизм сосредоточил свое внимание на проблемах, от которых предлагал отказаться Конт: природа познания, соотношение субъекта и объекта, природа "элементов мира", взаимоотношение физического и психического и др.осн. идея - 2 принципа позитивизма Конт, но принцип экономии дополняет, связ. с критерием истинности. чем проще свысказано, тем он истинее. отриц. причинность, все взаимосвязи сводятся к функциональным связям. понятия, кот опирается наука осн0ся на наблюдаемых данных.резко усил-ся роль соглашений в науке, кот явл-ся ср-вом определения исх. понятий.

Философия неопозитивизма.

Неопозитивизм.

критиковали метафизику за неясность суждений, усложненность языка традиц. Ф, боролись за подлинную Ф.

считали, что мир устроен как язык математической логики, значит мир - это совокупность фактов, а не вещей, действительность распадается на отдельные факты, кот. не завистя друг от друга. значит любой факт может имет место и не иметь места, а все остальное останется тем же самым. Задача науки - отображение фактов.

принципы

1.все знание, кот. дано человеку закл-ся в его чувственном восприятии, вне чусственных восприятий нет никакой реальности(ничего нельзя о ней сказать), на перваый план выходит принцип верификации(сведение высказываний к фактам переживания)

2.принццип конвенционализма - некот. утвержд. науки не могут не быть рез-том соглашения ученых(аксиомы наук)

3.все функции знания сводятся к описанию. мир - это комбинация впечатлений, значит знания сводятся к вопросу как?, а не почему?

4.отричание к-либо развития в мире. развитие предполаг. взаимодействие факторов, но они не взаимодействуют, а всякое изменение лишь перекомбинация факторов.

Философия постпозитивизма.

постопозитивизм. представл. собой множество течений критикующих друг друга, но исходящих из неопозитивизма.

карл поппер(критический рационализм)

принципы

1.открытость для критики

2.фальсификация - опровержение истинности любого утверждения, относимого к науке. истинным явл-ся то, что не опровергнуто.

рост научного знания - не движение от одного истинного знания к другому, а переход от одних проблем к другим.

п1 -ВР1 - УО - П2 -, где ВР - временное решение, а УО - кдаление ошибок.

Томас Кун.

наука зависит от господствующего в данный, истор. период способа деят-ти научн. общ-ва. парадигма - сов-ть убеждений, принципов, применяемых научн. сообществом. смена парадигм - научная революция.

Философия экзистенциализма.

в 1-ой половине 20 в. произошел кризис романтического оптимизма (гуманизм, осм-ть истории, стабильные ценности, необратимый прогресс).

Реакция - экзистенциализм

осн. положение - человек - конечное существо, заброшенное в мир, постоянно находящееся в проблематичных и даже абсурдных ситуациях.Катастрофические события новейшей европейской истории обнаружили, по мнению экзистенциалистов, неустойчивость, хрупкость существования не только отдельного человека, но и всего человеческого рода. Поэтому самым глубоким знанием о природе человека они признают осознание каждым индивидом собственной смертности и несовершенства. В данной связи один из основателей экзистенциализма М. Хайдеггер определяет человеческое бытие как "бы-тие-к-смерти".

противоположность субъекта и объекта - осн. порок рационального мышления, подлинная Ф должна исходить из единства субъекта и объкта, воплощенного в экзистенции - некой иррациональной реальности.

истинный способ познания - интуиция.Экзистенциальный опыт(Марсель), Понимание (Хайдеггер), экзистенциональное озарение (Ясперс).

экзистенциалисты большое внимание уделяют свободе. свобода - это выбор личностью одной из многочисленных возм-тей.

свобода отличает человека отживотного. животное сразу облад своим сущим(эссенцией), а человек постигает его в течение всей своей жизни и несет ответственность за свои действия.

идеальная свобода - свобода личности от общ-ва.

Сартр. По Сартру, мир составляют два типа реальности, разделенные изначально: все то, что "есть", т.е. бытие, и нечто, не укладывающееся в понятие "есть" (движение, свобода, выбор, совесть и т.д.), т.е. "небытие". Человеческая экзистенция — это то, что "не есть". Человек обладает вещественностью — телом, однако он не тождествен своей фактичности. Фактичность присуща всем, но она не делает нас людьми (тело, профессия, должность и т.д.). К примеру, официант не есть официант, как чернильница есть чернильница. Кроме того, он не только официант, но и человек со своими мечтами, желаниями и представлениями. Сартр заявляет — человек есть прежде всего то, кем он выступает в своих проектах, замыслах, к чему стремится. Вот главная специфика человека. Иными словами, человек — это постоянный полет перед "лицом небытия". Он всегда убегает от наличного, от первого мира.

Психоанализ.

Одно из наиболее влиятельных идейных течений XX в. — психоанализ. Его основы в 20-е годы заложил австрийский врач-психиатр Зигмунд Фрейд.фрейд выделил 3 уровня психики

1.оно(ид)-сов-ть комплексов, передиваний, инстинктов(сексуальных, агрессивности, жизни, смерти)

2.я(эго) - созание субъекта, балансирует между ид и супер-эго

3.сврх-я(супер-эго) - олицетворяет собой императивы, должноствования, запреты социокульт. хар-ра

принципы человека

1.удовольствия(бессознательные влечения, направленные на получение макс. удовольств.)

2.реальности(корректирует протекание псих. процессов в соотв. с требованиями окружения)

либидо по фрейду - секчуальное влечение

метода разрешения внутр. конфликтов

1.вытеснение

2.проекция

3.переориентация

4.рационализация

5.рационализация

6. сублимация.

Постижение бессознательного осуществляется в психоанализе не чем иным, как восстановлением (припоминанием) в памяти человека ранее полученного знания. Психоанализ объясняет настоящее, сводя его к прошлому, к детству человека. Это все увязывается с сексуальными отношениями, чувствами в семье между детьми и родителями. Завершается познание бессознательного обнаружением "эдипова комплекса" — тех первоначальных сексуальных влечений, под воздействием которых структурируется вся человеческая деятельность.

Значительное внимание Фрейд уделял сновидениям человека, полагая, что силы бессознательного проявляются в них наиболее адекватно.

Юнг. "Либидо" охватывает все проявления жизненной энергии чел-ка, воспринимаемые им в кач. бессознательного.

кроме личного бессознательного, описанного фрейдом, выдвинул понятие коллективного бессознательного.

в качестве главного понятия идет понятияе архетипа (прообраза) - дремлющая мысле-форма, присущаая всем людям.

идал - опредеоенный варианта архетипа.

для многих людей бессознательно мудрость проявл-ся в образе старца, родина в образе матери.

архетипы проявл-ся в снах, фантазиях, иллюзиях, реальной жизни.

архетип - спос-ть раз за разом воспроизводить одни и те же или сходные мифич. представления. люди всегда нуждались в демонах и не могли жить ббез богов.

фромм. психоанализ фромма - учение о соц хар-ре" - проекции социальной культ. на психич. осб-ти индивида.

типы соц. хар-ров

1.рецептивный

2.эксплуататорский

3.накопительный

4.рыночный.

Согласно ему, каждый из них содержит своеобразный психологический механизм — соответственно мазохистский, садистский, деструктивный и реформистский. Этот механизм выступает как защитная реакция индивида на противоречия, порождаемые социальной структурой, как форма его социализации. Для многих людей использование того или иного механизма оказывается единственным спасением.

Человек свободен в выборе собственных жизненных установок, но он рискует заключить себя в социальную роль, предложенную общественным укладом.Существование человека требует от него ответственности за свой выбор. Однако он чаще всего отказывается от личной свободы, переадресуя ее другим или обществу, что ведет к порождению им же тоталитарных режимов и авторитарных методов управления. В результате человек оказывается пленником тех политических институтов, которые сам же создал.

Фромм представляет свою классификацию потребностей, подчеркивая их гуманистический характер: первая — потребность в общении и межиндивидуальных связях; вторая — в творчестве; третья — в прочности и безопасности бытия; четвертая — поиск идентичности, формирование идеалов и образцов для подражания; пятая — стремление к познанию и освоению мира. Подлинной ценностью человека Фромм считал способность к любви. Любовь, в его понимании, является высшим критерием бытия.

виды любви

1.материнская

2.к родителям

3.братская

4.эротическая

5.к Богу

6.отцовская.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.189.236 (0.007 с.)