Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философия неотомизма (онтология, гносеология, социальная философия)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Теоретическим фундаментом неотомизма служит учение Фомы Аквинского. Основные представители неотомизма Э. Жильсон, Ж. Маритен, Д. Мерсье, А. Дондейн, М. Грабман, Й. Бохеньский, К. Фаб-ро, К. Ранер, Г. Веттер. Оживление неотомизма (с последней трети XIX в.) обусловлено: 1) усилением револю-ционной борьбы, надвигавшимися социальными потрясениями общества, чему церковь про-тивопоставила духовные средства; 2) стремлением церкви приспособиться к революции в естественных науках на основе утверждения принципа гармонии веры и разума. По неотомизму, существуют два источника познания: знания, внушаемые божественным откровением через веру, и низшие знания, приобретенные средствами человеческого разума. Вера без разума превращается в слепое поклонение, а разум без веры впадает в самомнения. В этой взаимосвязи разум подчиняется вере. Единство мира заключается в его бытии, а источником бытия выступает Бог. Бог, со-творив мир, оставил на нем следы своего бытия в объектах природы, по которым можно за-ключить о существовании Бога. Основание для такого вывода — подобие всех различаю-щихся между собой вещей, свидетельствующее о единстве плана строения всего сущего. Человек — продукт божественного творения, конечный дух в материальном. Душа с присущей ей свободой воли по отношению к телу является формообразующим принципом и выступает основой личности. Общество ("град земной") — объединение личностей и одно-временно "сверхличность". История есть таинство и промысел божий, осуществление некое-го провиденциального плана. Познание — одна из способностей нематериальной души. Вершину знаний образует теология, философия располагается посередине иерархической пирамиды познания, а остальные науки образуют ее подножие. Если традиционная томистика ориентировалась на богопослушание, то современные религиозные авторы на первый план выдвигают поиски человеком своего неповторимого "я". Зло проистекает из того, что люди неправильно пользуются дарованной им свыше свободой. Борьба со злом переносится неотомизмом из социально-политической области в сферу морали и считается, что нравственное совершенствование человека возможно исключительно на религиозных началах. 53. Религиозная философия XX века (неокатолицизм и христианский эволюционизм Т. де. Шардена). Под определение религиозной философии обычно попадают такие философские школы, как персонализм (П. Шиллинг, М. Шелер и др.),.христианский эволюционизм (Тейяр де Шарден), неопротестантизм (Э. Трельч, А. Харнак), и неотомизм (Ш. Маритен, Э. Жильсон, Р. Гвардини, Д. фон Гильдебранд и др.) Религиозная философия уже по определению сопрягает все проблемы с учением о Боге как современном бытии. Боге как всей реальности, чья свободная воля прослеживается в истории и в культуре. Проблемы развития гуманизма связаны с историей развития христианской религии. Все вопросы этики, эстетики, космологии просматриваются через призму христианского учения. Большую роль играют в религиозной философии проблемы сочетания веры и разума, науки и религии, возможности синтеза философии, теологии и науки при определяющем влиянии теологии.Центральная проблема современной религиозной философии — проблема человека. Как относится человек к Богу? Ка-кова миссия человека в истории, в чем смысл бытия человека??». Папа Иоанн Павел II в одной из своих «энциклик» (посланий) наметил путь обновления современной религиозной философии как уход от абстрактных учений о человеке и обращение к изучению «целостной динамики жизни и цивилизации». Человеку надо показать вечные ценности и ценности вновь появившиеся, помочь их правильно понять. Такой подход к задачам философии сделал религиозно-философские доктрины популярными в XX веке.Основной предмет исследования в персонализме — творческая субъективность человека. Объяснить ее можно только через ее причастность к Богу. Человек всегда личность — Персона. Его суть — в его душе. Душа человека фокусирует в себе космическую энергию. Душа самостоятельна и самонаправляется. Люди живут разобщенно и впадают в крайность эгоизма. Другая крайность — коллективизм, где личность нивелируется, растворяется в массе. Персоналитический подход позволяет уйти от названных крайностей, выявить истинную сущность человека и возродить его индивидуальность. Путь к индивидуальности лежит через понимание себя как неповторимой уникальной субъективности. Основные вопросы неопротестантских философов — это вопросы о познаваемости Бога и своеобразия христианской веры. Но познание Бога связано с познанием себя. Поэтому учение о Боге выступает в форме учения о человеке. Человек может существовать как «подлинный» — верующий, и «неподлинный» — неверующий человек.Философская концепция Т. - «христианский эволюционизм» - является разновидностью деалистического пантеизма. Бог у Т. - «Христос эволюции» - представлен в каждой частице «ткани универсума» в виде особой духовной энергии, к-рая является движущей и направляющей силой эволюции. Развив тие вселенной («космогенез» - «хрис-тогенез») Т. изображает как ряд этапов эволюции духа, осуществляющейся посредством усложнения материи.; В его концепции развития содержатся значительные элементы диалектики (скачкообразность, противоречивость и т. п.). Важное место в про-, цессе совершенствования мира, к-рое о возникновением человека (как вершины стрелы эволюции, направленной в будущее), согласно Т., осуществляется через сознание и деятельность самих людей, принадлежит науке. Неправомерно трактуя науку как разновидность религиозного отношения к действительности, Т. надеется устранить противоположность между верой и знанием. Значительное место в трудах Т. занимают вопросы модернизации христианства. Идеи Т. получили на Западе широкое распространение (т. наз. «тейярдизм»).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 1101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.79.165 (0.007 с.) |