Многообразие форм познания мира и человека. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Многообразие форм познания мира и человека.



Выделяют формы чувственного и рационального познания.

Чувственное познание - это познавательный процесс, который осуществляется посредством органов чувств человека: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкусаОщущение - непосредственное отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств. Это элементарный, далее неразложимый психический познавательный процесс. Ощущением называют также результат данного процесса Восприятие — это целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы, их свойства и отношения. Восприятие таким образом сохраняет одну из •Главных характеристик ощущения - наличие непосредственного контакта с воспринимаемым предметом, но трансформирует другую — отражение в нем отдельных свойств воспринимаемого предмета подчинено построению его целостного образа. Представление — высшая форма чувственного отражения в виде целостного образа непосредственно не воспринимаемых предметов. Представление сохраняет такую важную характеристику восприятия, как целостность образа познаваемого предмета, но воспроизводится он не путем прямого контакта, а "по памяти".Воображение - форма чувственного познания, результатом которого является создание представлений о предметах и мысленных ситуаций, которые никогда в целом не воспринимались человеком в действительности. Воображение отличается от представления той частью его содержания, которая привнесена фантазией, вымыслом, "опережающим отражением" человека. Рациональное познание - это познавательный процесс, который осуществляется посредством форм мыслительной деятельности.К основным формам рационального познания традиционно относят три логические формы мышления: понятие, суждение и умозаключение. Понятие отражает предмет мысли в его общих и существенных признаках. Суждение - форма мысли, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается о предмете мысли. Посредством умозаключения из одного или нескольких суждений с необходимостью выводится суждение, заключающее в себе новое знание.

Проблема познаваемости мира

вопрос о познаваемости мира. суть познания лежит в возможности объективного отражения реальности, позволяющее человеку ориентироваться в мире и преобразовывать этот мир.Утвердительный ответ на второй вопрос объединяет большую группу философов, которых обычно называют философами, признающими познаваемость мира (гносеологическими рационалистами, гносеологическими оптимистами)Агностицизм — философское учение, частично или полностью отрицающее познаваемость мира.. Он имеет реальные корни в самом процессе познания. Это: а) трудности сопоставления предмета познания (чаще всего существующего материально) и идеального знания; б) "разброс" представлений разных людей о действительности, субъективные "накладки" на характер знаний, отсюда - относительность результатов познания.

Агностицизм опирается на определенные аргументы: 1) субъект замкнут в мире своих ощущений; 2) если даже объективный мир существует, то, поскольку все человеческие образы субъективны, мы не можем знать, каков мир на самом деле; 3) мир бесконечен в своих свойствах и слишком сложен для человеческого понимания, в нем всегда останутся необъяснимые загадки.

Субъект и объект познания.

Исходное понятие гносеологии — "субъект познания". Субъект познания - это носитель человеческой творческой активности, направленной на адекватное воспроизведение природной, социальной и духовной реальности в форме знаний.. В роли субъекта познания выступают индивид (отдельный человек), социальная группа (коллектив лаборатории, научно-исследовательского института, академии наук и др., научное сообщество в целом), человеческое общество (совокупность ныне живущих людей, необходимым условием жизнедеятельности которых являются познавательные процессы), а также человечество (совокупность ныне живущих и живших ранее поколений людей, чьи знания используются в настоящее время).Познавательное отношение — это отношение между субъектом познания и реальностью, ориентирующее активность субъекта на ее адекватное воспроизведение в форме знаний.познавательная деятельность - это творческая активность человека, направленная на адекватное воспроизведение природной, социальной и духовной реальности в форме знаний.Объект познания — это то в сфере природной, социальной и духовной реальности, на что направлена познавательная деятельность субъекта, что противостоит ему как непознанное и непонятное. Один и тот же объект природной, социальной или духовной реальности может быть связан с человеком различными типами отношений (практическим, познавательным, аксиологическим), задающими различные ориентации для проявления его творческой активности. В сфере познавательной деятельности активность человека направлена на выявление происхождения, строения и свойств объекта, состояний в настоящем и будущем, установление характера его отношений с другими объектами, составляющими среду его существования. При этом человек в определенной мере отвлекается от вопросов, связанных с практической полезностью данного объекта и его эстетической ценностью как способностью удовлетворять потребность в прекрасном.

в рамках экзистенциализма субъект и объект познания образуют единую экзистенцию, как бы оторванную от всего внешнего мира.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 478; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.213.235 (0.004 с.)