Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сократические школы (Киники, киренаики).

Поиск

кинизм — одна из наиболее значительных сократических философских школ.

В начале IV в. до н. э. некоторыми учениками Сократа были основаны философские школы. Одной из таких школ стал кинизм. Основатель школы Антисфен Афинский, развивая принципы учителя, стал утверждать, что наилучшая жизнь заключается не просто в естественности, в избавлении от условностей и искуственностей, в свободе от обладания лишним и бесполезным, — Антисфен стал утверждать, что для достижения блага жить следует «подобно собаке», то есть сочетая в себе:

1.простоту жизни, следование собственной природе, презрение к условностям;

2.умение с твердостью отстаивать свой образ жизни, стоять за себя;

3.верность, храбрость, благодарность.

Реальность общего не существует, а существуют только единичные вещи; понятие есть только слово, объясняющее то, чем вещь бывает или что она есть. Поэтому применение к отдельным предметам общих понятий невозможно; невозможно ни соединение различных понятий [в единстве суждения], ни определение понятий, ни даже противоречие — так как о вещи может быть высказано только суждение тождества (конь есть конь, стол есть стол).

Антисфен первым сделал внешними признаками кинической школы такие атрибуты как сложенный вдвое плащ, который киники носили в любую погоду, посох (чтобы ходить по дорогам и отбиваться от врагов) и сума для подаяний. (Диоген)

Киренаики или киренцы, последователи школы, основанной в IV в. учеником Сократа, Аристиппом из Кирены. По учению этой школы, единственная цель в жизни - наслаждение (гедонистическая или эвдемонистическая точка зрения), которое и является высшим благом добродетель - уменье господствовать над своим наслаждением и управлять своими желаниями.Аристипп Согласно ему, познание основывается на одних только восприятиях, причины которых, однако, непознаваемы. Восприятия других людей для нас также недоступны, мы можем основываться только на их высказываниях

Гегесий.Исходя из главного положения Киринейской школы, что истинное благо и цель жизни есть удовольствие, и исследуя с этой точки зрения действительные условия человеческого существования, Гегесий приходил к отрицательным результатам. Удовольствие или недостижимо, или обманчиво, и решительно перевешивается страданием. Благоразумие не может обеспечить счастья, потому что мы не имеем истинного познания о вещах и легко можем обманываться во всех своих расчетах. Если же счастье недостижимо, то безумно к нему стремиться; нужно ограничиться свободой от зла, т. е. от страдания, а это всего лучше достигается равнодушным отношением ко всему

Философия Платона.

Платон первым в истории философии сформулировал положение, согласно которому всякая вещь и вообще все, что существует на свете, имеет свою идею. мир идей первичен, а мир вещей вторичен. идеи выступают причиной, образцом, целью и понятием каждой вещи. Идеям противостоит небытие, т.е. изменяющаяся материя. Идеи вечны, они не возникают и не уничтожаются. Идеи не зависят также от пространства и времени. Материя же ничего не порождает, она лишь воспринимает идущие от идей излучения (эманации). Идеи пребывают в вечности, именно поэтому, согласно Платону, они являются подлинным бытием. Мир конкретных вещей постоянно изменяется, и, следовательно, он не может быть подлинно сущим. Самая высшая идея — это благо, или абсолютная красота.

Платон трактует познание как примоминание.Достоверное знание возможно только об истинно сущем — идеях. Источник такого познания — воспоминание бессмертной души о мире идей до вселения в тело человека. Такая позиция платона явл-ся простейшей формой доопытности(априоризма), согласно кот. в созн. чел-ка есть опред часть, кот не связана с опытом.

платон удваивает мир, делит его на мир идей и мир вещей.

душа чел-ка сост из 3-ёх частей: разумной части, части движимой страстями и вожделеющей части. последние 2 созд-ся низшими богами, а 1 высшей идеей.

победа высшей разумной части возм. только при хорошем воспитании.

больш. людей не может развить свою разумн часть, поэтому гос-во помог. им при помощи законов.

Идеальное государство по Платону — это общество, состоящее из трех социальных групп. Такими группами являются:

правители — философы, в душах которых преобладает разум;

стратеги — воины, в чьих душах доминируют воля и благородные желания; производители-земледельцы и ремесленники, в душах которых превалируют влечения и чувственность. С позиций своего учения Платон классифицирует и формы государственного устройства.

Приемлемыми формами по Платону выступают: 1) идеальное государство; 2) аристократическая республика; 3) аристократическая монархия.

Регрессивные формы: 1) тимократия (власть нескольких правителей, основанная на военной силе); 2) олигархия (власть нескольких правителей, опирающаяся на торговлю); 3) демократия (власть толпы); 4) тирания.

по мнен. платона частн собств явл-ся источн. конфликтов, основ. на противоположн. интересах, значит частн. собств. подрыв. единство общества, поэтому в целях обесп. эффектив-ти гос. правления платон считал, что правители и воины не должны иметь своей личной собств-ти.

чтобы приблиз. общ-во к совершенству, детей должно воспитывать гос-во.

пл. впервые построил развёрнут. концепц. идеализма.

Философия Демокрита.

Демокрит (460—370 до н.э.) развивал атомистическое учение и создал логически стройную, всеобъемлющую систему.Атомы, согласно философу, неизменны — они были, есть и всегда будут теми же самыми. Концепция Демокрита содержит, таким образом, представление о неуничтожимости и не-сотворимости материи.

Атомы нах-ся в бесконечн. движении. это движение опр-ся самими атомами, поэтому никакое событие не может возникн. случайно.

Все действия чел-ка заранее предопределены и он несвободен, но все происх. соб. не пресл. к-то опред цель.

Душа - врем. соединение атомов.

О значении, которое он придавал чувственному познанию, свидетельствует его концепция так называемых эйдосов, или образов. Эйдосы возникают между предметом, вещью и соответствующим органом чувств субъекта восприятия. Предмет выделяет из себя в воздух некое подобие предмета, которое втискивается во влажную часть глаза. Однако чувствами воспринимается лишь то, что образовалось в результате соединения атомов. Понять же сущность можно лишь путем рационального познания.

Целью его этики является достижение "доброй мысли". Путь к этому лежит через жизненную уравновешенность и умеренность. Счастлив тот, кто довольствуется немногим

Демокрит одним из первых поним.,. что общество сущ-ет. благод. раздел.труда. потребн-ти опред. созн-е людей и формир. чел. руки, уми сообр-ть. человек должен разумно наслажд. жизнью. он должен нах-ть веру во всём. и основой для этого явл-ся обучение.

Философия Аристотеля.

аристотель пытался преодолеть удвоение мира у платона.он ситал, что кажд. конкр. вещь есть единство идеального(форма) и матер. (в-ва). по мере углубления в сущность вещей материя и форма могут меняться местами. у аристотеля нет закреплённого места для материи и формы.

Основу всякого бытия составляет, по Аристотелю, так называемая первая материя, которая является потенциальной предпосылкой всякого существования. Четыре элемента — огонь, воздух, вода, земля — лежат в основе реальных вещей.

Ар. впервые систематизирует фил. знания, объедин. их в дост. стройную систему: теорию познания, социологию, логику, жтику и т.д. благодаря построению сист. категорий, связыв воедин.все обл. фил. заний.эти категории

1.сущность

2.кол-во

3.кач-во

4.отношение

5.место

6.время

7.положение

8.обладание

9.действование

10.страдание

в основе логики аристотеля лежит то, что ощущения чел-ка - отражения предметов вн. мира.

первичн. источн. познания - чувств. опыт, а этот чувств. опыт предполаг. наличие внешн. для чел-ка предметов. в разуме нет ничего того, что раньше не было в ощущениях, но никие высшие постулатыи аксиомы науки не имеют опытн. оснований, а должны постигаться умозрительно. это постижение достиг-ся с помощью логики.и исх. осн-е логики закл-ся в том, что связи мыслей отражают сужнствующие связи вещей. ар. рассм. логику не как отдельную науку, а как инструмент всякой науки.

ар. пишет трактат о душе. душа - высш. деят-тя чел. тела, осуществление чел-ка, его действ-ть. Часть души - ум, бессмертна.

память - воспроизведение представлений, существующих ранее, а условия воспоминаний - связи, при которых упоминание 1-го предметавыз. представл. о друг. предмете.

согласно этике аристотеля, люди стрем-ся к высшему благу, но блаж-во не сост. ни в богатстве, нив наслаждениях, ни в добродетели.назначение человека -прекрасное выполнение разумн. деят-ти

Высшее благо - созерцание истины, кот. не омрач-ся проблемами, тревогами о практич. жизни.

Большое внимание арист. уделял анализу полит. устр. др. греции.Государство, по Аристотелю, — развитое сообщество общин, а община — развитая семья. Поэтому во многих случаях формы организации семьи он переносил на государство. Мыслитель различал три хорошие и три дурные формы государства. Хорошие: монархия, аристократия, полития, последней Аристотель отдавал предпочтение. В политии (смешение олигархии и демократии), по мнению философа, поляризация бедных и богатых устраняется преобладанием зажиточных средних слоев. Плохие формы государственного устройства — тирания (возникает как деформация монархии); олигархия (деформация аристократии); демократия (деформация политии).Основными задачами государства Аристотель считал предотвращение чрезмерного накопления имущества граждан, чрезмерного роста политической власти личности и держание рабов в повиновении.Идеал государства, по Аристотелю, — общество, которое опирается на частную собственность, на орудия труда, рабов и землю.

Средневековая патристика.

Ф. ср. веков возник. после распада римск. империи, связана с появл. феод. отн., сопр-ся резким сокращением экономических связей и преоблад. нат. хоз-ва, медленными темпами истор. развититя, падением ур. образ-ти населения, усилением, а потом господством христ. религий.

хранит. письм-ти, культуры, науки явл-ся церковь, а центры культ. и научн. жизни - монастыри.В европейской истории Средневековье хронологически охватывает IV—XIV вв. Однако в отличие от истории Средних веков истоки средневековой философии усматриваются уже в дохристианском периоде. В данной связи средневековую философию условно можно разделить на два этапа — этап патристики (II—VI вв.) и этап схоластики (XI—XIV вв.).На первом этапе развертывается весьма сложный процесс разработки и оформления христианской догматики и философии. Своей кульминации патристика достигает после признания христианства государственной религией Римской империи (в 325 г. первый Вселенский собор христианской церкви в Никее установил важнейшие догматы христианского вероучения). В отличие от античной традиции, где требовалось познать истину, отцы церкви закрепили в догматах новую для своего времени идею откровения в Священном Писании. Понятая таким образом истина сама стремилась проникнуть в человека, овладеть им. Полагалось, что человек должен постичь истину не ради себя, а ради самой истины, поскольку источником ее был Бог. Именно с тех пор христианская философия встала на путь, который характеризовался формулой: "Философия — служанка теологии".

Средневековая схоластика.

Схоластика - Ф, преподававшаяся в школах и университетах.

Главный вопрос - о соотношении знания и веры. в период ранней(9-12в) схоластики приоритет отдавался вере.в период зрелой схоластики(13в) - консенсус, признается знание, но оно подчиняется вере. поздняя схоластика(14-15в) хар-ся приоритетом знаний над верой.

второй вопрос - проблема универсалий.

Решения

1.универсалии сущ-ют реально и независ. от человеч. мышления (реализм)

2.универсалии не сущ-ют реально(даже в Боге), не зависят от чел-ка, универсалии - только имена, кот обоз. сходие по своим признакам предметы(номинализ)

3.концептуализм пыт-ся избежать крайностей и предлаг. разл. вар-ты соглас. вар-ты общего и единичного.

ранняя - реализм

зрелая - концептуализм

закат - номинализм.

Ансельн кентерберийский - реалист крайней формы. считают, что общие понятия добра, истины, справедливости сущ. реально и вне поступков, оцениваемых как таковые.

Фома Аквинский. приспосабл. христ. Ф к изменениям, условиям 13 в(противоречия между светск. вл. и церковью, появл. купеч. и ремесл, появл. ересей, заново откр-ся Ф Аристотеля). он достаточно корректно решает проблемы веры и разума.

разум и вера отл-ся друг от друга, но образ. единство. двиг-сь к истине разум может вступить в противоречия с догматами веры. но божеств. откровение не может ошиб-ся, поэтому ошиб-ся разум, а не вера. Ф и религия имеют ряд общих положений, кот раскр-ся разумом и верой. и когда есть выбор, то лучше рук-ся положением разума.те истины разума, кот не противоречат вере наз-ся естественное богословие и явл-ся высшей частью Ф. доказ-во бытия Бога. Фома выводит его сущ-ние из того, что кажд.явл. имеет свою причину, цель, сущность. и двигаясь по лестнице целей, причини сущностей мы подходим к Богу, т.к. Бог - причины всенх ест. процессов.

поздняя сколоастика.

роджер Бэкон.очень резко критикует катол. церковь и римского папу. его мировоззр. противоречиво. в науке и логике опереж. свое время,а в Ф отстает. счит, что зад. Ф - защита религ. веры, а науки - удаление препятствий в пути сознания, путем устранения привычек, предрассудков. достиж. истины должно провер-ся в опыте. а на помощь опыту должны привл-ся Ф и богословие.

Уильям окам.вводит в теорию познания принципы.1. простоты и экономии(направл. проитив. умозрит. науки)2.номинализма - реально сущ. только единичн, общее сущ-ет только в уме, вне ума всякая вещь явл-ся единичн.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 752; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.165.82 (0.009 с.)