Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Историческая и географическая школы

Поиск

В экономической науке

 

Классическая школа в XIX веке господствовала в англоязычных странах и во Франции, немецкие же ученые-экономисты предпочитали собственный оригинальный путь анализа хозяйственных явлений. Вместо принципа «экономической свободы» классиков немецкий экономист первой половины XIX века Фридрих Лист (1789-1846 гг.), считающийся предшественником немецкой исторической школы, выдвигает принцип «промышленного воспитания нации». Важнейшими работами ученого являются: «Очерки американской политической экономии» (1827г.) и «Национальная система политической экономии» (1841г.).

По мнению Ф. Листа экономика является второстепенной составляющей развития нации. Ф. Лист полагал, что меркантилистская теоретическая система является более верной, чем классическая теория. Главным недостатком классической системы является то, что она пропагандирует индивидуализм и космополитизм, оставляя за пределами анализа экономические проблемы нации. Он вводит в экономическую науку идею национальных особенностей экономики, а также категорию «производительные силы», являющуюся у него системообразующей. К производительным силам он относил, кроме собственно экономических учреждений, суд присяжных, парламентское правительство, свободу мысли, совести, печати, контроль администрации.

Большое значение в системе Ф.Листа играет индустриализация. Он отождествлял сельское хозяйство с бедностью и низким уровнем культуры, в то время как промышленность и урбанизация приносят благосостояние и культурные достижения. Ф. Лист полагает, что нация должна иметь одинаково развитые производительные силы в сельском хозяйстве, промышленности и внешней торговле. Ф. Лист в работе «Национальная система политической экономии» приводит одну из первых в истории науки периодизацию стадий развития экономики, выделяя следующие этапы: дикость, пастушество, земледелие, земледельческо-мануфактурное состояние, земледельческо-мануфактурно-коммерческое состояние.

 

Старая историческая школа

 

Основными представителями так называемой «старой» исторической школы являются немецкие экономисты Вильгельм Рошер (1817-1894 гг.), Карл Книс (1821-1898 гг.) и Бруно Гильденбранд (1812-1878 гг.).

В своей основной работе «Система народного хозяйства» (1854—1894гг.) В. Рошер излагает основные черты исторического метода, среди которых можно выделить следующие:

- сравнивать экономические процессы у всех народов;

- не ограничиваться наблюдением современных экономических явлений;

- не ругать и не хвалить экономические учреждения.

В его работах можно проследить влияние исторической школы в юридической науке. Он достаточно часто заимствовал аргументацию у юристов и придавал особое значение аналогичным ситуациям, возникавшим, по его мнению, в юриспруденции и в экономической науке. Немецкий ученый полагал, что необходимо описывать экономическую природу человека и его экономические потребности, исследовать законы и характер институтов, относящихся к удовлетворению этих потребностей.

К. Книс в работах «Политическая экономия с исторической точки зрения» (1853г.) и «Деньги и кредит» (1873-1879гг.) пересмотрел взгляд на методологию экономики как науки. Экономическая наука, по Кнису, может лишь описывать возникновение и развитие экономических явлений с этических позиций и не в состоянии дать их теоретическое обобщение. К.Книс считал, что в экономической эволюции различных народов речь может идти только об аналогиях, но не о законах. Хозяйственный строй общества развивается и проходит через целый ряд стадий, причем ни одна форма организации общества не является абсолютной.

Б. Гильдебранд в основной работе «Политическая экономия настоящего и будущего» (1848г.) подчеркивал принадлежность политической экономии к общественным наукам. Он считал историю средством полного обновления экономической науки, причем ссылался на прогресс, который совершил исторический метод в филологии.

Б. Гильдебранд выделял три этапа развития хозяйства (в качестве критерия рассматривая развитие меновых отношений):

1) натуральный;

2) денежный;

3) кредитный.

 

 

Новая историческая школа

В 70-е гг. XIX века формируется « новая историческая школа ». Её представители считали, что в социальной жизни действуют естественные законы. Кроме этого «новые историки» практически не занимались исследованием теоретических проблем, основное внимание, уделяя дискуссиям на практическую тематику. Основными вопросами, которые рассматриваются в их монографиях, являются экономика средних веков и античности, статистика, описание современных экономических институтов.

Представители новой исторической школы критиковали экономистов-классиков по следующим позициям:

- за утверждение, что сформулированные классиками законы реализуются в любом государстве во всякое время;

- за узость в оценке психологии человека: представители классического направления, по мнению экономистов-историков, представляя человека в форме «homo economics», забывали о том, что существуют и другие мотивы поведения человека, кроме погони за достатком, например, связанные с честолюбием, чувством долга, страдания и т.п.;

- за злоупотребления абстракцией и дедукцией.

Основными представителями новой исторической школы являются Густав Шмоллер (1838-1917 гг.), Альберт Шеффле (1831-1903 гг.), Карл Бюхер (1847-1930 гг.), Адольф Вагнер (1835-1917 гг.).

Г. Шмоллер считал, что экономическая наука имеет нормативный характер и включает в себя психологию, социологию, географию. Он выделял три сферы экономической деятельности в экономической практике: частное хозяйство, государственное хозяйство, харитативное хозяйство. В первом типе хозяйства господствует личный интерес, во втором – общественный, в третьем – благотворительность. Кроме этого, Г. Шмоллер рассматривал следующую последовательность этапов развития экономики:

1) деревенская экономика;

2) городская экономика;

3) территориальная экономика;

4) национальная экономика.

Г. Шмоллер выступал против анализа экономических явлений с помощью допущения о равенстве некоторых параметров, называя такой способ рассуждения «методом изоляции». Он полагал, что в таком случае сущность экономических явлений может быть утрачена.

А. Шеффле, профессор политэкономии в университетах Тюбингена, Вены и Штутгарта, рассматривал общество как организм (работа «Строение и жизнь социальных тел»), который развивается по дарвиновскому принципу борьбы за существование. В работе «Квинтэссенция социализма» (1906 г.) он анализировал роль коллективной собственности в процессе распределения и производства. А. Шеффле считал социализмом всякое вмешательство государства в экономическую жизнь.

 

Юная историческаяшкола

Новым этапом развития исторического направления является появление «юной исторической школы»,в которую входили Вернер Зомбарт (1863-1941 гг.) иМакс Вебер (1864-1920 гг.). Представители «юной исторической школы» защищали эмпирический, индуктивный метод в противовес абстрактному методу, дедуктивному, характерному для классиков и маржиналистов.

М.Вебер выделял два типа предпринимательства, причем каждому из них свойственно стремление к прибыли. 1-й тип предпринимательства основан на насилии, деятельности авантюристов. 2-й тип – это рациональное ведение хозяйства, основанное на получении прибыли путем использования возможностей обмена. Ему присуща ориентация на товарный рынок, рациональная бухгалтерская отчетность, честность как основа поведения предпринимателя. М. Вебер считал, что капитализм может выступать в следующих формах: авантюристический, торговый, ориентированный на войну и буржуазно-промышленный.

М. Вебер разработал оригинальную теорию классов, введя ряд новых категорий: позитивно привилегированный класс, негативно привилегированный класс, стяжательный класс, находящийся в негативно привилегированной ситуации (рабочий класс). В основе классификации немецкого экономиста лежат три основных фактора:

- богатство, или экономический статус;

- власть, или политический статус;

- престиж, или социальный статус.

Другой представитель «юной школы» В. Зомбарт в своих работах «Современный капитализм» (1902) и «Буржуа» (1913) на основе анализа различных укладов хозяйственного мышления выделял этапы хозяйственного развития общества: индивидуалистическое, переходное и социальное. На каждом из этапов развития общества возможно существование конкуренции, которая бывает трех типов:

- конкуренция эффективностью;

- конкуренция внушением;

- конкуренция насилием.

Достаточно интересной является классификация В. Зомбарта основных типов предпринимателей: разбойники (участники военных и заморских походов); феодалы (капитализирующие ренту); государственные деятели (внедряющие промышленные и торговые предприятия); спекулянты; купцы; фабриканты.

 

Географическая школа

Спецификой немецкой экономической науки является то, что в Германии изучались не только временные, но и пространственные аспекты развития хозяйства, что привело к формированию оригинальной географической школы в экономической науке.

Немецкий экономист И.Г. фон Тюнен (1783-1850 гг.) является одним из первых ученых, проанализировавших проблемы пространства как экономического явления. Крупнейшей работой ученого является книга «Изолированное государство в его отношении к сельскому хозяйству и национальной экономике» (1826г.). И.Г. фон Тюнен рассматривал абстрактную модель изолированного государства, представляющего собой однородную равнину с одинаковой плодородностью почвы, без дорог и рек. В государстве используется исключительно гужевой транспорт. В центре страны находится единственный город, который производит все промышленные товары и покупает сельхозпродукцию у фермеров. Государство изолировано от других стран дремучими лесами, глубокими морями и высокими горами.

По мнению И.Г. фон Тюнена, сельскохозяйственное производство будет размещено вокруг центрального города в виде концентрических кругов в следующей последовательности:

1-й круг: огородничество, садоводство и молочное животноводство;

2-й круг: лесное хозяйство, поставляющее в город дрова;

3-й круг: плодосменное хозяйство (семилетний севооборот);

4-й круг: выгонное хозяйство;

5-й круг: трехпольная система (зерновые—пастбище—пар);

6-й круг: экстенсивное скотоводство (пастбищное животноводство).

И.фон Тюнен был первым, кто использовал дифференциальное исчисление в экономической науке. Несмотря на абстрактный характер своих работ, он затратил 10 лет на составление бухгалтерских балансов своего поместья для того, чтобы иметь эмпирическое подтверждение своим гипотезам. Необходимо отметить, что структура землепользования вокруг многих европейских и американских городов формировались в основных чертах по теории Тюнена.

Географические аспекты размещения промышленного производстватакжерассматривались в работах немецкого ученого Альфреда Вебера (брата крупнейшего представителя исторической школы в экономической науке Макса Вебера) «Теория размещения промышленности» (1909г.).

А. Вебер отталкивался из предположения о существовании однородной равнины, на которой действуют единые транспортные тарифы. Каждое предприятие производит только один вид продукции. Миграция населения из одного района в другой отсутствует.

Путем ряда рассуждений А. Вебер показал, что существенное влияние на размещение производства имеют два вида производственных издержек: транспортные и затраты на рабочую силу (при этом рента, амортизация, процент такого влияния не оказывают). Транспортные издержки зависят от двух основных составляющих: расстояния и веса груза.

А. Вебер ввел в анализ понятия «штандорт» — оптимальное размещение производства, «склад» — место получения сырья и материалов и «штандортная фигура» — геометрическая фигура, связывающая «склады» и места потребления готовой продукции.

 

Тема 6. Маржинализм как основа неоклассического направления

 

Возникновение и сущность маржинализма.

В 70-х гг. XIX в. классическую политическую экономию сменила маржинальная экономическая теория. Новое направление в экономической науке исследовало экономические законы, категории и явления с использованием предельных (маржинальный – от фр. marginal, т.е. предельный) величин: предельной полезности, предельной производительности и т.д.

Основная идея маржинализма заключается в исследование предельных экономических величин как взаимосвязанных явлений экономической системы в масштабе фирмы, отрасли, всей экономики. В отличие от классиков, которые довольствовались, как правило, лишь характеристикой сущности экономического явления (категории) выраженной в средней или суммарной величине, маржиналисты использовали принципиально новые методы экономического анализа, позволяющие определять предельные величины для характеристики происходящих изменений в явлениях. Еще одно отличие методологии маржинализма состоит в том, что если классики считали сферу производства первичной по отношению к сфере обращения, а стоимость исходной категорией всего экономического анализа, то маржиналистами экономика рассматривается как система взаимозависимых хозяйствующих субъектов, распоряжающихся материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами.

Жюль Дюпюи (1804-1866 гг.), инженер по образованию, большую часть жизни руководивший строительством дорог, в 1844 г. опубликовал статью «Об измерении полезности общественных работ», в которой исследовал проблему денежного измерителя избытка полезности для потребителя – «ценовой излишек». В частности, он отмечал, что последний является денежным измерителем максимально возможного дохода, возникающего с возможностью потребителя покупать каждую единицу товара при неизменной цене.

Антуан Огюстен Курно (1801-1877 гг.) считается не только предшественником маржинализма, но и родоначальником широкого применения математических методов в экономической теории. Наиболее известной работой ученого является книга «Исследование математических принципов в теории богатства» (1838г.). В ней он, опираясь на анализ функциональных зависимостей, сформулировал понятие экономического равновесия, функции спроса, эластичности спроса. Кроме исследования проблем полезности и кривой спроса, французский экономист внес вклад в теорию несовершенной конкуренции, предложив модель «дуополии Курно». В данной модели рассматривается поведение двух фирм, изменяющих объем выпуска продукции, исходя из предположения, что конкурент не изменит объем предложения.

Вклад Иоганна Генриха фон Тюнена (1783-1850 гг.) заключается в разработке теории предельной производительности труда и капитала. В своей работе «Изолированное государство»(1850г.) он вывел законы предельного анализа. Варьируя в своих расчетах показатели основных факторов производства (труд, капитал, земля) но доказал, что наибольший чистый доход может быть достигнут если совокупность предельных издержек на ресурсы будет равна предельной ценности продукта. Тем самым он положил начало новой теории распределения, основанной на теории предельной производительности.

Герман Генрих Госсен (1810-1858 гг.) оставил карьеру государственного чиновника ради занятий наукой и в 1854 г, опубликовал книгу «Развитие законов человеческого общения и вытекающих из них правил человеческой деятельности». В ней нашли отражение принципы, упоминаемые в современной экономической литературе как первый и второй законы Госсена. Первый закон Госсена гласит: в одном непрерывном акте потребления полезность последующей единицы потребляемого блага уменьшается; при повторном акте потребления полезность каждой единицы блага уменьшается по сравнению с ее полезностью при первоначальном потреблении. Второй закон Госсена гласит: чтобы получить максимум полезности от потребления заданного набора благ за ограниченный период времени, нужно каждое из них потребить в таких количествах, при которых предельная полезность всех потребляемых благ будет равна одной и той же величине.

Несмотря на определенные достижения многих исследователей, принцип предельной полезности до второй половины XIX века не использовался в качестве фундаментального положения для объяснения основных теоретических проблем науки.

 

Маржинальная революция и её особенности

Переоценку устоявшихся почти за двухсотлетнюю историю ценностей классической школы, произошедшую в последней трети XIX века, в экономической литературе нередко характеризуют как маржинальную революцию. В свершении маржинальной революции выделяют обычно два этапа. Первый этап охватывает 70-80 гг. XIX века, когда почти одновременно три экономиста — австриец Карл Менгер (1840-1921 гг.), англичанин Уильям Стэнли Джевонс (1835-1882 гг.) и француз Леон Вальрас (1834-1910 гг.), независимо друг от друга приступили к созданию "чистой" теории. В ее основе лежала известная уже в ХУШ веке концепция полезности, усовершенствованная с помощью предельного анализа (предельная полезность, предельные издержки производства и т.д.). Ставшая на данном этапе центральной теория предельной полезности товара объявлялась главным условием определения его ценности, а сама оценка полезности товара признавалась психологической характеристикой с позиции конкретного человека. Поэтому первый этап маржинализма принято называть «субъективным направлением» политической экономии.

Англичанин Уильям Джевонс (1835-1882 гг.) стоял у истоков разработки теории предельной полезности. В своей работе «Теория политической экономии» он изложил основные положения своей теории, которые сводятся к следующему:

а) полезность – это совокупность двух аспектов: общей и конкретной полезности. Общая полезность экономических благ определяется их свойствами и приносимой пользой, а конкретная – соотношением между количеством этих благ и потребностью в них;

б) конкретная полезность ограничена предельным значением, которое зависит от количества (запаса) благ. С ростом запаса благ полезность их падает. Блага обладают ценностью лишь тогда, когда количество их меньше, чем потребность индивида;

в) предельная полезность определяет пропорции обмена и соответственно цены обмениваемых товаров. Цена приемлемая для той и другой стороны выражает равенство предельных полезностей;

г) ценность средств производства определяется не прямо (затратами труда), а косвенно – через оценку предельной полезности товаров потребительского назначения, в производстве которых принимают участие средства производства;

д) стоимость трудовых усилий приобретает субъективный характер: решающее значение имеет не количество рабочих часов, а предельная полезность производимых товаров и услуг.

Второй этап маржинальной революции приходится на 90-е гг. XIX века. С этого времени маржинализм становится популярным и приоритетным во многих странах. Главное достижение маржиналистов на данном этапе – отказ от субъективизма и психологизма в оценке полезности. На этом этапе ученые как бы объединили сферу производства и сферу потребления в объект целостного системного анализа, распространив характеристику предельных экономических величин еще и на сферы распределения и обмена. В результате произошло объединение обеих теорий стоимости (теории издержек классиков и теории полезности субъективистов) в одну двухкритериальную теорию, базирующуюся на одновременном соизмерении предельных издержек и предельной полезности. Благодаря этому представители данного этапа, иначе говоря «новых» маржинальных идей, стали рассматриваться в качестве преемников классической политической экономии и называться неоклассиками, а их теория получила название неоклассической. Среди представителей маржиналистов-неоклассиков большее признание получили англичанин А.Маршалл, американец Дж.Б.Кларк, итальянец В. Парето.

Маржиналистская революция прошла фактически незамеченной для современников. Факт свершения революции был признан историками экономической мысли лишь в начале XX века.

 

 

Австрийская школа маржинализма

Крупнейшим представителем и основателем австрийской школы предельной полезности является профессор Венского университета Карл Менгер (1840-1921 гг.).

В своей работе «Основания политической экономии» (1871) К. Менгер анализирует экономические, неэкономические и разнопорядковые блага. Экономическими являются блага, надобность в которых превышает доступное распоряжению количество, т. е. их меньше, чем потребность в них. Соответственно, неэкономические блага — это блага, надобность в которых меньше количества, доступного распоряжению. Одно и то же благо в разных условиях может быть и экономическим и неэкономическим. Основными причинами превращения неэкономических благ в экономические блага являются:

- рост населения;

- увеличение потребностей людей;

- успехи людей в познании связи между потребностями и предметами, которые могут их удовлетворить.

Ценностью, по К. Менгеру, обладают только экономические блага. Полезность же есть годность предмета служить удовлетворению потребностей, являющаяся общим условием любого блага. Экономическое благо, предназначенное для обмена, называют товаром. Экономический обмен благ предполагает, что в распоряжении субъекта находятся блага, имеющие для него меньшую ценность, чем другие блага, которыми распоряжается другой субъект, тогда как у последнего в оценке благ наблюдается другое соотношение. Субъекты обладают возможностью осуществить обмен благ. К. Менгер анализировал категории «потребительная» и «меновая» ценность. Соотношение между меновой и потребительной ценностью для каждого экономического субъекта, считал К. Менгер, постоянно изменяется вследствие изменения потребностей индивида (например, связанные с возрастом), изменения свойств товара. Объективным моментом ценности благ является зависимость отдельных актов удовлетворения потребностей от конкретных благ. Ценность конкретного блага равна для индивида значению, которое имеет удовлетворение потребности наименее важной по сравнению с другими.

Ойген фон Бем-Баверк (1851-1914 гг.), ученик К. Менгера. В работе «Основы теории ценности хозяйственных благ» (1881г.) формулирует следующим образом выводы из своей теории ценности:

- наши потребности, желания и ощущения оказываются в действительности соизмеримыми. Общий пункт для их сравнения заключается в интенсивности испытываемых нами наслаждений и неприятных чувств;

- мы можем определять абсолютно и относительно степень приятных и неприятных ощущений, которые доставляют нам материальные блага, хотя и впадаем иногда в ошибку;

- эти количественные определения приятных ощущений и составляют основу нашего отношения к материальным благам, т.е. основу для определения ценности.

Еще одна не менее знаменитая теория О. Бем-Баверка – теория процента описана в книге «Капитал и процент» (1884-1889 гг.). О. Бем-Баверк утверждал в этой работе, что процент появляется ввиду того, что сегодняшние потребительские блага обмениваются на будущие блага, и, в сущности, являются надбавкой к цене сегодняшних благ. Проблема состоит в выявлении причин, почему рынок обеспечивает существование такой надбавки, т. е. почему люди за товары, полученные сегодня, готовы отдать большее их количество в будущем. Бем-Баверк приводит 3 причины существования процента на капитал:

1) ожидание, что в будущем ситуация для удовлетворения потребностей будет лучше, чем в настоящем; что в обществе всегда есть малообеспеченные люди, а также такие, которые надеются стать богаче;

2) большинство людей не воспринимает потребление благ в будущем с такой же реальностью, как их потребление в настоящем; недооценивает будущие потребности, что вызывается недостаточно развитым воображением, недостаточной силой воли, скоротечностью жизни и неуверенностью в завтрашнем дне;

3) обладание благами сегодня позволят человеку осуществлять производство с большей эффективностью, он осознает превосходство «окольных» методов производства (т. е. необходимость использовать в производстве блага высших порядков, капитал).

Ученик К. Менгера Фридрих фон Визер (1851-1926) является автором терминов «предельная полезность». Для обозначения этой категории Л.Вальрас использовал термин «редкость», Г. Госсен — «полезность последнего атома блага», У. С. Джевонс — «последняя степень полезности», Дж. Б. Кларк — «специфическая полезность», В. Парето — «элементарная желательность», «вменение». В работе «Теория общественного хозяйства» (1914) Ф фон Визер привел в систему, упорядочил теоретические воззрения Менгера и Бем-Баверка, изложил собственное видение теории вменения дохода и теории ценности денег.

В целом все крупнейшие представители австрийской школы отличаются пренебрежением к математическим методам анализа, вниманием к изучению психологических особенностей поведения потребителей, отсутствием интереса к исследованию макроэкономических проблем.

 

Лозаннская школа маржинализма

Основоположник лозаннской школы экономической науки Леон Вальрас (1834-1910 гг.), швейцарский экономист, основатель и крупнейший представитель математической школы политической экономии. Среди его работ выделяются: «Элементы чистой политической экономии» (1877 г.), «Элементы социальной экономии» (1896 г.), «Элементы прикладной политической экономии» (1898 г.). Главной работой Вальраса является книга «Элементы чистой политической экономии» (1877 г.).

Вальрас считал, что экономическую науку следует разделить на 3 составные части: чистую экономию, прикладную экономию и социальную экономию. Чистая политическая экономия, представляет собой теорию обмена и меновой ценности и является математической теорией. Теория производства общественного богатства, организация промышленного производства не подчиняется строгим математическим законам и представляет собой прикладную теорию. Теория распределения богатства в его представлении является социальной экономической наукой, поскольку распределение общественного богатства между людьми является моральным фактором.

Главным научным достижением швейцарского экономиста считается разработка теории общего экономического равновесия. Согласно данной теории, рыночные процессы могут быть выражены с помощью системы уравнений, моделирующих эти процессы. Он построил систему уравнений, представляющих собой модель общего экономического равновесия. По его мнению, общее экономическое равновесие представляет собой «состояние, при котором эффективный спрос и предложение производительных услуг равны и при котором существует постоянная устойчивая цена на рынке продуктов и, наконец, продажная цена продуктов равна издержкам, выраженным в производительных услугах». В дальнейшем идеи Вальраса были развиты итальянским экономистом Вильфредо Парето (1848-1923 гг.).

Маржиналистская методология положила начало исследованию взаимоотношений между различными элементами с точки зрения частичного и общего равновесия. Первые маржиналисты исходили из возможности количественного измерения полезности в ютилях или деньгах (кардиналистская гипотеза). В начале ХХ века стала преобладать ординалистская гипотеза, согласно которой возможно только порядковое измерение полезности, а потому следует вести речь о предпочтении одного блага другому. В таком случае предпочтение следует выражать в терминах "более" или "менее" то есть говорить о том, что субъект предпочитает одно благо другому, желает первое благо больше, чем второе, второе больше, чем третье и т.д.

 

Тема 7. Неоклассическая в экономическая теория

 

В развитии неоклассического направления экономической теории можно выделить несколько этапов:

I этап – формирование традиционной неоклассической теории, создание моделей анализирующих рыночные взаимосвязи (кембриджская школа – Альфред Маршалл "Принципы экономикс");

II этап – переход от изучения индивидуальных мотивов и предпочтений хозяйствующих субъектов к изучению общественного благосостояния (Артур Пигу, Дж. Кларк);

III этап – синтез различных направлений экономической мысли, направление получившее название неоклассического синтеза (Пол Самуэльсон, Д.Хикс, Ф.Модильяни);

IV этап – неоклассическое возрождение (А. Лаффер, Дж. Мут, Т. Сарджент).

 

Кембриджская школа

Неоклассическим направлением в современной экономической науке называют целый комплекс учений и школ, признающих влияние на образование цены, как издержек производства, так и предельной полезности блага. Формирование неоклассического направления в экономической науке, течения, до сих пор являющегося лидирующим в политической экономии, связано с именем выдающегося английского экономиста Альфреда Маршалла (1842-1924 гг.).

А.Маршалл – один из ведущих представителей неоклассической экономической теории, лидер «кембриджской школы» маржинализма. Главным вкладом А. Маршалла в экономическую науку является соединение классической теории и маржинализма в единое целое. Основными работами английского ученого являются: «Экономика промышленности» (1879 г.), «Принципы экономикс» (1891 г.), «Промышленность и торговля» (1919 г.), «Деньги, кредит и торговля» (1922 г.).

Экономическая наука в представлении А. Маршалла, с одной стороны, представляет собой исследование богатства, а с другой стороны, образует часть исследования человека. А. Маршалл соглашался с А. Смитом в отношении исследования богатства, но он отмечал, что экономическая теория наряду с другими дисциплинами (такими как биология, социология, политология, психология и т.д.) изучает человека. Экономическая теория претендует не на целостный, а лишь на частичный анализ его поведения в той области, где поступки человека объясняются его денежными интересами.

Главное произведение А.Маршалла «Принципы экономикс», вышедшее в 1891 г., представляет собой последний трактат в истории экономической теории, т.е. работу, посвященную практически всем основным вопросам науки. В дальнейшем, из-за увеличения проблематики и специализации ученых, работы подобного охвата стали практически невозможны.

А. Маршалл дает определение богатства и конкуренции, излагает знаменитое определение предмета экономической науки, а также рассуждает о сущности экономических законов, порядке и целях экономических исследований. Согласно А. Маршаллу, блага можно разделить на материальные и нематериальные. К материальным благам относятся полезные материальные вещи и права на владение ими. Нематериальные блага состоят из собственных качеств и способностей человека (например, деловые способности, профессиональное мастерство, способность получать удовольствие от чтения и музыки) и его репутации, а также деловых и социальных связей людей. Блага могут быть передаваемыми и непередаваемыми.

Одной из самых оригинальных в мировой экономической литературе является третья книга трактата. Именно здесь А. Маршалл вводит в анализ кривую спроса, категорию «эластичность спроса», рассматривает категории «стоимость» и «полезность». Предельная полезность, по Маршаллу, представляет собой полезность предельной покупки, являющейся той частью количества вещи, которую его убедили купить, когда он уже был на грани сомнения, стоит ли производить расход, требующийся для ее приобретения. Закон убывающей предельной полезности ученый формулирует следующим образом: общая полезность вещи для человека возрастает вместе с каждым приращением у него запаса этой вещи, но не с той скоростью, с какой увеличивается этот запас.

Английский экономист вводит в экономическую науку понятия «непосредственный спрос» (например, спрос на хлеб), «косвенный, или производный, спрос» (на мельницу и печь), «совмещенный спрос» (на хлеб, мельницу и печь совместно).

А. Маршалл анализирует основные факторы производства, в числе которых он называет здоровье и силу населения, производственное обучение, организацию производства. Он рассматривал спрос, предложение, дал характеристику их временному равновесию. Он считал, что рыночная ценность товара определяется равновесием предельной полезности товара и предельных издержек на его производство. Графическим эквивалентом данного положения является знаменитый график, именуемый «крест», или «ножницы», Маршалла.

Важным вкладом в экономическую науку является изложенная характеристика влияния на эластичность предложения коротких и долгих периодов, в течение которого оно осуществляется. А. Маршалла особое внимание уделял образованию трудовых доходов. Он рассматривал проблемы, связанные с прибылью на капитал и предпринимательские способности, анализировал землепользование и земельную ренту, дал характеристику общего воздействия экономического прогресса на уровень жизни.

Ученик А. Маршалла Дж. М. Кейнс считал, что общая идея, лежащая в основе утверждения о том, что ценность устанавливается на равновесном уровне спроса и предложения, является эквивалентом системы Вселенной Коперника. Самыми известными представителями школы маржинализма Кембриджского университета, а также непосредственными соратниками, учениками и последователями А. Маршалла являлись Уильям Стэнли Джевонс, Филипп Уикстид, Артур Сесил Пигу и др.

Артур Пигу (1877-1959 гг.) – ученик А.Маршалла, посвятивший свои труды изучению проблемы соотношения богатства и благосостояния, явился одним из первых экономистов-неоклассиков, обративших внимание на несовершенство или недостаточность рыночного механизма в ряде случаев. Указав на возрастающее значение общественных потребностей и несовпадение общественных и частных интересов, А.Пигу поставил вопрос об оправданных способах вмешательства государства в экономическую деятельность и о границах этого вмешательства. Изучая статичную модель рыночного хозяйства, А.Пигу пришел к выводу, что в ряде ситуаций рынок не обеспечивает оптимальное использование ресурсов, обнаруживая тем самым свою недостаточность. Главные причины несовершенства рынка: монополизация экономики, возникновение внешних эффектов, неравномерное распределение национального дохода. Именно с этой точки зрения усиление роли государства в экономике считается естественным и необходимым.

Американская школа

Джон Бейтс Кларк ( 1847-1938 гг.) – основатель «американской школы» маржинализма, внесший заметный вклад в формирование неоклассической экономической теории конца XIX века. Наиболее значимыми работами ученого являются «Философия богатства» (1886 г.) и «Распределение богатства» (1899 г.), в которых Кларк рассмотрел наиболее популярные в то время маржинальные идеи. Ученый рассматривал политическую экономию как совокупность трех взаимосвязанных частей:

- универсальной экономики, к которой относятся законы предельной полезности, убывающей производительности труда, народонаселения);

- социально-экономической статики, исследующей равновесное состояние экономики;

- социально-экономической динамики, исследующей богатство и благосостояние, образующееся при различных формах общества.

Главной заслугой родоначальника «американской школы» является разработка концепции распределения доходов на основе принципов предельного анализа цен на факторы производства. Её в экономической литературе называют законом предельной производительности Дж. Кларка. Суть закона сводится к следующему: фактор производства (труд или капитал) можно увеличивать до тех пор, пока стоимость продукта, производимого этим фактором, не сравняется с



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.113.24 (0.016 с.)