Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные этапы развития классической школыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В своем развитии классическая школа прошла четыре основных этапа развития. Хронологические рамки развития школы охватывают примерно два столетия – с середины XVII до середины XIX в. I этап: становление (конец XVII – начало XVIII вв.) включает разработки Уильяма Петти, Пьера Буагильбера. С данным периодом связана и деятельность школы физиократов, основоположниками которой являлись Франсуа Кенэ и Анн Роббер Жак Тюрго. II этап: развитие (вторая половина XVIII в.) связывают с фундаментальными работами Адама Смита. III этап: «вульгарные экономисты» (первая половина XIX в.) последователи А.Смита: Давид Рикардо, Томас Роберт Мальтус, Жан Батист Сэй, Фредерик Бастиа, Уильям Нассау Сениор. IV этап: заключительный (вторая половина XIX в.)представлен трудами Джона Стюарта Милля и Карла Маркса. Первый этап развития классической школы приходится на XVII – XVIII вв., когда благодаря трудам У. Петти (1623-1687 гг.) в Англии и П. Буагильбера (1646-1714 гг.) во Франции стали формироваться признаки зарождающегося альтернативного меркантилизму нового учения, которое впоследствии назовут классической политической экономией. В своих произведениях Уильям Петти («Трактат о налогах и сборах, 1662 г.; «Политическая арифметика», 1676 г. и др.) дает характеристику ключевых исходных элементов трудовой теории стоимости, а также теории денег, заработной платы, прибыли, ссудного процента и цены земли. В попытках выявить природу происхождения стоимости товаров, а также причин, влияющих на уровень их ценности на рынке, У. Петти предлагает свою трактовку категорий стоимости и цены. Стоимость, согласно учению У. Петти, это внутренне свойство товаров обмениваться. Она существует в товарах еще до обмена и проявляется при столкновении их на рынке через цену. В основе стоимости лежит труд, который затрачивается на добычу золота и серебра, т.е. производство денег уплачиваемых за товар. Таким образом, стоимость всех товаров определяется через стоимость денег. Но в производстве золота и серебра принимает участие не только труд, а также природа, поэтому У. Петти выделяет два источника стоимости: труд и земля. К заслугам У. Петти можно отнести также разработку понятия дифференциальной земельной ренты и основ экономической статистики. П. Буагильбер явился предшественником особого направления в рамках классической школы, получившего распространение во второй половине XVIII века, известного вначале как школа «экономистов», а затем, как школа «физиократов». Школа физиократов ("физио" – природа, "кратио" – власть) завершила первый этап классической политической экономии. Ведущие авторы этой школы Ф.Кенэ и А.Тюрго. Физиократы главную роль в формировании богатства приписывали природным факторам (прежде всего земельным ресурсам), а также группам населения, помогающим земле освободиться от отягчающих ее сокровищ Физиократы отвергали феодальные ограничения и рассматривали буржуазные отношения в качестве естественных, соответствующих действительной природе общества и человека. Они выступали против меркантилистских иллюзий и перенесли центр тяжести экономического анализа в сферу материального производства, а в качестве основы всей экономики рассматривали сельское хозяйство. Последнее они считали единственной действительно производительной отраслью, в которой происходит «увеличение материи», и труд в которой является производительным трудом. Признанным лидером физиократического направления является Франсуа Кенэ (1964-1774 гг.). Основатель школы физиократов Ф.Кенэ широко известен в истории мировой экономической науки как автор первых научных представлений о непрерывном воспроизводственном процессе и самого термина "воспроизводство". В 1758 г. была опубликована его важнейшая работа «Экономическая таблица», в которой представлена схема движения экономического продукта и его воспроизводства. В ней показано, каким образом богатство, созданное в аграрной сфере, циркулирует между тремя основными классами общества: крестьянами, земельными собственниками и бесплодным классом. Круговорот продуктов обеспечивает амортизацию израсходованных средств производства и объединяет три класса в единую хозяйственную систему. Модель не учитывает процессы экономического роста и является по существу моделью простого воспроизводства. В духе концепции воспроизводства Ф. Кенэ выделяет формы оборота капитала. Он дает классификацию капиталовложений, необходимых для организации фермерского хозяйства: - авансы при основании (затраты на очистку территории, дренаж, огораживание, постройку различных сооружений); - первоначальные авансы (затраты на орудия труда, в том числе рабочий скот и лошадей); -годовые авансы (затраты на сырье и труд). Учеником и последователем Ф. Кенэ был французский экономист и политический деятель Анн Робер Жак Тюрго (1727-1781 гг.), который был не только выдающимся исследователем, но и пытался воплотить предложения физиократов на практике, будучи министром в кабинете Людовика XVI. Главное произведение А. Тюрго – «Размышления о создании и распределении богатства» (1766 г.), в котором он отстаивает принцип свободы экономической деятельности и приходит к пониманию неоднородности не только «земледельческого» класса, но и класса «ремесленников», выделяя в обоих случаях класс наемных работников. Труды физиократов способствовали формированию научной методологии политической экономии, что нашло выражение: - в перенесении анализа из сферы обращения в сферу производства (несмотря на ошибочность представления о том, что единственной производительной сферой деятельности является сельское хозяйство, а остальные отрасли не создают «чистый продукт»); - в обоснование принципа эквивалентности обмена; - в установлении различий между основным и оборотным капиталом («первоначальными» и «ежегодными» авансами), а также способами его воспроизводства; - в установлении принадлежности «чистого продукта» не только землевладельцам, но и государству. Центральной фигурой второго этапа развития классической школы является Адам Смит (1723-1790 гг.), который с полным основанием считается основоположником классической политической экономии. А.Смит продвинулся в экономической науке намного дальше и увидел многое глубже своих предшественников – меркантилистов и физиократов. Главное произведение А.Смита — «Исследование о природе и причинах богатства народов» (впервые издано в 1776 г.) содержит пять крупных разделов: 1. "Причины увеличения производительности труда и порядок, в соответствии с которым его продукт естественным образом распределяется между разными классами народа". 2. "О природе капитала, его накоплении и применении". 3. "О развитии благосостояния у разных народов". 4. " О системах политической экономии (очерк истории экономических учений)". 5. " О доходах государя или государства (учение о финансах)". В своем труде А.Смит впервые провозгласил источником стоимости всякий труд, в какой бы отрасли производства он не был затрачен. Исходными пунктами теории Смита являются: 1) разделение труда, как необходимое условие роста производительности; 2) разделение труда ограничивается размерами рынка; 3) появление денег является следствием разделения труда; 4) стоимость товаров определяется затратами труда; 5) цена – это совокупность материальных и трудовых затрат, а также прибыли. Существенное место в учении А. Смита занимают идеи экономического либерализма, минимального вмешательства государства в экономику рыночного саморегулирования. В основе рыночного саморегулирования лежит механизм свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. А. Смит ввел в экономическую науку два образных выражения: «ночной сторож» и «невидимая рука». Под «ночным сторожем» подразумевается нейтральная роль государства в экономике, которое, не вмешиваясь в деятельность свободных хозяйствующих субъектов, может выполнять лишь полицейские функции, защищая свободную конкуренцию от монополий и следя за выполнением конкурентами правил честной игры. «Невидимой рукой» А. Смит именует рыночный механизм, действие которого, без вмешательства извне, приводит к тому, что производители, действуя в своих эгоистических интересах, выпускают продукцию, необходимую для общества. Казалось бы, каждый производитель работает для себя, для реализации своих потребностей. Но «невидимая рука» рынка и конкуренции, цена, являющаяся результатом стихийного действия законов спроса и предложения, подталкивают производителя выпускать именно тот товар, который необходим другим людям. Критикуя пережитки феодализма в экономических и политических отношениях, меркантилистские рецепты государственного регулирования экономики, А.Смит руководствовался идеей о том, что буржуазный строй, рыночно-капиталистическая система хозяйства — это и есть «естественный порядок» социального мироустройства. Классическими по праву считаются открытые А. Смитом законы разделения труда и роста его производительности. На его теоретических изысканиях в значительной мере основываются также современные концепции о товаре и его свойствах, деньгах, заработной плате, прибыли, капитале, производительном труде и др. Хронологические рамки третьего этапа классической школы охватывают первую половину XIX века, в течение, которого в развитых странах мира состоялся переход от мануфактурного производства к машинному производству. В этот период наибольший вклад в развитие «классической школы» внесли ученики и последователи А. Смита англичане Д.Рикардо, Т.Мальтус, Н.Сениор, французы Ж.Б.Сэй, Ф.Бастиа. Давид Рикардо (1772-1823 гг.), английский экономист, автор работ «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817) и «О покровительстве земледелию» (1822). Д.Рикардо, наряду с законами производства, основной задачей политической экономии считал законы распределения. Он впервые выявил и описал тенденцию нормы прибыли к понижению, разработал законченную теорию о формах земельной ренты, обосновал закономерность изменения стоимости денег как товаров в зависимости от их количества в обращении. Историческое значение трудов Д.Рикардо для экономической науки заключается в его теории трудовой стоимости, которую он стремился положить в основу всей политической экономии. Развивая теорию стоимости А. Смита, Риккардо доказал, что стоимость определяется трудом, затраченным на производство товара, и из этого источника возникают как заработная плата рабочего, так и нетрудовые доходы – прибыль и рента. Основные положения учения Д. Риккардо выражаются в следующем: -товар обладает меновой и потребительной стоимостью; -стоимость товаров определяется рабочим временем; -величина стоимости определяется общественной производительностью труда; -товары всегда продаются по их стоимости, следовательно, доходы – это часть стоимости, созданной трудом, а рабочий – это продавец труда и его заработная плата – это стоимость средств необходимых для его существования; -разность между стоимостью и заработной платой рабочего представляет собой прибыль; - рыночная цена труда представляет собой цену, которая платится за него в действительности, в силу определенного соотношения между спросом и предложением; -рента – это та доля продукта земли, которая уплачивается землевладельцу за пользование первоначальными и неразрушимыми силами почвы. Промышленный кризис 1825 г. одновременно явился кризисом политической экономии. В экономической науке приобрело популярность рыночное направление, рассматривающее в качестве предмета политической экономии сферу обращения. Именно за упрощенный подход к предмету экономической науки экономистов-рыночников впоследствии стали именовать «вульгарными экономистами» (от лат. vulgaris – «простой», т.е. рассматривающий проблему упрощенно), а их систему взглядов «вульгарной политической экономией». К числу таких экономистов относят Т.Мальтуса, Н.Сениора, Ж.Б.Сэя, Ф.Бастиа. Жан-Батист Сэй (1767-1832 гг.), французский экономист, родоначальник рыночного направления. Сэй выступал против теории трудовой стоимости, объявив источником стоимости «три фактора производства»: труд, капитал и землю. Кроме того, выдвинул положение о невозможности экономических кризисов вследствие равновесия совокупного спроса и предложения, т.е. состояния при котором производство само обеспечивает, сбыт («закон рынков» или «теория сбыта» Сэя). Можно выделить несколько идей Ж.-Б. Сэя свидетельствующих о новаторском характере его работ: - Ж.-Б. Сэй завершает поражение идей физиократов. В частности, он заявляет, что производить не значит создавать материальные предметы (даже А. Смит придерживался противоположного мнения); - французский ученый считает (в отличие от физиократов и А. Смита), что политическая экономия является в основном позитивной наукой; - в отличие от А. Смита и Д. Рикардо, Ж.-Б. Сэй считал, что источником ценности являются три фактора: труд, земля и капитал, которые на рынке обмениваются на заработную плату, ренту и прибыль. Все эти виды доходов зависят от величины спроса на них. Последнее положение является уже прямым противопоставлением классическим идеям. Тем не менее, в истории экономической мысли Ж.-Б. Сэй остается классиком, в основном благодаря своей нерушимой приверженности классическому экономическому либерализму. Томас Роберт Мальтус (1766-1834 гг.), английский экономист, по-новому взглянувший на проблемы взаимозависимости развития производства и роста населения, являющийся родоначальником нового направления в науке – «мальтузианства». В 1798 году он опубликовал свою самую известную работу «Опыт о законе народонаселения». Т.Р.Мальтус выдвинул идею о том, что общественные противоречия объясняются естественными причинами, так называемым всеобщим законом народонаселения. В соответствии с этим законом, население растет в геометрической прогрессии, в то время как производство – лишь в арифметической прогрессии. Причиной отставания увеличения производства от роста населения является снижающееся плодородие почвы. Таким образом, Т.Мальтус обосновал тезис о взаимозависимости экономических процессов и природных явлений. Во второй половине XIX века классическая школа политической экономии вступила в свой завершающий, четвертый этап развития, в рамках которого формировалось отдельное научное направление – марксизм. По мере развития капиталистических производственных отношений выяснилось, что буржуазное общество, не менее конфликтное и противоречивое, чем ранее существовавшее феодальное. Борьба наемных рабочих за экономические и политические права приобретает открытые и острые формы. Появилась необходимость научного обоснования интересов класса наемных рабочих, выявления его исторической роли, места и целей в сложной системе социальных отношений и противоречий. Таковы объективные предпосылки возникновения марксизма, в рамках которого сформировались новые подходы к пониманию сущности и закономерностей развития общества, и была создана новая система политико-экономической теории. Данный этап в развитии классической школы представлен трудами Дж. Милля, Дж. С. Милля и К. Маркса, обобщивших лучшие достижения «классической школы». Джеймс Милль (1773-1836 гг.), английский буржуазный философ и экономист. В своем произведении «Основы политической экономии» (1821) рассмотрел вопрос о численности населения и его плотности как предпосылке разделения труда. Джон Стюарт Милль (1806-1873 гг.), сын Дж. Милля, буржуазный экономист классической школы, считается завершителем этого направления. Основная экономическая работа Дж. Ст. Милля «Принципы политической экономии и некоторые приложения к её социальной экономии» (1848) содержала наиболее обобщенное и логически обоснованное изложение теоретической системы классической школы. Специфичным для методологии Дж. Ст. Милля является противопоставление законов производства и распределения. Первые, по его мнению, неизменны и заданы техническими условиями (естественные, вечные), а вторые меняются в зависимости от человеческой воли (исторические). Исходя из этого, он разработал собственную программу социальной политики, среди основных положений которой можно выделить: - уничтожение наемного труда при помощи кооперативно-производительной ассоциации; - ограничение права наследования; - социализацию земельной ренты при помощи земельного налога. Дж. Ст. Милль уделял особое внимание вопросам экономической динамики, тогда как предшественники его рассматривали экономику как статичную систему. Карл Генрих Маркс (1818-1883 гг.) немецкий юрист, философ и экономист. Его идеи выходят за рамки непосредственно экономических проблем, сочетаясь с философскими, социологическими и политическими. Фундаментальные философские и политико-экономические идеи К.Маркса – это концепция диалектического и исторического материализма, теория способа производства и общественно-экономической формации, теория стоимости и прибавочной стоимост и, оценка противоречий капитализма и необходимости перехода от капитализма к социализму. Они изложены с наибольшей полнотой в многотомной работе К. Маркса "Капитал". «Капитал» К.Маркса создавался в общей сложности в течение нескольких десятилетий. Первый том "Капитала" опубликован в 1867 году. Второй и третий тома были подготовлены к изданию при непосредственном участии друга и соратника Фридриха Энгельса (1820-1895) уже после смерти К.Маркса (1885 и 1894 гг.). Четвертый, оставшийся в набросках том, был выпущен в свет под названием "Теории прибавочной стоимости" учеником Энгельса К.Каутским (1905-1910 гг.). Основная цель, которую ставил перед собой К.Маркс в «Капитале» — это, по его словам, «открытие экономического закона движения современного общества», т. е. капитализма. В значительной мере, реализация этой цели достигается уже в первом томе «Капитала», который посвящен анализу сущности капиталистического способа производства и эксплуатации. Первый том озаглавлен «Процесс производства капитала», состоит он из семи отделов и двадцати пяти глав. Теоретический анализ Маркс начинает с рассмотрения товара, его свойств и противоречий, в движении, развитии и воспроизводстве которых исследуется возникновение денег, история и логика формирования их функций. Сущность стоимости и стоимостных форм, в том числе денег и цены, объясняется на основе сформулированной К.Марксом концепции двойственного характера труда, воплощенного в товаре, как труда конкретного и абстрактного. К.Маркс характеризует далее процесс превращения денег в капитал, рабочей силы в товар, показывает специфику товара рабочая сила и отмечает ошибочность концепций предшествующих теоретических школ, отождествлявших понятия труда и рабочей силы. Центральное место в первом томе «Капитала» занимает исследование категории прибавочной стоимости. К.Маркс характеризует прибавочную стоимость как стоимость, создаваемую трудом наемных рабочих в прибавочное рабочее время сверх стоимости их рабочей силы и безвозмездно присваиваемую капиталистами. В связи с этим дается и принципиально новая трактовка сущности капитала как производственного отношения между наемными рабочими и капиталистами по поводу создания и присвоения прибавочной стоимости, а также основного экономического закона капитализма как закона максимизации прибавочной стоимости. К.Маркс анализирует далее основные формы прибавочной стоимости — абсолютную, относительную и избыточную; структурные элементы капитала — постоянный капитал, используемый для приобретения средств производства, и переменный, направляемый на приобретение рабочей силы. Рассматривая процесс воспроизводства индивидуального капитала, К.Маркс показывает различия между простым и расширенным воспроизводством и отмечает, что процесс расширенного воспроизводства предполагает накопление капитала, т.е. превращение части полученной прибавочной стоимости в дополнительные элементы постоянного и переменного капитала. Расширенное воспроизводство, по К.Марксу, ведет к изменению структуры капитала, к появлению безработицы, обострению противоречий капиталистической экономики и в конечном итоге — к социалистической революции. Второй том посвящен исследованию сферы обращения и называется «Процесс обращения капитала». Этот том состоит из трех отделов в которых рассматриваются: процесс кругооборота капитала; стадии кругооборота и соответствующие им функциональные формы капитала; процесс оборота капитала и его деление на основной и оборотный; время производства и время обращения капитала. В третьем томе «Капитала» К. Маркс переходит к анализу системы рыночно-капиталистического хозяйственного механизма. Он называется «Процесс капиталистического производства, взятый в целом». Анализ хозяйственного механизма К.Маркс дает в контексте основного экономического закона капитализма: рассматриваются хозяйственно-функциональные и отраслевые формы прибавочной стоимости, в связи с чем, исследуются экономическая природа и роль промышленной и торговой прибыли, ссудного процента, земельной ренты и механизмы их формирования, распределения и присвоения. Четвертый том «Капитала», получивший название «Теории прибавочной стоимости», посвящен проблемам истории экономических учений за два столетия, с середины XVII до середины XIX в. Такое логическое соотношение с изложением теоретических проблем предопределено необходимостью рассмотрения предшествующих концепций через призму развитого состояния объекта изучения, т. е. экономической системы капитализма и ее законов. Поскольку основная проблема при исследовании капиталистического способа производства, по мнению К.Маркса, это проблема прибавочной стоимости, то взгляды предшественников оцениваются в разрезе того, в какой мере им удалось приблизиться к пониманию сущности данной категории. Маркс и Энгельс называли свое экономическое учение единственно научным. Если они и признавали некоторые научные заслуги своих предшественников (только вплоть до Д.Рикардо), то современников просто третировали, объявляя их апологетами капитализма, умышленно отказывающихся от объективного анализа экономики. В целом, теоретическая система марксизма оказала огромное влияние на общественную практику и на теоретическую мысль всех направлений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 813; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.86 (0.017 с.) |