Потребление, сбережение и инвестиции, как составные



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Потребление, сбережение и инвестиции, как составные



Части совокупного спроса

2.3.1 Потребление и сбережение, как экономические категории
и их взаимосвязь в экономике

Потребление(С)представляет собой расходование населением располагаемого дохода на приобретение потребительских благ, для удовлетворения личных потребностей. Потребление в национальной экономике складывается:

- из расходов населения на приобретение товаров кратковременного пользования (продукты питания, одежда, обувь и т.д.);

- из расходов населения на приобретение товаров длительного использования (бытовая техника, автомобили, мебель и т.д.);

- из расходов населения на услуги.

В национальной экономике расходы на потребление семей даже с одинаковым количеством членов могут отличаться, в зависимости от:

- располагаемого дохода,

- от платности или бесплатности блага,

- от личных предпочтений,

- от величины запаса.

В 19 веке австрийский экономист Энгель вывел общие законы потребления домохозяйств:

1) при относительно низких доходах основная доля расходов населения приходится на товары первой необходимости;

2) расходы на одежду, развлечения и другие товары не первой необходимости увеличиваются более чем пропорционально по отношению к доходу;

3) расходы на предметы роскоши всегда растут быстрее, чем растут доходы;

4) сбережения населения начинают расти только тогда, когда начинает расти доход.

С ростом располагаемого дохода (Y) у населения, расходы на потребление могут быть полностью осуществлены и после этого, всё равно остаётся какая-то денежная сумма. Её называют сбережениями.

Сбережения (S) – это часть располагаемого дохода, который остаётся после того, когда совершены все расходы на потребление. Таким образом,

Y=C+S.

Процесс потребления анализируют с помощью функции потребления, которая устанавливает связь между расходами на потребление и уровнем располагаемого дохода (рисунок 6):

Рисунок 6. График функции потребления Рисунок 7. График функции сбережения

Величину потребления (С) можно определить, используя зависимости:

C = f (Y);

C = a+b (Y);где

a – автономное потребление;

b – предельная склонность к потреблению.

Автономное потребление (а)– это расходы населения на потребительские блага, даже если будет отсутствовать располагаемый доход.

Е - точка постоянного богатства.

Если график функции потребления находится над 450 линией, это значит, что расходы на потребление превышают располагаемый доход и у домохозяйств наблюдается перерасход или они осуществляют расходование сбережений.

Если график функции потребления находится, ниже 450 линии, это значит, что располагаемый доход больше расходов на потребление и домохозяйства начинают сберегать.

Процесс сбережения домохозяйствами анализируют с помощью функции сбережения, который так же иллюстрируют с помощью графика функции сбережения (рисунок 7).

Кроме функций потребления и сбережения в анализе используют категории:

средняя склонность к потреблению (АРС) –показывает долю располагаемого дохода, которую домохозяйства тратят на потребление:

 

АРС=Р/Y;

предельная склонность к потреблению (МРС) – показывает долю прироста расходов на потребление при любом изменении располагаемого дохода:

 

МРС=∆С/∆Y;

средняя склонность к сбережению (АРS) –показывает долю сбережений в располагаемом доходе:

 

АРS=S\Y;

предельная склонность к сбережению МРS)показывает приращение сбережений при любом изменении располагаемого дохода:

 

MPS=∆S\∆Y;

Одно из основных макроэкономических равенств:

 

MPC+MPS=1.

Зная MPC и MPS, можно достаточно просто представлять как их изменения, так и динамику потребления и сбережений в целом. Для этого анализируют факторы, которые влияют на потребление. Это, в первую очередь относится к текущему располагаемому доходу – Y.

В теории при прогнозировании расходов на потребление учитывается только доход текущего года. Однако люди в своих расходах ориентируются и на ожидаемые в долгосрочной перспективе доходы (ожидаемое повышение по службе, изменение в составе семьи и т.д.). Для того чтобы понять как потребление зависит от перспектив долгосрочного периода, экономисты разработали теорию перманентного дохода и гипотезу жизненного цикла.

Теорию перманентного дохода разработал Милтон Фридман. Перманентный доход – это уровень дохода, который домохозяйства будут получать, когда устранятся воздействия временных или преходящих факторов, таких как погодные условия, краткосрочные экономические циклы, непредвиденные прибыли и убытки. Согласно данному подходу, потребители реагируют неодинаково на все «шоки» доходов. Так, если изменение дохода выглядит перманентным (вызвано гарантированным получением высокооплачиваемой должности, например), тогда вероятно будут потреблять большую часть прироста дохода. Если же изменение дохода явно временно (единовременная премия, например), тогда значительная доля дохода может быть направлена на сбережения.

В гипотезе жизненного цикла допускается, что люди сберегают для того, чтобы сделать потребление равномерным на протяжении всей своей жизни. Одна из важных целей здесь состоит в обеспечении адекватных доходов после выхода на пенсию. Люди пока работают – сберегают, чтобы накопить деньги к моменту выхода на пенсию, а затем тратят накопленные сбережения. Из этой гипотезы вытекает следующий вывод: мероприятия подобные программам социального обеспечения, позволяющие людям получать большие доплаты к пенсии, уменьшают сбережения трудящихся среднего возраста, т.к. им уже не нужно будет так много сберегать к моменту выхода на пенсию.

Другим важным фактором, влияющим на потребление, является накопленное богатство (имущество). Как правило, увеличение богатства приводит к повышению уровня потребления. Эта закономерность называется эффектом богатства. Так как объем имущества быстро не изменяется из года в год, то эффект богатства редко приводит к резким изменениям величины текущего потребления. Итак, уровень располагаемого дохода является главной детерминантой национального потребления.

 

2.3.2. Инвестиции, их сущность, виды и факторы определяющие

Сбережения населения могут быть использованы в качестве инвестиций, т.е. могут быть источником инвестиций. Инвестиции – это расходы на расширение и обновление производства. Расходы на инвестиции всегда означают увеличение реального капитала в обществе в отличие от функционирования ссудного и денежного капитала, которые формируют фиктивный капитал.

Различают следующие виды расходов на инвестиции:

- расходы на новые здания и сооружения;

- расходы на новые механизмы, оборудования, технологии;

- расходы на создание товарно-материальных запасов.

Инвестиции в экономике, их размер и направление зависят:

o от доходности отросли, в которую инвестиции направлены;

o от альтернативных вариантов приложения капитала;

o от величины процентной ставки;

o от уровня инфляции в стране;

o от нормативов налогообложения.

Важнейшие макроэкономические пропорции, отражающие взаимодействие инвестиций, сбережения и располагаемого дохода можно представить следующим образом.

Произведенный национальный доход, как правило, состоит из потребления и сбережений, т.е.

Y = C + S, где C = f(Y), S = f(Y);

Национальный доход при использовании распадается на сбережения и инвестиции, т.е.

Y = C + I, при этом, C = f (Y); I = f(r);

где Y – располагаемый доход, а r – ставка процента.

Если произведенный национальный доход равен национальному доходу используемому, то

C + S = C + I; следовательно S = I.

S f(Y) = I f(r).

Сложность поддержания данного равенства заключается в том, что сбережения и инвестиции зависят от разных факторов. Сбережения осуществляют домохозяйства, в соответствие со своими доходами, а инвестиции осуществляют фирмы, исходя из экономической целесообразности.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.230.173.249 (0.008 с.)