Спрос, закон спроса, детерминанты спроса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Спрос, закон спроса, детерминанты спроса



Спрос представляет собой желание и возможность потребителя купить данный товар по данной цене в данный период времени. Спрос –это платёжеспособная потребность. В теории выделяют также категорию «величина спроса ». Величина спроса –это определенное количество блага, которое потребитель желает и имеет возможность купить по данной цене и в данный момент времени. Основным параметром, который действует на потребительский спрос, является рыночная цена. Существует обратная зависимость между ценой на товар и величиной спроса на него, которая называется законом спроса. Сущность закона спроса заключается в том, что с ростом цены на товар, величина спроса на него падает и наоборот.Действие закона спроса объясняют следующими эффектами:

эффектом дохода –с падением цены на товар, его начинают покупать больше, т.к. это означает рост реального дохода покупателя;

эффектом замещения –когда товар дешевеет, он дешевеет относительно других товаров, им начинают замещать другие товары;

действие закона убывающей предельной полезности. Предельная полезность – это дополнительная полезность, которую приносит каждая дополнительная потребляемая единица блага. По мере потребления, какого-либо блага потребность в нем удовлетворяется и каждая дополнительно потребляемая единица приносит все меньше удовлетворения потребителю, т.е. предельная полезность снижается, зная это, потребитель будет покупать больше блага только в том случае, если цена на него будет падать.

Закон спроса проявляется не всегда. В экономике могут возникать ситуации, когда обратная зависимость между изменением цены и величины спроса не проявляется. Это происходит:

1. В случае ажиотажного спроса на товар, т.е. в условиях дефицита.

2. В отношении произведений искусства, антиквариата и других предметов роскоши.

3. Когда покупатель благодаря возросшим доходам перенёс свой спрос на другие товарные группы.

Действие закона спроса иллюстрируется кривой спроса. Для ее построения можно использовать данные таблицы 2.

Таблица 2

Цена за 1 тонну в долл.          
Величина спроса в т.          

 

 

Рисунок 5. Кривая спроса на товар. Рисунок 6. Действие на спрос неценовых факторов

Кроме цены, на потребителя могут оказывать воздействие различные факторы, в результате чего происходит изменение в спросе. Спрос либо растет, либо падает, при этом цена на товар остается неизменной. Эти факторы называются неценовыми детерминантами. Кнеценовым факторам (детерминантам) спроса относят:

1. Предпочтения и вкусы потребителей (под воздействием моды, рекламы, сезонных изменений и т.д., вкусы и предпочтения покупателей могут меняться).

2. Количество покупателей на рынке (чем больше покупателей, тем больше спрос).

3. Доходы потребителей. В зависимости то того, как меняется спрос на товар, при изменении доходов потребителей, все товары делятся на две группы: нормальные товары (товары высшей категории) и заменители, суррогаты (товары низшей категории).

Если с ростом доходов потребителей, спрос на товар растёт – это товар высшей категории, а если падает – то низшей категории.Если с падением доходов, спрос на товар растёт, то это товар низшей категории, а если наоборот – то высшей категории.

4. Цены на сопряженные товары. К сопряженным товарам, относят либо взаимозаменяемые товары, либо взаимодополняемые товары. Если два товара является взаимозаменяемыми, то с ростом цены на один из них, спрос на другой растет. Если два товара взаимодополняемые, то с ростом цены на один из них, спрос на другой товар падает.

5. Потребительские ожидания.В зависимости от того, что ожидают потребители в будущем, они в настоящее время либо увеличивают спрос, либо его сокращают.

Воздействие неценовых факторов на рынке приводит к изменению в спросе и иллюстрируется параллельным сдвигом кривой спроса, либо вверх и вправо, либо вниз и влево (рисунок 6).

 

2.4 Предложение, закон предложения, детерминанты предложения.

 

Предложение –это желание и возможность производителя произвести и поставить на рынок товар по данной цене в данный период времени. Величина предложения – это определенное количество товаров, которое производитель желает произвести и поставить на рынок, по определенной цене и в данный период времени. При прочих равных условиях рост рыночной цены приводит к росту величины предложения, т.е. между ценой и величиной предложения существует прямая зависимость, которая называется законом предложения. Закон предложения действует при определенных условиях. Прямая зависимость между ценой и величиной предложения проявляется, если издержки производства остаются не низменными. Если же издержки производства изменяются в том, или ином направлении, при этом меняется также и рыночная цена, то закон предложения может не проявиться. Например, опережающий рост цен на ресурсы, по сравнению с ростом цен на готовую продукцию может привести к обратному результату – величина предложения начнет сокращаться. Это происходит потому, что для производителя изменение издержек прямо влияет на величину прибыли. Если издержки начинаю расти быстрее, чем растет цена на продукцию, величина прибыли начнет сокращаться, что приведет к сокращению величины предложения.

Действие закона предложения зависит также, от временного интервала. В краткосрочном периоде закон предложения, как правило, не проявляется, так как производители не успевают отреагировать на изменение цены. В долгосрочном периоде закон предложения проявляется практически всегда, так как производители достаточно времени, чтобы среагировать на изменение. Закон предложения иллюстрируются кривой предложения.

 

Рисунок 7: Кривая предложения на товар. Рисунок 8: Неценовые факторы предложения.

Перемещение по кривой предложения иллюстрирует изменение величины предложения или действие закона предложения. Кроме цены на предложение воздействует и неценовые факторы, в результате чего происходит изменение в предложении.

К неценовым факторам (детерминантам) предложения относят:

1. Изменение цен на ресурсы (если цены на ресурсы растут, то растут издержки производства и предложение сокращается).

2. Количество продавцов на рынке (чем больше продавцов, тем больше предложения).

3. Состояние технологий – использование более совершенных технологий, приводит к сокращению издержек и росту предложения.

4. Налоги и субсидии и др.

Действие неценовых факторов иллюстрируется сдвигом кривой предложения в положение S1, либо S2 на рисунке 8.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.005 с.)