Несовершенная конкуренция и её виды



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Несовершенная конкуренция и её виды



Чистая монополия и совершенная конкуренция являются рыночными структурами, которые в хозяйственной практике практически не встречаются. Реальная экономика функционирует в условиях, которые отличаются от чистой монополии и совершенной конкуренции, которые позволяют крупным фирмам извлекать добавочную прибыль и нормально функционировать в конкурентной среде. Это стало возможным благодаря несовершенной конкуренции, к основным видам которой относятся:

- монополистическая конкуренция;

- олигополия.

Монополистическая конкуренция представляет собой тип рыночной структуры, при котором фирмы начинают производить дифференцированный продукт. Дифференцированными называются товары, которые удовлетворяют одну потребность, т.е. имеют одну полезность, но отличаются для потребителя по виду, качеству, упаковке, местоположению, по личным или мнимым признакам. Признаками монополистической конкуренции являются:

- как правило, в условиях монополистической конкуренции на рынке присутствует достаточное количество фирм и доля каждой из них в общем объёме продукции отрасли не велика;

- ни одна фирма не может оказать влияние на уровень отраслевой цены, хотя в рамках произведенного дифференцированного товара фирма может оказывать влияние на уровень цены. И в этом диапазоне, в котором фирма может влиять на цену своего дифференцированного товара она является монополистом, и она извлекает из этого положения добавочный доход, хотя он может быть временным;

- барьеры для вступления в отрасль существуют, но он преодолимы.

Монополистическая конкуренция на рынке появляется в отраслях, которые производят основную массу взаимозаменяемых товаров. Дифференциации определяет степень монополизации рынка. Чем меньше дифференциация, тем сильнее конкуренция на рынке, чем больше дифференциация, тем меньше конкуренция. На рынках монополистической конкуренции барьеры для вхождения в отрасль существуют, но они преодолимы, и в основном касаются размера капитала.

В краткосрочном периоде, фирмы производящие дифференцированный продукт имеют добавочную прибыль благодаря своему положению. В долгосрочном периоде положение выравнивается, и все фирмы получают нормальную прибыль, сверхприбыли они не получают.

Олигополия – это тип рыночной структуры, когда на рынке присутствует несколько крупных фирм (от двух до шести). В условиях олигополии крупные фирмы могут оказывать влияние на рыночную цену, однако олигополия характеризуется высокой степенью взаимозависимости фирм входящих в олигополию. Они имеют возможность контролировать деятельность друг друга, поэтому ценовая конкуренция бессмысленна, здесь появляется неценовая конкуренция. В условиях олигополии существуют значительные барьеры для вступления в отрасль. Такими барьерами могут быть технологии, размеры капитала, патенты и лицензии.

Степень концентрации производства рынка того или иного товара можно определить с помощью индекса Гирфендаля:

.

где S доля фирмы на отраслевом рынке.

Фирмы выстраиваются по мере убывания доли на отраслевом рынке.

Если H > 1000, то рынок концентрированный.

Если Н < 1000, то условия свободной конкуренции.

В условиях олигополии возможны различного рода слияния фирм, которые в основном бывают трёх видов:

1) горизонтальное слияние, когда объединяются фирмы одной отрасли, производящие один товар;

2) вертикальное слияние – это объединение фирм по технологической цепочке какого-либо производства;

3) конгломерат – это объединение фирм различных отраслей, связанных между собой только финансовым контролем.

В условиях олигополии может существовать ценовая дискриминация, т.е. продажа одного и того же товара по разным ценам, из чего фирмы извлекают добавочную прибыль.

Ценовая дискриминация может быть:

- по единицам продаваемой продукции;

- по личному фактору, т.е. в зависимости от дохода покупателя и его приверженности к определённым местам торговли позволяет использовать разные цены на один товар;

- из-за скидок.

Ценовая дискриминация возможна только при соблюдении следующих условий:

- фирма должна обладать такой силой, чтобы контролировать производство и ценообразование товара.

- должна быть исключена возможность перепродажи.

- фирма должна уметь приспосабливаться к сегментации рынка.

В условия несовершенной конкуренции степень монополизации рынка оценивают с помощью понятия экономическая власть, т.е. это способность в той или иной степени контролировать ситуацию на рынке. Оценивают экономическую власть с помощью коэффициента Лернера:

Где, EP D - коэффициент эластичности спроса на товар по цене.

Значение коэффициента Лернера находится в диапазоне 0<L<1. При L = 0, на рынке наблюдается совершенная конкуренция, а при L = 1, чистая монополия.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.27.11 (0.007 с.)