Тема 6.Типы рыночных структур



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6.Типы рыночных структур



 

6.1 Конкуренция, её сущность и роль в рыночной системе. Совершенная конкуренция.

6.2 Чистая монополия, её сущность и виды. Государственное регулирование этой деятельности.

6.3 Несовершенная конкуренция и её виды.

 

6.1 Конкуренция, её сущность и роль в рыночной системе.
Совершенная конкуренция

Конкуренция представляет собой экономическое соревнование хозяйствующих субъектов за лучшие условия производства и сбыта продукции. Конкуренция является естественной средой рыночной экономики, она лежит в основе рыночного механизма саморегулирования экономики. Интенсивность конкуренции, или силу конкурентной борьбы можно определить по формуле:

- где n число (количество) фирм в отрасли;

Для характеристики конкурентной среды на том или ином рынке, используют следующие параметры:

· количество производителей и потребителей на рынке;

· тип производимой продукции;

· способность отдельного производителя влиять на рыночную цену;

· наличие барьеров для вступления в отрасль;

· наличие неценовых факторов конкурентной борьбы на том или ином рынке.

В зависимости от того, как данные параметры реализуются на том, или ином рынке различают следующие типы рыночных структур:

· совершенная или свободная конкуренция;

· несовершенная конкуренция;

· чистая монополия, как антипод совершенной конкуренции.

Рынки, на которых существуют условия для совершенной конкуренции, называются конкурентными. В настоящее время только два рынка (рынок ценных бумаг и сельскохозяйственной продукции) приближаются к условиям совершенной конкуренции, а в чистом виде она не наблюдается.

Выделяют следующие признаки совершенной конкуренции:

- на рынке существует большое количество производителей и потребителей продукции;

- производится и поставляется на рынок однотипная, серийная, стандартная продукция так, что покупателю безразлично у кого её покупать;

- ни один хозяйствующий субъект не может повлиять на рыночную цену (ни покупатели, ни продавцы). Поэтому рыночная цена для хозяйствующих субъектов является внешним независимым параметром;

- барьеры для вступления в отрасль отсутствуют, или они легко преодолимы;

- при совершенной конкуренции отсутствуют неценовые методы конкурентной борьбы.

Фирмы, которые функционируют в условиях совершенной конкуренции, сталкиваются с ситуацией, когда спрос на продукцию, которую выпускает фирма, является абсолютно эластичным, т.е. цена на производимую продукцию остаётся неизменной при любом количестве её выпуска.

 

6.2 Чистая монополия, её сущность и виды.
Государственное регулирование этой деятельности

Монополия (власть одного) – это тип рыночной структуры, когда на рынке существует один продавец или один производитель. Монополия, как экономическое явление, возникла из совершенной конкуренции. На конкурентных рынках фирмы постоянно стремятся улучшить своё экономическое положение. Для этого они внедряют достижения НТП, используют более совершенные формы организации труда. В результате, начинает развиваться процесс концентрации производства и крупным фирмам легче конкурировать с другими фирмами, но и последствия от конкуренции для них более тяжёлые, чем для мелких фирм. Поэтому крупные и крупнейшие фирмы начинают искать пути, которые помогут обезопасить их в ходе конкурентной борьбы. Самым простым путём является сговор о ценах, о рынках сбыта, о факторных рынках, о квотах производства и др. Так начинается процесс монополизации на рынке.

К признакам чистой монополии относятся:

- на рынке существует единственный производитель или единственный продавец;

- фирма-монополист имеет возможность влиять на рыночную цену для того, чтобы извлечь монопольную прибыль;

- на рынке существуют практически непреодолимые барьеры для вступления в отрасль;

- производится уникальная (в смысле отсутствия близких заменителей) продукция.

В условиях чистой монополии фирма-монополист сознательно воздействует на рыночную цену для того, чтобы получить максимальную прибыль. В этих условиях функция спроса является заданной.

Различают несколько видов существования чистой монополии:

Естественная монополия. Этот вид монополии, в основном, существует в инфраструктурных отраслях, там, где существует положительный эффект от масштаба производства, и где экономически выгодно функционирование одной фирмы (например, в энергетике, газоснабжении, водоснабжении, связи и др.).

Монополия, основанная на собственности, на уникальные ресурсы, научные изобретения, патенты, лицензии и др. В силу этого, в отрасли существует одна крупная фирма (например, Де Бирс на алмазном рынке, Microsoft на рынке программного обеспечения и др.).

Абсолютная (или государственная) монополия. Она основывается на общественной собственности на экономические ресурсы. Это значит, что государство владеет всеми экономическими ресурсами, контролирует их и может ими распоряжаться единолично. В результате все экономические процессы в стране контролируются, регулируются и регламентируются государством через систему централизованного планирования.

Основным недостатком этого типа рыночной структуры является ликвидация любых стимулов к развитию, совершенствованию деятельности фирм. В силу того, что в отрасли существует одна фирма, ей не с кем конкурировать, а, следовательно, теряются стимулы к саморазвитию и начинает падать общая эффективность. Чтобы этого не произошло, теоретики рыночной экономики обосновали необходимость государственного регулирования процессов монополизации.

Впервые, антитрестовские законы были введены в США еще в конце 19 , начале 20 веков (закон Шермана, закон Клейтона и др.). В современных условиях, во всех развитых странах действует целая система антимонопольного регулирования экономики, с целью недопущения монополизма. В России эта работа находится на начальной стадии. Закон «О государственном регулировании деятельности монополий» принят, но монополистические тенденции в российской экономике преодолеваются трудно.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.27.11 (0.005 с.)