Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методические указания по написаниюСодержание книги
Поиск на нашем сайте
и оформлению курсовых работ по дисциплине «Экономическая теория – Макроэкономика»
Одной из форм учебной и научно-исследовательской работы студентов по дисциплине "Экономическая теория" является написание и защита курсовой работы. Цель написания курсовой работы – привить студентам навыки работы с научной литературой, статистической информацией, анализа экономических концепций, научить научно, обосновывать теоретические выводы, логично и популярно излагать материал. Работа над курсовой работой формирует и развивает аналитические способности студентов, интерес к самостоятельному творчеству. Предлагаемая кафедрой тематика курсовых работ предполагает как углубленное изучение вопросов экономической теории, рассматриваемых на семинарских занятиях, так и самостоятельное изучение отдельных вопросов курса. Работа студента над курсовой работой состоит из следующих этапов: выбор темы курсовой работы на основе тематики, разработанной кафедрой; работа с литературой и накопление информационного материала; разработка содержания курсовой работы; написание курсовой работы; оформление курсовой работы. Качество выполненной курсовой работы непосредственно зависит от того, насколько самостоятельно и правильно студенты раскрыли основные положения темы, использовали современные данные мировой хозяйственной практики и национальной экономики. Как правило, при выполнении курсовой работы студенты допускают ряд ошибок, типичными из которых являются следующие: - при изложении темы курсовой работы используются устаревшие статистические и фактические данные, не соответствующие современному уровню знаний о том или ином экономическом явлении; - часто студенты не используют рекомендованную литературу научного характера, ограничиваясь при изложении материала только учебниками, что значительно снижает качество работы; - отдельные положения курсовой работы описываются поверхностно, декларативно, без использования аргументов научного характера; - приводимый статистический материал дается без сносок на первоисточник; - не всегда правильно увязываются теоретические положения с хозяйственной практикой; - недостаточно глубоко обобщается приводимый конкретный материал.
Выбор темы курсовой работы При выборе темы курсовой работы студенты должны ориентироваться на проблемы, изучение которых существенно пополнит и расширит их знания в области экономической теории. В данных методических указаниях предлагается перечень тем курсовых работ по актуальным проблемам экономики (Приложение 1). Чтобы выбор темы был верным, следует предварительно изучить соответствующий раздел курса экономической теории по учебникам. При затруднении в выборе темы необходимо проконсультироваться с преподавателем экономической теории, который ведет семинарские занятия. Правильный выбор темы сделает ее изучение интересным и плодотворным.
Работа с литературой После выбора темы курсовой работы студент должен ознакомиться с учебной и научной литературой по данной теме. Работа с литературой начинается с библиографического поиска. Существенную помощь в ознакомлении с биографией студенту могут оказать библиотечные каталоги (алфавитный, систематический, предметный), библиографические указатели, справочная литература (энциклопедии, словари), электронные ресурсы. В библиотеке СФУ, Краевой научной библиотеке, можно воспользоваться квалифицированной помощью сотрудников справочно-библиографического отдела при подборе литературы для написания курсовой работы. После ознакомления с каталогами необходимо составить полный список литературы по данной теме. При этом студент должен внести в список: - основные научные публикации по теме, монографии; - периодические публикации из основных экономических изданий – журналов и газет; - статистический материал, имеющийся по данной теме. Список литературы целесообразно представить как картотеку. На каждой карточке указывается один библиографический источник. Составив полный список литературы необходимо проконсультироваться с преподавателем, который даст рекомендации по основной и дополнительной литературе. Если тема курсовой работы относится к современным проблемам экономической теории, следует использовать литературу последних трех лет. Если тема связана с историей экономической мысли, историей народного хозяйства или мировой экономики, необходимо использовать все имеющиеся публикации классиков экономической теории по данной теме. Материалы по экономической тематике публикуются в таких журналах как: «Вопросы экономики», «Российский экономический журнал», «ЭКО», «Мировая экономика и международные отношения», «Деньги и кредит», «Свободная мысль», «Экономист», «Проблемы прогнозирования», «Человек и труд», «США и Канада: экономика, политика, идеология», «Рынок ценных бумаг», «Финансы» и другие. Кроме монографий, учебников, сборников и журнальных статей следует использовать материалы центральных газет, местной печати и ресурсы Интерна. Статистический материал следует подбирать из различных официальных статистических сборников и сообщений статистических органов. Изучение литературы по избранной теме целесообразно начинать с работ общего характера, учебников, чтобы уяснить себе место, которое занимает данная проблема в ряду других. Затем можно обратиться к специальной литературе по данному вопросу, взяв за основу одну-две обстоятельные монографии, и журнальным статьям. Непременным условием эффективного использования литературы является систематическое ведение записей при ее изучении. Форма записей может быть различной. Например, конспект книги или статьи, кратко, но последовательно излагающий некоторые цитаты и необходимые статистические данные. Другой возможной формой записей являются отдельные заметки, в которых фиксируются идеи, мысли, связанные с темой, а так же фактов, цифр, цитат (в этом случае для каждой заметки отводятся отдельные листки бумаги или небольшие карточки). Целесообразно пользоваться одновременно обеими формами записи и хранения материала. Конспектирование и ведение картотеки не исключают, а чаще дополняют друг друга. Если книга или журнал принадлежат самому студенту, то своеобразной формой накопления материала служит подчеркивание нужных мест в тексте. При чтении книг, монографий, статей в научных журналах студент может столкнуться с трудностями в понимании отдельных положений. В этом случае целесообразно обратиться за консультацией к преподавателю.
Разработка содержания Содержание – это логическая основа курсовой работы. От правильного его составления во многом зависит структура, содержание, логическая связь частей курсовой работы. Одновременно содержание показывает, насколько глубоко студент изучил первоисточники и весь необходимый материал и отобрал из всего этого главное, существенное. Правильно составленное содержание является в определенной степени результатом работы студента и свидетельством понимания им проблемы, рассматриваемой в курсовой работе и отдельных ее аспектов. Для обеспечения написания работы содержание может быть развернуто в тезисы с изложением основного содержания каждого раздела. Намеченное содержание курсовой работы целесообразно предварительно согласовать на консультации с преподавателем, осуществляющим руководство написанием курсовой работы или читающим лекционный курс. Написание курсовой работы После изучения по теме имеющейся литературы следует приступить к раскрытию темы курсовой работы. Структура курсовой работы включает в себя введение, основную часть, выводы и заключение, список литературы и приложения. Введение. Во введении необходимо отразить актуальность рассматриваемой проблемы, ее значимость для экономической теории и практики. Здесь же следует показать степень разработанности проблемы в экономической теории. Кроме того, следует четко сформулировать цель и задачи курсовой работы. Основная часть. Тема курсовой работы раскрывается в основной части. Каждое выдвинутое положение необходимо теоретически доказывать и подкреплять фактическими и статистическими данными. При этом можно использовать заметки, выписки отдельных положений. Цитаты необходимо приводить в тексте дословно со ссылкой на первоисточники. Материал темы излагают подробно, выделяя положения по рассматриваемому вопросу, при этом требуется приводить соответствующую аргументацию, увязывать предыдущий материал с последующим. Раскрывая тему, необходимо сравнивать, если возможно, различные точки зрения, приводимые в разных экономических школах. Если по какому-либо теоретическому вопросу в отечественной экономической литературе нет единства взглядов, то в курсовой работе можно привести высказывания нескольких авторов, попытаться дать критическую оценку их позиций, и аргументировано изложить собственное видение по данному вопросу. Заключение. После раскрытия темы курсовой работы следует сделать краткие выводы и оценить результат проделанной работы.
Оформление курсовой работы Курсовая работа должна быть правильно оформлена, написана разборчиво. Объем курсовой работы составляет 25-30 страниц рукописного текста и 15-20 страниц машинописного текста на листах писчей бумаги формата А4 (210´207) СТП СФУ 01-05, шрифт – 14, Times New Roman, 1,5 интервал. Нумерация листов курсовой работы должна быть сквозной: первым листом является титульный лист, на котором номер не ставится. Титульный лист оформляется в соответствии с требованиями СТП 01-05. Заголовки разделов должны соответствовать содержанию и быть написаны прописными буквами (кроме первой заглавной). Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух приложений, их разделяют точкой. Изложение материала должно быть ясным, четким, исключающим возможность различных толкований. Терминология и определения должны быть едиными и соответствовать установленным стандартам, а при их отсутствии – общепринятым в учебной и научной литературе. Сокращение слов в тексте, как правило, не допускается. Исключения составляют сокращения, общепринятые в русском языке. Небольшое количество сокращений можно расшифровать непосредственно в тексте при первом упоминании, например: Международный валютный фонд (МВФ). Приводимые в тексте цитаты и статистические данные должны иметь соответствующие ссылки на первоисточники. При ссылке на используемые источники указывают порядковый номер по списку источников, выделенный двумя чертами, и страницу, например: если в списке используемой литературы данный источник находится под номером 1, то в тексте дается следующая ссылка [1, стр.5] или /1, стр.5/. Формулы, таблицы, приводимые в тексте курсовой работы, оформляются в соответствии с требованиями стандартов Вуза. В конце курсовой работы, после заключения, но перед приложением приводится список используемой литературы, который составляется в определенной последовательности: 1. Законодательные акты Российской Федерации; 2. Остальные источники в алфавитном порядке, включая монографии, учебники и журнальные статьи. Необходимо верно дать библиографическое описание книг и статей, использованных при написании курсовой работы. Библиографическое описание книги состоит из следующих элементов: - автор издания; - название издания; - другое заглавие или сведения, относящиеся к заглавию; - место издания; - издательство; - дата издания; - количество страниц. Например, Пебро М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения: Пер. с франц. /Общ. ред. Н.С. Бабинцевой. М.: Прогресс, Универс., 1994. – 496 с. Библиографическое описание статьи состоит из следующих элементов: - автор статьи; - название статьи; -- сведения об издании, в котором помещена статья; - страницы, на которых помещена статья. Например, Борисов С.М. Рынок драгоценных металлов в России: концепция развития// Деньги и кредит, 2, №8 – стр. 24-80. Если в курсовой работе для иллюстрации приводятся данные, не вошедшие в текст, их выносят в приложение, которое помещают после списка литературы. Его оформляют как продолжение курсовой работы на последующих листах.
Заключение После того, как текст курсовой работы написан и правильно оформлен, она должна быть сдана на проверку преподавателю, руководившему выполнением курсовой работы. После проверки по работе могут быть сделаны замечания, на которые следует ответить при защите курсовой работы. Защита курсовой работы заключается в устной беседе студента с преподавателем, в ходе которой студент должен продемонстрировать доскональное знание темы курсовой работы. Оценка курсовой работы включает в себя оценку текста и устного ответа на защите. Итоги курсовой работы учитываются в комплексной оценке по экономической теории. Приложение 1.
Примерная тематика курсовых работ 1. Роль и значение государственной собственности в рыночной экономике. 2. Проблемы электронной коммерции. 3. Информация как фактор производства. 4. Модели рыночной экономики: американская, японская, немецкая, шведская, французская, южно-корейская, китайская. Их сравнительный анализ. 5. Проблемы функционирования рынков несовершенной конкуренции. 6. Малый бизнес: характерные черты, зарубежный опыт и проблемы становления в России. 7. Мировой рынок золота в современных условиях и тенденции его развития. 8. Экономическая безопасность России: критерии оценки и проблемы обеспечения. 9. Опыт государственного регулирования экономики в развитых странах мира (сравнительный анализ на примере нескольких стран). 10. Бюджетное устройство российской экономики. 11. Миграция трудовых ресурсов в мировом хозяйстве. 12. Методы государственного регулирования занятости в российской экономике. 13. Противоречия экономического роста (на примере отдельной страны). 14. Венчурное предпринимательство: роль в современной экономике и проблемы развития. 15. Бюрократизация экономики: причины, следствие и методы борьбы. 16. Формы и методы регулирования рынка в развитых странах. 17. Рынок труда и занятость населения. 18. Причины и виды безработицы в условиях рыночной экономики (на примере отдельной страны). 19. Конкуренция, её виды, место и роль в современном хозяйственном механизме развитых стран. 20. Госбюджет и проблема его сбалансированности в разных странах. 21. Налоговая система государства. Проблемы регулирования и совершенствования налоговой системы. 22. Проблемы экономического взаимодействия стран-членов ЕС. 23. Проблемы экономического взаимодействия стран-членов СНГ. 24. Обслуживание государственного долга: опыт развитых стран. 25. Информационная экономика: сущность, структура и особенности функционирования. 26. Теоретические основы информационной экономики (анализ экономических концепций). 27. Технологические уклады и их эволюция. 28. Инновационный потенциал регионов Сибири. 29. Социально-экономическое развитие регионов Сибири. 30. Денежная система России и особенности ее функционирования в современных условиях. 31. Рынок земли, его специфика и факторы, определяющие цену на землю и на сельскохозяйственную продукцию. 32. Инвестиции как источник экономического роста. Их социально-экономическая эффективность. 33. Рыночный механизм формирования доходов и социальная политика государства. 34. Рыночная экономика и государственная система социальной защиты. 35. Механизмы стимулирования и активизации инвестиционной деятельности регионов. 36. Современные тенденции международной миграции капитала и особенности в России. 37. Паевые инвестиционные фонды как участники российского рынка ценных бумаг. 38. Инвестиционные фонды как участники российского рынка ценных бумаг. 39. Денежно-кредитная политика: понятие, типы и проблемы реализации в современной российской экономике. 40. Проблемы оптимизации структуры современной российской экономики. 41. Современные экономические проблемы глобализации. 42. Характеристика демографических процессов Красноярского края. 43. Формирование трудовых ресурсов региона. 44. Земельные отношения в России: традиции, проблемы и поиски эффективных форм хозяйствования. 45. Современный финансовый кризис: причины и формы проявления в разных странах. 46. Сущность инфляции, ее виды и роль в национальной экономике. 47. Инфляция как проявление макроэкономической нестабильности. 48. Инфляция и безработица – их взаимосвязь. Кривая Филлипса. 49. Антиинфляционная политика государства (на примере разных стран). 50. Темпы инфляции и их критерии в различных странах. 51. Инфляция в России в 90-е годы – причины, сущность и последствия. 52. Инфляция и финансовые пирамиды в России.
2.3.Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Экономическая теория – Макроэкономика»
1. Макроэкономический анализ: цели, задачи, виды. 2. Основные направления макроэкономического анализа. 3. Основные допущения и особенности макроэкономического анализа. 4. СНС: понятие и основные показатели. 5. ВВП: понятие и метод измерения по добавленной стоимости. 6. ВВП: понятие и метод измерения по доходам. 7. ВВП: понятие и метод измерения по расходам. 8. ВНД: понятие и взаимосвязь с ВВП. 9. Номинальный и реальный ВВП. Дефлятор ВВП. 10. Совокупный спрос и его составляющие. Факторы совокупного спроса. 11. Кривая совокупного спроса. Макроэкономические эффекты, объясняющие отрицательный наклон кривой совокупного спроса. 12. Модель AD-AS. Последствия шоков спроса и предложения. 13. Макроэкономическое равновесие и проблемы его обеспечения. 14. Экономический цикл и его фазы. Причины экономических колебаний. Теория длинных волн Н.Д.Кондратьева. 15. Безработица: понятие, причины возникновения, варианты измерения. 16. Фактический ВВП. Потенциальный ВВП. Закон Оукена. 17. Инфляция: понятие, виды инфляции в зависимости от а) темпа инфляции; б) форм проявления. 18. Инфляция спроса. Графическая интерпретация инфляции спроса. 19. Инфляция предложения. Графическая интерпретация инфляции предложения. Стагфляция. 20. Общая характеристика потребления. Средняя и предельная склонность к потреблению. Функция потребительского спроса. 21. Общая характеристика сбережений. Средняя и предельная склонность к сбережению. Функция сбережения. 22. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса. 23. Проблема равновесия сбережений и инвестиций в экономике: классический и кейнсианский подходы. Парадокс бережливости. 24. Модель «Инвестиции – Сбережения». 25. Инвестиции автономные и индуцированные. Теория мультипликатора – акселератора. 26. Общая характеристика инвестиций. Факторы инвестиционного спроса. 27. Понятие денег. Типы денежных систем. Структура денежной массы. 28. Предложение денег. Предложение наличных денег Центральным банком. Предложение кредитных денег коммерческими банками. 29. Процесс мультипликационного расширения денежной массы банковской системой. Денежный мультипликатор. 30. Классическая количественная теория спроса на деньги. Классическая дихотомия. Уравнение обмена Фишера. 31. Кейнсианская теория спроса на деньги. 32. Денежно-кредитная политика: понятие, виды, типы. Роль ЦБ в проведении денежно-кредитной политики. Инструменты денежно-кредитной политики. 33. Налогово-бюджетная политика: понятие, виды, типы. Встроенные стабилизаторы. 34. Государственный бюджет: понятие и структура. Основные виды государственных расходов. 35. Налоги: понятие, виды, функции. Кривая Лаффера. 36. Банковская система: понятие и структура. Роли ЦБ в экономике. 37. Дефицит государственного бюджета. Варианты финансирования дефицита государственного бюджета. 38. Государственный долг: понятие. Структура, варианты измерения и проблемы обслуживания. 39. Экономический рост: понятие, показатели, факторы и типы. 40. Государственное регулирование экономики.
2.4 Рекомендуемая литература к разделу 2. 1. Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. Макроэкономика: Учебнтк для вузов. 3-е изд.,доп. – СПб.: Питер,2009. – 560 с. 2. Бугоян И.Р. Современная макроэкономика: учебнтк / И.Р.Бугоян, И.П.Маличенко, Ю.А.Корчагтн. – Ростов н/Д: Феникс,2009. – 508 с. 3. Гребнев, Л.С., Экономика. Курс основ: Учебник для студентов высш. уч. завед., обучающихся по неэконом. спец. и направлениям / Л.С.Гребнев, Р.М.Нуреев. М.: Вита-Пресс, 2000.432 с. 4. Луссе, А.В. Макроэкономика: краткий курс: Учеб. пособие / А.В. Луссе. СПб: Питер, 2001.240 с. 5. Макконелл, К.Р., Экономикс: Принципы, проблемы и политика / К.Р.Макконелл, С.Л.Брю. В 2 т.: Пер. с англ. Т. 1,2. М.: ИНФРА-М, 2006. 6. Менкью, Н. Грегори. Принципы Экономикс / Н. Грегори Менкью. М. 1999. 7. Киселева Е.А., Макроэкономика: Курс лекций – М.; Изд-во Эксмо, 2006-352 с. 8. Самуэльсон, П., Экономика / П. Самуэльсон, В. Нордхаус. 15-е изд. Пер. с англ. М.: Бином, 1997. 9. Симкина Л.Г. Экономическая теория. 2-е изд. – СПБ.: Питер,2008. – 384 с. 10. Станковская И.К., Стрелец И.А. С 11 Экономическая теория для бизнес-школ: Учебник. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.-448 с.- (МВА). 11. Экономическая теория. Экспресс-курс: учебное пособие (кол. Авторов; под ред. А.Г.Грязновой, Н.Н. Думной, А.Ю.Юданова.- 3-е изд., стер.- М.: КНОРУС, 2007.-608 с.) 12. Экономическая теория: Учебник для вузов; Под ред. А.И. Добрынина, Л.С.Тарасевича. СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 1999. 544 с. 13. Гукасьян Г.М. Экономическая теория. 2-е изд.-СПб Питер, 2008.-480 с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.145.219 (0.013 с.) |