Тема 1: Зарождение экономической науки.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1: Зарождение экономической науки.



Экономическая мысль древнего мира

Осмысление существующих в обществе экономических законов началось задолго до того, как в ХVII в. сформировалась особая область науки – политическая экономия. Многие экономические явления, ставшие объектом исследования этой науки, были известны уже древним египтянам, грекам и римлянам. Экономическая мысль первоначально не отделяется от других форм мышления об обществе, поэтому точно определить её первые появления невозможно. Первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества с определением многих экономических категорий провели античные ученые. Однако и они не отождествляли свои размышления с особой наукой, проводя их в рамках общих философских исследований.

Экономические идеи Древнего Востока

Самые ранние проявления экономических воззрений ученые связывают с Древним Востоком. Экономическая мысль Древнего Востока характеризуется следующими чертами:

- стремление обосновать с точки зрения морали и сохранить натуральное хозяйство;

- ненаучное изложение экономических воззрений в виде кодексов законов, хозяйственных трактатов, произведений искусства.

Древний Египет.Экономическая мысль в Древнем Египте представлена в основном различного рода «поучениями» неизвестных авторов. Древнеегипетские сочинения посвящены вопросам, связанным с организацией государственного хозяйства и управления им.

Наибольшую известность из древнеегипетских источников, дающих осознанную оценку социально-экономического мироустройства, приобрели «книга Кемит», а также тексты, получившие названия «Поучение Ахтоя» и «Речение Ипусера». В них наглядно отражена классовая позиция рабовладельцев. Согласно трактату нормальная, естественная социально-экономическая структура общества представляет собой установленный богами порядок в котором:

- рабы выполняют все виды физических работ;

- среди свободных существуют четкие кастовые границы между простолюдинами, неджесами (мелкими и средними рабовладельцами), чиновниками, жрецами, знатью и т.д.;

- провинции исправно платят налоги, писцы ведут учет доходов, а архивы надежно хранят все хозяйственные документы;

- земля и основная часть всех видов богатств сосредоточена в руках фараона, храмов, «сильных», сановников.

Междуречье.Экономическая мысль Междуречья нашла свое наиболее яркое проявление в законодательстве и в отдельных государственных реформах.

Одна из наиболее известных попыток сочетания рабовладельческих и общинных, натурально-хозяйственных и товарных начал в экономике — кодекс царя Хаммурапи (XVIII век до н. э.). Безоговорочно защищая рабство как систему, устанавливая жестокие наказания рабам за неповиновение и бегство, кодекс, вместе с тем, содержал положения, направленные на поддержание социального статуса свободного населения. Необходимым элементом экономики признавалась частная собственность, в том числе частное рабовладение, получившее явный приоритет перед старыми общинными традициями.

Древняя Индия. Наиболее ярким свидетельством древнеиндийской экономической мысли является трактат под названием “Артхашастра”, означающий в переводе «учение о доходах». Его авторство приписывают политическому деятелю Каутилье, советнику царя Чандрагупы I. В числе вопросов рассмотренных автором в данном трактате можно выделить проблемы общественного устройства страны, экономической роли и функций государства, принципов формирования рабовладельческих отношений.

Важной особенностью индийской экономической и социологической мысли явилась её кастовая ориентация. Социально-экономическая структура индийского общества в I тыс. до н. э. нашла свое отражение, в так называемых «законах Ману». Согласно этим законам, люди могли состоять в одной из четырех «варн», т. е. каст: брахманов – высшая каста, кшатриев – военные, вайшиев – торговцы и шудр – земледельцы, скотоводы, актеры.

Уделяя особое внимание проблеме взаимодействия каст, законы Ману, вместе с тем, довольно противоречиво трактовали рабство. С одной стороны, шудры, по существу, выступали как каста коллективных рабов. С другой стороны — рабство трактовалось как самостоятельная проблема, определялись семь разрядов рабов, а в отдельных случаях говорилось о рабском состоянии представителей высших каст.

Древний Китай. Экономическая мысль Древнего Китая, отражавшая условия относительно развитого рабовладельческого хозяйства, характеризовалась широким охватом проблем и разнообразием подходов к вопросам хозяйственной практики. В общественной и экономической мысли этого государства прослеживались два направления: традиционное (Конфуций и последователи) и тоталитарное (легисты). Конфуций считал необходимым сохранение и укрепление общины, идеализировал старые общинные порядки и мораль, критиковал противоречия рабовладельческого общества, деспотизм государства. Экономические идеи Конфуция нашли свое выражение в V - III вв. до н.э. в учении конфуцианцев– его последователей, защищавших традиционное деление на классовые сословия в отживающей общественной системе.

Против гуманного управления Конфуция выступали легисты, пропагандировавшие жесткую централизованную государственную власть и накопление денег в стране. Легисты отвергали уравнительное распределение земель, считав основой хозяйствования частную собственность и предлагая с её помощью укрепить рабовладельческое общество.

 

Экономические учения древней Греции

Возникновение и расцвет древнегреческой цивилизации были основаны на полисной системе социальной организации. В рамках древнегреческих городов-государств (полисов) получили развитие относительно небольшие по масштабам аграрные и ремесленные предприятия, основанные на труде рабов. Такая система социальной организации способствовала использованию железных орудий труда, смене коллективного рабовладения частным, расширению сферы товарно-денежных отношений. Важную экономическую роль играла и посредническая торговля полисов в средиземноморском бассейне. Именно в Древней Греции с её уровнем хозяйствования, сосредоточенного в городах-полисах, впервые пытаются теоретически осмыслить экономическое устройство общества: проблемы натурального домашнего хозяйства, вопросы расширенного воспроизводства, разделения труда и ценообразования, общественного устройства и социальных функций государства

Лучшими работами в области экономики античного мира явились труды великих древнегреческих философов: Платона, Аристотеля и Ксенофонта.

Древнегреческий философ Ксенофонт Афинский (430 - 354 гг. до н.э.), афинский аристократ, сторонник рационального ведения хозяйства. Он впервые использовал в названии одного из своих трактатов «Экономикос» термин «экономика» (в переводе с древнегреческого, примерно, «искусство управления домашним хозяйством», «домоводство»).

Основным видом хозяйственной деятельности, который ведет к благоденствию народа, по мнению Ксенофонта, является земледелие. Занятия ремеслами, в противоположность земледелию, он считал заслуживающими порицания, осуждения, что отражало презрительное отношение рабовладельческой аристократии к производительному труду. Простой физический труд – удел рабов, свободные граждане должны выполнять функцию надзора и управления. Раб – это животное, которое умеет разговаривать, полагал он.

В работе «Доходы города Афины» Ксенофонт подробно рассматривает две стороны сущности денег: деньги как товар и деньги как всеобщее воплощение общественного богатства. Он считал, что деньги следует накапливать для создания страхового фонда в случае войны или неурожая, что они являются своеобразным концентрированным богатством, которое можно использовать в любое время. Одновременно Ксенофонт осуждал использование денег для торговли и ростовщичества.

Существенное место занимают экономические проблемы в социологическом учении Платона (428 - 347 гг. до н.э.). Законченная экономическая система у Платона отсутствует. Для него был важен особенный интерес к проблемам государства, которое он отождествлял с обществом. Появление государства, по Платону, вызвано экономической несостоятельностью отдельных субъектов, что приводит к их объединению для лучшего удовлетворения потребностей.

Из реально существующих типов государства Платон считает правильными два: монархию и аристократию, а остальные четыре (тимократию, олигархию, демократию и тиранию) – искаженными.

Диалог «Законы» является более зрелой работой Платона, в которой он предлагает:

- запретить ссуды под процент;

- запретить покупку товаров в кредит;

- законодательно регулировать колебания цен;

- устанавливать экспортные и импортные квоты, в зависимости от наличия товара в стране;

- гарантировать незыблемость частной собственности.

Аристотель (384—322 гг. до н.э.) – ученик Платона, дал наиболее глубокий анализ хозяйственных процессов античного общества. Основы его учения об экономике изложены в его работах «Политика» и «Никомахова этика». Аристотель был безусловным сторонником рабовладельческого строя, экономика которого функционирует, основываясь на частной собственности и рабстве. При этом деление людей на свободных и рабов Аристотель увязывает с разделением труда на физический и умственный, труд по исполнению и труд по управлению. Категория труд рассматривалась им как деятельность не достойная свободного человека, а предназначенная рабам.

Свою приверженность принципам натурального хозяйства ученый особенно ярко продемонстрировал в выдвинутой им оригинальной концепции об экономике и хрематистике. Все виды хозяйства и деятельности людей Аристотель соотносил с одной из двух сфер – естественной (экономикой) и неестественной (хрематистикой). Первая из них представлена земледелием, ремеслом и мелкой торговлей и должна поддерживаться государством. Вторая состоит из крупных торговых, посреднических и ростовщических операций, проводимых в корыстных целях. Отсюда выделение истинного и неестественного видов богатства. К истинному богатству относятся блага, необходимые для жизни и полезные для семьи и государства. К неестественному богатству принадлежит все, что связано с торговлей и накоплением.

Возросшая роль товарно-денежных отношений обусловила обращение Аристотеля к анализу их сущности, и здесь древнегреческий ученый достиг выдающихся результатов. Он четко формулирует положение о двух свойствах товара: удовлетворять потребности человека и обмениваться на другие товары. Обмен происходит на основе эквивалентности, приравниваемости товаров. Проблема справедливого обмена, по Аристотелю, состоит в том, чтобы сравнить труд людей, занятых различной профессиональной деятельностью.

 

Экономические учения Древнего Рима

Экономика Древнего Рима базировалась на тех же формах рабства, что и экономика Древней Греции (эти формы объединяются общим понятием «античное рабство»). Однако в Риме большее распространение получили крупные аграрные хозяйственные комплексы (латифундии), основанные на рабском труде, в связи с чем, здесь большее значение имела проблема организации труда сельскохозяйственных рабов. В методологическом отношении преобладали описательность, эмпирические обобщения, нормативная идеализация опыта лучших хозяйств, ссылки на рассуждения греческих авторитетов. Древнеримские авторы меньше внимания уделяли абстрактным проблемам, но подробнее исследовали вопросы рационализации хозяйства, особенно в рамках латифундий. Латифундии были разновидностью собственно рабовладельческого имения в сельском хозяйстве, они сменили типичные виллы среднего размера.

Среди древнеримских авторов, посвящавших свой досуг размышлениям на экономические темы, можно выделить Марка Порция Катона, Марка Теренция Варрона, Марка Туллия Цицерона, Луция Юния Модерата Колумеллу.

Марк Порций Катон (234-149 гг. до н.э.), известный нам как Катон Старший. Он стал автором исторически важного трактата по сельскому хозяйству, который носит название «Земледелие». Он считал земледелие и сельское хозяйство единственно правильным занятием, которое неотвратимо несет пользу, выгоду и даже облагораживает человека.

Эпоха III—II веков до н.э. является переходной для Рима, когда римское государство начинает превращаться в мировую державу. Приток рабов резко возрастает в результате успешных войн, но свободные земледельцы (крестьяне) еще не вытеснены окончательно крупными рабовладельческими имениями. С распространением рабства и усилением эксплуатации рабов затраты на производство продукции в имениях снижались, и мелкие свободные землевладельцы все активнее вытеснялись с рынка. Не выдерживая конкуренции, они разорялись и пополняли ряды армии. Армия становилась менее профессиональной, что привело к уменьшению притока рабочей силы – рабов, и вызвало усиление эксплуатации труда рабов.

Вследствие усиления эксплуатации рабского труда и разорения свободных землевладельцев обострились классовые противоречия. Попытка приостановить развитие кризисных явлений во второй половине II в. до н. э. была предпринята братьями Гракхами – Тиберием (163-132 гг. до н.э.) и Гаем (153-121 гг. до н.э.). Они выдвинули проект аграрной реформы, в ходе которой предполагали ограничить размер частных земельных владений 250 га, а все земли сверх установленного максимума вернуть обнищавшим свободным крестьянам. По проекту реформы, каждый обедневший гражданин должен был получить 7 га земли на правах наследственной аренды. Таким образом, Гракхи пытались сделать мелкое хозяйство свободных крестьян основой экономической системы страны в то время, когда уже утвердилось крупное рабовладельческое хозяйство, с которым крестьяне не могли конкурировать. Однако реформаторы были убиты, а их преобразования постепенно ликвидированы.

Попытки выхода из кризиса рабовладельческой системы эксплуатации привели к увеличению внимания к вопросам повышения доходности хозяйств. Свое отражение данные вопросы нашли в работе римского экономиста и писателя Марка Теренция Варрона (116 - 27 гг. до н.э.). В своем трактате «О сельском хозяйстве» М. Варрон затронул вопросы эффективности использования рабочей силы на тех или иных работах, условий воспроизводства рабочей силы. Он был сторонником ведения хозяйства основанного на больших расходах средств, в то время как Катон, в своих рационализаторских мероприятиях делал ставку на непосредственную чрезмерную эксплуатацию раба.

Наиболее полное отражение вопросы сельского хозяйства получили отражение в трудах римского писателя и агронома Луция Юния Колумеллы (I в. н. э.). Из 12 книг написанных им наибольшую известность приобрел обширный трактат «О сельском хозяйстве», в котором он предложил систему мер направленных на перестройку рабовладельческого хозяйства. Будучи агрономом, Колумелла считал использование интенсивных методов земледелия выходом из положения вызванного оскудением земель, выступал за рационализацию сельского хозяйства на основе введения научных достижений того времени. Колумела разработал систему искусственного удобрения почвы и выступил за проведение агротехнических мероприятий по всей стране. Как и Варрон, он считал целесообразным материальное поощрение рабов, предложив дополнительно реорганизовать труд рабов на основе его специализации.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.236.13 (0.014 с.)