Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кривые безразличия и их экономический анализ

Поиск

В соответствии с теорией ординалистов потребителям необходимо сделать выбор между наборами благ. Таких наборов может быть какое угодно количество. При этом потребитель ограничен либо ценами, либо доходами.

При анализе используется графический метод, путём построения кривых безразличия.

Наборы потребительских благ.

Таблица 3.

Одежда (ед.)            
Продукты питания (ед.)            

Рисунок 19. Кривые безразличия потребителя. Рисунок 20. Семейство кривых безразличия.

 

Кривая безразличия показывает различные комбинации двух благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя. Перемещаясь по кривой безразличия, анализируют возможные сочетания двух благ для потребителя.

Кривые безразличия имеют отрицательный наклон, выпуклый относительно начала координат. Чем выше и правее располагается кривая безразличия, тем больше удовлетворения потребителю приносят представляемые ею комбинации двух благ. Выделяют зону замещения–участок кривойбезразличия, на котором возможна эффективная замена одного блага другим. Предельная норма замещения (MRS)–количество, на которое потребление одного из двух благ должно быть увеличено (уменьшено), чтобы полностью компенсировать потребителю уменьшение (увеличение) потребления другого блага на одну дополнительную (предельную) единицу. Количества продуктов питания x и y означают, что потребитель никогда не откажется от их потребления и никогда не заменит их одно на другое благо.

Для каждой пары благ возможны различные сочетания, которые представлены множеством кривых безразличия. Эти множества называются семейством кривых безразличия, представленные на рисунке 20.

 

3.3 Линии бюджетных ограничений.
Равновесное состояние потребителя на рынке

Для определения варианта, который будет для потребителя оптимальным, карты кривых безразличия совмещают с линией бюджетных ограничений потребителя. Линия бюджетных ограничений – это линия, все точки которой показывают возможные комбинации двух экономических благ, которые может приобрести потребитель при данном бюджете и данных ценах на товары. Бюджетные ограничения иллюстрируются с помощью линии бюджетных ограничений.

Если суммарный доход – 7000 руб. в неделю, при этом 1 единица одежды стоит 700 руб., а 1 единица продуктов питания – 200 руб., то потребитель может купить либо:

Qодежды = 7000: 700 = 10 ед., либо

Qпрод. пит.= 7000: 200 = 35 ед.

Каждая точка на линии бюджетных ограничений показывает количества двух товаров, которые может купить потребитель, расходуя полностью свой бюджет. При этом цены остаются неизменными. Все варианты покупки двух товаров, которые находятся выше и правее линии бюджетных ограничений (точка А) неосуществимы, т.к. на покупку такого количества двух товаров у потребителя нет денег. Все варианты покупки двух товаров, которые находятся ниже и левее линии бюджетных ограничений (точка В) свидетельствуют о том, что потребитель не полностью расходует свой бюджет, т.е. сберегает.

Линия бюджетных ограничений может сдвигаться либо вверх и вправо (это возможно, когда растёт доход потребителя или когда снижаются цены), либо вниз и влево (когда снижается доход потребителя или растут цены).

Если линию бюджетных ограничений наложить на карту кривых безразличия, то всегда найдётся точка, в которой линия бюджетных ограничений коснётся одной из кривых безразличия. Эта точка касания будет характеризовать равновесное состояние потребителя на рынке. Равновесие потребителя на рынке означает, что потребитель максимально удовлетворил свои потребности в обоих товарах на имеющийся у него доход. При этом придельная полезность пропорциональна ценам обоих товаров.

Кривая Хикса показывает, в какой степени, изменение доходов потребителей влияет на их потребление. Если с ростом доходов пропорционально растут расходы на потребление, угол наклона кривой Хикса равен 45о(Рис.22).

Если проанализировать расходы потребителей на различные товары и их изменение при изменении доходов с помощью кривых Хикса, то получим иллюстрацию законов Энгеля (рисунок 23).

В теории, при анализе поведения потребителя различают функциональный и нефункциональный спрос. Функциональный спрос формируется под воздействием цены товара, а нефункциональный спрос формируется под воздействием нескольких эффектов.

Эффект присоединения к большинству проявляется в том, что спрос на товар начинает расти, т.к. потребители желают его приобрести потому, что он есть у других. В теории также есть эффект сноба, который заключается в том, что потребитель никогда не будет покупать товар, который есть у всех. И эффект Веблена заключается в том, что часть потребителей будет покупать товары, даже если цены растут, для того, чтобы продемонстрировать своё превосходство. Этот эффект еще называют эффектом демонстративного потребления.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 349; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.134.161 (0.006 с.)