Философия медицины, ее предмет, цели, задачи и основная проблематика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия медицины, ее предмет, цели, задачи и основная проблематика



Философия медицины, ее предмет, цели, задачи и основная проблематика

Проблемы философии медицины занимают сегодня в отечественной философской науке особое место. Процесс смены парадигм в медицинской сфере пока не завершен. Для медицины все еще не наступил звездный час признания ее некой завершенной, цельной наукой (наряду с физикой, химией, биологией и т. д.). Смене научной парадигмы, как правило, предшествует период, когда появляются такие научные результаты, которые невозможно вписать в существующую систему убеждений. В этом случае ученые обращаются «за помощью» к философии. Так, всеобщее научное признание того, что элементарные частицы участвуют во всех видах взаимодействия, побудило ученых-медиков сосредоточить свое внимание на генах и молекулах, так как многие проблемы диагностики и лечения могут решаться только на молекулярном уровне, в оборудованных по последнему слову техники клиниках. Академик РАН и РАМН А. Н. Пальцев считает, что без молекулярной медицины вXXIвеке не может быть эффективного врачевания. А для этого необходим тесный союз медицины с фундаментальными науками и философией. Философия медицины как особо специфическая форма осмысления врачевания способствует созданию и обогащению поистине бесценной сокровищницы общезначимых идей. Она призвана выполнять такие наиважнейшие социальные и интеллектуальные функции в практическом здравоохранении, как мировоззренческая, методологическая, аксиологическая и многие другие. Философия медицины имеет прямое отношение абсолютно ко всем сферам познания феномена человека (его организма, души, воли, совести и т. д.). Что же касается теоретического медицинского знания, то здесь роль философии исключительно важна, прежде всего - в сфере углубленного осмысления целостного восприятия медиками научной картины мира и человека нем. Философия всегда была органично связана с теоретической медициной двумя ключевыми функциями.

Первая функция - методологическая. Философия как бы предлагает медицине всеобщий метод научно-теоретического постижения жизни. Вторая функция - аксиологическая. Она связана с внутренней этико-смысловой и социально-нравственной установкой, данной медику как хранителю здоровья. К основным проблемам философии медицины относятся следующие:

-проблема субъекта и объекта в медицинском познании;

-связь медицины с другими явлениями культуры;

-проблема жизни и смерти;

-соотношение биологического и социального в здоровье и болезни;

-проблема понимания в медицине (медицинская герменевтика);

-проблема причинности в медицине;

-философско-этические проблемы медицины и др.

Проблема субъекта и объекта в медицине. Медицинская деятельность структурна. Ее основными компонентами являются субъект и объект. Исходя из классического определения медицины как научной и предметно-практической деятельности, направленной на сохранение здоровья, избавление от болезней и продление жизни, объектом медицины является человеческий организм в норме и патологии. В то же время человек – существо общественное, по мере развития его социальных качеств, развития системы разнообразных взаимосвязей и взаимоотношений в обществе медицинская деятельность по профилактике и лечению заболеваний обращается уже не только к конкретному человеку, но и к обществу. Это свидетельствует о расширении объекта медицины: им становятся целые коллективы, социальные общности, слои общества. Индивидуальный и общественный уровни связаны между собой диалектически: потребность в медицинской помощи носит общественный характер, но удовлетворяется она индивидуально. Кроме того, объект медицинского познания включает в себя природную среду обитания человека, различные природные явления, влияющие на состояние здоровья людей. Таким образом, объект медицины многоуровневый: индивидуальный – общественный, социальный – природный. Медицина может эффективно выполнять свои функции лишь при рассмотрении человека в его единстве с природной и социальной средой.

Субъект медицины так же сложен, как и ее объект. С одной стороны, это врач-профессионал, обладающий знаниями, умениями, навыками, опытом. Именно врач несет груз личной профессиональной, социальной, моральной ответственности за жизнь и здоровье пациента. С другой стороны, медицинская деятельность носит общественный характер. Врачебные коллективы, научно-исследовательские сообщества, медицинские службы и организации различного уровня обеспечивают уровень здоровья населения. И, наконец, сам человек в первую очередь ответствен за свое здоровье, от уровня его медицинской и общей культуры, от его умения объективно оценивать состояние своего организма во многом зависит точность постановки диагноза и успех лечения. Поэтому пациент, человек со своими психическими особенностями, моральными представлениями, уровнем культуры, образом жизни, также является субъектом медицинской деятельности.

Медицинская герменевтика. Философская герменевтика сложилась как искусство толкования текстов. В современной философии герменевтика имеет более широкое значение – как учение о понимании. Основная задача герменевтики – выработать пути достижения адекватного понимания.

В медицинской деятельности проблема понимания имеет особое значение. Во-первых, понимание как основа познавательного процесса является обязательным условием трансляции медицинских знаний из теории в практику. Во-вторых, понимание – основа диагностического процесса, оно выступает фундаментом общения между врачом и пациентом. В-третьих, понимание необходимо для распространения медицинских знаний, развития медицинской культуры общества. В-четвертых, понимание является основанием соблюдения этико-деонтологических норм в медицине.

Медицинская герменевтика рассматривает три круга проблем:

-проблема понимания медицинских текстов (эта проблема связана с появлением широкого круга научно-популярной медицинской литературы, доступной широкому кругу людей, не имеющих медицинского образования);

-проблема понимания медицинской терминологии (связана с быстрым развитием медицинской науки, появлением новых методов диагностики и лечения, новых лекарственных средств);

-проблема понимания во взаимоотношениях врача и пациента.

Этические проблемы медицины. Требования, предъявляемые к профессиональному поведению врача, составляют предмет медицинской этики. Медицинская этика изучает особенности возникновения и развития профессиональной морали медицинского работника, раскрывает нравственную ценность медицинского труда, значение нравственных принципов в исполнении профессионального долга.

Древнейший медико-этический документ – «Клятва Гиппократа», которую давали выпускники древнегреческой школы асклепиадов. В трудах Гиппократа рассматриваются проблемы взаимоотношений врача и больного, врачебной тайны, врачебной ошибки, эвтаназии. В России в развитие медицинской этики огромный вклад внесли Пирогов, Боткин, Бехтерев, Вересаев.

Одним из важнейших разделов медицинской этики является деонтология – наука о профессиональном долге врача. В ХХ в. в связи с развитием новых медицинских технологий появилась необходимость пересмотра многих принципов медицинской этики. В 70-х гг. Сформировалась новая наука – биоэтика («этика живого») – дисциплина, определяющая меру ответственности тех, кто принимает решение о выборе метода лечения и о применении в медицинской практике новых научных знаний и медицинский технологий.

 

2-3

Filio sofia (др. греч.) – любовь к мудрости, умозрение. Философия – рационально-понятийная форма познания окружающего мира. Философия – наука о всеобщем развитии природы, общества, человека и мышления. Природа Предмет философии универсальный, так как охватывает все стороны объективной реальности. Философия делится на ряд отраслей философского знания (философские науки). Структура философии: 1.Онтология – философская наука о бытие, природе, Вселенной. Обобщающий и фундаментальный характер. 2.Социальная философия – изучает общество. 3.Гносеология – учение о познании. Эпистемиология – учение о научном познании. 4.Антропология – изучает человека. 5.Логика – изучает законы мышления. 6.Этика – наука о моральных ценностях. 7.Эстетика – наука об основах прекрасного. 8.Аксиология – наука о ценностях. Существует много частных отраслей философского знания, соответствующие многообразию видов деятельности человека (философия хозяйства, философия науки, философия образования, философия права, философия религии, философия истории и др.). Впервые слово «философия» употребил древнегреческий математик, мыслитель и мистик Пифагор в VI веке до н.э. Философия изучает основы бытия, проблемы познания, назначение человека (смысложизненный вопрос в философии один из самых главных) и его положение в мире. Философия как исторически сложившаяся форма общественного сознания возникла в VII – VI вв. до н.э. одновременно в трех центрах: - Древняя Греция (западная философия) – рациональный характер; - Древний Китай (восточная философия) — иррациональный характер; - Древняя Индия (восточная философия)– иррациональный характер. Философия имеет ряд функций: 1.мировоззренческая — философия является основой мировоззрения; 2.общекультурная – история человеческой мысли, развитие интеллекта; 3.познавательная – философия является одной из основных форм познания мира; 4.аксиологическая (ценностная) – основополагающие ценности, учение о ценностях; 5.методологическая (эвристическая) – открывает новые методы. Философия – основа методологии всех наук. Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок и ценностей, характеризующих отношение человека к миру и к самому себе. Формы мировоззрения: 1.Мифологическое (Древний мир) Мифология – архаические, древние рассказы, повествования о деяниях богов и героев. Мировоззрение Древнего мира (Древний Восток, античность). Философия Древнего мира сложилась на основе мифологии как процесс рационального преодоления мифологических стереотипов (Платон строил свое учение на основе мифов). 2.Религиозное (Средние века) Религия (лат.) – связь между сверхъестественным миром и естественным (связь между Богом и человеком). Религиозное мировоззрение — основа средневековой философии. 3. Научное (Новое время) Наука – совокупность рационально-практических способов познания и освоения окружающей действительности. Научное мировоззрение базируется на достижениях естественных наук. Основа – физическая картина мира. Философии предшествовали мифология и религия. Философия предшествовала науке. Наука отделилась от философского знания в античном мире. Место философии в образовании. Философия – мета-наука. Имеет фундаментальное значение для высшего образования.

 

Методы познания в медицине.

Гиппократ утверждал, что ясное познание природы человека заимствуется не откуда-либо, а только из медицинского искусства. Специфика познания в медицине на уровне предмета познания заключается в том, что широта ее познавательных интересов простирается от молекулярного уровня морфофизиологии человека до социальных закономерностей человеческого сообщества. Она разрабатывает высокоточные приемы оперативных вмешательств(напр. на головном мозге). А в ургентных ситуациях требуется быстрое принятие эффективных мер, когда аналитически точное исследование исключено и невозможно.

Диагностическое познание по своей сути предпосылочно, а так же имеет характер выводного знания, проникающего «по ту сторону» понятий, данных измерений. Учитывая наличие в таком познании когнитивно-ценностной установки, можно утверждать, что диагностика как процесс познания содержит исследовательскую установку на выбор наиболее важных признаков и отсеивание второстепенных при их подведении под симптом. Т. е. особенностью клинического эмпирического познания является то, что оно располагает определенными методологическими предпосылками, «теоретич нагруженностью». Это предполагает, что, во-первых эмпирич клинич познание на каждом этапе опосредовано теоретич уровнем познания и, во-вторых. Что налицо зависимость значений терминов от соответствующих теорий. На которых основана применяемая методология.

Измерения в медицине являются основным инструментом познания. Измерения –это сложное теоретич, экспериментальн и практич иссл-е. Можно выделить измерение физич величин на небиологических и биологических объектах, измерение собственно медико-биологических величин, психометрию и медицинск социометрию.

Повышение наукоемкости, интенсификация, компьютеризация и рационализация совр медицины являются основой качественных изменений методов и гносеологических установок в медиц. Если до последнего времени средства для получения медиц информации лишь увеличивали кол-во данных, дополняя клинику, то теперь она открывает новые пути в иссл-ях и диагностике. Основная тенденция в этих изменениях- объективизация получаемых данных.

Таким образом, техника и технология влияют на характер самого медицинского познания нормы и патологии и на характер использования этой информации.

Конечной целью познания является истина. В оценке процесса познания. Напр. правильности диагноза, ключевая роль принадлежит практике, являющейся конечной целью и критерием истинности знания.

Здоровье и болезнь.

К клинической норме относятся все те, у кого не поставлен диагноз какого-либо заболевания. Таким образом, под клинической нормой подразумевается обширный класс функциональных состояний, где отсутствуют клинические признаки патологии. Однако здоровье, это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и способность полноценно адаптироваться к условиям окружающей среды. В этом плане здоровье можно определить как гармоническое единство всевозможных обменных процессов между организмом и окружающей средой и как результат этого согласованное течение разнообразных обменных процессов внутри самого организма, проявляющееся в оптимальной жизнедеятельности его органов и систем.

В классе патологических состояний, могут быть условно выделены преморбидные состояния (ПМ), заболевания (ЗБ) и критические состояния (КР). Имея дело преимущественно с выраженными и тяжелыми формами заболеваний, практическая медицина мало внимания уделяет самым начальным проявлениям болезни, так называемым преморбидным состояниям.

Сейчас понятие "предболезнь" в подавляющем большинстве случаев связывается с началом конкретного заболевания. Так, говорят о предраковых заболеваниях, предынфарктном состоянии, предгипертоническом состоянии. Клиницисты изучают и развивают проблему предболезни с позиций нозологического подхода. При этом основное внимание обращают на изменения в организме, которые можно рассматривать как начальное звено патогенеза определенного заболевания. Такой патогенетический подход к предболезни значительно более прогрессивен.

Клинико-физиологический анализ функционального состояния больных на разных стадиях развития заболевания позволяет не только вскрыть этиологические и патогенетические механизмы, но и определить роль внутренних и внешних факторов в снижении приспособительных возможностей организма.

В последние годы активно развивается научное направление, получившее название "валеология" (наука о здоровье). Этот термин был предложен И. И. Брехманом в 80-е годы. Сейчас это направление, ориентирующее на сохранение и укрепление здоровья, приобретает все большую значимость.

Философия медицины, ее предмет, цели, задачи и основная проблематика

Проблемы философии медицины занимают сегодня в отечественной философской науке особое место. Процесс смены парадигм в медицинской сфере пока не завершен. Для медицины все еще не наступил звездный час признания ее некой завершенной, цельной наукой (наряду с физикой, химией, биологией и т. д.). Смене научной парадигмы, как правило, предшествует период, когда появляются такие научные результаты, которые невозможно вписать в существующую систему убеждений. В этом случае ученые обращаются «за помощью» к философии. Так, всеобщее научное признание того, что элементарные частицы участвуют во всех видах взаимодействия, побудило ученых-медиков сосредоточить свое внимание на генах и молекулах, так как многие проблемы диагностики и лечения могут решаться только на молекулярном уровне, в оборудованных по последнему слову техники клиниках. Академик РАН и РАМН А. Н. Пальцев считает, что без молекулярной медицины вXXIвеке не может быть эффективного врачевания. А для этого необходим тесный союз медицины с фундаментальными науками и философией. Философия медицины как особо специфическая форма осмысления врачевания способствует созданию и обогащению поистине бесценной сокровищницы общезначимых идей. Она призвана выполнять такие наиважнейшие социальные и интеллектуальные функции в практическом здравоохранении, как мировоззренческая, методологическая, аксиологическая и многие другие. Философия медицины имеет прямое отношение абсолютно ко всем сферам познания феномена человека (его организма, души, воли, совести и т. д.). Что же касается теоретического медицинского знания, то здесь роль философии исключительно важна, прежде всего - в сфере углубленного осмысления целостного восприятия медиками научной картины мира и человека нем. Философия всегда была органично связана с теоретической медициной двумя ключевыми функциями.

Первая функция - методологическая. Философия как бы предлагает медицине всеобщий метод научно-теоретического постижения жизни. Вторая функция - аксиологическая. Она связана с внутренней этико-смысловой и социально-нравственной установкой, данной медику как хранителю здоровья. К основным проблемам философии медицины относятся следующие:

-проблема субъекта и объекта в медицинском познании;

-связь медицины с другими явлениями культуры;

-проблема жизни и смерти;

-соотношение биологического и социального в здоровье и болезни;

-проблема понимания в медицине (медицинская герменевтика);

-проблема причинности в медицине;

-философско-этические проблемы медицины и др.

Проблема субъекта и объекта в медицине. Медицинская деятельность структурна. Ее основными компонентами являются субъект и объект. Исходя из классического определения медицины как научной и предметно-практической деятельности, направленной на сохранение здоровья, избавление от болезней и продление жизни, объектом медицины является человеческий организм в норме и патологии. В то же время человек – существо общественное, по мере развития его социальных качеств, развития системы разнообразных взаимосвязей и взаимоотношений в обществе медицинская деятельность по профилактике и лечению заболеваний обращается уже не только к конкретному человеку, но и к обществу. Это свидетельствует о расширении объекта медицины: им становятся целые коллективы, социальные общности, слои общества. Индивидуальный и общественный уровни связаны между собой диалектически: потребность в медицинской помощи носит общественный характер, но удовлетворяется она индивидуально. Кроме того, объект медицинского познания включает в себя природную среду обитания человека, различные природные явления, влияющие на состояние здоровья людей. Таким образом, объект медицины многоуровневый: индивидуальный – общественный, социальный – природный. Медицина может эффективно выполнять свои функции лишь при рассмотрении человека в его единстве с природной и социальной средой.

Субъект медицины так же сложен, как и ее объект. С одной стороны, это врач-профессионал, обладающий знаниями, умениями, навыками, опытом. Именно врач несет груз личной профессиональной, социальной, моральной ответственности за жизнь и здоровье пациента. С другой стороны, медицинская деятельность носит общественный характер. Врачебные коллективы, научно-исследовательские сообщества, медицинские службы и организации различного уровня обеспечивают уровень здоровья населения. И, наконец, сам человек в первую очередь ответствен за свое здоровье, от уровня его медицинской и общей культуры, от его умения объективно оценивать состояние своего организма во многом зависит точность постановки диагноза и успех лечения. Поэтому пациент, человек со своими психическими особенностями, моральными представлениями, уровнем культуры, образом жизни, также является субъектом медицинской деятельности.

Медицинская герменевтика. Философская герменевтика сложилась как искусство толкования текстов. В современной философии герменевтика имеет более широкое значение – как учение о понимании. Основная задача герменевтики – выработать пути достижения адекватного понимания.

В медицинской деятельности проблема понимания имеет особое значение. Во-первых, понимание как основа познавательного процесса является обязательным условием трансляции медицинских знаний из теории в практику. Во-вторых, понимание – основа диагностического процесса, оно выступает фундаментом общения между врачом и пациентом. В-третьих, понимание необходимо для распространения медицинских знаний, развития медицинской культуры общества. В-четвертых, понимание является основанием соблюдения этико-деонтологических норм в медицине.

Медицинская герменевтика рассматривает три круга проблем:

-проблема понимания медицинских текстов (эта проблема связана с появлением широкого круга научно-популярной медицинской литературы, доступной широкому кругу людей, не имеющих медицинского образования);

-проблема понимания медицинской терминологии (связана с быстрым развитием медицинской науки, появлением новых методов диагностики и лечения, новых лекарственных средств);

-проблема понимания во взаимоотношениях врача и пациента.

Этические проблемы медицины. Требования, предъявляемые к профессиональному поведению врача, составляют предмет медицинской этики. Медицинская этика изучает особенности возникновения и развития профессиональной морали медицинского работника, раскрывает нравственную ценность медицинского труда, значение нравственных принципов в исполнении профессионального долга.

Древнейший медико-этический документ – «Клятва Гиппократа», которую давали выпускники древнегреческой школы асклепиадов. В трудах Гиппократа рассматриваются проблемы взаимоотношений врача и больного, врачебной тайны, врачебной ошибки, эвтаназии. В России в развитие медицинской этики огромный вклад внесли Пирогов, Боткин, Бехтерев, Вересаев.

Одним из важнейших разделов медицинской этики является деонтология – наука о профессиональном долге врача. В ХХ в. в связи с развитием новых медицинских технологий появилась необходимость пересмотра многих принципов медицинской этики. В 70-х гг. Сформировалась новая наука – биоэтика («этика живого») – дисциплина, определяющая меру ответственности тех, кто принимает решение о выборе метода лечения и о применении в медицинской практике новых научных знаний и медицинский технологий.

 

2-3

Filio sofia (др. греч.) – любовь к мудрости, умозрение. Философия – рационально-понятийная форма познания окружающего мира. Философия – наука о всеобщем развитии природы, общества, человека и мышления. Природа Предмет философии универсальный, так как охватывает все стороны объективной реальности. Философия делится на ряд отраслей философского знания (философские науки). Структура философии: 1.Онтология – философская наука о бытие, природе, Вселенной. Обобщающий и фундаментальный характер. 2.Социальная философия – изучает общество. 3.Гносеология – учение о познании. Эпистемиология – учение о научном познании. 4.Антропология – изучает человека. 5.Логика – изучает законы мышления. 6.Этика – наука о моральных ценностях. 7.Эстетика – наука об основах прекрасного. 8.Аксиология – наука о ценностях. Существует много частных отраслей философского знания, соответствующие многообразию видов деятельности человека (философия хозяйства, философия науки, философия образования, философия права, философия религии, философия истории и др.). Впервые слово «философия» употребил древнегреческий математик, мыслитель и мистик Пифагор в VI веке до н.э. Философия изучает основы бытия, проблемы познания, назначение человека (смысложизненный вопрос в философии один из самых главных) и его положение в мире. Философия как исторически сложившаяся форма общественного сознания возникла в VII – VI вв. до н.э. одновременно в трех центрах: - Древняя Греция (западная философия) – рациональный характер; - Древний Китай (восточная философия) — иррациональный характер; - Древняя Индия (восточная философия)– иррациональный характер. Философия имеет ряд функций: 1.мировоззренческая — философия является основой мировоззрения; 2.общекультурная – история человеческой мысли, развитие интеллекта; 3.познавательная – философия является одной из основных форм познания мира; 4.аксиологическая (ценностная) – основополагающие ценности, учение о ценностях; 5.методологическая (эвристическая) – открывает новые методы. Философия – основа методологии всех наук. Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок и ценностей, характеризующих отношение человека к миру и к самому себе. Формы мировоззрения: 1.Мифологическое (Древний мир) Мифология – архаические, древние рассказы, повествования о деяниях богов и героев. Мировоззрение Древнего мира (Древний Восток, античность). Философия Древнего мира сложилась на основе мифологии как процесс рационального преодоления мифологических стереотипов (Платон строил свое учение на основе мифов). 2.Религиозное (Средние века) Религия (лат.) – связь между сверхъестественным миром и естественным (связь между Богом и человеком). Религиозное мировоззрение — основа средневековой философии. 3. Научное (Новое время) Наука – совокупность рационально-практических способов познания и освоения окружающей действительности. Научное мировоззрение базируется на достижениях естественных наук. Основа – физическая картина мира. Философии предшествовали мифология и религия. Философия предшествовала науке. Наука отделилась от философского знания в античном мире. Место философии в образовании. Философия – мета-наука. Имеет фундаментальное значение для высшего образования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2495; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.41.214 (0.026 с.)