Диалектика социального и биологического в природе человека. Социально-биологическая обусловленность здоровья и болезни человека. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диалектика социального и биологического в природе человека. Социально-биологическая обусловленность здоровья и болезни человека.



В современной научной концепции человек рассматривается, как биопсихосоциальное существо. Человек – живая система, представляющая собой единство физического и духовного, природного и социального. Будучи животным, человек обладает теми же органами чувств, системами (кровеносной, мышечной и т.д.) Как существо социальное, человек развивает такие виды деятельности как труд, сознание, речь. Как живой организм, человек включен в природную связь явлений и подчиняется биологическим закономерностям. На уровне же сознательной деятельности человек живет в окружающем его социуме и подчиняется его законам.

В ходе дискуссии о соотношении биологического и социального в человеке высказывается широкий спектр мнений, заключенных между двумя полюсами: концепциями человека, которые принято называть биологизаторскими, или натуралистическими, сторонники которых абсолютизируют роль естественных, биологических начал в человеке, и социологизаторскими концепциями, в которых человек представлен как всего лишь слепок с окружающих его социальных отношений, их пассивное порождение. Конечно, в законченном виде такие полярные точки зрения высказываются нечасто, однако многие трактовки человека при рассмотрении соотношения в нем биологического и социального тяготеют к одному из этих полюсов.

Первая крайность: сведение человека к животному, плотскому началу (З. Фрейд). Психоаналитическая философия по своим методологическим установкам и принципам представляет собой характерную и распространенную форму биологистского подхода к общественным явлениям. Современные разновидности психоанализа, или фрейдизма, представляют собой антропологистскую трактовку человека, согласно которой определяющими факторами его поведения (а также культурно-исторического процесса в целом) являются коренящиеся в самой человеческой природе и не подвергающиеся историческому изменению инстинктивные силы и побуждения.

Согласно фрейдизму, структура личности включает три компонента. Это область бессознательного, или оно, — самое глубокое основание естественно-инстинктивных влечений, включающих в себя, прежде всего эрос, или инстинкт жизни, и его протагониста — инстинкт разрушения и смерти танатос. Далее, это сознательный компонент психики, собственно Я, которое пытается согласовать бессознательные влечения человека с требованиями внешней среды, общества. Наконец, это интериоризированные требования общества, обретающие форму совести, моральной цензуры, ценностных норм,— так называемое сверх-Я.

Бессознательное, согласно фрейдизму, является ведущим и асоциальным началом. Психоаналитики считают, что с точки зрения современной биологии оно должно быть отнесено к генотипу, поскольку в основе своей является наследуемым комплексом инстинктов. В силу этого оно не поддается преобразованию под воздействием социальных факторов. Напротив, оно автономно и само является ведущим фактором человеческого поведения.

Вторая крайность: подчеркивается значение общественного, социального в человеке и недооценка и игнорирование биологических основ существования человека, объяснение биологических особенностей социальными причинами: акселерация, неполноценные дети, влияние радиации на гены.

К биологизаторским концепциям относится расизм, который, как уже говорилось, исходит из того, что в главном, существенном, природа человека определяется его расовой принадлежностью. Подобно расизму, дискредитировало себя другое биологизаторское течение — социал-дарвинизм, довольно влиятельный в конце прошлого и начале нынешнего века. Его сторонники пытались объяснить явления общественной жизни (такие, например, как борьба классов), опираясь на учение Дарвина о естественном отборе и эволюции (так, они делали вывод о том, что представители высших классов занимают ведущее место в обществе, поскольку наиболее высоко развиты).

Как известно, истина находится где-то посеридине, таким образом, человек – существо биосоциальное.

Как биосоциальное существо, человек испытывает на себе взаимодействие генетической и социальной программ.

Биологическое представлено в человеке индивидуальностью (более консервативно), а социальное – обществом (постоянно изменяется, прогрессирует). Общество настолько является стабильным, насколько ему удается сохранять равновесие между индивидуальным и социальным.

 

Это проблема включает такие вопросы, как социальная обусловленность филогенетического и онтогенетического развития человека, влияние социального фактора на адаптацию и экологию организма человека, на морфологию, физиологию, генетику и биохимию, на жизнедеятельность в норме и при патологии. Для медицины не менее важным является изучение зависимости перечисленных выше изменений отобраза жизни человека, условий труда, культуры, информационней окружения, всех макро- и микросоциальных факторов.

Важной стороной социально-биологической проблемы становиться вопрос о развитии, изменении человека в современных условиях изменяется ли сейчас эволюционно человек? Современная генетика человека и антропология в основном исходят из того, что в генотипическом, видовом отношении человек не изменяется. Он пребывает в сформировавшихся рамках вида homosapiens. Макроэволюция у человека, т.е. возможность возникновения нового вида исчезла, антропогенез в своем развитии остановился, а видhomosapiensнаходится в стабилизированном состоянии.

Эволюция человека происходит на всем протяжении его существования. Но она относится к социальной стороне его жизни. Что же касается биологической эволюции человека, то с тех пор, как он выделился из животного мира, она перестала иметь, по крайней мере, решающее значение. Даже люди с ослабленным здоровьем благодаря успехам медицины могут принимать активное участие в жизни общества. Сила естественного отбора в социальном мире все более ослабевает, так как социальные институты, здравоохранение постоянно сглаживают влияние индивидуальной биологической изменчивости.

С возникновением человека и общества генетическая информация утрачивает свое главенствующее значение в жизнедеятельности вида человек. Она заменяется социальной информацией.

Фенотип определяется взаимодействием организма с условиями среды, в которых протекает его развитие. Адаптация человека осуществляется под влиянием двух программ наследования — биологической и социальной.

Исключение составляют некоторые признаки, касающиеся биологии организма, которые не поддаются влиянию среды, например, группа крови, отпечатки пальцев, структура самого генотипа.

На сегодняшний день господствующей точкой зрения можно считать ту, которая утверждает, что наследуются не сами способности как таковые, а лишь их задатки, которые в большей или меньшей степени могут проявляться в условиях среды. Генетическим материалом у человека, как и у других млекопитающих, является ДНК, которая находится в хромосомах.

Генетический потенциал человека ограничен во времени, причем достаточно жестко. Если пропустить срок ранней социализации, этот потенциал не успевает реализоваться и угасает. Ярким примером этого могут служить многочисленные случаи, когда младенцы, силой обстоятельств попавшие в джунгли, проводили среди зверей несколько лет. После возвращения их в человеческое сообщество они не могли уже в полной мере наверстать упущенное, не смогли овладеть речью, приобрести достаточно сложные навыки человеческой деятельности, у них плохо развивались человеческие психические функции. Это свидетельствует о том, что характерные черты человеческого поведения и деятельности приобретаются только через социальное наследование, через передачу социальной программы в процессе воспитания и обучения.

Для понимания роли наследственности и среды в онтогенезе человека важное значение имеют такие понятия, как генотип и фенотип. Генотип — это наследственная основа организма, совокупность генов, локализованных в его хромосомах; это та генетическая конституция, которую организм получает от своих родителей. Фенотип — это совокупность всех свойств и между собой. Однако ведущая роль в этом процессе отводится генам. Они оказываются конечными причинами многих человеческихпоступков. Поэтому человек выступает на самом деле объектом биологического знания.

Изучение важнейших физиологических и психосоматических проявлений жизнедеятельности человека в настоящее время происходит в условиях постоянно нарастающего противоречия между биологическими и социальными факторами, возникновения и усиления так называемой социально-биологической аритмии. Если биология и психофизиология человека по-прежнему остаются относительно устойчивым, консервативным началом, то его производственное, социально-экономическое, экологическое и информационное окружение изменяется нарастающими темпами и за весьма короткий промежуток времени. На протяжении всей эволюции животных сильный эмоциональный эффект всегда сопровождался активными физическими действиями. Ныне за отсутствие такой разрядки человек расплачивается выделением в организме катехоламинов, спазмами сосудов, нарушениями в кровообращении сосудов сердца и мозга. Все это оказывается благоприятной предпосылкой для возникновения сердечно-сосудистых заболеваний и их роста. Технический прогресс вызвал к жизни массу новых факторов (химические вещества, различные виды радиации и др.), перед которыми человек как представитель биологического вида оказался практически беззащитен. У него нет эволюционно выработанных механизмов защиты от воздействия тех факторов, с которыми он раньше не встречался. Серьезные требования к адаптационным возможностям человека предъявляет его «экологическая экспансия», т.е. освоение им неблагоприятных климатических зон, космического пространства, а в перспективе и дна мирового океана. Перестройку испытывает также аппарат психоэмоциональной адаптации. Здесь особое значение приобретают моторизация современного производства и быта, насыщение жизни техникой, шум, ускорение ритмов жизни, резкое увеличение числа межличностных контактов.

Существенное значение для здоровья населения имеет изменение образа жизни. Роль этого фактора особенно отчетливо выявляется в детском и пожилом возрасте. В частности, длительное пребывание в искусственной среде жилища способствует частым ангине, острым респираторным заболеваниям у детей, что может привести к ревматизму, хроническим легочным болезням и др. Не менее показательно влияние малоподвижного образа жизни на здоровье людей, особенно если ограничение мышечной активности произошло резко (например, в результате ухода на пенсию). Известно также, что у служащих инфаркт миокарда встречается в 2-3 раза чаще, чем у занятых физическим трудом.

 

 

((В современной научной концепции человек рассматривается, как биопсихосоциальное существо. Человек – живая система, представляющая собой единство физического и духовного, природного и социального. Как живой организм, человек включен в природную связь явлений и подчиняется биологическим закономерностям. На уровне же сознательной деятельности человек живет в окружающем его социуме и подчиняется его законам.

Проблема здоровья человека является одной из самых сложных и актуальных. В настоящее время здоровье и болезнь человека считаются обусловленными совокупностью биологических и социальных факторов.

В древности основное значение в развитии болезни придавали биологическим факторам (например, в Древней Греции считалось, что болезнь человека связана с нарушением равновесия в теле человека четырех субстанций: крови, слизи, желтой и черной желчи).

Позже появились представления о том, что состояние здоровья или болезни во многом зависит от социальных факторов. Например, Ламетри связывал здоровье с «хорошим телосложением», но указывал также на важность «счастья человека» (что, несомненно, обуславливается социальными факторами). По его же мнению, здоровье человека может изменяться в зависимости от воспитания.

В настоящее время считается, что здоровье человека определяется одновременно

· генетико-биологическими факторами;

· состоянием окружающей среды, социально-экономическими факторами, особенностями труда, отдыха, образа жизни;

· а также социально-психологическими факторами взаимодействий между отдельными индивидами.

Таким образом, здоровье человека представляет собой целостное состояние его жизнедеятельности, обусловленное совокупным действием как биологических, так и социальных детерминант. При этом социальным факторам (таким, как, например, образ жизни) придают ведущее значение.))

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2031; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.238.76 (0.012 с.)