Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исторические и теоретические предпосылки формирования культуры социального страхованияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Теоретические и институциональные основы социального страхования сформировались под влиянием социально-философских доктрин естественного, позитивного и публичного права, солидарности, правового государства, гражданского общества, субсидиарное, социальных установок церкви и позиций международных специализированных организаций в сфере социальной защиты (социального обеспечения). Теоретические положения концепции естественных (прирожденных, неотчуждаемых, неотменяемых) прав были разработаны английским ученым Д. Локком и развиты философами французской и немецкой школ - Вольтером, Монтескье, Руссо, Дидро, Кантом, Фихте и Гегелем. В ее основе лежат представления о необходимости содействия в улучшении условий жизни на началах социальной справедливости, равенства и законодательных гарантий свободы. Сильная сторона положений естественного права состоит в том, что они опираются на морально-этические и религиозно-философские ценности, способствуют интеграции знаний об отдельных сторонах жизнедеятельности людей в универсальные конструкции организации общественной жизни, позволяют избегать чрезмерной дифференциации и авторизации научных школ и теорий. В соответствии с естественным правом неотъемлемые права человека на жизнь, свободу, личную безопасность, собственность считаются принадлежащими ему изначально и безусловно. Каждый из людей уже фактом своего рождения наделён этими правами. И никто не вправе посягать на них, отнимать их у него - ни другие сограждане, ни общество, ни государство. Постулаты естественного права таким образом несут в своей основе защитную функцию по отношению к личности, призваны оградить «правовое поле личности» с помощью юридических прав и свобод, в которое никто не должен вторгаться, а помимо этого предусматривают наложение на другие субъекты права (и прежде всего на государство) правовых ограничений, не позволяющих им чрезмерно вмешиваться в жизнь человека. В нормативно-ценностных координатах естественного права личность и общность людей представляют собой равновеликие и равноценные субъекты. Человек здесь выступает не «винтиком» социального механизма, а автономным субъектом, обладающим суверенной волей, позволяющей ему свободно и по своему усмотрению принимать решения и тем самым быть в полной мере ответственным за последствия своих предпочтений. Идеи гармонично организованной социальной жизни требуют своего воплощения на основе принципов социальной справедливости, нахождения соответствия между ролью тех или иных индивидов, социальных групп в жизни общества и их социальным положением; между их правами и обязанностями; трудом и вознаграждением, общественным признанием. Несоответствие в этих отношениях оценивается как социальная несправедливость. Принцип социальной справедливости реализуется в формах организации и распределения труда, его результатов, регулировании трудовых и социальных процессов. При этом, социальная справедливость рассматривается не с позиции уравнительности, хотя зачастую признается, что она содержит в себе компонент материального обеспечения социальных гарантий, а с точки зрения создания возможностей равного доступа к благам, необходимым для развития способностей человека и его достойного существования. Концепция социальной справедливости сочетает в себе, с одной стороны, аргументы по обеспечению условий для развития человеческой личности, а с другой опирается на положения, раскрывающие естественную связь между мерой участия в производственном процессе и мерой распределения результатов труда. Доктрина естественного права сформировалась во многом под влиянием опыта особого рода - негативного опыта человеческой истории по устройству социальной жизни, для которой характерными чертами всегда были (и зачастую остаются в настоящее время) унижение, бесправие, насилие, подневольный труд, т.е. то состояние, в котором не должен пребывать человек (нищеты, голода, различных форм тирании). В этой связи исходный смысл концепции прав человека, с позиций социальной защиты, заключается в реализации защитных функций государства и структур гражданского общества по обеспечению достойных условий существования граждан. Задача заключается не в достижении несбыточных прогрессистских целей по построению «рая на земле», а обеспечения возможных, в соответствии со структурами и ресурсами каждого государства, таких материальных и социальных условий жизнедеятельности, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и насилия32. Установки права на свободу, равенство и собственность обосновали, что совместный (коллективный) труд порождает право совместной собственности трудящихся на продукт своего труда, распределение которого должно быть урегулировано, что, в свою очередь, означает право на социальное обеспечение, в том числе на такую его правовую форму как социальное страхование. В дальнейшем эти базовые социальные права нашли отражение в позитивном и публичном, прежде всего, в конституционном праве, в которых получили обоснование и законодательное закрепление реальные масштабы обеспечения прав личности при наступлении социальных рисков материальной необеспеченности в случае старости, инвалидности, потери кормильца. Родоначальниками теории современного правового позитивизма считаются английские ученые Гоббс и Бентам. Естественные законы Гоббс рассматривал с позиции моральных норм, которые могут выступать лишь в качестве ориентиров по организации общественного устройства на принципах справедливости и согласия. Они становятся действительно законами лишь по установлению государства, ибо тогда они - приказания последнего, а потому также и гражданские законы, в силу того что верховная власть обязывает людей повиноваться им [8, с. 207]. Бентам в теорию правового позитивизма внес понимание важности усиления роли государства и гражданского общества в реализации позитивного закона. Он считал необходимым наделение государства многими социальными полномочиями, отсутствующими или только начавшими складываться в Англии первой трети XIX в.: помощь бедным, забота о воспитании и образовании низших слоев общества, контроль над торговлей и промышленностью. Выступая поборником законодательной деятельности в целях улучшения жизни общества, он создал повод для многих реформ, которые были осуществлены в Англии в период между 1830-1850 гг. Можно отметить, что идеи Гоббса и Бентама во многом использовал Беверидж в 40-50-х годах XX столетия, когда разрабатывал концепцию всеобщего социального страхования для Англии.
(32 Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека, принятой в 1948 г., в статье 22 признала, что «каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение», а в статье 25 провозглашает: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам».) Последующее развитие понимания места прав и свобод граждан получило в концепции правового государства. Ее истоки уходят в просветительские и либеральные идеи XVIII и XIX веков, особенно в социальную философию Канта и Гегеля. Основы теории правового государства разработаны Р. Иерингом, Г. Еллинеком, М. Вебером. Общая идея, одухотворяющая учение о правовом государстве, - это идея равенства всех граждан перед законом, что позволяет достигать гармонических общественных отношений и, прежде всего, отношений личности и государства на основе сочетания принципов индивидуализма (свободы) и равенства. Концепция правового государства оказала сильное влияние на развитие института социального страхования. Она поставила и помогла решить ряд организационных, правовых и экономических задач по определению роли государства, основных социальных субъектов (работодателей и работников) и их профессиональных групп по обеспечению социальной защиты трудозанятого населения. По международным нормам3 государство, помимо принятия законодательных актов, несет общую ответственность за руководство системой социального обеспечения.
(3 В их число входят в первую очередь документы ООН и международных специализированных организаций • Международной организации труда (МОТ), Международной ассоциации социального обеспечения (МАСО) и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).) Фундаментальной («материково-почвенной») основой, из которой произросли многие идеи и механизмы социального страхования, явилась доктрина и реальная практика становления гражданского общества в странах Европы. Несущими, структурообразующими элементами зарождения и развития структур гражданского общества были: • свободное развитие личности - личная безопасность и свобода от посягательств на свободу человека с чьей-либо стороны; право на частную собственность и частную жизнь; свободно-договорные отношения между индивидами, индивидами и различными сообществами, признание индивидуальных различий и уважение к другому человеку; • свободное развитие различных групп, структур и объединений людей - с помощью механизмов самоорганизации общества на принципах самоуправления, взаимопомощи, солидарности, справедливости, профессиональной и групповой чести. Практическим воплощением принципов солидарности и взаимопомощи были кассы взаимопомощи цехов и гильдий, которые в средневековой Европе служили одним из основных институтов социальной защиты в случае болезни, инвалидности или смерти. Каждый участник данных корпоративных организаций обязан был вносить членские взносы в данные кассы, целевое предназначение которых состояло в оказании помощи своим пострадавшим членам из-за несчастных случаев (в случае смерти помощь оказывалась семье погибшего) и болезни. Во многом на процессы становления структур гражданского общества, которые появились в странах Европы в XI веке, благоприятно повлиял комплекс причин: • опыт организации общественной жизни в античных городах-полисах и городах-республиках; наследие римского права с его краеугольным понятием частной собственности; идеи христианства о свободе человека, как высшей ценности, которую на протяжении многих столетий провозглашала католическая церковь, а впоследствии и движения протестантов в Германии, Англии пытались воплотить в жизнь с помощью общин верующих, городских коммун и гильдий; • философско-правовые концепции Канта и Гегеля о правовом порядке и правовом государстве. Наложение этих культурных традиций друг на друга позволило возникнуть и получить свое развитие в реальной жизни различным формам общежития - гильдий, различного рода цехов (профессионально-трудовые аспекты взаимопомощи, самоуправления и групповые формы солидарной поддержки), городов-государств (социальная помощь, самоуправление, определенные правовые гарантии гражданам). При том следует отметить диалектическое единство и положительное взаимовлияние на развитие личности и группы (как формы, под защитой которой происходила социализация личности). Морально-этические социальные нормы церкви по организации человеческого общежития служили основой различных религиозных форм социальной помощи обездоленным слоям населения. Понятие солидарности в ее христианской семантике коренилось в представлениях о любви к ближнему, об общем божественном происхождении всех людей, равенства всех людей перед их Творцом, а значит, неотъемлемости человеческого достоинства и обязанности всех граждан его защищать. В этом религиозном толковании солидарность трактуется как сочувствие к ближнему, личной и общественной ответственности за его судьбу. Солидарные формы социальной помощи, организуемые церковными общинами, находили практическое воплощение в благотворительности, приемных домах для одиноких больных и престарелых. Влияние морально-этических религиозных представлений на необходимость солидарной помощи нуждающимся имеет много проявлений и примеров в истории различных народов. Одним из таких примеров может служить религиозное движение протестантского характера в Англии под названием индепендентов, вызвавшего выход общеизвестного 43-го указа Елизаветы I в 1601 г. (его еще часто называют законом о бедности)4. Данный указ послужил первой законодательной основой для создания общественно организованной и систематической помощи бедным - «организации общественного призрения»5. Его нормы предписывали каждому городу и церковному приходу заботиться о нетрудоспособных и престарелых нуждающихся гражданах. Если добровольные пожертвования оказывались недостаточными для этой цели, то судьи (а впоследствии церковные старшины) имели законное право налагать «контрибуцию» на всех жителей города и членов церковного прихода, которые отказывались жертвовать сообразно со своими средствами. При этом организация социальной помощи на уровне церковных приходов позволяла легко выявлять категории нуждающихся и оказывать им адресную помощь. Данная мера послужила мощным правовым, экономическим и социальным механизмом не только по искоренению вопиющих форм нищеты, но и толчком к развитию производительных сил Англии. Но при этом многочисленные факты «отказа жертвовать сообразно со своими средствами» поставили сложные методологические вопросы при организации социальной защиты: • насколько далеко должна простираться такая солидарная ответственность? • с помощью каких критериев следует определять круг лиц, кто имеет право на получение такой солидарной помощи? 4 Следует отметить, что во многих странах континентальной Европы, в том числе в России, а позднее и в других странах социальное законодательство воспроизводило многие положения этого законодательного акта на протяжении длительного времени. 5 Призрение - понятие, которое появилось в XVII в. и имеет следующие смысловые значения: видение; благосклонное внимание, отношение, покровительство; присмотр, забота, попечение. В активной профессиональной лексике XIX столетия употребляется в виде словосочетания «общественное призрение», что означает территориальную систему помощи: призрение сирот, инвалидов и больных. • в каких правовых формах целесообразно определить ответственность субъектов, на которых возложена такая ответственность? Следует отметить, что это «вечные вопросы» в системе социальной защиты, ответы на которые каждая общественная формация и каждая страна должна давать с учетом своей специфики. С развитием капиталистических отношений, кардинальной трансформации образа жизни, связанного с урбанизацией и сокращением размера семьи, основные формы организации социальной защиты стали претерпевать существенные изменения: Утрачивают свою значимость и роль сельская община, цеха в городах и религиозные общины. На смену принципов благотворительности, общинной и цеховой помощи идеология нового класса (буржуазия) выдвигает новые принципы - самоответственность и личную предусмотрительность. Понимание того факта, что в рыночных условиях самозащита для подавляющего числа наемного труда объективно экономически невозможна, приходит постепенно. Массовое обнищание населения, неудачи в ходе экспериментов с принудительным характером в трудовых (приютных) домах Англии и общественными работами во Франции, неэффективность государственного вспомоществования, нарастание социального протеста приводят к созреванию понимания о необходимости применения форм организованной самопомощи и солидарности как единого целого. Приходит осознание, что принципы самоответственности и предусмотрительности должны рассматриваться одновременно с принципами солидарной помощи. Так, Лейбниц выдвигает при организации социальной помощи принцип обязательного взаимного вспомоществования, который, по его мнению, будет служить инструментом справедливости и позволит ограждать людей от рисков материальной необеспеченности [9, с. 336-341]. Особый вклад в формирование теоретических основ социального страхования был сделан Клавьером, который в 1788 году опубликовал «Проспект относительно введения пожизненного страхования», ставший подлинным программным манифестом для организации обществ социального страхования. В нем он отмечал отличительные черты страхования: «Пожизненное страхование приходит на помощь тому драгоценному чувству, которое связывает индивида с другими индивидами и позволяет ему выжить. Подобное страхование означает безопасность относительно несчастливых обстоятельств, и при этом оно не может повредить ни промышленности, ни индивидуальной активности» [10, с, 128]. По мнению Клавьера, страхование сближает людей, являясь, по сути, общественным квазидоговором, из чего вытекает и концептуальное положение его создания - «по установлению правительства и под его опекой и надзором». Клавьер удивительно точно предвидел социально-экономическую природу социального страхования и его отличие от других институтов защиты, когда в своей работе утверждал, что действие механизмов пожизненного страхования позволит совершенно по-иному подойти к проблеме бедности, устранив неустойчивость человеческого бытия, которая порождает несчастья. «Достижением данного общественного установления станет неизбежно сокращение масштабов нищенства. Вот почему оно должно заинтересовать всех тех людей, которые усматривают в нищенстве самое печальное из бедствий цивилизации. Именно доктрина пожизненного страхования позволяет мобилизовать достаточные ресурсы и является наиболее надежным средством для того, чтобы уменьшить масштабы этого бедствия и не допустить его разрастания в будущем» [10, с. 134-135]. Однако применение принципов организации социального страхования было востребовано практической жизни и нашло свое воплощение только через 100 лет в законах, принятых в Германии в 80-х годах XIX века, известных под именем их инициатора О. Бисмарка. Аналогичные законы об обязательном социальном страховании в конце XIX- начале XX вв. были приняты в большинстве стран Европы, а в 30-х годах XX века в США и Канаде (см. табл. 9). В разное время после второй мировой войны социальное страхование было введено во многих странах Африки, Азии и Карибского бассейна. Таблица 9 Годы принятия законов о социальном страховании и обеспечении в зарубежных странах [18, с. 69-70]
Существуют различия между той или иной национальной системой данного института защиты, однако общими для большинства из них являются следующие характеристики: • социальное страхование финансируется за счет страховых взносов, которые обычно солидарно уплачивают работодатели и работники, при возможном участии государства в форме дополнительных взносов или дотаций за счет общих налогов (см. табл. 10); • обязательное участие (по закону) работников и работодателей с некоторыми исключениями; • страховые взносы аккумулируются в специальных целевых фондах, за счет которых выплачиваются пособия и пенсии, оплачиваются услуги по лечению и реабилитации; • личные права застрахованных на пособия гарантируются наличием учета страховых взносов без какой-либо проверки доходов или нуждаемости; • размер страховых взносов, как правило, увязан с величиной заработной платы застрахованного: ставки страховых взносов устанавливаются в процентах от всего фонда заработной платы, либо от фонда заработной платы с некоторой корректировкой (установление пределов заработной платы); • страхование от трудового увечья обычно полностью финансируется за счет взносов работодателя; • взносы на социальное страхование во всех странах включаются в издержки производства. Таблица 10 Удельный вес отдельных источников в финансировании социальной защиты в отдельных странах в 1988 г., в % (19, с. 36,37)
В 1991 г. общая сумма взносов работодателя и работника в западноевропейских странах изменялась от 7 % (от фонда заработной платы) в Великобритании до 58,6 % в Италии. При этом для работодателей эта величина колебалась от 5 % до 50 %, а для работника от 0%до 18,6 % (см. табл. 11). В 1995 г. по сравнению с 1991 г. совокупные ставки страховых взносов увеличились для работодателей в 8 странах, для работников - в 11 странах, уменьшились в 7 странах и в 1 стране, остались неизменными соответственно в 2 и 3 странах. Средняя ставка страховых взносов по 17 странам Европы составила в 1995 г. для работодателей 22,2 %, а для работников - 10,8%. Таблица 11 Совокупные ставки страховых тарифов по обязательному социальному страхованию в различных странах, в % к размеру оплаты труда [20, с. 26]
Вывод из европейской истории при этом состоит в том, что эффективные механизмы групповой солидарности и взаимопомощи могут созреть при наличии различных взаимодополняющих структур гражданского общества (гильдии, цехи, городское самоуправление, церковные общины, профессиональные союзы и ассоциации по интересам, научные школы). Социально-философская доктрина субсидиарности (от слова субсидии), или как еще ее называют оптимальной поддержки, тесно связана с доктринами естественных прав человека и правового государства, а предметом ее рассмотрения служит распределение компетенции и властных полномочий между органами государственной власти и структурами гражданского общества. Истоки зарождения и формирования данной доктрины связывают с философией персонализма (Н. Бердяев, Л. Шестов, Б. Боун, Дж. Ройс и др.), концепциями универсалистского государства и гражданского общества. В середине XIX века идеи субсидиарности были использованы фон Кеттелером в практическом плане, когда определялись основы устройства европейских государств - Германии и Швейцарии. В конце XIX - начале XX вв. идеи субсидиарности были развиты учеными-католиками в триаде индивидуум-общество-государство, в которой высшей ценностью и самодостаточностью обладает индивидуум. Общество и государство, по их мнению, существует только благодаря человеку и для человека. Права и свободы личности при этом являются источником всех прав и обязанностей государства и гражданского общества. Исходя из данного постулата в рамках доктрины субсидиарности ставится и решается ряд взаимосвязанных вопросов по организации оптимальной поддержки членов общества,позволяющие находить ответы на вопросы: • каковы допустимые рамки вмешательства общества и государства в личную жизнь индивидуума; • каков оптимальный объем опеки государства по отношению к общественным структурам, к семье и личности; • каковы механизмы обеспечения права на самоответственность личности и общественных структур, касающихся возможности самостоятельно выполнять задачи и функции жизнеобеспечения. Еще одной доктриной, оказавшей существенное влияние на формирование института социального страхования, является теория солидарности (солидаризма),к числу основоположников которой относят О. Конта, Л. Дюги, Л. Буржуа и Э. Дюркгейма. Согласно их теоретических разработок эволюционный процесс по мере его развития характеризовался преобладанием в становлении человеческого сообщества интегрирующего начала, усилением потребности во взаимопомощи индивидов, к формированию на этой основе коллектива, солидарных групп взаимоподержки. Социализация общества протекает в русле усиления природно-обусловленных социальных качеств человека (сострадание, сопереживание, сопричастность) как антитеза асоциальным его характеристикам (обособлению, агрессивности, враждебности). При этом солидарность в обществе в значительной степени определяется взаимосвязью различных этапов человеческого труда (О. Конт), а также разделением и кооперацией труда (Э. Дюркгейм), которые влекут для членов социальной группы, I в силу общественных потребностей и интересов, моральные! обязательства не только не вредить другим, но и оказывать им содействие. В одной из основных своих работ «О разделении общественного труда» Э. Дюркгейм ставит цель: доказать, что, вопреки некоторым теориям, разделение общественного труда обеспечивает социальную солидарность или, другими словами, выполняет интегрирующую функцию с помощью социализации и объединения обществ. Для обоснования этого положения Э. Дюркгейм в своих теоретических построениях увязывает в единое целое: формы организации труда, типы обществ и связующие их виды солидарности [11]. Общество, в котором каждый индивид выполняет специальную функцию в соответствии с разделением общественного труда, напоминает живой организм, и Дюркгейм называет новый тип связей между индивидами, создаваемый разделением труда, органической солидарностью. Чувство органической связи с обществом возникает из сознания взаимной зависимости профессиональных функций индивидов. При этом, если в архаических («сегментарных») обществах социальная солидарность основана на полном растворении индивидуальных сознаний в «коллективном сознании» («механическая солидарность»), то в развитых («организованных») социальных системах она основана на автономии индивидов, разделении функций, «функциональной взаимозависимости и взаимообмене («органическая солидарность»). При этом в последнем случае «коллективное сознание» не исчезает, но становится более общим, неопределенным и действует в более ограниченной сфере [11, с. 182-206]. Одной из возможных организационных форм, которая позволяет наиболее удобно смягчать антагонистические противоречия труда и капитала, Э. Дюркгейм считает профессиональные корпорации, которые по его мнению, являются прообразом новых органов общественной солидарности [11, с. 119-149]. Привнесение идеи солидарности в проблематику обсуждения природы публичной власти, публичного и частного права привело Л. Дюги к выводам о взаимной социальной зависимости людей и вытекающей из нее социальной норме (всякий социальный акт, нарушающий социальную общежительную норму, обязательно вызывает протестную социальную реакцию), которая способствует объединению людей в общности и структуры гражданского общества [12]. Движение к свободе (новой системы прав коллективов и индивидов) согласно Л. Буржуа может быть обеспечено при условии расширения и конституционного закрепления понятий справедливости и равенства. Современные ученые (Джон Роулс, Артур Рих) относят к солидарным принципам устройства социальной жизни - социальную справедливость, следование альтруистским установкам и гуманным нормам христианской помощи, ближним. В своих теоретических разработках они убедительно аргументируют высокую значимость для общественного развития моральных ценностей. Так, в «Теории справедливости» Джон Роулс выдвигает два основополагающих принципа, на которых зиждется социальная справедливость: первый - все граждане должны обладать равными свободами; второй - экономическое неравенство оправдано только в том случае, если улучшается положение наиболее обездоленных слоев населения [16; 17]. Одной из базовых ценностей этого комплекса солидарных взаимоотношений в обществе является доверие, которое по I представлению Ф. Фукуямы выступает в качестве ключевого I понятия («trust») и условий возможного сотрудничества между § гражданами, социальными институтами и государством. Экономические и социальные успехи стран с «высоким уровнем доверия» (Японии, Германии, США и ряда других), по мнению Ф. Фукуямы, были достигнуты в условиях, когда действия государства лишь дополняли и координировали развитие структур гражданского общества, основывавшихся на принципах доверия, например, обществ взаимного страхования, кооперации и т.д. (15). Для стран с низким уровнем доверия, к которым многие отечественные и зарубежные исследователи относят и Россию (Н. Карамзин, И. Ильин, Ф. Фукуяма) характерными являются внутренняя «десоциализация общества» - неуважение к жизни и личности человека, недостаток ответственности на всех уровнях, эгоистическая клановость и корпоративизм с криминальным оттенком. Преодолеть, изжить деконструк-тивные черты и свойства характера «закрытого общества» (выражаясь словами К. Поппера) можно с помощью взращивания элементов сотрудничества и взаимодействия, например, применяя технологии социального страхования. Это связано с тем, что в арсенале средств и механизмов социального страхования имеются наиболее простые и понятные формы социальной коммуникации на уровне личностных взаимоотношений (работник - работодатель - страховая организация), которые призваны защитить человека от рисков, сопряженных с рыночной экономикой и адаптировать его к данным условиям организации хозяйственной жизни. Данные качества социального страхования позволяют достаточно быстро пройти путь самоиндетификации, осознать и оформить социальные и экономические интересы наемному персоналу и выступают для него «подготовительными классами» школы общения в сфере современных форм труда. По мере усвоения и развития культуры социального страхования (самоответственности и солидарной взаимопомощи) достигаются и цели более высокого уровня: снижение давления материальной нужды, повышение качества трудовой жизни, трансформация рутинной трудовой жизни на содержательные, творческие и социально защищенные ее формы. Доктрины прав человека, правового государства и солидарности получили свое методологическое и практическое применение и развитие в концепции социального обеспечения (социальной защиты) Международной организации труда (МОТ). В своих базовых документах - уставе, декларациях, конвенциях, рекомендациях - МОТ развила в стройную систему рекомендации по организации национальных систем социальной защиты. В их число входят: • определение целей и принципов социальной защиты; • ролевые функции государства и социальных субъектов; • определение уровней социальных гарантий; • организационные, финансовые и правовые механизмы. В круг важнейших целей социального обеспечения и, в частности, социального страхования, МОТ относит: • гарантированную и адекватную замену утраченного дохода, реализацию права на осуществление своего материального благосостояния и духовного развития в условиях свободы и достоинства, экономическую устойчивость и равные возможности6; • гарантированный и широкий доступ к службам медицинского обслуживания; • наличие гарантированных основных финансовых ресурсов. Позиция МОТ по системе социального страхования состоит в том, что по сравнению с другими методами коллективного социального обеспечения (например, социальной помощью или фирменными системами) данный институт защиты имеет такие важные преимущества, как: • вовлечение трудящихся (от которых требуется внесение взносов) материально и морально в процесс защиты их здоровья и трудоспособности; • создание специализированных (а потому и высокоэффективных) страховых учреждений, занимающихся исключительно организацией профилактики, медицинским обслуживанием и денежными выплатами, которые обеспечиваются одной и той же организацией; • гарантия определенных прав, а тем самым сохранение самоуважения делающих взносы, что защищает от произвольных решений органа, отвечающего за выплату пособий; • гарантия выплат путем выделения определенных ресурсов и распределением расходов в течение длительного периода в соответствии со страховыми расчетами. Высокий и надежный уровень социальной защиты, который достигается в социальном страховании, обеспечивается гарантиями основных финансовых ресурсов. Это подразумевает наличие усилий основных социальных субъектов (работодателей и работников) по повседневному проведению в жизнь комплекса мер, которые включают обязательное сочетание механизмов обеспечения минимального уровня пособий и механизмов возмещения утраченного заработка. Филадельфийская Декларация МОТ (1944 г.). Рекомендации об 1 обеспечении дохода (1944г.) МОТ, №67; Конвенции МОТ-102 103,121, 128, 130(6). Рекомендации о медицинском обслуживании (1944 г.), МОТ № 69.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 613; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.98 (0.016 с.) |